Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


XVI. Нужны ли в истинно Христовой церкви Епископы, и как нужны?



Чин Епископов, или Архиереев, в истинной Христовой Церкви не только весьма нужен, но и необходим.

Как ни много нужны в Христовой Церкви Пресвитеры, или Священники; но они нужны не столько сами по себе, сколько в отношении к Епископу, как помощники ему. Вся сила, нужда и важность заключается в Епископе.

Богочеловек Иисус Христос, приобретши человеческому роду Своею крестною смертию вечное искупление135, или вечное спасение136, передал, по Своем воскресении, все прочее дело, порученное Ему Богом Отцом касательно спасения рода человеческого, Своим Апостолам, когда сказал им: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы137.

Какое именно дело?

Следующее:

1) Иисус Христос пришел на землю для возвещения людям Евангелия, т.е. Своего спасительнейшего учения. Ибо так сказал Он в Капернауме Своим ученикам: идем в ближния веси и грады, да и тамо проповем: на се бо изыдох138, и на се послан есмь139. Посему и ученикам Своим, пред Своим вознесением на небеса, дал Он заповедь и власть идти проповедывать всем людям истины спасения, т.е. все Свое учение, или Евангелие, сказав им: шедше научите вся языки... учаще их блюсти вся, елика заповедах вам140. Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари141. Для исполнения сего великого и трудного дела Господь обещал даровать им Святого Духа142, Которого и действительно даровал в день Пятидесятницы143.

2) Иисус Христос пришел на землю для того, чтоб быть Первосвященником144 в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския145. Посему и ученикам Своим Он даровал заповедь и власть священнодействовать для спасения всех людей, без исключения. Именно, пред Своим страданием, Он, как говорит св. Евангелист, приим хлеб, хвалу воздав, преломи, и даст им (ученикам), глаголя: «се есть тело Мое, еже за вы даемо, се творите в Мое въспоминание146. Вскоре, по Своем воскресении, явившись Своим ученикам, Он сказал: приимете Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся147. А пред Своим вознесением на небо Он дал Им право крестить вся языки во имя Отца и Сына и Св. Духа148.

5) Иисус Христос пришел на землю для того, чтоб быть Пастырем149, дабы всеми людьми управлять к их спасению150. Посему и ученикам Своим Он дал заповедь и власть управлять верующими к их спасению, т.е. привлекать их ко спасению, располагать их ревностно содевать свое спасение, охранять от уклонения от спасения, защищать от уклоняющих от спасения, так что, ежели бы кто оказался преслушным, то того они должны признавать за язычника и мытаря, т.е. отлучить от своего общества151.

Приняли ли на себя такое дело св. Апостолы?

Св. Апостолы беспрекословно приняли на себя это дело, и ощутив в себе, по сошествии на них Св. Духа, обещанную им силу, со всем усердием немедленно начали исполнять принятое ими дело Господа.

1) Они тотчас начали всем проповедывать Христово учение. Став Петр со единемънадесять, говорит св. Дееписатель, воздвиже глас свой, и рече им: мужие Иудейстии, живущие во Иерусалиме вси152 и проч. Дело проповеди Евангелия все св. Апостолы признавали своею важнейшею обязанностью. Когда возник ропот у Еллинов и Евреев, яко презираеми бываху во вседневнем служении вдовицы их; то все дванадесять реша: не угодно есть нам оставльшим слово Божие служити трапезам. Усмотрите убо, братие, мужи от вас свидетельтвованы седмь... ихже поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова да пребудем153. Равно особенною своею обязанностью признавал благовествование слова Божия св. Апостол Павел, и сказал: аще благовествую, несть ми похвалы: нужда бо ли належит (т.е. это мне заповедано, это мой долг)154: горе же мне (есть), аще не благовествую155. Посему св. Апостолы, как говорит о них св. Дееписатель, по вся дни в церкви и в домех не престааху учаще и благовествующе Иисуса Христа156. Когда же они проповедывали, то проповедывали как посланники Божии, т.е. как люди, получившие Божие повеление и снабженные властью от самого Господа Бога. Посему, когда Иудейское начальство запрещало им проповедывать Евангелие, тогда они решительно не согласились на прекращение сей проповеди, и неустрашимо сказали: аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче, нежели Бога? Судите! 157 Веровати подобает Богови паче, нежели человеком158. При таком усердии и при такой твердости в своем деле св.Апостолы стояли в мнении народа так, что, как говорит тот же св. Дееписатель, величаху их людие159.

2) Св. Апостолы тотчас начали совершать священнодействия. Бяху терпяще, говорит о первых христианах св. Дееписатель, во учении Апостолов, и во общении, и в преломлении хлеба и в молитвах160. Посему св. Апостолы и называли себя строителями таин Божиих161.

3) Св. Апостолы тотчас приняли на себя управление верующими, а именно: давали им разные предписания, как то видим из Апостольских правил162 и проч., преступных подвергали наказаниям, как например Анания и Сапфиру163, кровосмесителя164, и раскаивающихся освобождали от наказания, как поступлено с исправившимся кровосмесителем165, и проч.

Но эту власть проповедывать Свое учение, священнодействовать и управлять верующими Иисус Христос даровал только Своим Апостолам, не всем верующим. Ибо во всем слове Божием нет ни следа, который бы показывал, что означенная власть дарована Господом всем верующим, и без ограничения. Напротив только св. Апостолам Иисус Христос сказал: Аз избрах вас166, и: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы167. Только Своим ученикам Он сказал: дастьмися всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языкы, крестяще их в имя Отца и Сына и Св. Духа168. Только на Своих учеников Он дунул и сказал им: приимете Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся169. Св. Апостол Павел говорит, что к совершению святых, в дело служения, в создание тела Христова, Той, т.е. Христос, дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители170. И в подтверждение того, что означенное дело принадлежит только упомянутым лицам, а не иному кому, не всем верующим, Апостол Павел далее говорит: «еда вси Апостоли? еда вси Пророцы? еда вси учители? и т.д.171 А кроме сего всех, не получивших означенной власти, он обязывает оказывать полное повиновение получившим власть: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся172.

***

Поелику же св. Апостолы приняли на себя дело спасения человеков, порученное Иисусу Христу Богом Отцом, то из сего ясно следует, что св. Апостолы были преемниками Иисуса Христа, – преемниками именно в деле спасения человеков. Так всегда и разумела это древняя православная Христова Церковь.

Св. Златоуст, объясняя слова св. Апостола Павла к Коринфянам, по Христе молим, яко Богу молящу нами... примиритеся с Богом173, говорит от имени св. Апостола следующее: «посла Сына Отец утешити и ходатайствовати к человеческому естеству о Себе: елма убо Той (Иисус Христос) заклан быв отъиде, мы преемници быхом ходатайства, и вместо Его и Отца молим вы... О Христе ходатайствуем, сиречь вместо Христа: мы бо въсприахом яже Онаго». И несколько ниже говорит: «наведе, аки Богу молящу нами. Не токмо бо Сыном Своим молит, но и нами, иже Онаго въсприемшими дело»174. Т.е. «Отец послал Сына Своего увещевать людей и исполнить посольство от Его имени к роду человеческому. Но поелику Он, будучи умерщвлен, отошел отсюда: то теперь это посольство предано нам. Посему и просим вас именем Иисуса Христа и Отца Его... – По Христе молим, т.е. вместо Христа, ибо нам предана должность Его». И несколько ниже он говорит: «яко Богу молящу нами. Ибо не чрез Сына только Бог призывает людей, но и чрез нас, которым предано дело Его»175.

То же самое говорит св. Златоуст в изъяснении послания св. Апостола Павла к Римлянам, именно: «И что достоит вящше глаголати (об Апостолах), но разве яко еже Христос пришед деаше, сие тем вручи и отъиде? »176. Т.е. «И что можно сказать об Апостолах еще более, как то, что Христос, оставляя землю, все то поручил им, что Сам прежде совершал на земле? »177.

Равно и блаж. Феофилакт, объясняя означенные слова св. Апостола, говорит: «по Христе, т.е. вместо Христа мы исполняем посольство. Ибо что должно было делать Ему, то исполнять теперь приняли на себя мы»178.

То же говорит св. Фотий, Митрополит Киевский и всея России, в своем поучении Священникам и инокам: «Творец наш Христос Владыка Своим учеником и Апостолом Своего дела вручи действовати, и рукоположи их, яко и Себе подобных сделателей, действом вседетельного Духа, могущих творити великая Божественныя силы дела»179.

***

Что говорили о сем церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона?

То же самое.

Толковый Апостол, объясняя слова св. Апостола Павла, по Христе молим, говорит то же, что сказал св. Златоуст, именно: «Молим о Христе, сиречь, вместо Оного: «понеже еже власти Его (Иисуса Христа) бысть, и мы прияхом. И аще сие велие быти мнится, послушай последующих, имиже являет, яко о Отцы (Боге) сие творят: ибо того ради наводит, аки бы Бог молил нами, понеже не точию Сыном наказует, ио и нами, иже дело Сына прияхом»180.

То же говорит и писатель книги о Вере, именно: «Владыка всесильный и преблагий Господь наш Иисус Христос, Пастырь добрый, Иже прииде спасти всего мира, и сего ради сниде с небес, проповедая царство небесное, и подтверждая чюдесы, даже до смерти всем обретаяся, и всех призывая, и благодать великую и милость всем подая, по преславном же воскресении Своем и вознесении на небеса, дело то спасеное Божественным учеником и Апостолом поручил181.

И так что св. Апостолы были преемниками Иисуса Христа в деле спасения человеков, это несомненно.

***

Теперь следует весьма важный вопрос: «Божественное поручение дела спасения человеков на одних ли св. Апостолов было возложено? Или оно с подобною благодатью возлагается и после них даже доныне на какие-либо лица? – Отвечаем: «Божественное поручение дела спасения человеков не было возложено на одних св. Апостолов, но оно с подобною благодатью не перестанет возлагаться на некоторых людей до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю. Иисус Христос не дал Своим Апостолам обещания сохранить их в живых до скончания века, до Своего второго пришествия, и все они уже давно перешли в вечность. Между же тем Иисус Христос, дав Своим Апостолам заповедь: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа и проч., в ободрение им сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века182. Такое обещание может исполниться только в таком случае, ежели св. Апостолы и сами оставили после себя преемников Иисусу Христу подобных себе, и передали им порученное себе дело. Св. Апостолы в самом деле передали порученное им спасительное дело своим собственным ученикам, каких находили способными к исполнению того дела, именно Епископам. Впрочем в отношении к преемникам Апостольским, т.е. Епископам, означенное великое дело перешло уже с ограничением, именно таким, что каждый из Апостольских преемников, Епископов, должен был исполнять порученное ему спасительное дело только на том месте, на которое кто из них поставлен. Св. Апостолу Петру Господь сказал: паси овця Моя183, и – св. Петр, как сам старец, церковным старцам сказал: пасипие еже в вас стадо Божие184; т.е. заповедал означенным старцам совершать то же дело, какое Господь поручил совершать ему самому, но с тем различием, чтоб эти церковные старцы совершали порученное им дело каждый в своем месте, а не везде, как должны были совершать его св. Апостолы. Пасите стадо только то, еже в вас, сказал он. Посему в правилах св. Апостолов запрещается всякому Епископу действовать в епархии другого Епископа185. Но что старцы, которым св. Апостол давал такую заповедь, были Епископы, видно из того, что св. Апостол далее заповедует им посещать стадо, ими пасомое, а «Епископство речеся, от еже посещати всех», говорить св. Златоуст186.

Так ли это? Подлинно ли преемниками св. Апостолов были Епископы? – Подлинно. Ибо св. Апостол Павел, убедив Тимофея вместо себя оставаться в Ефесе, повелел ему избирать187 там Пресвитеров, поставлять188, награждать189 и подвергать их взысканиям190; а это – дело Епископа. Тот же св. Апостол поручил Титу окончить вместо себя дело в Крите, и рукоположить там по всем городам Пресвитеров191; но Тит, явно, был Епископом; ибо рукоположение в Пресвитера есть принадлежность только Епископов.

Как смотрела на это дело древняя св. Церковь?

Именно так, как говорим. Она всегда смотрела на Епископов как на преемников св. Апостолов.

Св. Священномученик Ириней говорит: «мы можем исчислить поставленных от Апостолов Епископами в Церквах, преемников их, даже до нас»192.

Св. Священномученик Киприан говорит: «право отпускать грехи дано Апостолам и Епископам, которые наследовали им по преемственному порядку»193.

Климент Александрийский говорит: «Веруй, как мы Епископы, преемники св. Апостолов, веруем»194.

Св. Василий Великий св. Амвросию Медиоланскому писал: «Сам тя Господь из судей земных на Апостольский престол посадил», т.е. сделал Епископом195.

Св. Амвросий, Епископ Медиоланский, говорит: «Епископ представляет лицо Христа и есть наместник Господа»196.

Блаженный Иероним говорит: «место Апостолов у нас занимают Епископы»197.

Св. Григорий Двоеслов говорит: «место Апостолов ныне держат в Церкви Епископы. Они приняли власть вязать и решить; и получили степень управления. Великая честь! Но тяжела эта честь»198.

Блаж. Геннадий, Патриарх Константинопольский, в своем послании ко всем Митрополитам и к папе Римскому со всем, бывшим при нем, Собором пишет: «Владыка наш и Бог и Спаситель Иисус Христос вверил св. Своим ученикам проповедь Евангелия... Сию заповедь Он дал не токмо им, но чрез них и нам, коих удостоил возвести на их степень и место»199.

Блаж. Симеон Солунский говорит: «Апостолов преемницы Епископи»200. И еще: «Иерарх (Епископ) Апостольского есть преемства»201.

Св. Фотий, Митрополит всероссийский, в своем поучении Священникам, говорит: «мы от сих (Апостолов) преемницы... великого Божия священства»202.

Блаж. Иеремия, Патриарх Константинопольский, говорит: «Как вначале Господь поставил нас владыками всего видимого, так и ныне, предавши нам Священство, Он соделал нас владыками гораздо превосходнейшими: ибо Апостолам и их священным преемникам Он вручил ключи неба»203.

Блаж. Мелетий, Патриарх Александрийский, говорит: «Епископ есть место имеяй и образ Христов»204.

Блаж. Феофан, Патриарх Иерусалимский, в благословенной граммате Филарету Патриарху Московскому и всея России, говорит: «иже аще свяжете, рече Господь, на земли, связано будет на небеси, а иже разрешите на земли, на небеси разрешено будет. И да никтоже речет, яко ко Апостолом единем сия речена суть, но и ко всем хотящым быти преемником сих, иже убо от Апостол и доныне хранимо и соблюдаемо в православных ненаветно»205.

***

Что говорили о сем предмете церковные учители, жившие в Русской Церкви от времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона?

Совершенно то же.

Писатель Большого Катехизиса говорит: «Петр от Господа прием Церкви обладательство, якоже и прочии... Апостоли, и по них наследници церковнии Святители»206.

В книге о Вере читаем: «Господь господей и Пастырь пастырей... не восхоте достояние Свое оставити на земли неустроено отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинником, се есть, старый и новый завет. Кому же дал? Кто гостинници? Апостоли и по них восприемници их Пастырие и Учителие, Архиепископи и Епископи»207.

В Болыиом Номоканоне сказано: «Епископи суть приемшии Апостольское место от Бога»208.

***

Что говорит о сем Православная Церковь после Патриарха Никона?

Совершенно то же.

Иерусалимский Собор 1672 года говорит: «Епископ – преемник Апостольский»209.

Православное исповедание говорит: «Архиереи суть местоблюстителе Христовы»210.

И так, что Епископы суть преемники св. Апостолов, это есть всегдашний, общий, совершенно несомненный голос св. православной Церкви.

Но из сего сами собою вытекают пять следствий следующих:

1) Поелику дело спасения человеков, и, прежде всего, право всенародного проповедывания истин спасения, или Евангелия, Иисусом Христом передано Своим св. Апостолам, а преемники св. Апостолов суть Епископы; то как право учить истинам спасения, или проповедывать Евангелие, имели в свое время только св. Апостолы, так и ныне во всякой епархии имеет право всенародно учить собственно только Епископ.

2) Поелику совершение всякого священнодействия Иисусом Христом передано св. Апостолам, а преемники св. Апостолов суть Епископы; то как имели право священнодействовать в свое время только св. Апостолы, так во всякой епархии ныне имеет право священнодействовать собственно только Епископ.

3) Поелику право управления, т.е. распоряжения духовными действиями в Церкви, или в обществе верующих, Иисусом Христом дано только св. Апостолам, а преемники св. Апостолов суть Епископы; то как право управления принадлежало только св. Апостолам, так теперь это право принадлежит в Церкви собственно только Епископам.

4) Поелику Апостолы заняли на земле место Иисуса Христа, а Епископы суть преемники Апостолов; то само собою понятно, что каждый Епископ в своей епархии представляет собою образ не только св. Апостолов, но и самого Иисуса Христа.

5) Поелику Церковь Иисуса Христа (истинно верующие) может существовать только там, где проповедуется Христово учение, где совершаются св. священнодействия и существует надлежащее управление верующими; а проповедывание Христова учения, совершение священнодействий и управление верующими Иисусом Христом предоставлено только св. Апостолам, преемниками же св. Апостолов суть Епископы: то нет сомнения, что во всякое время, следовательно и в наше время, истинная Христова Церковь может существовать только там, где есть Епископ; где нет Епископа, там нет и Церкви, нет истинно верующих в Иисуса Христа.

Все эти следствия суть самый прямой вывод из вышесказанного, и следовательно все эти следствия суть совершенная истина. Но для большого удостоверения в их истине обратим означенные следствия в вопросы, и дадим на них приличные ответы.

***


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь