Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Предмет, структура, функции и методы культурологии



КУРС ЛЕКЦИЙ

Раздел 1. Предмет, структура, функции и методы культурологии

 

Основные категории: Культурология. Предмет культурологии. Структура культурологии. Функции культурологии. Культурология в системе наук. Методы культурологии. Категории культурологии. Артефакт культуры. Культурантропология. Культурогенез. Символ культуры.

План.

1. Предмет, структура и функции культурологии

2. Становление и развитие культурологии.

3. Культурология в системе наук

4. Методы и категории культурологии

 

Функции культурологии

1. Гносеологическая, познавательная, функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет спе­цифику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.

2. Эвристическая функция задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Подобное созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры.

3.С эвристической – тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данным обществом, сопровождается воспитанием индивидов через вхождение в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстети­ческая, этическая и правовая доминанты, ориентирующие на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. то, что мы называем культурой поведения.

4. Мировоззренческая функция является принадлежностью философии культуры – составной части культурологии. Она служит выявлению как бы «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формированию художественной, религиозной, либо научной картины мира.

Таким образом, культурология рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, помогает философски осмыслить ее природу, происхождение и типологию.

В процессе изучения теории культуры раскрываются представления о ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.

 

ЛЕКЦИЯ № 4. Русская культура эпохи раздробленности

Общие особенности культуры эпохи раздробленности

1. Эпоха раздробленности охватывает XII-XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII-XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. Главную роль в этом процессе играли крупные и сильные княжества, такие как:

1) Галицко-Волынское;

2) Владимиро-Суздальское;

3) Великий Новгород.

К середине XIV в. набирает силу в борьбе за власть новое на политической арене княжество - Московское. Широко развивается летописание. Каких-либо серьезных памятников в области материальной и духовной культуры XIII в. после монголо-татарского нашествия не сохранилось. Со второй половины XIII в. дошло незначительное, по сравнению с предыдущим периодом, количество летописей, причем они отличаются более кратким и сухим изложением, нежели летописи предыдущих периодов. Активно развивается литература. Широкое распространение до Куликовской битвы получили повесть " О битве на Калке", " Повесть о разорении Рязани Батыем", повести об Александре Невском.

Церковная (" житийная" ) литература также получила широкое распространение. " Житие" Дмитрия Донского раскрывает глубокий патриотизм и единство русского народа. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиева монастыря.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв. Расширялись и восстанавливались крупные города Руси. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Логофетом, - всемирная история, включавшая историю Руси. Продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных у Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Культура Владимире-Суздальской Руси

Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.

В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы - " Слово Даниила Заточника".

На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнерусского искусства.

Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор (1152-1157 гг.) в основанном им городе Переславле-Залесском.

Преемник Юрия князь Андрей решил сделать столицей унаследованного им княжества молодой город Владимир. Под Владимиром Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвище Боголюбского. Андрей не пожелал владеть Киевом: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, который не уступал бы прославленному образцу.

Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, входили в город через Золотые ворота (1164 г.). Новый владимирский Успенский собор (1158-1160 гг.), заложенный Андреем, по высоте превосходил все соборы Святой Софии на Руси. Стены и столбы в нем были тоньше, чем в постройках Юрия Долгорукого; вместо как бы растекающихся по стене выступов-лопаток сооружались плоские 4-гранные полуколонны.

Впервые владимирские горожане увидели резные каменные рельефы. На одном из них грифоны (фантастические существа с львиным туловищем, орлиными головой и крыльями) возносили на небо Александра Македонского.

В Боголюбовое есть постройка, ставшая символом древнерусской архитектуры, - знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Князь велел поставить ее там, где р. Нерль впадает в Клязьму, в память о сыне, юном Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.

Культура Великого Новгорода

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был " второй столицей" Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья " сажали" на новгородский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с воплощением византийского архитектурного сознания, по выразительности и лаконичности он родственен характеру северной природы.

Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возобновили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.).

Московское княжество

В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активнейшее строительство. В центре Кремля, на Соборной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове).

Противоречивы сведения о первом каменном храме Москвы. Летопись называет Успенский собор, построенный в 1327 г. при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. Но через полтора столетия после постройки здание собора сильно обветшало и в начале 70-х гг. XV столетия было разобрано при строительстве нового Успенского собора. Строительство велось без задержек, и спустя два года стены храма были почти готовы. Но ночью 20 мая 1474 г. неожиданно рухнула северная стена доведенного до сводов здания.

Существовало несколько версий причины катастрофы. Сохранилось известие, что собор разрушился из-за землетрясения. После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь Иван III. По совету Софьи, второй жены, долгие годы жившей в Риме, он остановился на Аристотеле Фиораванти из Боши. Через четыре года (1479 г.), строительство было завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в.

Фиораванти сумел органично соединить традиции и принципы русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. В 1484-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, получившая свое название от " граней", украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, золоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внешняя роспись стен.

Живопись XIV-XV вв

Живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее - в Москве в конце XIV - начале XV в. работал художник Феофан Грек. Он работал вместе с Симеоном Черным над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, а также участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца он расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произведение " Троица". Для творчества Рублева арактерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью, глубиной и правдивостью изображения людей. Большого развития в XIV-XV вв. достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

Общая характеристика эпохи

Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, например, с тверской иконописью.

Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Подобные меры, безусловно, наносили вред искусству, поощряя ремесленничество и бездумное повторение " образцов". Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. Из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

Наука и грамотность

В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремесленных изделиях говорят о том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учетные книги. Появились руководства по:

1) грамматике;

2) арифметике;

3) лечению травами (азбуковники, травники и др.).

Накапливались:

1) практические наблюдения;

2) знания по строительной технике (необходимы были при возведении зданий);

3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней, ядер).

Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они оставили описания своих странствий. Таковы купцы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, " чертежи" новых земель; послы - статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

Обзор всемирной истории давали " Хронографы" XV-XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, а также " Жития" (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.).

Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других философов и писателей.

Быт и общественная мысль

В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости " дешевой" церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в.

Примечательная черта XVI в. - расцвет публицистики. Важнейшие вопросы общества становятся предметом широкого обсуждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи:

1) централизации;

2) усиления великокняжеской и царской власти;

3) роли церкви;

4) о положении крестьянства и др.

В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочинениями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.

Ермолай-Еразм, противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате " Благохотящим царем правительница и землемерие". Из убеждения в необходимости " праведного стяжания" (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах " Домостроя" (говоря современным языком - домоводства) - своде житейских, моральных правил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры - царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, разоблачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской " лютости", считает, что монарх должен править вместе с " мудрыми советниками", слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.

В " Сказании о князьях Владимирских" обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род московских государей возводился к " Августу Кесарю".

Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в полемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вассиан Патрикеев, уделял ей большое внимание.

Второй своеобразной академией в Москве был кружок митрополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как " Великие Четьи минеи".

Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), " Повесть о новгородском белом клобуке", время создания которой ряд исследователей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г. " Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

Живопись

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру.

Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное творчество все более проникают:

1) жанровость;

2) интерес к быту;

3) все чаще в композициях появляются русские реалии.

Так называемая условно " эллинистическая" архитектура постепенно сменяется на иконах русской. В то же время в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному " мудрствованию". Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми достижениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров - Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фресками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей и др. Их же трудами создан иконостас Успенского собора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом станут отличительными чертами русской иконописи XVI-XVII вв. Творения Дионисия, искусного, по словам летописца, мастера, и других художников пронизаны атмосферой победного ликования, торжественности, уверенности. Они ярко отразили основные вехи своего времени:

1) завоевание независимости от Орды;

2) объединение русских земель;

3) создание единого государства во главе с Москвой.

На рубеже XV-XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой - усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон так называемой Строгановской школы. Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских богачей Строгановых. Их произведения, яркие, красочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали большое влияние на развитие русского искусства; например, их традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха. То немногое из всего, что дала русскому искусству живопись конца XV-XVI вв., можно определить как:

1) мастерство в рисунке;

2) яркость красочной гаммы;

3) радостное ощущение бытия;

4) подъем национального духа.

Но одновременно наблюдаются известный отход от могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского дыхания искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.

Архитектура

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV-XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми.

1. Успенский.

2. Архангельский.

3. Благовещенский соборы.

4. Храм-столп Ивана Великого.

Для торжественных приемов построили Грановитую палату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь - в черте города). Она построена (1532 г.) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом для здания послужили старинные деревянные церкви шатрового стиля.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу - комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие - Барма и Постник в 1555-1560 гг. Первоначально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.

Высокого совершенства достигают мастера сканого (филигранного), чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Расцвет переживали искусство басменного тиснения, эмали. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу изделия из золота (например, золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561 г.).

В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его новыми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор 2-й половины века и подготовить сознание русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.

Живопись XVII в

В течение всего XVII в. русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626-1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Иосиф Владимиров написал своего рода теоретический трактат с обоснованием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавляло, а радовало человека. С. Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, своему другу, проводит те же принципы: реализма, живости, точности, " зеркальности" изображения.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами прослеживались в работах русских мастеров и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках (авторы - Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Г. Никитин, С. Савин) и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

Портретный жанр

Черты реализма проявляются и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), князя М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) написаны в обычной иконописной манере, то работы середины и 2-й половины века говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. К ним относятся портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон). На иконах появляются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий.

Но изобразительное искусство, преимущественно иконопись, сохранило и традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви, за деятельностью живописцев осуществлялся контроль Оружейной палатой Кремля, которая с XVII в. стала художественным центром. Здесь выполнялись работы для царского двора: писались портреты, украшались рукописи, изготавливались мебель, игрушки.

Русская архитектура XVII в

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. После Смутного времени каменное зодчество начинает возрождаться. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля; над главными его воротами, Спасскими, возводят красивую шатровую надстройку, что придает башне праздничный и торжественный вид. В облике башни появляется еще одна новая деталь - куранты.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный царский дворец в Коломенском (1667-1668 гг.), разобранный " за ветхостью" столетие спустя, при Екатерине П. Современники прозвали его восьмым чудом света. Здесь широко использовались принципы:

1) квадратной;

2) прямоугольной;

3) крестообразной;

4) восьмигранной опоры для основного здания;

5) высокой двускатной крыши;

6) шатра;

7) 5-главого завершения.

Царский дворец в Коломенском состоял из многосрубных хором, поставленных на подклетях (нижних этажах, имеющих хозяйственное значение). Фасады жилых парадных помещений были богато украшены резными наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бочек, кубоватых и уступчатых крыш.

Общая характеристика эпохи

Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями инакомыслия, гонения на религию, выдворение из страны выдающихся деятелей культуры и репрессии в отношении оставшихся.

Продолжали творить писатели и композиторы, начавшие творческую жизнь в революционные годы. В стране одновременно существовали различные направления в литературе и искусстве: от классического реализма до модернизма в его самых разнообразных проявлениях.

Революция в октябре 1917 г. изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. художники еще продолжали эксперименты и поиски, однако художественная жизнь испытывала нарастающее идеологическое давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати.

С середины 1920-х гг. разнообразие творческих направлений стало постепенно исчезать. Деятельность писателей, артистов, композиторов, художников контролировалась политической властью. При оценке произведений литературы и искусства на первый план выдвигалась их партийная принадлежность. В 1930-х гг. в искусстве СССР утверждается " Большой стиль". Совершенно ненужными новому обществу оказались авангардистские изыски. Поэтому уже с начала 1930-х гг. наблюдаются первые признаки возврата к внешне традиционному в культуре.

Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода социалистический реализм - академическое искусство, призванное воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были запрещены все независимые объединения и создана госсистема творческих союзов - Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т. п.

Образование и наука. Спорт

Теоретики русского марксизма в 1920-е гг. утвердили в идеологии штамп, согласно которому в этот период произошла " культурная революция". Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных. Были созданы тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления большевистской идеологии. Руководил этой работой Главполит-просвет. Увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Новой формой подготовки кадров рабочих стали школы ФЗУ. Кадры также подготавливались в техникумах, спецшколах, на краткосрочных курсах.

Серьезные изменения претерпела система высшего и среднего специального образования в стране. В оды гражданской войны было сделано многое, чтобы вузы стали доступными трудящимся. Были отменены вступительные экзамены, в вузы принимались все желающие.

В 1920-е гг. возникла особая форма высшего образования - рабочие факультеты (рабфаки). Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удалению из университетов нелояльных к власти профессоров и преподавателей. В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских преподавателей высшей школы. К концу 30-х гг. во всех союзных республиках имелись высшие учебные заведения, а во всех их столицах - университеты. По количеству студентов, обучавшихся в вузах и техникумах, Советский Союз вышел на одно из первых мест в мире.

Большое строительство развернулось в годы первой пятилетки (1928-1933 гг.). В это время педагогические институты, училища и техникумы выпустили значительное количество специалистов.

Центром научной жизни была московская Академия наук, объединявшая в своих стенах лучших ученых. Советское правительство с целью развития науки, увеличения числа научных работников инициировало создание республиканских Академий наук, а также отраслевых академий (медицинских наук и др.). Была организована целая сеть конструкторских и проектных бюро, через которые идеи внедрялись в производство.

Следует отметить, что государство в пределенной степени поддерживало естественные и технические науки. Гуманитарные науки оказались в гораздо более трудном положении.

В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н. И. Вавилов). До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И. П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И. В. Мичурин. Видную роль в развитии мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР, институт растениеводства (ВИР). Однако вскоре были репрессированы многие выдающиеся ученые, в их числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие перспективных научных направлений (генетики и др.).

Был образован и Институт истории. В 30-е гг. XX в. развертывается преподавание истории в средней и высшей школе. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играл Московский институт истории, философии и литературы.

Руководители Советского правительства принимали меры и по развитию спорта: спортсменов награждали орденами, давали денежные премии, присваивали звания заслуженных мастеров спорта СССР. В 30-е гг. появилась целая плеяда выдающихся спортсменов, которые начали устанавливать мировые рекорды.

Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр

В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. Спустя два года был создан Союз писателей СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным течением в советской литературе. Господство соцреализма в последующие годы изолировало советское искусство от достижений мировой культуры.

Массово создавались различные группы и объединения. Одна из влиятельных литературных групп " Серапионовы братья" (1921 г.) объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Литературная группа " Перевал" была создана при журнале " Красная новь" (М. Пришвин, В. Катаев). Члены группы выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы. В 1924 г. возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В другую литературную группу " Левый фронт искусств" (ЛЕФ; 1922 г.) входили поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.

В начале 20-х гг. XX в. в литературе лидировала поэзия. Из-за отсутствия бумаги распространилась форма " устной" поэзии:

1) литературные вечера;

2) концерты;

3) диспуты.

Появляются и новые повести и романы крупных мастеров прозы - например, А. Н. Толстого (" Хождение по мукам" (1921 г.)). На фоне революционной эпохи широкое распространение получили произведения символистского и формалистического характера. Проблема героя на некоторое время была оттеснена на второй план, а на первый вышли проблемы сюжета, формы и стиля. В прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов. Стали появляться книги интимного, детективного содержания, появилась и социальная проза.

Со второй половины 1920-х гг. литературные произведения стали наполняться одинаковыми штампами, круг сюжетных тем ограничивался. Широкое распространение получили сатирические романы, построенные на авантюрных социально-утопических сюжетах. Наиболее приближенным к власти писателям обеспечивались высокие гонорары, просторные квартиры и дачи, высококлассное медицинское обслуживание. Так тоталитарный режим приручил многих деятелей культуры. Стала формироваться " советская художественная интеллигенция".

Однако и в эти годы, как в рамках господствующего течения, так и вне его, создаются значительные произведения:

1) " Тихий Дон" и 1-я часть " Поднятой целины" М. А. Шолохова;

2) " Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова;

3) стихи и поэмы А. А. Ахматовой, П. Н. Васильева, Н. А. Клюева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой;

4) романы и повести А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

Переход к НЭПу вызвал к жизни движение " сменовеховцев", охватившее часть русской интеллигенции (от названия общественно-политического сборника из 6 статей авторов кадетской ориентации - Н. В. Устрялова, Ю. А. Ключникова и др. - " Смена вех" ), которая признавала глубоко русский характер революции, отмечала совпадение интересов советской власти и потребностей Российского государства.

Церковь как носительница духовных ценностей народа не могла примириться с большевистским подходом к культуре и воспитанию масс, сопровождавшимся подменой общечеловеческих ценностей классовыми критериями. Отсюда беспощадная борьба с религией, развернутая советской властью в 1920-1930-е гг. Преследованиям подвергались все религиозные конфессии, распространенные в СССР:

1) православие;

2) протестантизм;

3) католичество;

4) униатство;

5) мусульманство;

6) буддизм;

7) иудаизм;

8) различные формы сектантства.

Важную роль по-прежнему играет кинематограф. Талантливейшие режиссеры, операторы, актеры создавали кинофильмы, оказывавшие неизгладимое воздействие на сознание людей (" Светлый путь", " Волга-Волга", " Свинарка и пастух" ). Члены партийного руководства лично просматривали почти все выпускавшиеся киноленты и были высшими цензорами. На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 1920-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы.

Живопись


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.12 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь