Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Наука в культуре современной цивилизации. Наука как социальный институт



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

(КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ)


Лекционные занятия по дисциплине «История и философия науки» направлены на формирование глубоких, систематизированных знаний по разделам дисциплины. В ходе лекций преподаватель раскрывает основные, наиболее сложные понятия дисциплины, а также связанные с ними теоретические и практические проблемы, даёт рекомендации по практическому освоению изучаемого материала. В целях качественного освоения лекционного материала обучающимся рекомендуется составлять конспекты лекций, использовать эти конспекты при подготовке к аттестации.

Лекция № 1 (2 часа).

Тема: Наука в культуре современной цивилизации. Наука как социальный институт

План лекции:

1. Наука как одна из форм освоения действительности.

2. Основные характерные черты науки.

3. Основные формы бытия науки.

 

Наука как одна из форм освоения действительности.

Философия науки исследует проблем возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

В традиционной лексике под наукой понимают:

а) знание;

б) научную деятельность;

в) академическую систему;

г) социальный институт.

Наука – это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний об окружающей действительности. Содержательно это понятие включает в себя также процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы их применения в практической жизни людей.

Философия науки – это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим.

Как известно, существуют различные науки: математика, естествознание, гуманитарные, социальные и технические науки. Количество и уровень знания в любой научной дисциплине непрерывно изменяются в ходе ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием культуры и общественной жизни в целом. Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки.

Разные области науки при всех их различиях являются именно науками и вместе с тем – частями некоего целого – «Науки». Положения общей философии науки (или в обычном, более коротком выражении – философии науки, т. е. Науки) при надлежащем их обобщении – которое, разумеется, не может быть неизменным, раз и навсегда данным, а изменяется вместе с развитием науки и философии в целом – распространяются на все ее части, на все «науки». Вместе с тем мы обнаруживаем и существенные различия в самом процессе и результатах философских размышлений по поводу разных наук, связанные с их особенностями и различиями их предметов.

Соответственно, уже на протяжении XX в. складывались специализированные области знания в философии науки. Например, можно отметить существование философии математики, или исследований в области философских вопросов математики, философии физики (философских вопросов физики), философии биологии (философских вопросов биологии) и т. д. Равным образом философское осмысление материала гуманитарных и социальных наук приводит к появлению, например, философской антропологии, или исследований в области философских вопросов дисциплин антропологического цикла, философии языка (философские вопросы языкознания), философии истории (философские вопросы исторической науки) и т. д. При всей специфичности технических наук, обусловленной их взаимосвязями с самой техникой и инженерно-техническим творчеством, философское осмысление их материала тоже порождает вполне особенную область философии технических наук, среди которых в настоящее время интенсивно развивается философия информатики. Разумеется, ни о каком «жестком водоразделе» здесь говорить нельзя: где, так сказать, заканчивается общая философия науки и начинаются философские вопросы конкретных наук? Во всяком случае, в настоящее время существует огромное количество содержательных философских положений, уместных при осмыслении материала любой науки.

Науку как сложное системное явление необходимо рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, наука определяется как совокупность знаний определенного рода и процессов их получения, т. е. процессов познания. С другой стороны, наука является социальным институтом, т. е. определенной организацией названного процесса, сформировавшейся на конкретном этапе исторического развития и продолжающей развиваться. Социальные формы организации науки разнообразны и представлены в обществе такими учреждениями, как научно-исследовательские институты, академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т. п. Работающие в них люди непосредственно заняты не только исследованиями (индивидуальными или коллективными), проектированием, разработками и материальным обеспечением этих исследований, проектов и разработок. Они участвуют в разнообразных формах научного общения (дискуссии, конференции, издания, монографии, учебники), читают лекции и т. п. Социально-организационным формам, в которых воплощена научная деятельность, соответствуют свои особые идеалы, стандарты, ценности, совокупность которых можно назвать этосом науки.

Наконец, наука является особой стороной и областью культуры и всегда погружена в социально-культурный контекст, взаимодействуя с философией, искусством, мифологией, религией, политикой, средствами массовой информации.

 

Основные формы бытия науки.

Выделим три основные формы бытия науки.

а) Сущность первая формы состоит в том, что наука выступает как познавательная деятельность такой она выступает в системе человеческой культуры. Наука отражает мир в специфических представлениях, законах, теориях. Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравого смысла оказывается недостаточно во всех случаях, когда приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.

В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития, начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.

Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют науке вести свой поиск не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике.

Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.

б) Наука как феномен культуры. Познавая действительность, наука тем самым выступает как особый феномен культуры, отражющий особенности человеческой деятельности и сам способ деятельности. Так обычно культура и определяется. Помимо науки культура включает и различные другие формы: искусство, религия, мораль, формы человеческого общения и труда, формы культуры человеческой речи. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры и общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

в) Наука как социальный институт – третья форма бытия науки. Наука это не только познание, определенная деятельность, но и определенная организация людей, занимающихся производством знаний (коллективы ученых, институты, академии, университеты). Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

Лекция № 2 (8 часов).

Античная наука.

Античный мир и прежде всего античная Греция и Рим оставили последующим поколениям замечательные образцы строительного искусства, архитектуры, поэзии, философских программ исследования окружающего мира. Притягательная сила культуры Античного мира особенно проявилась после длительного периода «средневековой спячки» человечества, в эпоху Возрождения. В эпоху Античности возникают и первые научные программы:

1.       Первая – математическая, представленная прежде всего Пифагором и развитая Платоном. В ее основе представление о Космосе как упорядоченном ряде первоначальных сущностей выраженных в числе, числовых закономерностях. Эти закономерности рассматриваются как первооснова мира. Конечно, вещи — не числа, но подобны им (протяженность, симметрия, гармония). Свое завершение математическая программа получает в философии Платона, в его учении об идеях. Платон подчеркивает непосредственную связь строения вещества с геометрическими фигурами (огонь из пирамид, воздух из восьмигранников, вода из двадцатигранников, земля — куб).

2.       Второй программой оказавшей большое влияние на последующее развитие науки стал атомизм Демокрита и Левкиппа.

Многие исследователи науки справедливо подчеркивают, что атомизм является физической программой, т.к. наука по Демокриту должна объяснять явления физического мира – проблемы бытия и не бытия, существования и возникновения множества и числа, делимости и качества. Эта программа строилась на требовании объяснения целого, как суммы отдельных частей.

3.       Третьей программой являлась программа Аристотеля. Для нее характерно выделение отдельных направлений в исследовании мира и человека, отдельных наук (Этика, логика, психология) Заслугой Аристотеля является и создание знаменитого «органона» — трактата по логике, поставившего научное исследование на фундамент логически обоснованного мышления.

Таковы основные программы научного знания античного мира. Все дальнейшее развитие науки обусловлено развитием и преобразованием этих научных программ.

Наука Нового времени.

«Новым временем» называют период европейской истории со времени первых буржуазных революций начала XVII столетия и до начала Первой мировой войны и обусловленных ею великих социальных потрясений ХХ века. Это время ухода с исторической сцены привилегированных сословий прошлых эпох и прихода им на смену «третьего сословия» — буржуазии. Не имея в своих руках огромных материальных ресурсов духовенства и наследственной аристократии, она в борьбе за власть и политическое влияние могла рассчитывать исключительно на собственные силы. Единственным доступным буржуазии ресурсом было материальное производство и торговля, в увеличении эффективности которых она была кровно заинтересована. Наиболее прозорливые предприниматели вовремя разглядели и смогли оценить потенциал науки в увеличении производительности труда, появлении новых технологий и пр. Ученые, в свою очередь, также могли рассчитывать на поддержку предпринимателей во многих своих исследованиях. Все это в совокупности с распространением новых философских концепций создало благоприятные условия для развития науки, что и обусловило в конечном итоге бурный рост естествознания в указанный исторический период.

Авангардом новой науки становится механика. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий И. Ньютона. В это время происходит постепенное освобождение науки от влияния церкви, авторитета канонических текстов: анализ святых писаний считается уделом монастырей, а не университетов. Происходит отказ от топографической иерархии: «верх—низ» — центральной для католического аристотелетизма, происходит десакрализация пространственно-временных представлений — формирование и утверждение однородности и изотропности пространства и времени; забвение антропоцентризма, происходит принятие картины унитарного космоса. Человек — часть природы, связанная с остальными.

Основоположник материалистической философии в Англии Френсис Бэкон первым условием реформирования науки считал поиск научного метода, который лежал бы в основе научных обобщений, образования понятий в опытной науке, которая является основой науки теоретической. Он предлагает метод индукции (переход от частного к общему) как основной метод опытного знания. Другим условием создания опытной науки Бэкон считает очищение разума от заблуждения, которые весьма распространены и у людей науки. Эти заблуждения, «идолы» он выделяет 4 вида идолов: идолы театра (некритическое усвоение распространенных мнений); идолы пещеры (заблуждения отдельных людей, ложные симпатии, предпочтения; идолы рынка (неправильное употребление слов при общении и при написании различных трактатов); идолов рода (они связаны с несовершенством человеческой природы в процессе познания) человек еще не подготовлен чтобы что-то познать, описать, нет еще навыков опыта.

Кроме индукции Бэкон разработал новую систему классификации наук исходя из различных способностей человек к познанию. Он выделяет 3 способности: память, воображение, рассудок. В зависимости от этого и существуют различные науки: память, дает наукам гражданскую историю, рассудок вызывает к жизни философию и математику, а воображение порождает поэзию. В работе «Новый органон» в XVI веке Бэкон подчеркивает, что непосредственной задачей познания, является исследование причин явления.

Основоположником французской философии Нового времени является физик и математик Рене Декарт, который в работе «Рассуждение о методе» изложил свой метод получения достоверного знания.

Декарт в отличие от Бэкона считает, что в познании главная роль принадлежит разуму, интуиции, врожденным идеям (например, самоочевидные аксиомы, которые по Декарту напоминают врожденные инстинкты). Основным методом познания считает дедукцию «переход от общего к частному». Разум может достигнуть достоверного знания только в том случае если он будет руководствоваться истинным методом (дедукцией) и его требованиями:

- допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо;

- расчленять каждую сложную проблему на составляющие части, через решение которых будет решена сложная проблема;

- методически переходить от известного и досказанного, к неизвестному и недосказанному;

- не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Научное знание, неоднократно подчеркивает Декарт, должно представлять не набор, не совокупность наугад выбранных истин, оно должно представлять собой единую, продуманную систему. В ней всегда проглядывает очевидное, ясное, достоверное суждение, которое фиксирует собой лишь те стороны вещей и явлений, которые являются объектом познания и для философа, и для ученого.

Очень много интересных и глубоких мыслей о научном познании, его необходимости и его границах, о связи научного знания с философией высказал основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804). Он выдвинул четыре фундаментальных вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

4. Что есть человек?

Исходный первый вопрос, что доступно познанию человека, каковы рамки познавательных способностей человека (Кант в какой-то мере ограничивает рамки знания, для того чтобы оставить место религиозной вере).

Кант считал, что существует 3 вида человеческого знания, 3 вида человеческих способностей к познанию:

- чувственное познание, т.е. познание окружающих явлений с помощью человеческих органов чувств.

- большую роль в познании играет и человеческий рассудок.

- помимо рассудка значительную роль в некоторых отношениях играет и человеческий разум (с помощью рассудка вещи познаются, с помощью разума, они мыслятся в определенных формах).

Научное познание базируется на чувственном опыте, человек может познать лишь то, что непосредственно дается ему в его органах чувств. Выйти за пределы чувственно данного человек не может. Он познает поэтому лишь мир явлений, т.е. что человеку является в его чувствах. И наука с помощью образования своих понятий и суждений (которые даются человеку рассудком) способна достичь объективных знаний. Сущность же «вещей в себе» не познаваема. В этом заключается истоки кантовского агностицизма.

Второй вопрос. Человек должен добровольно соблюдать нравственные законы. Он объединяет должное и добровольное.

В третьем вопросе человек может надеяться на вознаграждение в загробной жизни.

Четвертый вопрос: с одной стороны человек существо природное, с другой нравственное.

Крупнейший немецкий философ Г. Гегель с иных позиций, чем Кант подходит к рассмотрению философских проблем познания и науки. Кант хотел выяснить, прежде всего, особенности науки, научного знания, его границ, точки соприкосновения с философией. Он подчеркивал, что наука может опираться лишь на те философские положения, которые обращены на «мир явлений». Философия должна помочь ученым более глубоко разобраться в сути чувственного, в понятиях и суждениях науки.

Что касается Гегеля, то он рассматривает науку и философию в системе единого знания. В рамках своего учения о мире Гегель — объективный идеалист. Он полагал, что основу мира составляет «мировой дух» или «абсолютная идея», которая в своем развитии проходит 3 этапа:

- Абсолютная идея, существующая сама по себе и выражающая себя через себя.

- Обогатившись сама в себе абсолютная идея стремится познать себя через другое, через внешнее, которое творится ею – идея порождает природу, неорганическую и органическую, материальный мир, этот мир есть не что иное как иное выражение абсолютной идей, ибо он творится идеей. Вот здесь на данном этапе наука исследует различные виды материального мира, этим занимается механика, физика, химия.

- На третьем заключительном этапе абсолютная идея снова возвращается к себе, обогатившись знанием природы, материального мира, но уже выражает себя не через себя, а через человеческий дух, историю человечества. Высшим этапом в развитии человеческого является появление немецкого государства, немецкого народа (германского духа).

Итак, Гегель рассматривает науку в системе общего теоретического знания, в рамках своей идеалистической философской системы.

Лекция № 3 (6 часов).

Уровни научного познания.

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. (Можно сказать также – эмпирическое и теоретическое исследования). Эмпирический уровень научного познания включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование. Теоретический уровень научного познания включает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания с чувственным и рациональным познанием

Почти тривиальным стало утверждение о том, что роль и значение эмпирического познания определяются его связью с чувственной ступенью познания. Однако эмпирическое познание – не только чувственное. Если мы просто фиксируем показания прибора и получаем утверждение «стрелка стоит на делении шкалы 744», то это не будет еще научным знанием. Научным знанием (фактом) такое утверждение становится только тогда, когда мы соотнесем его с соответствующими понятиями, например, с давлением, силой или массой (и соответствующими единицами измерения: мм ртутного столба, кг массы). Равным образом о теоретическом уровне научного познания нельзя сказать, что знание, которое он доставляет, есть «чистая рациональность». В выдвижении гипотезы, в разработке теории, в формулировании законов и сопоставлении теорий друг с другом используются наглядные («модельные») представления, которые принадлежат чувственной ступени познания.

В целом можно сказать, что на низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, а на высших уровнях теоретического исследования – формы рационального познания.

           Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания:

1. Рассматриваемые уровни различаются по предмету. Исследователь на обоих уровнях может изучать один и тот же объект, но «видение» этого объекта и его представление в знаниях одного из этих уровней и другого будут не одними и теми же. Эмпирическое исследование в своей основе направлено на изучение явлений и (эмпирических) зависимостей между ними. Здесь более глубокие, сущностные связи не выделяются еще в чистом виде: они представлены в связях между явлениями, регистрируемыми в эмпирическом акте познания. На уровне же теоретическом имеет место выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета. Сущность изучаемого объекта мы представляем себе как взаимодействие некоторой совокупности открытых и сформулированных нами законов. Назначение теории в том и состоит, чтобы, расчленив сначала эту совокупность законов и изучив их по отдельности, затем воссоздать посредством синтеза их взаимодействие и раскрыть тем самым (предполагаемую) сущность изучаемого предмета.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам познания. Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование, вообще говоря, не предполагает такого непосредственного взаимодействия исследователя с объектом: здесь он может изучаться в той или иной мере опосредованно, а если и говорится об эксперименте, то это «мысленный эксперимент», т. е. идеальное моделирование. Уровни научного познания различаются также понятийными средствами и языком. Содержание эмпирических терминов – это особого рода абстракции – «эмпирические объекты». Они не являются объектами изучаемой реальности (или «данности»): реальные объекты предстают как идеальные, наделенные фиксированным и ограниченным набором свойств (признаков). Каждый признак, который представлен в содержании термина, обозначающего эмпирический объект, присутствует и в содержании термина, обозначающего реальный объект, хотя и не наоборот. Предложения языка эмпирического описания – их можно назвать эмпирическими высказываниями – поддаются конкретной, непосредственной проверке в следующем смысле. Высказывание вроде «стрелка динамометра установилась около деления шкалы 100» является истинным, если показание названного прибора действительно такое. Что касается теоретических высказываний, т. е. предложений, которые мы используем в теоретических выкладках, то они вышеописанным непосредственным образом, как правило, не проверяются. Они сопоставляются с результатами наблюдений и экспериментов не изолированно, а совместно – в рамках определенной теории. В языке теоретического исследования используются термины, содержанием которых являются признаки «теоретических идеальных объектов». Например: «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «точечный заряд» (в физике), «идеализированная популяция» (в биологии), «идеальный товар» (в экономической теории в формуле «товар – деньги – товар»). Эти идеализированные теоретические объекты наделяются не только свойствами, которые мы обнаруживаем реально, в опыте, но также и свойствами, которых ни у одного реального объекта нет.

3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по характеру используемых методов. Методы эмпирического познания нацелены на как можно более свободную от субъективных напластований объективную характеристику изучаемого объекта. А в теоретическом исследовании фантазии и воображению субъекта, его особым способностям и «профилю» его личностного познания предоставляется свобода, пусть вполне конкретная, т. е. ограниченная.

Метод аналогии.

В современном процессе научного исследования достаточно ощутимой становится роль аналогий. Перенос абстрактных объектов из одной области знания в другую, которым пользуется современное теоретическое знание, предполагает в качестве своего основания метод аналогий. Аналогия указывает на отношения сходства между вещами. Этот, достаточно широко распространенный способ отождествления свойств объектов или самих объектов, восходит к античности. Современные интерпретаторы выделяют: 1) аналогию неравенства, когда разные предметы имеют одно имя (тело небесное, тело земное); 2) аналогию пропорциональности (здоровье физическое — здоровье умственное); 3) аналогию атрибуции, когда одинаковые отношения по-разному приписываются объекту (здоровый образ жизни — здоровый организм — здоровое общество и т.п.).

Таким образом, умозаключение по аналогии позволяет уподоблять новое единичное явление другому, уже известному явлению. Аналогия с определенной долей вероятности позволяет расширять имеющиеся знания путем включения в их сферу новых предметных областей. Абстрактные объекты, транслируемые из одной сферы, должны удовлетворять связям и взаимодействиям складывающейся области знания. Поэтому всегда актуален вопрос о достоверности аналогии. В силу того, что история науки дает значительное количество примеров использования аналогий, они признаны неотъемлемым средством научного и философского умопостижения. Различают аналогии предметов и аналогии отношений, а также строгую аналогию и нестрогую. Строгая аналогия обеспечивает необходимую связь переносимого признака с признаком сходства. Аналогия нестрогая носит проблемный характер. Важно отметить, что отличие аналогии от дедуктивного умозаключения состоит в том, что в аналогии имеет место уподобление единичных объектов, а не подведение отдельного случая под общее положение, как в дедукции.

Так, например, важную роль в становлении классической механики играла аналогия между движением брошенного тела и движением небесных тел; аналогия селективной работы в скотоводстве использовалась Дарвиным в его теории естественного отбора и т.д. Известны также многочиленные примеры ложных аналогий. Таковы аналогии между движением жидкости и распространением тепла в учении о «теплороде» XVII—XVIII вв., биологические аналогии социал-дарвинистов в объяснении общественных процессов и др. К этой группе примеров следует добавить, что метод аналогии широко используется в сфере технических наук. Для них важна процедура сведения, где при создании сходных с изобретением объектов сводятся одни группы знаний и принципов к другим. Огромное значение имеет процедура схематизации, которая замещает реальный инженерный объект идеализированным представлением (схемой, моделью). Необходимым условием является математизация.

В технических науках принято различать изобретение, как создание нового и оригинального, и усовершенствование, как преобразование существующего. Иногда в изобретении усматриваются попытка имитации природы, имитационное моделирование, аналогия между искусственно созданным предметом и природной закономерностью.

 

Виды научных понятий.

 

Можно выделить три вида научных понятий: классификационные, или качественные понятия, сравнительные и количественные (их иногда называют еще метрическими, в отличие от первых двух, которые в этом случае называют топологическими).

Классификационные понятия. Классификационные понятия соотносят предметы с определенными классами. Возможность введения этих понятий при изучении той или иной предметной области означает «первые успехи» в ее изучении: до того, как это случилось, предметная область оставалась неопределенной и нерасчлененной, будучи монолитной или аморфной. При соблюдении принципиальных требований правильной классификации – соразмерности образуемых классов; единственности основания классификации; существенности (с точки зрения цели познания) свойств предметов, которые положены в основу образования классов; несовместности и, соответственно, отчетливости различения классов – получаемые понятия и суждения, которые из них строятся, позволяют нам описать соответствующую предметную область, а не просто на нее указать. Классификационные понятия и суждения могут заметно отличаться одно от другого по тому количеству информации, которое они в себе содержат, – скажем, суждение «это – металлический стержень» и «это – калиброванный стержень из закаленной стали». Классификационные суждения лучше, чем ничего, но все-таки они являются только первым шагом в познании и представлении данной предметной области.

Сравнительные понятия. Более информативны сравнительные понятия и суждения, которые строятся из них. Если классификационные понятия вроде «твердый» и «теплый» просто относят предмет к определенному классу, то связанные с ними сравнительные понятия уже указывают на то, как один предмет относится к другому (в данном примере такими являются «тверже» и «теплее»). И еще до того, как в научном познании появились процедуры измерения твердости и температуры, можно было иметь суждения вроде «этот предмет тверже (или теплее) того». Сравнительные понятия занимают промежуточное положение между классификационными и количественными понятиями. Можно сказать так: в начале освоения какой-то предметной области, когда у нас есть разве что классификационные понятия, разработка и введение сравнительных понятий – значительно более эффективных, чем классификационные, – является важнейшей (теоретической и методологической) задачей.

Введение сравнительных понятий предполагает соблюдение двух правил. Это:

1) правило установления отношения равенства (одинаковости определенного рода); это отношение является разновидностью отношения эквивалентности и обладает свойствами симметричности, транзитивности и рефлексивности;

2) правило для определения некоторого отношения направленного неравенства; это отношение является разновидностью отношения строгого (частичного) порядка и обладает свойствами несимметричности, транзитивности и нерефлексивности.

Названные отношения определяются посредством опыта, хотя, разумеется, при этом используются нужные соглашения. Например, мы помещаем два предмета на чаши весов (которые когда-то – скажем, до 1-й половины IV в. до н. э. – не были калиброванными, т. е. еще не были весами в современном смысле). Если весы находятся в равновесии, то мы говорим, что в отношении веса предметы равны друг другу. Если же одна чаша весов поднимается вверх, а другая опускается вниз, то мы говорим, что в отношении веса один предмет «тяжелее» другого, хотя, конечно же, «тяжелее» не вполне в том смысле, который мы имеем в виду сейчас. С помощью отношения равенства все объекты рассматриваемой области разделяются на классы эквивалентности. А сами классы посредством отношения направленного неравенства упорядочиваются в определен


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь