Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Сущность проведения массовых гуляний и праздников.



Введение.

Из далеких времен идут к нам русские народные гуляния. Массовое проведение мероприятий под открытым небом в честь какого-либо праздника сегодня превратилось в хорошую традицию.

Народные гуляния на Руси всегда сопровождались всевозможными играми, хороводами, плясками, пением, прыганием через костер и, конечно, вкусными приемами пищи. Сегодня мало что изменилось, только расширился ряд мероприятий на народных гуляньях. К основным традиционным сегодня также добавились ярмарки, на которых можно купить еду и сувениры, на народные гуляния начали приглашать фотографов и ведущих, поют как обычные люди, так и профессиональные певцы.

Обоснование выбора темы.

Не случайно с каждым днем нарастает поток массовых праздников, художественных ритуалов, новых обрядов, художественно-пропагандистских кампаний во всех регионах страны. Однако вместе с возрастанием общественного значения, массовой популярности подобных форм, все в какой-то степени более заметны отрицательные тенденции в их практической организации, отражающиеся на практику культурно-просветительной работы в целом, вызывающие негативные оценки отдельных массовых мероприятий.

Причиной возникновения шаблона, стандартности методики организации массовых праздничных форм культурно-просветительной работы является слабая изученность более конкретных социальных потребностей, вызывающих к жизни определенный праздник и создающих его уникальность. В научно-методическом осмыслении и практической организации массовых праздников сегодня обычно пользуются их собирательным образом, используют общую организационно-педагогическую методику в отсутствие учета специфики каждого более конкретного праздника и его реальной аудитории не опираются на изучение потребностей отдельных социально-демографических групп населения в том или ином массовом празднике.

Дальнейшее совершенствование воспитательного влияния массовой культурно-просветительной работы невозможно без более конкретного исследования потребности в празднике и создания на ее основе праздничного календаря трудового коллектива, села и иных социалистических регионов анализа, страны, классификации и критического осмысления идейно-политических, художественно-массовых мероприятий, посвященных тем или иным праздничным заключенным и датам в рамки единой массово-политической кампании в городе. Поэтому, данная тема и была выбрана для этой курсовой работы.

Актуальность темы.

Сегодня учреждениям культуры государством отведена большая роль в просветительском, патриотическом воспитании общества, и специальное значение приобретает проблема функционирования массовых праздников, более конкретного города, региона, села, являющихся базой формирования комплекса идейно-воспитательного влияния на широкие массы людей.

Цель исследования: изучить особенности массовых праздников как формы организации досуга населения, применимо к конкретному учреждению культуры.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Изучить историю массовых праздников;

Рассмотреть значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах;

Определить особенности массового мероприятия России;

Выявить этапы организации массовых мероприятий.

Объект исследования: массовые праздники.

 


 

Народные праздники в XIV-XVII веках.

В эпоху Возрождения городские и дворянские празднества постепенно ликвидируют монополию церкви в праздничной жизни общества. Этому способствует и изменяющееся понимание досуга, который снова начинает использоваться для просвещения и развития личности.

Именно такими были празднества Великой французской революции, когда на очень короткий срок слились воедино две праздничные линии — официальная и народная. С первых дней революции происходит сплочение и объединение широких масс мелкой и крупной буржуазии, могучий подъем классового самосознания, тотчас же проявившийся в массовых торжествах, стихийно вылившихся на улицы и площади Парижа и столь же стихийно захвативших всю территорию революционно настроенной Франции.

Эти праздники представляли собой значительный шаг вперед в истории массового праздника, корнями своими уходили в народ, хотя подчас и сохраняли несколько помпезный характер. Их методическая ценность состоит, в том, что в них впервые в полном объеме присутствовал сценарий, в котором тщательно разрабатывалось все праздничное действие. Значительно расширилась и палитра выразительных средств режиссуры праздника. Так, в качестве выразительного средства широко использовалось хоровое пение.

Главную часть всех празднеств французской революции составляли торжественные шествия народа. Однако в отличие от средневековых шествий это было тщательно продуманное и разработанное непрерывное действие с остановками и различными акциями у памятных мест революции и Парижа, с обязательным кульминационным действием, ради которого шествие и затевалось.

Подготовленное шествие и всеобщее итоговое действие превращались в гражданский акт необычайной силы.

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны.

В год свершения Великой Октябрьской социалистической революции и в грозные годы гражданской войны массовые театрализованные представления и празднества проводятся во многих городах Советской России. Эти представления и празднества, объединявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрителей, обычно назывались действами, мистериями, инсценировками.

Руководители и организаторы первых революционных празднеств стремились создать грандиозные площадные инсценировки для масс рабочих и солдат и при непосредственном участии самого народа.

Иногда площадные представления строились по мистериальному принципу, т. е. действие их охватывало тысячелетние эпохи, модернизировались или пародировались библейские легенды и т. п. Но, разумеется, ничего религиозного в этих представлениях не было. Их значение заключалось в том, что перед многотысячной толпой в обобщенных, чаще всего плакатных или символических образах — Труда, Капитала, Революции, в действиях масс выявлялся смысл великого переворота.

Казалось бы, в период коренной ломки всего старого уклада общественной жизни людей меньше всего должно было интересовать искусство: ведь «когда говорят пушки, музы молчат». Но опыт революций неоднократно опровергал этот афоризм. На решающих этапах истории искусство, в особенности массовое

площадное искусство, властно врывается в реальную жизнь, становится выразителем пафоса социальной борьбы.

Первые советские праздники унаследовали от праздников французской революции их демократичность, массовость, размах и монументальность. При этом советские праздники отличались четким политическим содержанием, высоким пафосом борьбы за торжество идей коммунизма и имели особые творческие и организационные приемы.

О большом значении, которое придавала массовым театрализованным

представлениям и праздникам молодая Советская Республика, свидетельствует тот факт, что в декрете «Об объединении театрального дела» от 26 августа 1919 года был специальный пункт о народных гуляньях, предусматривавший необходимость руководства ими и всесторонней помощи.

Заложенные в семнадцатом году основные формы массового торжества — праздничная манифестация, массовое собрание-митинг, сходка и т. д.— медленно вызревали в восемнадцатом и девятнадцатом годах. Их зрелищная обрядность, в значительной своей части сложившаяся еще в годы первой революции, постепенно изменялась и усложнялась. В эти же годы (1918—1919) устанавливаются даты важнейших революционных празднеств, так называемый «красный календарь» (Первомай, годовщина Октябрьской революции и т.д.).

Заключение.

Дворец Культуры им. Дубровских - это центр культуры и досуга жителей г.о.г. Кулебаки.

МБУК КДК «Кулебакский Дворец культуры» им. Дубровских имеет обширную концертную, репетиционную базу, благодаря чему, он имеет возможность организации праздников любого уровня, массовых гуляний и торжественных мероприятий города. А так же организовывает мероприятия межрегионального уровня.

Также, КДК занимается культурно-массовой работой, патриотическим, нравственным, эстетическим воспитанием молодежи.

 

 

 

 


 

 


Коллективом КДК проводятся культурно-массовые, театрально-зрелищные, развлекательно-познавательные, досуговые, просветительские мероприятия для всех категорий населения:

от детей дошкольного возраста до людей старшего поколения.

Каждый может найти себе занятие по душе в кружках, детской и взрослой художественной самодеятельности.


А также, ДК им. Дубровских предоставляет услуги:

по организации концертов, юбилеев, профессиональных и детских праздников

по проведению выставок-продаж и ярмарок изделий народного творчества и декоративно-прикладного искусства

по предоставлению сценических, методических, репертуарных, и музыкальных материалов.

по предоставлению в прокат сценических костюмов.

Вся работа КДК фиксируется на фото, видео. Ведутся журналы, составляются отчеты. Ведется сайт, куда постоянно вносится информация о проведенных и будущих мероприятиях. Ведутся группы в социальных сетях.
Поэтому, ДК им Дубровских ведет тесный контакт с жителями города и района, тем самым, выполняя свою задачу по творческому, нравственному, патриотическому воспитанию, формированию хорошего вкуса в театральной, музыкальной, хореографической, художественной и др. сферах.


 

Введение.

Из далеких времен идут к нам русские народные гуляния. Массовое проведение мероприятий под открытым небом в честь какого-либо праздника сегодня превратилось в хорошую традицию.

Народные гуляния на Руси всегда сопровождались всевозможными играми, хороводами, плясками, пением, прыганием через костер и, конечно, вкусными приемами пищи. Сегодня мало что изменилось, только расширился ряд мероприятий на народных гуляньях. К основным традиционным сегодня также добавились ярмарки, на которых можно купить еду и сувениры, на народные гуляния начали приглашать фотографов и ведущих, поют как обычные люди, так и профессиональные певцы.

Обоснование выбора темы.

Не случайно с каждым днем нарастает поток массовых праздников, художественных ритуалов, новых обрядов, художественно-пропагандистских кампаний во всех регионах страны. Однако вместе с возрастанием общественного значения, массовой популярности подобных форм, все в какой-то степени более заметны отрицательные тенденции в их практической организации, отражающиеся на практику культурно-просветительной работы в целом, вызывающие негативные оценки отдельных массовых мероприятий.

Причиной возникновения шаблона, стандартности методики организации массовых праздничных форм культурно-просветительной работы является слабая изученность более конкретных социальных потребностей, вызывающих к жизни определенный праздник и создающих его уникальность. В научно-методическом осмыслении и практической организации массовых праздников сегодня обычно пользуются их собирательным образом, используют общую организационно-педагогическую методику в отсутствие учета специфики каждого более конкретного праздника и его реальной аудитории не опираются на изучение потребностей отдельных социально-демографических групп населения в том или ином массовом празднике.

Дальнейшее совершенствование воспитательного влияния массовой культурно-просветительной работы невозможно без более конкретного исследования потребности в празднике и создания на ее основе праздничного календаря трудового коллектива, села и иных социалистических регионов анализа, страны, классификации и критического осмысления идейно-политических, художественно-массовых мероприятий, посвященных тем или иным праздничным заключенным и датам в рамки единой массово-политической кампании в городе. Поэтому, данная тема и была выбрана для этой курсовой работы.

Актуальность темы.

Сегодня учреждениям культуры государством отведена большая роль в просветительском, патриотическом воспитании общества, и специальное значение приобретает проблема функционирования массовых праздников, более конкретного города, региона, села, являющихся базой формирования комплекса идейно-воспитательного влияния на широкие массы людей.

Цель исследования: изучить особенности массовых праздников как формы организации досуга населения, применимо к конкретному учреждению культуры.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Изучить историю массовых праздников;

Рассмотреть значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах;

Определить особенности массового мероприятия России;

Выявить этапы организации массовых мероприятий.

Объект исследования: массовые праздники.

 


 

Глава 1. Сущность проведения массовых гуляний и праздников.

 

Праздник принято определять как противопоставленный будням отрезок времени, характеризующийся весельем и выделенный в потоке времени в воспоминание или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со областью сакрального, отмечаемый в культурной или православной традиции как институционализированное действо, обеспечивающий его участникам максимальную принадлежность к данной сфере. В отечественной культурологии (М. Бахтин, Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев) праздничность рассматривается один из видов регулирования поведения людей в формах культуры, и особая жизнедеятельность, созданная на эстетике органического существования с элементами традиции. М. Каган, анализируя человеческую жизнь, отмечает - социальная сущность праздника связана с природой его коллективного взаимодействия, и подчеркивает, последнее является зрелищем индивидуальным, определяющей сущность коллективной работы в пространстве праздника как зрелища, в котором каждый играет отведенную социальную роль. Итак, сущность праздника оказывается в одном ряду с понятиями ритуала, традиции, обряда, церемонии, игры, создающиеся образами. Ритуал (rituaiis обрядовый) - форма символического поведения человека, установленного порядком обрядовых действий. Традиция (traditio предание) – элементы социального или культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохранившиеся определенных социальных группах в течение времени. Являются определенными общественными установлениями, нормами поведения. Ценности, идеи, обычаи, духовные направления, обряды.  Обряд – народной культурологии мира является взаимосвязью символических, стереотипных общих действий, воплощающих в себе разные духовные и социальные представления, нормы и ценности, вызывающие определенные общие чувства. Церемония – это официальный акт с последовательностью действий, символизирующих значение, приуроченных к празднованию каких-либо дат. Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где смысл находится не в результате ее, а в данном процессе. Все составные части, объединенные в понятии праздника, формируют комплексный зрительный образ, отражающий сущность бытия и сопоставимый той картине действительности, которая освоена менталитетом народа. Как целостное понятие любой праздник имеет определенные цели, функции, задачи и механизмы их реализации. Праздник – это момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным (игровым) способом реализует свойственные ему общественные и культурные отношения, это время отдыха, радости, ощущения полноты жизни, веселья, время, в которое люди осознавали себя частью социума. Праздник религиозным сознанием народа воспринимался священным, противопоставленный будням - ежедневной жизни. Изначально, главной функцией праздника может быть релаксационная, которая связана с отдыхом, служащая для компенсации физических и духовных усилий в повседневной трудовой жизни. Но истинное понятие праздника шире. Каждый праздник – веха хода времени, завершение отрезков жизни, когда отмечается завершение природного цикла, происходит подведение итогов, истинная задача их – указать в порубежном моменте дорогу к обновлению. Причиной для праздника, фактором его возникновения является факт, который общество воспринимает как явление  необычной важности, на образе которого происходит формирование смысла бытия. Праздник ритуализируется: переходит из обычного или мифологизированного прошлого в праздничный смысл и не раз проводится в определенное время. Факт таким образом акцентируется, воспринимается, оценивается общественным менталитетом. Этот механизм переводит факты из повседневности в мир интенсивных эмоций, потому что массовому переживанию свойственна тенденция к усилению. Главная мотивация праздничной жизни людей обращена на конструирование условий для возникновения у людей позитивных эмоций, благодаря которым происходит укоренение главных ценностных ориентации. Праздник является своеобразным явлением коллективного творчества. В нем возникают групповые положительные настроения, переживания, благодаря которым создаются важные общественные представления, мировоззренческие устои, отражаемые в живой ткани действа. В процессе коллективного творчества в отвлеченных конкретно-чувственных образах реальности, стереотипах и кодах поведения, сформировавшихся в ходе продолжительной жизнедеятельности сообщества, путем отбора лучших примеров этнической практики строится зрелищно-игровой образ мира, несущий потенции идеального будущего. Все элементы, объединенные в контексте праздника, играют важную роль, не являются суммой отдельных явлений, а создают целостный образ, соответствующий сознанию народа. Праздничные символы, предметы и атрибуты, кроме своего практического значения, приобретают смысл символа: еда – широкое застолье как символ изобилия, культового жертвоприношения; ходьба – большой ход, танец; разговор – декламирование, тостирование, пение; одежда особая – праздничная, ритуальная, обрядовая, и т. Эти символические действования (ритуал) создают метафорическую атмосферу праздника в которой просматривается его эстетическая значимость. В атмосферу  праздника вплетается космос, среда проживания, материальные и духовные ценности, находящиеся в данный период. Богатейший материал открывается в народных праздниках, в них находят своё отражение события повседневной реалии, представления о плохом и хорошем, основоприживаются приемлемые для народа формы жизни и деятельности, сакральные и духовные ценности. Так как любой этнос может быть чрезвычайно устойчивым социумом и его история насчитывает тысячелетия, основанные на продолжительно сохраняемых традициях, являются одним из главных способов адаптации (сохранение положительных знаний опыта народа). Важным способом, осуществляющим сотворение утвердившихся в этническом сознании народа является традиция, которая является народной памятью, аккумулирующей знания прошлого, индивидуальный процесс, который многократно повторяется, тем самым преобразуется в стереотип поведения. В нём имеется информация, которая способствует нормальному жизненному тонусу сообщества в постоянно изменяющихся исторических рамках. Многие традиции имеют своё продолжение в праздниках на протяжении многих веков, которые просматриваются у народов, прошедших от племени до нации. Зачастую их смысл теряется, а ежедневное сознание не отмечает их смысловую суть: «Так поступали предки» – главное объяснение информаторов в данной ситуации. Традиция воспринимается ними с точки зрения элемента этнокультуры. Этнографы, историки считают, выявление древнего представляет научный интерес в решении проблем, связанных с этногенезом и обнажает слои древней культуры. Надо отметить, некоторые модернизируются, иные совсем исчезают. Явления повседневной жизни проходят через традиционализацию. Эти явления заслужив оценку социума, кодируются в символике и вступают как новации в концепт праздника. Историческое изменение форм неизбежно и  непрерывно, осуществляется оно как результат прямого развития традиции, так и в создании новых образов. Это изменение происходит сложно, не без конфликтов, противостояния и эксперимента, в процессе которого отходят в сторону отжившие элементы, появляются маложизненные образования. Опыт передается от поколения к поколению. Благодаря отбору, сохранению и передаче информации, которые осуществляются благодаря праздникам, реализуются свойственная им (праздникам) связующая функция. Слабо и практически не исследована сакральная функция праздника, базирующаяся на вере, задача которой в традиционной культуре является как условный, но опредмеченный в вещах и явлениях контакт со сверхчувственным, гарантируемый подлинностью чувств людей. Эта взаимосвязь стимулируется в строго регламентированных ритуалах с возвышенностью чувств и верой в правоту взаимодействия. В результате высшие силы являются основным зрителем, воспринимающим целостно функционального, развертывающегося образ празднества. Необходимо отметить, что данные этнографов подтверждают сохранение в народной памяти представлений к обращению к божественным силам, как к методу, который может помочь. Особенно находит подтверждение в календарных праздниках. Имеют место быть разные способы коммуникаций в среде верующих и бога. Для нас интересно, то что обязательным условием в праздничной коммуникации есть выраженная эстетическая функция. Красота и совершенство изображаемых эпизодов выступает главным гарантом благополучной передачей человеческих эмоций и действий переходящим за границы понимания силам. В ходе праздника, что выходит из представлений, обнаруживаются границы, разделяющие естественный и «сакральный» миры. Получается, если в повседневной жизни пространственные и реальные рамки времени строго определены  материальным миром, то во время рушатся строго определенные людей пределы, что дает им выход просторы углубленного духовного очищения. Так повышается знаковое значение предметов и явлений. Символическая конфигурация ритуалов, изначально загадочная, преобразовалась и устоялась и в качестве духовных ценностей. В ходе праздника благие силы всегда противостоят отрицательным – разрушающим, рождение – смерти, начало – концу. Можно сделать вывод, что определение функциональных особенностей праздника указывает, что в нем имеется целостная структура построения, организация материала по правилам зрелищного искусства. Художественной разновидностью праздника являются обряды, церемонии, массовые карнавалы, зрелища, народные пляски, представления, загадки, песни, причем они объединяются по законам единства тематики и сверхзадачи. В ходе анализа выявился ряд обязательных особенностей, принадлежащих празднику как многозначному явлению: расслабляющая, соединяющая, художественно-эстетическая, педагогическая, внушающая, сакральная. Существование и воплощение в конкретном празднике определенного порядка особенностей и структурирующих элементов служит основным инструментом его глубокого воздействия на эмоционально-ментальную сферу людей. Так формируются основополагающие истины, имеющие свое действие на сознательные и подсознательные психические процессы.

Именно этим объяснялся большой интерес к советским массовым празднествам и формам самодеятельного агитационного театра со стороны прогрессивных деятелей искусства Запада.   


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 2085; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь