Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шрила Гоур-Говинда Свами Махарадж



(1929 – 1996 г.г.)

Краткая биография гуру

Шрила Гоур-Говинда Свами Махараджа родился 2 сентября 1929 года в индийской деревушке Джаганнатхапур, расположенной недалеко от знаменитого святого места Джаганнатха-Пури (штат Орисса). Его отец и мать происходили из семей, в которых на протяжении многих поколений строго соблюдаются вайшнавские традиции. Отец каждый день читал ребенку «Шримад-Бхагаватам». А мать Браджабандху (так звали Гоур-Говинду Свами, пока он не оставил семейную жизнь) принадлежала к роду Гири, члены которого издавна поклоняются Божеству по имени Гопал в деревне Гадайгири. Дед Браджабандху по материнской линии, Баури Гири, славился в тех краях как великий святой вайшнав, парамахамса. Он постоянно служил Гопалу (Кришне), повторял и пел Его святые имена. Он показал маленькому Браджабандху, как повторять маха-мантру Харе Кришна, считая мантры на пальцах.

Представители династии Гири славятся в Ориссе как искусные исполнители киртанов (их почитают как киртана-гуру). С 5-летнего возраста Браджабандху вместе со своими дядьями часто ходил с киртаном по деревням: они пели маха-мантру и песни Нароттамы даса Тхакура и других ачарьев-вайшнавов.

Ребенком он проводил значительную часть времени в Гадайгири, учась служить Гопалу. Браджабандху делал для Гопала цветочные гирлянды, а иногда, при свече, пел для Него священные гимны, записанные на пальмовых листьях. Он не притрагивался к еде, если она не была предложена Гопалу.

В 8-летнем возрасте Браджабандху уже прекрасно знал «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». По вечерам жители деревни собирались послушать, как он объясняет эти священные писания, а также декламирует «Рамаяну» и «Махабхарату». Друзья и родные вспоминают, что он еще в детстве был сосредоточен на поклонении Гопалу и не проявлял интереса ни к каким мирским развлечениям. В старшие школьные годы он постоянно жил в Гадайгири. Там он регулярно слушал, как его дядя читает вслух «Чайтанья-чаритамриту».

Браджабандху был в семье старшим сыном. В 1952 году он по просьбе своей матери женился. (Свою жену он впервые увидел во время обряда их бракосочетания.) После смерти отца вся ответственность за содержание семьи легла на плечи Браджабандху. Он не мог позволить себе учиться в университете, но стал сам готовиться ночами, сдал экзамены экстерном и получил сразу две степени бакалавра - в области гуманитарных наук, а также бакалавра педагогических наук.

Более 20 лет Браджабандху проработал учителем в школе, преподавая несколько предметов. При этом он не упускал возможность рассказать своим ученикам о Кришне, и много позже некоторые из них получили у него духовное посвящение. Несмотря на большую занятость, Браджабандху по-прежнему с любовью и преданностью служил Гопалу: он каждый день вставал в 4 утра, повторял мантру Харе Кришна, вместе с семьей поклонялся Туласи-деви и читал «Бхагавад-гиту». А во время школьных каникул они посещали разные святые места в Индии.

Постепенно в нем усиливалось стремление отречься от всех мирских занятий и посвятить себя проповеди учения Шри Чайтаньи Махапрабху. В апреле 1974 года он оставил преподавание в школе и семейную жизнь и взял себе имя Гоур-Гопалананда дас (в этом имени выражена его преданность Чайтанье и Гопалу). Он стал ходить по Индии в поисках духовного учителя, который помог бы ему проникнуть в глубинный смысл маха-мантры и посвятил бы его в санньясу (монашеский уклад жизни). Хотя, еще будучи семейным человеком, он повидал многих религиозных лидеров, их наставления не затронули его сердце. Он побывал в разных местах, но чувствовал, что его заветное желание исполнится только во Вриндаване, священной обители Кришны.

Через две недели после прибытия во Вриндаван Гоур-Гопалананда увидел большой щит, на котором было написано: «Международное общество сознания Кришны. Ачарья-основатель - Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада».

Тут же он встретил западных преданных, которые дали ему один из номеров журнала «Обратно к Богу». Увидев, что в этом журнале говорится о Шри Чайтанье Махапрабху, о любви к Кришне, о святом имени, о «Шримад-Бхагаватам», то есть обо всем, что ему с детства было дорого, Гоур-Гопалананда захотел увидеться с основателем и духовным учителем Движения сознания Кришны - Шрилой Прабхупадой.

В это время Шрила Прабхупада был во Вриндаване, и Гоур-Гопалананда, получив разрешение от секретаря Шрилы Прабхупады, вошел в его комнату и представился. Немного поговорив с ним, Шрила Прабхупада спросил: «Ты уже принял санньясу?». «Нет» - ответил Гоур-Гопалананда. «Я дам тебе санньясу!». Гоур-Гопалананда понял: вот истинный гуру, который знает, что у него на сердце. Гоур-Гопалананда стал выполнять разные виды служения во вриндаванском центре ИСККОН, в том числе переводить книги Шрилы Прабхупады с английского языка на хинди. Очень скоро, в конце 1974 года, Шрила Прабхупада дал ему первую инициацию и новое имя: Гоур-Говинда дас .

Как раз в это время ИСККОН получил в дар участок земли в Бхуванешваре, столице Ориссы. Шрила Прабхупада направил туда Гоур-Говинду даса, поручив ему построить там храм. В те годы там были джунгли, кишащие змеями, скорпионами и москитами. Участок находился далеко от центра города, и люди даже днем боялись туда ездить. Но Гоур-Говинда дас, восприняв указание своего духовного учителя как волю Самого Кришны, переселился в Бхуванешвар и через некоторое время собственноручно построил на подаренном участке земли небольшую хижину. Он обошел чуть ли не все дома и учреждения в Бхуванешваре и его окрестностях, собирая пожертвования на храм, и, кроме того, начал переводить книги Шрилы Прабхупады на язык ория.

Шрила Прабхупада знал, что Гоур-Говинда дас с рождения предан Кришне, и хотел, чтобы он руководил строительством храма в столице Ориссы, а также проповедовал. Поэтому спустя всего несколько месяцев, на церемонии открытия храма Шри Шри Кришны-Баларамы во Вриндаване (20 апреля 1975 года, Рама-навами), Шрила Прабхупада дал ему санньясу.

В начале 1977 года Шрила Прабхупада приехал в Бхуванешвар. Для него забронировали номер в одной из лучших гостиниц города, но Шрила Прабхупада сказал: «Я буду жить в хижине, которую построил мой ученик, мой дорогой духовный сын – Гоур-Говинда».

Шрила Прабхупада провел в Бхуванешваре 17 дней, проповедуя местным жителям и многочисленным преданным из других стран, приехавшим вместе с ним. Именно в этот период пребывания в Бхуванешваре он начал работу над переводом Десятой песни «Шримад-Бхагаватам».

2 февраля 1977 года, в День явления Господа Нитьянанды, Шрила Прабхупада провел там церемонию закладки первого камня в основание будущего храма. Это был последний крупный проект ИСККОН, начатый при непосредственном участии Шрилы Прабхупады.

В 1979 году в Майяпуре, во время одного из киртанов, Гоур-Говинда Свами потерял сознание. Его подняли и перенесли в комнату. Преданные были очень встревожены. Многие, в том числе доктора, не могли понять, что с ним происходит. Однако Акинчана Кришнадас Бабаджи Махараджа, духовный брат Шрилы Прабхупады, определил, что Гоур-Говинда Свами испытывает прилив экстатической любви к Богу. Это подтвердили аюрведический врач, принадлежавший к Рамануджа-сампрадае, а также опытный астролог, которым показали Гоур-Говинду Свами. Удивительное экстатическое состояние Гоур-Говинды Свами продолжалось несколько месяцев. Когда же он вновь обрел сознание внешнего мира, то вернулся из Майяпура в Бхуванешвар и с еще большей решимостью стал исполнять наказ своего духовного учителя. Ему на помощь присылали западных преданных, но большинство из них не могли долго оставаться в таких суровых условиях. Их поражало, что Гоур-Говинда Свами безропотно переносил трудности, ел только раз в день и почти не спал. Днем и ночью он либо проповедовал, либо повторял мантру, либо переводил книги Шрилы Прабхупады.

Гоур-Говинда Свами вел дневник и ежедневно делал в нем записи, начиная их такими словами: прабху гопала крипару, конаси мате диноти коти гала — «По милости Гопала этот день прошел так...».

Каждый день он просил Гопала: «Позволь мне быть рядом с близкими по духу преданными»

Шрила Прабхупада дал Гоур-Говинде Свами три главных наставления:

· перевести его книги с английского на язык ория,

· построить храм в Бхуванешваре,

· проповедовать по всему миру.

Выполнение этих наставлений стало для Гоур-Говинды Свами смыслом жизни. У него было строгое правило: не садиться есть, не закончив свою дневную норму перевода книг Шрилы Прабхупады.

Преданные удивлялись, видя, как даже после многочасового перелета Гоур-Говинда Свами сначала выполнял свою норму перевода и только потом думал о еде и отдыхе. Он оставался верен этому обету до последнего дня жизни. Кроме того, Гоур-Говинда Махараджа вдохновенно проповедовал по всей Ориссе. Самыми разными способами – проводя падаятру и программы нама-хатты, издавая орисский аналог журнала «Обратно к Богу» и устраивая вайшнавские праздники, давая индивидуальные наставления, а также многочасовые лекции по священным писаниям – он напоминал жителям этой древней земли об их духовных корнях и о том, что в нынешнюю эпоху обрести высшее совершенство можно, только произнося святые имена:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

В 1985 году Шрила Гоур-Говинда Свами впервые отправился с проповедью за рубеж. Его желание проповедовать было таким сильным, что в течение последующих одиннадцати лет он путешествовал по всему миру, несмотря на больную ногу и многочисленные неудобства.

Мягкий и скромный в личном общении, он на лекциях по «Шримад-Бхагаватам» ревел, как лев, сокрушая любые проявления невежества. Порой, прочитав какое-нибудь место из комментария Шрилы Прабхупады, он начинал смеяться, как ребенок, и говорил: «Здесь речь идет о кришна-преме, но это нужно пояснить». И в течение двух или трех часов толковал одно предложение, всё глубже и глубже раскрывая его смысл, чем необыкновенно поражал слушателей. На одной из таких лекций он сказал: «Смотрите, Кришна смеется надо мной, ведь я пытаюсь объять необъятное».

Нередко во время лекции Шрила Гоур-Говинда Свами вдруг начинал петь, давая слушателям возможность соприкоснуться с теми чувствами радости, смирения и предания себя Богу, которыми проникнуты молитвы великих преданных - Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачарьев. Кришна-катха (повествования о Кришне) была для него самой жизнью.

Он часто говорил:

«День, проведенный без Кришна-катхи, - черный день».

Гоур-Говинда Свами глубоко знал священные писания и замечательно раскрывал их тайны. Все свои высказывания он обосновывал цитатами из многочисленных ведических источников. Иногда он задавал ученику вопрос, и, если тот, отвечая, не ссылался на шастры, Гоур-Говинда Свами кричал: «Мошенник! Не пытайся обмануть других! Вайшнав всегда ссылается на священные писания».

В 1991 году, после 16 лет упорного труда, в благословенный День явления Господа Рамачандры Шрила Гоур-Говинда Свами, исполняя волю своего духовного учителя, открыл в Бхуванешваре великолепный храм Шри Шри Кришны-Баларамы. Сейчас этот храм, известный и за пределами Ориссы, посещают тысячи людей. Гоур-Говинда Свами говорил: «Я открыл в Бхуванешваре "школу слез": если мы не будем плакать о Кришне, Он не прольет на нас Свою милость».

Шрила Гоур-Говинда Свами был идеальным санньяси и бесстрашным проповедником. Он повторял: «Слово настоящего садху (святого человека) никогда не расходится с делом». Не только словом, но и личным примером он учил тому, как должен вести себя вайшнав.

Вот что написал о нем Е.С. Шрила Радханатха Свами:

«Шрила Гоур-Говинда Свами Махараджа явил в этом мире редчайшие качества настоящего вайшнава. Его жизнь на Земле была необычайным подношением чистой преданности лотосным стопам Шри Гуру и Гауранги. Он был живым воплощением священных наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Гоур-Говинда Свами Махараджа был огромной сокровищницей трансцендентного знания обо всех уровнях преданного служения - от шраддхи до премы. Он олицетворял собой смирение и сострадание, которые смягчали сердца всех удачливых душ, к чьей жизни он прикоснулся. Его бескомпромиссная защита сиддханты Шрилы Рупы Госвами была подобна молнии, пронзающей любые заблуждения. Он обладал безграничным стремлением слушать священные повествования о Шри Шри Радхе-Гопинатхе и прославлять Их».

В конце января 1996 года Е.С. Гоур-Говинда Свами сказал: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что материальный мир - не место для порядочного человека. Вознегодовав, он ушел из него до срока. И я, наверное, тоже скоро уйду. Не знаю. Я во всем полагаюсь на Гопала и поступлю так, как Он пожелает». На следующий день Гоур-Говинда Свами отправился в Гадайгири, чтобы увидеться с Гопалом. Вернувшись, он четыре дня подряд с огромным воодушевлением проповедовал тысячам людей, которые приходили на организованное им в Бхуванешваре празднование столетия Шрилы Прабхупады. А затем отбыл в Майяпур на ежегодные заседания Руководящего совета ИСККОН.

9 февраля 1996 года, в День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, двое учеников А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады попросили Шрилу Гоур-Говинду Махараджу их принять. Они никогда прежде не встречались с ним, но прочли несколько его книг и горели желанием его услышать. Словно по воле Провидения, в шесть часов вечера они вошли в комнату Гоур-Говинды Махараджи и смиренно спросили: «Почему Чайтанья Махапрабху жил в Джаганнатха-Пури?». Обрадованный этим вопросом, Шрила Гоур-Говинда Свами начал объяснять сокровенный смысл пребывания Махапрабху в Пури. Он с любовью говорил о невыносимых муках, которые Радха и Кришна терпели в разлуке друг с другом после того, как Кришна уехал из Вриндавана. Этот трогательный рассказ приведен в восьмой главе книги «Берег разлуки». Завораживая всех, кто был в комнате, нектарным повествованием о Кришне, Шрила Гоур-Говинда Свами дошел до того момента, когда Радха и Кришна наконец встречаются после долгой разлуки. Увидев Радхарани, Кришна испытал такой восторг, что глаза у Него стали огромными и круглыми, а руки и ноги вобрались внутрь. В этом облике Его называют Джаганнатхой. Тут преданные заметили, что на глазах Шрилы Гоур-Говинды Свами заблестели слезы. Голос его прервался. Он сказал едва слышно: «Глаза Кришны встретились с глазами Радхарани. Союз глаз...». Не в силах продолжать, он извинился, смиренно сложив ладони: «Простите, я не могу говорить». И велел своим ученикам: «Пойте святое имя!». Преданные запели, а их духовный учитель, невозмутимый и спокойный, лег на кровать, дыша медленно и глубоко. Ему дали изображение Гопала. С любовью глядя на Божество, которому он поклонялся всю жизнь, Шрила Гоур-Говинда Свами воскликнул: «Гопал!» - и вознесся в духовный мир, к своему возлюбленному Господу.

В это время, в 18.40, в Гадайгири совершалась вечерняя служба. Когда пуджари предлагал Гопалу платок, из гирлянды Божества выпали две розы. Они прокатились по ступенькам алтаря и легли: одна - у портрета Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, другая - у портрета Шрилы Гоур-Говинды Свами.

Каждый день, перед тем как начать лекцию по «Шримад-Бхагаватам», Шрила Гоур-Говинда Свами пел песню, которую выучил еще ребенком. И вот Господь услышал его молитву.

парамананда хе мадхава
падунгалучи макаранда

се-макаранда пана-кари
ананде боло ‘хари хари’

харинка наме ванда вела
пари карибе чака дола

се-чака-доланка-пайаре
мана-мо раху нирантаре

мана мо нирантаре раху
‘ха-кришна’ боли джива джау

‘ха-кришна’ боли джау джива
моте удхара радха-дхава

моте удхара радха-дхава
моте удхарарадха-дхава

«О исполненный высочайшего блаженства Мадхава! Нектар струится от Твоих лотосных стоп. Я пью этот нектар и радостно пою: "Хари! Хари!". Произнося имя Хари, я связываю плот, на котором Господь Джаганнатха перевезет меня через океан материального бытия. Пусть же ум мой всегда пребывает у стоп Господа Джаганнатхи, Божества с огромными круглыми глазами. И, когда придет мой час, я воскликну: "О Кришна!" - и расстанусь с жизнью. О супруг Радхарани, спаси меня!».


Слово садху никогда не расходится с делом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь