Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Состояние русской дореволюционной социологии (конец XIX в. – 1917 г.)



В целом в развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: 1) с начала 1860-х гг. до 1890 г.; 2) с 1890-х гг. до начала XX в.; 3) с начала XX в. до 1917 г.).

Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство которых сложилось, как отмечалось выше, под влиянием позитивистской социологии О. Конта. Отметим при этом, что увлечение российских социологов позитивизмом не было простым заимствованием положений последнего: они никогда не были ортодоксальными позитивистами и относились к идеям О. Конта достаточно критично.

Ярким событием указанного периода стало творчество видных публицистов и идеологов народничества П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, работы которых были написаны в русле методологии позитивизма. Развиваемое ими направление получило название «этико-субъективной школы» и утверждало, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. В центре научных интересов мыслителей находились вопросы общественного прогресса и социального идеала, а главная задача социологии как науки виделась им в раскрытии гуманистического содержания общественного прогресса и его соотнесении с потребностями развития личности. Именно с их работ, по словам известного историка и социолога Н.И. Кареева, представлявшего близкое к «этико-субъективной» школе психологическое направление, и началась в России по-настоящему социологическая литература.

В позитивизме русских социологов привлекало стремление к научному методу, к логике современной науки, к созданию целостного учения об обществе. В духе Конта уже на начальном этапе становления отечественной социологии осмысливается и ее функция: социология рассматривается как интегративная наука, опирающаяся на синтез всех научных знаний и разрабатывающая всеобщие социальные законы. Не случайно характерной чертой первых российских социологов стала тяга к всеобъемлющим обобщениям, опора на колоссальный и разнородный эмпирический материал.

Постепенно в отечественной социологии складываются различные школы и направления социологической мысли: натуралистическая социология (А.И. Стронин, Л.И. Мечников и др.), психологическое направление (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти и др.), историческая школа (Н.Я. Данилевский) и др. Наряду с так называемой академической социологией получают развитие идеологическая (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев) и политическая социология (А.И. Стронин, В.В. Ивановский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский, Г.В. Плеханов и др.). Активно у тверждается марксистская социология, представленная в двух вариантах: ортодоксального марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин) и так называемого «легального» марксизма (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский).

Как следствие, в конце ХIХ века социологическая карта России напоминала пестрое одеяло, скроенное из самых разных, порой неожиданных, теоретических направлений. С небольшим отставанием в стране воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась зарубежная учебная литература, научные монографии. Достаточно быстро нарастало количество тематически специализированных публикаций. Когда в 1897 г. вышел в свет первый учебный обзор по социологии Н.И. Кареева («Введение в изучение социологии»), его библиография, состоявшая из почти 900 работ, насчитывала около трети изданий, принадлежащих русским авторам. 

С конца XIX – начала XX вв. начинает доминировать мнение, согласно которому социология представляет собой одну из многих социальных наук, имеет собственный предмет исследования и специфические задачи. Именно в таком понимании она все более органично внедряется и принимается в научных и общественных кругах и, что очень важно, проникает в академическую среду российского социума. Одновременно социологический подход начинает широко использоваться и в других социальных дисциплинах. 

Как бы творчески насыщенно и влиятельно могли сложиться судьбы отечественной социологии, активизироваться процесс ее институционализации и раскрыться черты ее национальной самобытности, если бы не одна характерная черта ее эволюции – неприятие социологической науки властями предержащими, влияние на ее развитие политических процессов и событий. Начало резко негативному отношению к социологии положил отнюдь не сталинский режим, о чем еще нередко говорят в студенческих аудиториях, а царские власти, в особенности – конца XIX – начала XX столетий. Дело дошло до того, что на волне отождествления социологов с социалистами в Россию был запрещен ввоз социологической литературы, а Русскую высшую школу общественных наук (которую справедливо называют «первым русским факультетом социологии») пришлось открывать в 1901 г. в Париже. Несмотря на политическое давление и французских, и российских властей, за несколько лет своего существования Школа сумела выпустить сотни слушателей, ставших в России проводниками передовых социологических идей. Однако царский режим не уступал: под угрозой лишения ее слушателей российского гражданства через несколько лет (1906 г.) ее пришлось закрыть, чему объективно способствовало и втягивание слушателей в политическую борьбу, опосредованное выступлениями в Школе лидеров политических группировок, и отход интересов учебы на второй план.

И все же после длительного противостояния и не без влияния уроков первой русской революции (1905-1907 гг.), наконец, начала решаться проблема институционализации российской социологии, ознаменовавшей второй этап развития последней. По личному разрешению Николая II в 1908 г. в Петербурге был открыт частный Психоневрологический институт, который возглавил академик В.М. Бехтерев, с первой русской социологической кафедрой, руководителем которой стал М.М. Ковалевский, а позднее – П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев. Конечно, стоит признать тот исторический факт, что первая отечественная кафедра социологии открылась на 16 лет позже социологической кафедры при Чикагском университете. Но понятны и политические причины произошедшего. Главное, что ее создание состоялось и продемонстрировало научную устремленность русских социологов. К тому же кафедра провела большую работу по организации обучения социологии и подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».

С этого периода развитие российской социологии вновь активизируется. Нарастает процесс ее институционализации: в 1912 г. открывается социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета, в марте 1916-го учреждается Русское социологическое общество, названное после кончины М.М. Ковалевского его именем (май 1916 г), а годом позже вводится научная степень по социологии.

Одновременно на втором этапе, пришедшемся на последнее десятилетие XIX – начало XX вв., происходит дальнейшее содержательное развитие отечественных социологических традиций, возникают новые направления и школы российской социологии. Среди наиболее влиятельных из их числа можно назвать, в частности, социологическую школу права, представители которой – известные правоведы и социологи Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев – выступили с резкой критикой позитивизма и декларировали стремление дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. 

Бурное и разноплановое развитие дореволюционной отечественной социологии приводит к тому, что к концу второго этапа своего становления она выходит на международную арену, причем выходит на равных с ведущими социологическими школами. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, регулярно проводившего международные конгрессы. Четверо из них (П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, П.А. Сорокин) избираются в разное время президентами Института, что, безусловно, говорит о международном признании отечественной социологии.

Огромный вклад в достижение этого признания внес известный историк, этнограф и социолог М.М. Ковалевский, в центре социологических воззрений которого находилось учение о солидарности и общественном прогрессе. «Без идеи прогресса, - подчеркивал он, - не может быть социологии, самый же прогресс… сводится к расширению сферы солидарности»[328].

М.М. Ковалевский уточнил представления о предмете и методе социологии, одним из первых применил в ней сравнительно-исторический метод, посредством которого исследовал генезис народов разных стран и эпох (генетическая социология), критиковал однофакторные точки зрения, получившие широкое распространение на Западе, подчеркивая системный характер социальных взаимодействий. Впоследствии эту центральную идею социологии поддержал американский ученый Т. Парсонс, выстроив на ней системную теорию структурно-функционального анализа. Активно используя сравнительно-исторический метод познания, М.М. Ковалевский стал продолжателем идей позитивизма.

Третий этап развития дореволюционной российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, соединяющий основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики (К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин), и ростом интереса к проведению масштабных социологических исследований. Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская доктрина получила в работах создателя интегральной социологической теории, теорий социальной стратификации и социальной мобильности, концепции цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований П.А. Сорокина, сформулировавшего ряд основополагающих принципов социологического подхода, согласно которым социология как наука должна: 1) строиться по типу естественных наук; 2) изучать мир таким, каков он есть; 3) быть «объективной дисциплиной», то есть исследовать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) отказаться от «философствования» в смысле создания умозрительных систем; 5) пренебречь идеями монизма, предполагающего сведение любого явления к единственному началу[329].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь