Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антропологическая философия Л. Фейербаха.



Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом НКФ, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс м/у материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом м/у НКФ и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некот-ые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс м/у своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах: выступает с атеистических позиций; тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания ( гносеология ). Фейербах был оппонентом И. Канта, кот. выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. " То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и кот-ые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем: человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; полнокровная реализация человеком своего " Я" возможно только во взаимодействии с " Ты" (т.е. другими людьми) — человек может жить только в обществе; основой связей м/у людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия; данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах; необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека; смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

23.Основные проблемы философии марксизма

 

 

 

 

Основателями марксистской философии являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистскаяфилософия состоит из:

1. Диалектического материализма

2. Исторического материализма

Первая часть посвящена проблемам развития природы; доказательству первичности материи и распр. Диалектики Гегеля на материальный мир. В И.М доказывается первичность материального производства в обществе.

Маркс разрабатывает формационную концепцию истории. В истории человечества существуют последовательно сменяемые друг друга формации:

-первобытно-общинная

-рабовладельческая

-феодальная

-капиталистическая

-коммунистическая

Формация – этап в развитии человечества с характерными производительными силами и производственными отношениями.

3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования, философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека.

4) Связываются диалектико^материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного человека.

Общественное развитие детерминируется развитием материальных средств; производительные силы (орудия труда, методы производства) в совокупности с производственными отношениями. Источник развития общества - борьба классов. Базис - экономическая основа общества, надстройка - социальные институты, семья, армия, законы. Только изменение базиса влечет изменение надстройки. Создается формационный подход к истории, когда история делится на типы общества, основаны на определенном способе производства (формации). В реальной жизни людей решающее значение имеет их материальная практическая деятельность. Будущее человеческого общества — коммунизм. Люди получат власть над производством, обменом, собственническими отношениями.

24.Особенности неклассической философии 19-20 веков.

После Гегеля развитие мировой философии пошло по двум основным направлениям. Часть философов: Фейербах, марксисты, неомарксисты пошли по пути развития традиций классической философии. Большинство других философов начали создавать многочисленные школы неклассической философии. Несмотря на многочисленность этих школ, их объединяет ряд общих особенностей:

1) Критика разума, т.е. отказ от характерной для классической философии убеждения в разумности гармоничности, логической стройности бытия.

Представители неклассической философии либо совсем отказывались от решения общемировоззренческих вопросов, либо утверждали, что бытие подчиняется спонтанным, непредсказуемым факторам (воля, жизненный порыв, жизнь).

2) Отказ от системотворчества, т.е. от создания универсальных всеобъемлемых философских систем, подобно гегелевской.

3. Как следствие этого - создание адаптированных философий, т.е. философских концепций, ориентированных на исследования конкретных явлений, отдельных сторон или сфер бытия. Пример: философия науки, философия техники, философия культуры, образования.

4. Стремление превратить философию в точную науку, для чего, во-первых, отказаться от решения вопросов, не имеющих однозначного ответа, во-вторых, шире использовать в философии методы точных наук - математики, эмпирического естествознания.

Первым вызов гегелевской философии бросил немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.). Главная работа Шопенгауэра “Мир как воля и представление”. Уже в этой работе Шопенгауэр утверждал, что все бытие делится на 2 несоединимые, по существу невзаимосвязанные, сферы. Объективная реальность, которая подчиняется слепой спонтанной воле и человеческий мир, который является сферой представлений, иллюзий. Мировая воля не только не подчиняется человеку, человек не способен даже в малой степени ее понять, поэтому человек ничего не может изменить во внешнем мире, он может только изменить свое отношение к миру. И лучшая позиция - полное безразличие, беспристрастность или нирвана.

Философия Шопенгауэра получила название “волюнтаризм” и философский пессимизм.

Другой немецкий философ - Фридрих Ницше (1844-1900 г.) в противоположность Шопенгауэру сформулировал концепцию философского активизма.

С точки зрения Ницше миром движет не просто воля, а воля к власти. Именно она заставляет все живое развиваться и совершенствоваться, и все, что способствует усилению воли к власти Ницше считал полезным и прогрессивным, а все, что ослабляет - реакционным. Европейская цивилизация и все остальные больны двумя болезнями: христианством и социализмом.

Христианство - это религия слабых, не обладающих достаточной волей к власти, чтобы обеспечить себе место под солнцем, и потому молящих о помощи.

Социализм - идеология усредненности, она не терпит ничего выдающегося, особенно людей с повышенной волей к власти. Спасение Европы и всей мировой цивилизации - в воспитании сверхчеловека в новой расе господ, “белокурых бестий”. Они должны обладать повышенной волей к лести, должны суметь создать новую религию, новую мораль и повести за собой массы. В отношении к друг другу они должны придерживаться кодекса чести, а в отношении к остальным - любые средства.

Анри Берксон (1859 - 1941 г.) критикует Гегеля с позиции иррационализма. С его точки зрения источником всеобщего развития является “жизненный порыв” - движущая сила творческой эволюции. Отличительной особенностью этой эпохи является то, что она является непрерывной цепью качественных скачков, причем между вновь возникающими качествами нет никакого количественного опосредования. Новое качество никак не связано со старым. Т.к. между качественными скачками не эмпирического, ни логического опосредоания, то постичь творческую эволюцию можно только через интеллектуальную интуицию - философия Берксона - философия интуитивизма.

Великая организация или институализация творческой эволюции приводит к остановке развития, гибели подлинного творчества - социалистическая революция должна быть спонтанной, неорганизованной стихией, поэтому философия Берксона является теоретическим источников европейского анархизма.

Кьеркегор Серен (1813-1850 г.) критикует философию Гегеля за ее “бесчеловечность”. Гегель неоправданно подчинил индивида народу, личность - обществу, “индивид выше рода”. Только индивидуальность, отдельная личность образует подлинное существование.

Кьеркегор считает, что человек противостоит миру, бытию один на один, каждый принимает весь мир на себя. Человек постоянно балансирует на грани между величием космоса и ничтожеством смерти, бытием и небытием. Главные характеристики человека: страх, отчаяние, победить которые можно верой в Бога, причем Бог должен быть живым, не гегелевской абстракцией, а Богом “Авраама, Исаака, Якова”.

“Христианство стало задачей всей моей жизни. С глубоким стремлением понял я, что и самой длинной жизни не хватило бы, чтобы исполнить эту миссию”.

Кьеркегор - предшественник экзистенциализма, т.к. он, в определенном человеке, личности видит главным основной предмет философии. “Человек - это экзистенция - бытие, которое выбирает само себя, поэтому экзистенция - это свобода или возможность выбирать”.

В середине 19 века формулируется одно из самых влиятельных сегодня направлений неклассической философии - позитивизм. Вплоть до конца 20 века позитивизм проходит несколько стадий развития, пока конце 20 века не вливается в современную философию науки. Родоначальник - Огюст Конт (1799-1857 гг.) - критикует Гегеля, но не с позиций иррационализма, а из традиций эмпиризма. С его точки зрения философия должна стать точной наукой, для этого необходимо освободить ее от теологических и метафизических заблуждений. Человечество в своей истории проходит три стадии:

— теологическую;

— метафизическую;

— позитивную.

Такие науки, как: математика, физика, биология, с середины 19 века перешли в позитивную стадию. Теперь задача философии - освободится от теологии и метафизики.

Главным примером позитивной науки считают классическую механику, особенно важен переход в позитивную науку для социалистической философии, которая не должна конструировать идеальных людей общества, она должна исследовать социальные факты. Человек тем самым может создать предпосылки для развития новой социальной технологии, которая будет в состоянии решать социальные проблемы. Новая наука об обществе, которую Конт назвал социологией, должна опираться на эмпирические и социологические методы. Конт является основателем эмпирической социологии.

Сциентизм и антисциентизм

Культ науки в ХХ в. привел к попыткам провозглашения еекак высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. Scientia - знaние, наука), считaя науку культур­нo-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология чистой, ценностнo-нейтральной большой на­уки. Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе.

Одновременно со сциентизмом воз­никла его антитеза - антисциентизм, провозглашавший прямопротивоположные установки. Он весьма пессимистически отно­сился к возможностям науки и исходил из негативных послед­ствий НТР. Антисциентизм требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные воз­можности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказыва­ется высшей ценностью, и сциентисты c воодушевлением и опти­мизмом приветствуют все новые и новыесвидетельства техни­ческого подъема.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия на­учно-технической

революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.Аргументы сциентистов и автисциентистов легко декодиру­ются, имея противоположную направленность.

Сциентисты приветствует достижения науки.

Антисциентист испытывает предубежденность против научных инноваций. Сциентист провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. Антисциентист не устает подчеркивать критичес­кое отношение к науке. Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлека­ют свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценнос­тей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наукаявляется производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет познавательные безграничные возможности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь