Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 14. Специфика создания спектакля с дошкольниками.



  Организация уголка театрализованной деятельности

Совместная творческая деятельность по создание спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется соблюдать несколько основных правил (Э.Г.Чурилова): 1) не перегружать детей; 2) не навязывать своего мнения; 3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других; 4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

  Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе.

  Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста.

  План работы над сказкой (Е.А.Антипина):

I. 1. Чтение сказки. 2. Показ музыкальных номеров. 3. Беседа по содержанию.

  II. 1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. 2. Чтение сказки по ролям.

  III. 1. Работа с ведущим ребенком. 2. Знакомство со вступлением.

 IV. 1. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения; в) мимика. 2. Знакомство с рисунком танцев.

 V. 1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой. 2. Разучивание танцев. 3. Закрепление.

 VI. 1. Работа над танцами. 2. Работа с фонограммой.

VII. 1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2. Закрепление.

 VIII. Генеральная репетиция.

 IX. Премьера.

 Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок.

    

Э.Г.Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

  1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

 3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

   6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственны за смену декораций и реквизит.

  9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

  10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

  Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным и авторским сказкам, педагог проводит беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы: рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений, знакомые фильмы.

 Полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая вопросами.

 Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

  Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, придумывают им название.

  Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

 Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап —постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это дозволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время,

почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, может наметить по 2—3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

 Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцен  и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев (плавно, растягивая слова, очень быстро, эмоционально, медленно, уверенно, сварливо, сердито и т.д.).

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных составах.

 Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.  

 Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

  Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах.

 Премьера — это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же

после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

 Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

 Заключительный, этап — повторные показы. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее полезным является период подготовки спектакля и возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э.Г.Чурилова).

 Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Организация уголка для театрализованных представлений

В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов (Н.В.Микляева).

В уголке располагаются (В.А.Деркунская):

различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);

 реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

 атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит,

 грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

    

В литературном уголке хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжкира-складушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Для детей более старшего возраста - издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами.

 

 

Вопросы:

1. Раскройте основные этапы работы над созданием спектакля в детском саду.

2. Назовите основные требования, которые предъявляются к организации уголка

театрализованной деятельности в детском саду.

       Задание для самостоятельной работы:

1. Посмотрите спектакль детей любой возрастной группы на неделе театра в

детском саду. Проанализируйте игру маленьких актеров.

2. Сделайте эскиз уголка театрализованной деятельности в детском саду.

Литература

1. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра.- М., 1999.

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

3. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ.-М.:

Айрис-пресс, 2005.

4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

5. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание, 1980.- №10.

6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.

7. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание, 

    

           Тема 15. Виды игр в кукольный театр. Изготовлении театральных кукол.

 

Правила кукловождения Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В.Куцакова С.И.Мерзлякова (программа «Росинка») рассматривают:

 настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

  стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый,

  стенд-книжка); театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней); верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые куклы); напольные куклы (марионетки, конусный театр); театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

   Г.В.Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

         картонажный театр     театр масок

         магнитный театр           театр ручных теней

         настольный театр      пальчиковый теневой театр

         книжка-театр          театр «живых» теней

         театр пяти пальцев    театр кукол для одного исполнителя Для  организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы,         выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовление сами детьми,  что  развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности. Представим  разработки

 педагогов    Л.В.Куцаковой С.И.Мерзляковой, Г.В.Генов Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

  Из носового платка или квадратного кусочка материи очень легко

сделать простейшую куклу. Схема изготовления представлена на рис.1.

    

Самый простой в изготовлении – фланелеграф. Нарисовать на тон-

ком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран: плотный картон обтянуть куском фланели (35x30 см).

  Плоские игрушки. Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку (навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень). Устанавливаются фигурки в катушки от ниток (лучше, если катушки разрезаны пополам) на пластмассовые пробки

с отверстиями (рис. 2).

    

    

   

    

    

    

    

    

Рис.4

Кукол можно смастерить из бумажной массы, картона, ткани. Слепить из массы головки персонажей, чтобы надеть их на конусы (рис.5). Для изготовления массы газетная бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (3/4 бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надеть на картонный конус и лепить головку прямо на нем.

    

    

  Рис. 5

Головки сохнут на конусе. Затем снимаются, разрисовываются,

  приклеиваются детали (волосы, косыночка и т.д.). Подбираются соответствующие ткани для оклейки конусов. На конусах делают прорези, в которые вставляют лапки, хвостики, руки. Имея несколько таких конусов, можно быстро сконструировать любую игрушку.

    

 Игрушки из поролона. Детям дают предварительно окрашенные кусочки поролона. Окраску производит педагог. Анилиновый краситель, разведенный в воде, надо опустить кусок поролона целиком. Чтобы он лучше прокрасился, несколько раз опускать поролон в краситель и отжимать.

Делаются надрезы, перетяжки, сшиваются детали, срезаются ненужные части, придавая поролону необходимую форму.

    

Магнитный театр. Игрушки, сделанные детьми из бумажных

конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.

    

 Игрушки из коробок. Отобрать коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др.), склеить друг с другом, обклеить кусочками бумаги, ткани и оформить вырезанными элементами

    

    

   

    

Любую коробку можно приспособить и для головы куклы (картонную упаковку из-под сметаны, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Есть два варианта изготовления. Либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

Такую куклу можно сделать игрушкой-говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, то создается иллюзия, что кукла говорит.

    

Игрушки из природных материалов. Используются шишки, желуди,

каштаны, кора, семена косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.

Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя

пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).

 Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушек, веточек растений. Можно врыть в песок емкость с водой, тогда персонажи могут плавать на плотиках и лодочках из коры.

    

Пальчиковый театр. Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

Интересен пальчиковый театр из поролона, из которого вырезаются головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали лучше пришить, используя разноцветный поролон, кусочки ткани.

Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей. Если ткани несыпучие, детали сшиваются швом «вперед иголку» с лицевой стороны, обметочным швом «через край» или сшивать детали с изнанки, затем вывернуть на лицевую сторону. Используются пуговицы, шерстяные нитки, тесьма, кружево.

Пальчиковый театр из бумажной массы. Склеиваются маленькие

картонные цилиндры, которые надеваются на палец. Комок бумажной массы надевается на цилиндр и лепится необходимая форма. После высыхания расписывают головки красками. Можно приклеить к ним детали – уши, глаза; из ткани, ниток, пакли, мочала хорошо получаются волосы.

  

 

    

 Куклы из перчаток. Персонажей можно сделать из старых перчаток.

 Если к перчатке пришить кусок чулка или колготок, из пуговиц сделать глаза и надеть такую перчатку на руку, получится змейка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, раскрывать рот и разговаривать. Изготовить игрушки можно из двух старыx перчаток. У одной связать попарно узлами указательный палец со средним, безымянный - с мизинцем, отрезать у перчатки большой палец - это хвостик. Свернуть перчатку поперек пополам, упрятать в середину сложенной перчатки лишние части. Оттянуть ушки - концы среднего и безымянного пальца и сшить деталь в месте соединения ушей. Получится голова, ее нужно пришить к

  среднему пальцу другой перчатки. Затем пришивают хвостик - тот пальчик, который раньше был отрезан от первой перчатки, и делается это в том месте, где заканчивается кисть руки. Останется пришить глазки-пуговицы, носик-бусинку, и

фигурка готова. Изменяя форму головок и хвостиков, так можно смастерить любую зверюшку. Когда надевают игрушку на руку, все ее части(головка, четыре лапки) становятся подвижными.

  Основой куклы-перчатки может стать перчатка из четырех пальцев. Подогнув безымянный палец, положите на лист бумаги руку обведите ее карандашом – это выкройка. Из двух

кусков материи, вырезанной по выкройке, сшивается перчатка. В верхний слой перчатки продевается резинка. Для ног можно использовать наперстки    или пластмассовые колпачки от духов. Получитсся кукла-топотушка. Кукла из картона укрепляется на руке резинкой. На бумаге рисуется верхняя половина

 фигурки, наклеивается на плотный картон и вырезается.

   Куклы из варежек. Варежка может

изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другиедетали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Если не найдется ненужных варежек, можно сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для большого пальца. Разные детали к такой варежке пришиваются.

Куклы-танцоры. Изготавливаются они из картона или пластика. Отдельно вырезают туловище, ручки, ножки. Затем их прикрепляют к туловищу на ниточках, а сзади фигурки – крепкая проволока (

Для таких кукол нужна специальная сцена (рис.8) с тонкой горизонтальной щелью на задней стенке, которая делается из картона и прикрепляется к столу кнопками. По бокам – широкие кулисы, за которыми ставят фигурку, пропускают в щель проволоку, ею выводят куклу на сцену и управляют танцевальными движениями.

    

  Куклы-марионетки. Персонажи театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки по шаблону-выкройке, который накладывается на ткань, обмелом, кроится, сшиваются несложные детали. Принцип действия такими игрушками - благодаря леске, привязанной к крестовине.

    

Игрушки-попрыгушки. Для изготовления персонажей такого театра

  понадобится тонкая круглая резинка (шляпная). Скатывать комочек из бумажной массы так, чтобы резинка была внутри него, а кончик с узелком оставался снизу снаружи. Это головка для персонажа или туловище. Остальные детали могут быть приклеены. Используются при этом бумага. ткани, поролон, проволока, клеенка и др.

    

 Куклы-вертушки. Их делают по аналогии с игрушками-попрыгушками, но детали прикрепляют к палочкам. При движении палочкой куклы активно двигаются, размахивая руками, хвостиками (рис.9).

    

 Куклы бибабо. Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец - головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше (рис.9).

 Для изготовления головок из ткани подойдет любой трикотаж: старые чулки, колготки; ненужные вафельные полотенца, окрашенные анилиновым красителем или гуашью, разведенной в воде. Для головы вырезать круг, собрать его по периметру на нитку, слегка стянуть, набить ватой и стянуть окончательно. Нос в форме маленького шарика делается по тому же принципу, что и голова; волосы из мочалки, ниток, разных тканей.

    

Интересны игрушки, сочетающие игрушку-вертушку и бибабо. Делают их так: голова прикрепляется к палочке, полоса ткани собирается в сборку и прикрепляется к палочке (шее), а на ткани (платье) прорезаются два круглых отверстия, куда вставляются большой и указательный палец.

  Своеобразие игрушки в том, что участвуют в работе обе руки. Левая держит палочку, а пальцы правой руки вставлены в отверстия. У такой куклы и головка может поворачиваться, и руки действовать более свободно (держать предмет, хлопать в ладоши и т. д.).

    

 Куклы из воздушных шаров. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать так: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой, получится на большом шаре маленький. Шарик привязывается к палочке (длиной 20-25 см), сшивается ткань крупными стежками швом «вперед иголку», собирается на сборку, стягивается и прикрепляется к шее (надевается, как на вешалку). К плечам куклы пришиваются руки - полосы ткани, на конце собранные в резинку. Резинки надеваются на запястье.

 Куклой действуют вдвоем. Один левой рукой держит палочку в том месте, где шея, другой действует правой рукой.

    

 Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) - у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

    

  Крупные тростевые куклы. Голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы делаются из папье-маше, ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами, аппликацией, которые приклеиваются или пришиваются.

Плоские тростевые куклы выполняются из картона. Принцип изготовления такой же, как и для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров, расписываются красками, оформляются аппликацией.

    

 Теневой театр. Фигурки для пальчикового теневого театра сделать очень просто. По рисунку вырежьте из тонкого картона головку и прикрепите к ней бумажную трубочку (клеем, нитками,

 канцелярской скрепкой) для указательного пальца исполнителя. Рука исполнителя – это туловище персонажа, а средний и большой пальцы – ноги. Лучше, если у фигурок будут двигающиеся

головы, конечности, хвосты. В деталях делаются проколы, вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали (рис.10).

Глазки: выполнить проколы, расширить отверстия заостренным предметом, наклеить на отверстие кусочек цветной прозрачной пленки, покрыть детали черной краской.

      «Живые» тени можно создавать с помощью своих рук – театр ручных теней (рис.11), вырезанных силуэтов (рис.12), костюмов, накладных париков, бород, усов. Движения при этом должны быть выразительными и четкими, исполнители не заслоняют друг друга.

    

        Устройство теневого театра.

  Лампа располагается напротив центра экрана. Расстояние от экрана до лампы равняется ширине экрана (рис.13). Расстояние ВС должно равняться X. Отложите перпендикуляр вверх от точки С с помощью ровной планки, высота которой не должна быть меньше расстояния АВ. С помощью угольника ставим планку вертикально на точку С, откладываем на ней расстояние, равное АВ. Точка напротив центра экрана А1- лампа.

 Экран делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки), натягивается на рамку из фанеры, картона, устанавливается как обычная ширма, сзади него устанавливается источник света.

 Тени увидим на большом экране (2x1,5 м) с помощью лампочки точечного горения (100 вт), применяемой в проекционных фонарях (12 вольтовая от фильмоскопа, 6-вольтовая от автомобильных фар). Лампу поместить в коробку из фанеры или жести, окрасить ее внутри черной краской. Ткань или кальку на экране заменить на прозрачную пленку или оргстекло. Можно нарисовать на них прозрачным лаком декорации или сделать аппликации - наклеить детали из прозрачной цветной пленки. Чтобы изображение спроецировать, лампа устанавливается позади маленького экрана.

    

  «Живые» куклы («танта-морески»). У «живых» кукол головы на-

стоящие, живые, а туловища, ручки и ножки – кукольные (рис.14). Изготавливаются две деревянные рамки размером 60-90см. На одну рамку (задняя стенка сцены) натянуть черную материю, пришить костюм, который можно заполнить ватой или скомканной бумагой. Над костюмом (у воротника) прорезать узкое отверстие для головы исполнителя.

Из мягкого дерева вырезать две пары ножек и две пары ручек. Ручки вставить в рукава. В тыльную сторону каждой руки воткните шило, проткнув его через черную материю. Поверните шило – и кукла взмахнет ручкой, возьмитесь за верхние концы ножек – они в движении. Ко второй рамке прикрепите раздвижной занавес.

    

    Рис.14

Стол, на который ставится сцена, накрывается до пола скатертью, чтобы не было видно ног исполнителя.

  

    

                                  

      Самый маленький артист. Стол

накрыть скатертью до пола. Один

исполнитель становится к столу и надевает

на руки сапожки или ботинки и куртку или

  пиджак внакидку (сзади наперед). Он

управляет движениями ног маленького

артиста; его голова является головой

артиста. Второй исполнитель встает

позади первого и просовывает свои руки в

рукава пиджака. Он жестикулирует за

маленького артиста.

      Театр масок. Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали Декорации. Дети могут самостоятельно мастерить деревья, скамеечки, из коробок русскую печь или из нескольких разных по величине и форме коробочек сделать блоки для дворца, обклеить их бумагой, а переднюю часть коробок оформить аппликацией; плоские крыши для теремка, приклеить их к коробкам. В театральных постановках

настольного театра требуется частая смена декораций. Для этого нужные по пьесе декорации надо наклеить на куски картона, пере- плести их в своеобразную книгу (рис.15). Поставьте ее позади ширмочки и, перелистывая картонные страницы, мгновенно меняйте декорации.

    

    

Рис.15                       Рис.16

    

Можно изготовить универсальную конструкцию из картона или

фанеры для всех видов фигурок (рис.16). В передней части вырезана арка (похожая на трельяж) – зеркало сцены. Занавес изготавливается из картона или материи (тогда за «зеркалом» на расстоянии 2-3 см от него прикрепляется тонкая круглая палочка). Пунктиром обозначена планка, которую можно легко снимать, для фигурок, идущих по полу и чтобы скрыть руки исполнителей.

При такой конструкции сцены декорации могут иметь вид многостворчатой ширмы или располагаются на картонном круге (рис.17)

Рис.17                       Рис.18

    

 Круг этот вращается на тонком гвозде или булавке, меняет декорации и показывает их в движении.

Для быстрой смены декораций их укрепляют на вертушке, похожей на канцелярскую наколку (рис.18); это толстая проволока,

 вбитая в круглую деревяшку – основание. Сзади вертушки помещается ширма из трех подрамников, обтянутых марлей, окрашенной в голубой или синий цвет. Через такой прозрачный задник исполнители смогут видеть всю сцену и уверенно управлять фигурками.

 

Большую роль в настольном театре играет освещение. Лампочки

  нужно расположить так, чтобы они хорошо освещали сцену, но загородить их с лицевой стороны – свет не должен падать на зрителей.

 Для световых эффектов (свет луны, восход солнца и т.д.), украшающих любое театральное представление необходимо иметь

 цветные стекла, целлофан, окрашенную папирусную бумагу и др.

Также для спектакля важно музыкальное и звуковое оформление. Например, птичьи голоса воспроизводятся манками, телефон – велосипедным звонком, будильником, топот лошадиных копыт - кастаньетами или деревянными ложками, шум паровоза – трением деревянных брусочков о крупнозернистую наждачную бумагу, шум дождя – наклонами плоской длинной фанерной коробки с перекатывается горохом, ветер – быстрым вождением платяной щетки по туго натянутому куску брезента и т.д.

    

Работая с детьми по изготовлению кукол для театров, прежде

  всего, смастерить тех персонажей, которые часто встречаются в народных сказках, в произведениях, рекомендуемых для разных возрастных групп. Самостоятельная художественная деятельность детей будет более интересной, если детям предлагать самим мастерить и играть с разными куклами - стимулом к театрализованной деятельности. Играя с ними, дети создают свои сказки, фантазируют, творят. Для них это школа общения, самовыражения, познания, творчества.

 Особенности кукловождения

    

Обучение приемам кукловождения лучше начинать с театра ложек.

Кукла, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, одетой на ложку.

 Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время беседы куклы

  должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы, этюды помогут «оживить куклу, освоить основы кукловождения.

    

  Общие правила кукловождения (Е.А.Антипова)

      1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3/4 своей высоты.

      2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

      3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

     4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

       5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

 Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

     6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

     7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

    8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

   9. Характер актера передается кукле.

 

          

 

Вопросы:

1. Какие виды театральных кукол Вы можете назвать?

2. Назовите основные правила кукловождения.

      Задание для самостоятельной работы:

Изготовьте самостоятельно и вместе с ребенком театральную куклу (по выбору).

Литература

    

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

2. Березин В.И. Искусство оформления спектакля .- М., 1986.

3. Гегелло Н. Ширма поднимается выше.-М.: Молодая гвардия, 1962.

4. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968.

5. Генов Г.В. Теневой театр для самых маленьких.-М.: Учпедгиз, 1961.

6. Деменни Е. Школьный кукольный театр (из сер «Знай и умей»).-Детгиз, 1960.

7. Караманенко Т. Кукольный театр в детском саду.-М.-Учпедгиз, 1960.

8. Козюренко Ю Музыкальное оформление спектакля. – М., 1979.

9. Кузнецова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание, 1990. - №1,2.

10. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культур-

ного, активно-творческого.-М.: Владос, 2004.

11. Молотобарова О. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М., 1990.

12. Тантомарески в детском саду // Дошкольное воспитание, 1983.- №5.

13. Тарасенко С. Забавные поделки крючком и спицами. – М., 1992.

14. Театр теней: искусство светотени / авт.-сост. И.С.Скрипник. - М., 2005.

    

        

 

Тема 16. Постановка и показ творческих работ студентов

 Практикум. Задание студентам: подготовьте для показа в детской аудитории одну из театральных постановок (по выбору), следуя предложенной Е.А.Дубровской, Т.Г.Казаковой очередности:

    

1. Этап выбора репертуара. Чтение и анализ художественного произведения, выбранного для инсценирования. Распределение ролей и обязанностей. Чтение по ролям. Анализ действиям. Работа над словом и образом.

  2. Построение мизансцены. Анализ предлагаемых обстоятельств.

  Связь действий с окружающей обстановкой. Взаимодействие партнеров.

 Связь мизансцены с логикой реального действия, освобождение от лишних действий. Отражение характера сценических событий.

 3. Репетиции. Тренировка элементов артистической техники. Прогоны.

 4. Показ студентами спектаклей в детской аудитории. Анализ исполнения.

     План анализа:

     1. Яркость и выразительность образа.

     2. Овладение характером роли.

     3. Органичность процесса взаимодействия персонажей.

     4. Самостоятельность и инициативность в решении художественных задач.

     5. Проявление творческой индивидуальности исполнителя.

     6. Раскрытие сквозного действия роли.

     7. Театральный спектакль и его воспитательное и художественное значение для детей.

    

Литература

     1. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // До-

     школьное воспитание, 1980.- №10.

     2. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.

     Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.

     3. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр //

     Дошкольное воспитание, 1988.-№8.

     4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельно-

     сти дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

     5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Уч.

     Пос. / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова и др.: Академия, 2002 – 256с.

    

 

         


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.202 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь