Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС МЕРОПРИЯТИЯ



К началу организационно-постановочного этапа работы над массовым мероприятием, режиссерская концепция мероприятия (или замысел) должны быть готовы, рассмотрены организационным  комитетом. Должны быть скорректированы позиции в смете, заказана площадка мероприятия в соответствии с его окончательной формой.

Для режиссерско-постановочной группы наступает период плодотворного творчества. Художники проектируют декорации, заказывают конструкции и реквизит для пластического оформления пространства мероприятия. Помощники режиссера ведут переговоры с коллективами и артистами о возможности их участии в мероприятии. Хореограф создает схемы массовых сцен с участием хореографических коллективов или артистов массовки. Звукорежиссер подбирает варианты музыкальных произведений для звукового оформления мероприятия.

Сценарист при участии режиссера–постановщика занимается Написанием литературного сценария.

Сценарий–подробное литературное описание действия, предназначенное для постановки на сценической площадке. На основе сценария создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая программа и т.д. Главными чертами литературного сценария мероприятия являются цепь событий, связанных сюжетом, наличие действующих лиц, конфликта как борьбы, между ними или осмысление какой-либо  конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

Работа над сценарием мероприятия подразумевает следующие этапы:

· сбор и поиск материала;

· определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка воспитательных задач;

· поиск содержательного материала дополнительных факторов, реальных героев, документов сценарного плана, уточнение событий и работа с ними;

· творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала;

· обоснование конфликта, поиск сюжетного хода, образной выразительности;

· работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей;

· доработка и реализация замысла, окончательный отбор выразительных и изобразительных средств, для воплощения замысла.

Создание сценария—это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Сценаристу необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.

К основным компонентам (архитектоника) сценария относятся:

Пролог — композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а сюжетное действие берет свое начало в экспозиции.

Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или в начало действия. Экспозиция и завязка предельно четкие и лаконичные.

Завязка — начало драматургического конфликта. Она находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария и определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки—драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Основное действие –это строгая логичность в построении и развитии темы. Основное развитие действия в композиционном построении является самой обширной частью сценария. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы. Исходное событие, которое произошло в завязке (в основном действии), находит своё драматургическое продвижение к кульминации.   

Кульминация – вершина развития драматургического конфликта в сценарии и высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого–разрешение всего драматургического конфликта в сценарии. Если событие в завязке и событийный ряд в основном действии логично сопряжены между собой, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей программы.

Развязка — как структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозной линии. Необходимо помнить, что в развязке в обязательном порядке следует заключительное событие, в котором сообщается результат разрешения драматургического конфликта. Следовательно, событийный ряд, появившийся в завязке, пройдя основное действие и достигнув кульминации, в развязке завершает свое драматургическое развитие.

Финал следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Он служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене. Финал сценария несет в себе особую смысловую нагрузку. Финал-это наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Особой формой финала является эпилог (послесловие). В композиционном построении сценария он выполняет важнейшую апофеозную роль, благодаря чему каждая театрализованная программа завершается массовым эмоционально-зрелищным действием.

Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие сценарной композиции зрительской аудитории.

Композиция имеет свои законы: целостность, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и др.

Заданное завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, к нему необходимо психологически подготовиться.    Сценарий, состоящий из отдельных эпизодов, должен выражать идею драматургического замысла.

Каждый эпизод должен иметь законченную композицию, и быть связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим эпизодам. Сценарий мероприятия может быть написан в свободной форме и включать в себя монтажные выписки, но окончательной формой сценария является его законченная литературная форма.

Литературный сценарий является основой любого культурно- массового мероприятия.

Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, двигающий развитие сюжета, и являющийся основным связующим моментом при монтаже сценария.

Сюжетный ход – художественный приём, делающий драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

При написании сценария сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизации аудитории относятся: прямое обращение к зрителям, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы, заданные зрителями и т.д.   

Создание импровизации в массовых действиях, пробуждает инициативу людей, создаёт атмосферу творчества и непринужденного общения, тем самым снимает барьер между зрительным залом и сценой. Один из способов импровизации является внесение в сценарий элементов игры, в которых при умелом подходе организаторов программы включаются как взрослые, так и дети.

При монтаже программы мероприятия применяются приёмы сопоставления отдельных её блоков и эпизодов.

Сценарист при монтаже сценария должен умело использовать основные приемы: последовательность, параллельность, контрастность, ассоциативность.

Например, при использовании приёма параллельности эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим. Мысль первого эпизода продолжает развиваться в другом эпизоде. Этим приемом достигается параллельное действие.

Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия. Здесь действие идет одновременно в разных местах сцены или нескольких частях сценической площадки. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала.

Важным моментом в художественном монтаже сценария программы является лейтмотив (напоминание). Нередко лейтмотив становится стержнем всей композиции.

В праздничных представлениях применяется прием реминисценции (воспоминания). Этот приём заимствован у кинематографистов. Он состоит в том, что исполнение определённого эпизода прерывается другим повествующем о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей.

Важным элементом эпизодов и всего действия программы является введение ритуальных действий–вручение различных наград. Это становится кульминацией праздничных вечеров и торжеств.

Важной задачей сценариста является поиск художественного зримого образа будущей программы. Художественный образ программы формируется через фантазию и может быть выражен в театральной символике через метафору, где музыка, свет, цвет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы.

Толчком к рождению художественного образа программы в мероприятии может служить подробное и глубокое знакомство с личностью героя программы, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, события, внезапно поразившее воображение автора, факт, весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, тем шире возможность сценариста в нахождении художественной выразительности программы. Сложность поиска автором художественной выразительности на уровне замысла заключается в умении отказаться от ранее найденных решений, поиск новых, порой нетрадиционных решений образности, умении различить в хорошо знакомых предметах и явлениях неповторимое своеобразие, оригинальную сущность. Художественный образ программы создается на основе синтеза фактов жизни и фактов искусства, документов, реальных героев событий, произведения искусства в единое зрелище, в котором образность становится доминантой донесения идейно-тематического замысла. Свет, цвет, музыка, пластика, светозвукотехника, документы, письма, кадры кинохроники, герои, их переживания, явления природы, социальные катаклизмы, художественно-декоративное решение становятся яркими мазками общей палитры авторского воображения в его стремлении донести художественный образ программы до зрителей.

Художественный образ программы может быть лаконично выражен одним символом, который ляжет в основу разработки художником—постановщиком логотипа мероприятия. Логотип мероприятия или отдельной его программы является частью сценического оформления. Он естественно вписывается в общее пластическое решение мероприятия. Его так же изображают на афишах, пригласительных билетах, буклетах и прочей рекламной продукции.

По написанному сценарию режиссёр-постановщик и художник-постановщик разрабатывают дополнительные материалы.

Например: развёрнутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Для последующей работы с постановочной группой режиссёр-постановщик разрабатывает монтажный лист, в котором основные пункты композиции соединены между собой в строгой последовательности.

Монтажный лист-это упрощенная схема мероприятия, служащая планом для действий специалистов, работающих в своем направлении.

Схема монтажного листа:

 

Содержание действия Дикторский  текст Декоративное оформление Фонограмма Свет Примечания
Указывается фаза перемены Указывается сигнальная фраза Указывается перемена оформления Указыва ется источник звучания Указывается источник    

 

После написания монтажного листа режиссер-постановщик делает постановочные выписки по разделам:

-выписка по костюмам (указывается размеры одежды, номер заказа, Ф.И.О. исполнителя роли, перечисляются все детали костюма);

-выписка по оформлению (указывается название эпизода, номер эскиза, перечень декоративных конструкций, номера чертежей);

-выписка по реквизиту (указывается название эпизода, Ф.И.О. исполнителя роли, кому выдавать реквизит, кто изготовитель);

-выписка постановочных средств (название постановочного средства, где и когда используется, кто изготовитель);

-выписка по музыкально–шумовому оформлению (указывается фаза и название эпизода, название фонограммы, время звучания, носитель);

-выписка по транспорту (указывается вид транспорта, место и время использования, ответственный).

Режиссёром-постановщиком совместно с организатором мероприятия и специалистами, отвечающими за отдельные элементы, составляются технологические карты.

Технологические карты — это главные указания к действию, изложенные на бумаге на основании выписок, в них прописано расположение тех или иных постановочных средств, указывается фамилия ответственного и план перемещения этих средств по пространству с указанием времени и места перемещений.

В период создания литературного сценария, режиссер-постановщик и организаторы мероприятия должны определиться с кругом исполнителей, ансамблями и творческими коллективами, которые будут задействованы. Согласно графику подготовки мероприятия, каждый участник программы обязан до определённого срока подготовить свои номера и композиции. Все члены режиссёрско-постановочной группы участвуют в качестве экспертов и создателей в репетициях и просмотрах.

В то время, когда режиссёр-постановщик и сценарист работают над сценарием, организационный комитет решает ряд важных задач:

· Заказ и распространение печатной продукции (афиши, буклеты, пригласительные билеты). Тексты билетов, буклетов и афиш утверждаются оргкомитетом и подписываются в печать. Распространением билетов занимается отдельная группа, которая имеет схему зала (зрительских мест), продумывает и определяет в ней сектора для гостей и различных категорий зрителей. Чтобы не затянуть начало мероприятия, в пригласительном билете указывается время сбора зрителя, которое на 30-60 минут раньше начала открытия мероприятия. Пригласительные билеты развозятся или раздаются по организациям. Если мероприятие коммерческое, билеты поступают в кассы и к распространителям.

· Рекламирование мероприятие через средства массовой информации. Для этого задействуются статьи, объявления, рекламные публикации, анонсы на радио, рекламные заставки и ролики на телевидении. Организовывается производство наружной рекламы – растяжка, щиты, конструкции. Устраиваются специальные рекламные акции – театрализованные действия на улицах – хэппининги, перфомансы, шествия, которые привлекают внимание своей неординарностью и хорошо запоминаются.

· Организация обеспечения правопорядка на мероприятии, силами местного УВД, и службами безопасности организаций.

Охрана и безопасность обеспечивается по установленным правилам и не должно выходить за рамки законности.

· Организация необходимого медицинского обслуживания, дежурство машин скорой помощи при большом скоплении народа.

· Организация на мероприятии работы пунктов общественного питания, заключение договоров на обслуживание мероприятия. Пункты общепита (буфета) устанавливаются  в местах скопления народа, но так, чтобы они не мешали основному действию. Пункты общепита должны быть обеспечены водой и электричеством.

Накануне мероприятия (перед генеральной репетицией) специалисты, задействованные в нем, готовят территорию и основные объекты в соответствии со схемой и планом, представленной режиссером.

Происходит завоз оборудования, монтируется площадка, устанавливается сцена, световые фермы, декорации, укладывается покрытие танцпола и т.д. Работы могут проводиться и в ночную смену, если это оговорено в договоре. На утреннее время перед мероприятием обычно оставляют только установку звукоусилительной техники, которая должна быть настроена и готова к проведению генеральной (сводной) репетиции.

 Перед мероприятием организационный комитет должен произвести:

· Осмотр территории или помещения. Организационный комитет выезжает на место проведения мероприятия для его осмотра и принятия всех работ, произведенных согласно договорам–подрядам. К оргкомитету присоединяются представители служб города–МЧС, УВД.

Помещение должно соответствовать всем нормам противопожарной безопасности. Использование всех специальных эффектов должно быть согласовано. Декорации и пластические конструкции должны быть огнеупорными.

С работниками, обслуживающими мероприятие проводится инструктаж по технике безопасности. Их знакомят с планом эвакуации зрителей. Записывается несколько обращений к зрителям, одно из которых информирует о правилах поведения на мероприятии, в частности, запрете курения в зале и за кулисами, указывают места, предназначенные для курения. Второе обращение — на случай экстренной эвакуации.

 Службы, обеспечивающие правопорядок и безопасность на мероприятии, согласовывают с организаторами схему прохода зрителей на территорию, их рассредоточение и перемещение. Входы на мероприятие должны быть обеспечены металлоискателями, через которые проходят все участники мероприятия. Службой безопасности не допускаются на территорию лица в состоянии алкогольного и наркотического  опьянения, без пригласительного билета. В её компетенцию входит контроль за перемещением людской массы по территории. Если в каком–то месте количество зрителей подойдет к критической цифре, применяются меры по рассредоточению людей в целях их безопасности.

Организационный комитет мероприятия проверяет работу световой, звукоусилительной аппаратуры в соответствии с техническим райдером, а также просматривает видеофильмы и клипы, которые транслируются на видеоэкранах.

Когда приемка объектов мероприятия состоялась, режиссер-постановщик начинает сводную репетицию основной программы мероприятия. В её осуществлении участвует вся режиссерско-постановочная группа. Коллективы заезжают, размещаются, переодеваются в сценические костюмы, выходят на сцену согласно расписания. Главная задача режиссера—отрепетировать и закрепить «связки» между отдельными номерами, внести технические изменения, просмотреть смену декораций и реквизита на сцене. Может проводиться техническая репетиция, где без участия артистов, под звуковой ряд и чтение литературного текста ведущими производятся все технические действия—открываются и закрываются кулисы, работает освещение, видеоэкраны, устанавливаются и убираются конструкции, реквизит.

В конце генеральной или технической репетиции режиссер ещё раз собирает свою постановочную группу, указывает на недочеты, вносит изменения в монтажные листы.

За час до мероприятия объявляется перерыв и отдых для всех служб. В это время проводится уборка территории (помещения), освежается сцена, отгоняется транспорт технических служб на стоянку.

Всё управление ходом мероприятия, и соответственно, ответственность за него принимает на себя режиссёр. К нему стекается информация от всех служб и специалистов. Без его разрешения не производиться ни одно действие. Это делается по одной простой причине–только он владеет полной информацией и стратегией всего хода мероприятия, а все остальные ответственные лица–только информацией о своём участке работы.

В Беларуси организации мероприятий уделяется большое внимание, предусматриваются все форс-мажорные обстоятельства, иногда даже встречается излишняя «переорганизация», но делается это для предотвращения возможных человеческих жертв.

Теперь в местах проведения массовых мероприятий принято перекрывать станции метро, усложнилась процедура прохода на праздничную территорию.

Нужно ещё раз подчеркнуть, что ни какие самые грандиозные задачи мероприятия не стоят даже одной человеческой жизни.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что организационный процесс массового мероприятия имеет определенные технологические наработки и нюансы, о которых неквалифицированный специалист может не знать, или не иметь достаточного опыта, чтобы быстро и верно среагировать на изменения хода мероприятия.

Руководство массовым мероприятием–это большая ответственность перед обществом. Не каждому непрофессионалу удаётся это осознать в полной мере, поэтому необходимо более строго подходить к подбору специалистов и режиссёрско-постановочной группы. Отбор проводить на конкурсной основе идей и проектов.  

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 3078; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь