Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАВЕЛ ДОБРОМЫСЛОВ



Память 20 января / 2 февраля [104], в Соборах новомучеников и исповедников Российских, новомучеников и исповедников Соловецких и Рязанских святых

Родился 17 / 30 июля[105] 1877 года в селе Поляны Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священни­ка Николая Григорьевича Добромыслова.

В 1891 году по окончании Рязан­ского духовного училища поступил в Рязанскую духовную семинарию, а в 1897 году – в Московскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия.

Женился на Клавдии Алексеевне Шувало­вой, дочери управляющего имением помещика Салтыкова; впо­следствии у них родилось шестеро детей.

1 / 14 октября 1901 года рукоположен во священника к Старо-Ямской Николаевской церкви в городе Рязани. Хиротонию епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский).

С 1902 по 1906 год состоял преподавателем Рязанского епархиального женского училища. С 1906 по 1910 годом был членом Рязанского епархиального миссионерского комитета. С 1910 по 1912 год исполнял обязанности законоучителя в Рязанской мужской частной гимназии. С 1911 по 1914 год был за­ведующим и законоучителем Рязанской Мариинской женской гимназии. В 1912 году священник был членом Рязанского отделе­ния Епархиального училищного совета. В этом же году упоминается членом Рязанской духовной консистории.

Протоиерей Павел Добромыслов

В 1914 году был назначен священником к Скорбященской церкви в богадельне имени Муромцевой в Рязани.

До 1917 года был преподавателем греческого языка в Рязанской духовной семинарии.

При наступлении Белой армии в 1918 году был арестован большевиками и некоторое время содержался в одной из московских тюрем в качестве заложника как священнослужитель, пользующийся большим авторитетом среди населения. Тогда же была конфискована и почти полностью уничтожена его великолепная библиотека на русском и нескольких иностранных языках. Когда испуганная, плачущая Клавдия Алексеевна, его жена, побежала к одному большевистскому начальнику с просьбой помочь, освободить, походатайствовать, то получила ответ: " Нельзя, ваш муж - человек образованный, владеет несколькими языками, его любят люди, значит, он может повести за собой народ". Он действительно мог повести за собой людей, но не на братоубийственное кровопролитие. Когда в городе начались еврейские погромы, о.Павел выступил с амвона кафедрального собора, призывая прихожан не участвовать в таких делах, разъясняя всю богопротивность натравливания одного народа на другой, несовместимость этого с христианской верой. Вскоре, сразу после отступления белых, его отпустили.

После освобождения служил в кафедральном Рождественском соборе Рязани.

В 1923 году возведен в сан протоиерея и назначен священником Благовещенской церкви в Рязани.

В марте 1924 года назначен Рязанским уездным благочинным. Будучи принципиальным противником обновлен­цев, отец Павел по поручению владыки написал историю обнов­ленческого движения в Рязанской епархии.

Привлекался к суду в июне 1925 г., дело было прекращено.

Одним из первых действий архиепископа Бориса при вступлении на Рязанскую кафедру было распоряжение об упразднении епархиального совета и создание епархиальной канцелярии, через которую он осуществлял все управление епархией. Архиепископ жил частью в Рязани, а частью в поселке вблизи станции Перловка под Москвой и управлял епархией через распоряжения по канцелярии. Переписка через канцелярию со священниками епархии, обращения архиепископа к пастве со временем стали составлять целые сборники. Властями появление таких сборников было расценено как нелегальное издание религиозного журнала.

Излагая содержание сборника, один из сотрудников ОГПУ написал: «...Мы находим, что программа его заключала в себе сведения общеинформационного характера, руководящие указания по части церковной жизни, отрывки из произведений различных авторов, не имеющих никакого отношения к Церкви, афоризмы, изречения, отрывки из поэтических произведений, советы по садоводству, огородничеству и медицине, хронику и отдел юриспруденции».

Архиепископ Борис (Соколов), его викарий епископ Глеб (Покровский) и группа духовенства города Рязани были арестова­ны в течение октября 1925 года. Протоиерей Павел Добромыслов был арестован 27 октября 1925 года и заключен в рязанскую тюрьму. Проходил по групповому делу " о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926г."

На допросах, отвечая на вопросы следователя, отец Павел сказал: «Епархиальная канцелярия содержится на сборы – складчины... При сборах руководствовались инструкцией НКЮ о сборах складчинах. “Циркуляры” архиепископа Бориса я рассматриваю как его распоряжения... Элемента политики в циркулярах я не нахожу. В содержании циркуляров ничего незакономерного я не находил... Приходскую книгу я считаю не противоречащей существующим законам и рассматриваю таковую как дополнение к списку при регистрации общины.

Уездным благочинным я назначен архиепископом Борисом (Соколовым). На совещаниях епархиальных благочинных я присутствовал, но не всегда. В круг моих обязанностей входило исполнение распоряжений архиепископа Бориса по Рязанскому уезду. На существование епархиальной канцелярии я смотрел как на явление вполне закономерное. Закономерным существование епархиальной канцелярии я считаю по следующим причинам. По распоряжению центральной гражданской власти епархиальной канцелярии был выдан штамп и печать, отобранные в 1924 году губернским отделом ОГПУ, причем разрешение на право имения печати аннулировано не было. С канцелярией епархиального архиерея считались государственные учреждения. Канцелярия была личной канцелярией архиепископа и не может быть рассматриваема как самостоятельная организация. Лично я от епископа Глеба (Покровского) слышал, что нам хотели возвратить печать и штамп. Все вышеизложенное вселяло в меня уверенность в закономерности существования епархиальной канцелярии. Я и епархиальные благочинные, как я полагал, в канцелярии архиепископа Бориса являлись только техническими исполнителями, привлеченными к работе в порядке церковной дисциплины. Деятельность канцелярии епархиального архиерея, с моей точки зрения, была вполне закономерной, не нарушающей существующих гражданских законов.

С содержанием “циркуляров” архиепископа Бориса я знаком поверхностно. Ничего предосудительного в таковых я не находил. В “сестричествах” ничего противозаконного не нахожу, но лично организации таковых не сочувствую, так как я не сторонник участия женщин в делах церковных. С уставом сестричества я детально не знаком. Ничего противозаконного в производимом канцелярией при архиепископе я не видел».

Следствие было закончено 12 ноября 1925 года.

Протоиерей Павел был обвинен в том, что, «являясь членом организованного Петром Алексеевичем Соколовым нелегального сообщества, выполнял, как член такового, все возлагаемые на него поручения. Способствовал размножению и распространению издававшегося Петром Алексеевичем Соколовым журнала “Циркуляры”, заведомо зная контрреволюционность его содержания. Своими действиями способствовал созданию библиотек с подбором литературы контрреволюционного характера. Принимал участие в издании распоряжений об установлении денежных сборов с религиозных общин Рязанской губернии, способствуя своими действиями принудительному взиманию таковых. Присваивал себе права юридического лица».

Дело было передано на рассмотрение секретаря 6-го отделения секретного отдела ОГПУ в Москве с предложением приговорить всех обвиняемых моложе пятидесяти лет к трем годам заключения в концлагерь, а старше пятидесяти – отправить в ссылку, само же дело передать на рассмотрение Особого Совещания.

 26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Павла к трем годам заключения в концлагерь, и в том же го­ду, после открытия навигации на Белом море, он был отправлен на Соловки.

По возвращении из заключения служил в храмах Рязанской епархии.

В 1928 году вновь арестован по обвинению в хранении мелкой разменной монеты и сослан на три года в Семипалатинск (Казахстан). Семью ссыльного батюшки объявили лишенцами, что означало автоматически жизнь без хлеба и работы. Бывшие прихожане приносили семье ссыльного кто что мог.

Вернулся из ссылки в начале 1930-х годов.

Священномученик Павел (Добромыслов), протоиерей.

По окончании ссылки в 1933 году, отец Павел вернулся в Ря­занскую епархию и стал служить в Благовещенском храме в горо­де Рязани. В 1935 году часть причта этого храма перешла в обновленчество; отец Павел был вынужден покинуть приход. Он был назначен настоятелем Казанского храма в селе Солотча, в 1937 году переведен в село Гавриловское Спасского района Рязанской области.

16 марта 1938 года сотрудни­ки НКВД вызвали на допрос в качестве лжесвидетеля служившего вместе с отцом Павлом диакона, который показал, что священник часто говорил в храме проповеди и в них призывал прихожан быть более ревностными в приготовлении к таинствам. Он предупреж­дал, что не прибегающие к таинствам могут оказаться вне Церкви и быть осужденными на вечные мучения. Священник в своих проповедях призывал к покаянию, призывал «отказаться от классовой борьбы», говорил, что если кто обижен, то должен простить и примириться, не ссориться. 27 марта 1938 года протоиерей Павел был арестован и заклю­чен в рязанскую тюрьму. Он обвинялся как " активный участник к/р организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП(б) и Советского правительства".

Допросы шли в течение полутора месяцев; следователи требовали, чтобы священник охарактеризовал суждения своих знакомых с политической стороны. Отец Павел на это ответил:

– С политической стороны названных мною лиц охарактеризовать не могу, так как с ними на политические темы не разговаривал.

– Вы арестованы за антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди населения села Гавриловского. Дайте показания по этому вопросу.

– Никогда никакой антисоветской агитации я среди населения села Гавриловского не проводил.

– Следствие располагает данными, что вы, будучи контрреволюционно настроенным, среди населения вели контрреволюционную агитацию. Вы подтверждаете это?

– Нет, не подтверждаю.

– Вы даете неверные показания. Следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной организации церковников. Дайте правдивые показания.

– В контрреволюционной организации церковников я никогда не состоял.

– Вы продолжаете давать неверные показания. Следствие располагает достаточными данными о вашей принадлежности к контрреволюционной организации церковников. Следствие требует от вас правдивых показаний.

– Я еще раз заявляю: в контрреволюционной организации церковников я не состоял.

29 мая 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Павла к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в один из Карагандинских лагерей, куда прибыл 16 июля того же года.

Будучи уже 60-летним, работал на общих работах: пас в степи лошадей, выполнял и другую не по возрасту тяжелую работу. При медицинском обследовании ему был поставлен диагноз: " Явно выраженная старческая дряхлость. Декомпенсированный миокардит и склероз сосудов головного мозга. Инвалид группы " Б".

Скончался 9 февраля[106] 1940 года в 8-м Чур-Нуринском отделении Карагандинского лагеря. В бараке, где жили заключенные, истопили печь, но рано закрыли вьюшку. Все угорели, но выжили, кроме о.Павла. Был погребен в безвестной могиле.

23 мая 1958 года был реабилитирован Рязанским облсудом по 1938 году репрессий, а 18 декабря 1992 года реабилитирован Прокуратурой Рязанской области по 1926 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Награды

  • наперсный крест (1913)

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ " Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/? TYZ...X6q
  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005. С. 187-198
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& person_id=80
  • Духовенство Рязанской епархии (по данным «Церковных ведомостей» 1888-1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889 – 1914)
    • http: //www.history-ryazan.ru/node/7503? page=0%2C1
  • Страница Псковского Васильевского храма на Горке:
    • http: //hramnagorke.ru/orthodox_icons/1958

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь преподобного Евфимия Великого. Службу совершал о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

И снова про благое иго Христово, принятие которого несет душе человека покой. В то же время, слова о спасении часто вызывают у человека смущение, ведь на вопрос учеников о спасении сам Господь говорит: «человеку это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу…». В другом месте Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего…». А здесь: «иго Мое благо и бремя Мое легко…». Противоречия? Ничуть. Просто для этого человек должен принять заповеди Господни, устранив все, что отдаляет его от Бога, то есть, отвергнуть грех. А к греху человек прирос, сделался склонным к нему, так что многие греховные влечения сделались для него естественными (но грех от этого не перестал быть грехом). А потому для отвержения греха необходимы годы и десятилетия тяжелой борьбы, и только к концу жизни (при условии известного упорства в этой борьбе, с надеждой больше не на себя, а на Бога, помогающего человеку) страсти отступают, и Благодать Божия входит в человека, преображая его. Тогда он познает благость ига Христова, и такого человека уже ничто от Бога не отлучит. Такой человек и обретает покой, который неспособна поколебать никакая скорбь века сего. Покой этот не является достоянием самого человека, а нисходит на него по действию Благодати Божией. Все это очень далеко от нашего духовного состояния, но именно поэтому этот текст нам и читается.

Литургия.

В сам день я также был на литургии в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8который и известил нас о вашей любви в духе.

9Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; 17и Он есть прежде всего, и все Им стои́ т.

18И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

21И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, 23если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

24Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, 25которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Самое начало послания. В отличие от посланий и Коринфянам и Галатам, где апостол начинает с обличений, здесь он начинает с похвал, поистине, приводящих в восхищение. Какой архиерей сегодня смог бы в своем послании к пастве написать такие похвалы. А апостол Павел мог, ведь христиане первых веков действительно, в своей массе, имели великое в вере, так что иноверцы поражались их усердию и добродетельной жизни, так что сама жизнь вызывала уважение и даже без всякой проповеди вызывала интерес – что это за вера, приверженцы которой так живут. И именно поэтому в те века вера Христова имела такой успех. Сегодня же успехи нашей проповеди скромны, так как нет того усердия к вере и особенно, исполнению заповедей Господних, какое имели те христиане. Прочитав эти похвалы, задумываешься об этом….

Евангелие (от Луки): 1Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

16Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Здесь нам напоминается поучение, сказанное к притче о неверном домоправителе. Это одна из самых странных притч. Некий человек расточил имение своего хозяина, а чтобы обезопасить себя на случай, если тот его выгонит, решил без ведома хозяина списать долги его должникам, надеясь, что кто-то из них примет его к себе на работу. Не все ли мы также бездарно расточаем то, что дал нам Бог? Ключевой здесь считается фраза « приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас вечные обители ». Под друзьями здесь принято понимать святых, то есть, тех, которые уже прошли путь в Царство и достигли обещанного Христом наследия. Вот, среди них и подобает приобретать друзей. А время сокращается и час, когда Господин потребует отчета о том, как человек распорядился тем, что Он вручил ему, может наступить в любой момент. Но сыны века сего, когда им грозит опасность, суетятся, желая ее избежать, но нам же грозит куда большее… и мы не предпринимаем никаких мер. А надо бы заботиться об этом….. Для этого текст сей и читается нам….

И также здесь приводятся слова о том, что никто не может служить двум господам. Человеческий разум ограничен (как бы ни доказывали обратное гордецы века сего), так что внимание его неспособно охватывать сразу все. Потому его внимание объективно сосредотачивается на чем-то одном, остальное отводя на второй план. И так происходит всегда и везде, особенно в делах, которые совершает человек. Если главным для него является накопление материальных благ, то все остальное для него имеет интерес лишь постольку, поскольку способствует главному. В эту категорию второстепенного в этом случае попадают и отношения с Богом. Если же заповеди Господни становятся препятствием на пути к желанному богатству, то тогда ими можно и пренебречь. Но « где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ». И если спасение души не является для человека приоритетом, а заповеди охотно оставляются, когда они мешают накоплению земных благ, то венец такой жизни – погибель, если только человек не покается и не оставит этот свой образ жизни. Потому, если человек хочет спастись, то он не должен привязываться к благам века сего, как преходящим, относясь к ним, лишь как к средствам, могущим помочь человеку в его делах, которые могут быть добрыми или злыми. Для спасения же будет лучше, если они будут добрыми…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

И снова нам читается тот же отрывок, где апостол призывает к почитанию духовных наставников. Это можно толковать и как призыв к уважительному отношению к священству, вообще, так как если каждый из нас отвечает только за свои грехи, то священник отвечает и за паству, которой он проповедует Слово Божие. О этой великой ответственности их за души паствы стоит всегда помнить, поменьше осуждая священство…

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И традиционное для многих праздников краткое изложение заповедей блаженства…

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с субботним днем, поблагодарил за молитву, а также поздравил

причастников с приобщением Святых Тайн, пожелав, чтобы ОНИ были их телам во здравие, а душам во спасение. Он пожелал им не забывать о том, какой великой святыни они сподобились приобщиться. Сам Господь говорил: « кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, во Мне пребывает, и Я в нем ». Принимающий это Таинство, принимает в себя самого Христа, соединяется с Богом, который как бы растворяется в нем. Итак следовало бы помнить об этом. В Таинстве этом Бог соединяется с нами. Так вот, хорошо бы и нам соединяться с Богом, открыть души свои Богу. Каждый из нас является почвой для Слова Божия, как о том говорит притча о сеятеле. И нам подобает задать себе вопрос – являемся ли мы благоприятной почвой для Слова Божия или нет! Строя свою жизнь, мы выбираем не только нашу участь в этом мире, но и в вечности, так как от того, как мы проводим нашу жизнь на земле, зависит наша посмертная участь. Жизнь же наша коротка, так что мы и не заметим, как подступит старость, а там и смерть не за горами. Далее он говорил о неких людях, снабжающих трапезную собора продуктами. Один из них был еще недавно «бодрым дядечкой». Однако в прошедшее воскресенье он скончался. Тут же он попросил молитв об упокоении этого человека (имя – Эдуард). Потому мы все должны помнить, что для каждого из нас этот день может оказаться последним. Каждый может уйти из храма, чтобы никогда больше в него не прийти. Лопнул один сосудик в мозгу – и человек отправился на суд к Богу. А потому следует пользоваться временем, чтобы открыть души свои Богу, ибо сам Господь сказал: « Вот стою перед дверями и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ». Потому, пока есть время, подобает открыть души наши Богу, ибо нынешнее время – время спасения…

Воскресенье 3 февраля.

В этот воскресный день особых преходящих празднований нет, а потому сразу перейду к событиям, собственно, 3 февраля. Особенность этого дня в том, что в этот день нет памятных дат, предусматривающих торжественность. Однако же, в этот день чтится память преподобного Максима Исповедника, известного Учителя Церкви, борца за чистоту православия. Также, в этот день чтится преподобный Максим Грек, также сыгравший особую роль в историю Русской Церкви. Он первый попытался провести исправление русских богослужебных книг. Тут надо заметить, что веками эти книги были рукописными, и переписывались вручную, причем, на Руси книгопечатание появилось значительно позднее, чем в Европе. Переписчик иной раз мог сделать ошибку, либо, не понимая что-то в книге (либо не мог разобрать почерка предшественника, либо книга могла долго пролежать в ненадлежащих условиях, и текст мог подвергнуться порче), зачастую пытался сам додумывать написанное. Но в итоге пронизавшее тогдашнее общество фарисейское обрядоверие привело к тому, что эти попытки преподобного вызвали агрессивную реакцию (тем более что русский язык не был для него родным, и он сам допустил ряд ошибок), как позже агрессию вызвала масштабная правка ошибок в книгах во времена патриарха Никона. Потому преподобный Максим Грек много пострадал за чистоту веры. Потому, притом, что в календаре перед именем преподобного Максима Грека стоит значок «без праздничного знака», тут же ему рекомендуется совершать полиелей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь