Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 5 / 18 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и новомучеников Красногорских



Родился 9 / 22 августа 1868 года в селе Нахабине Павлов­ской волости Звенигородского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу и работал в хозяйстве отца, пока не обзавёл­ся своей семьёй. Впоследствии имел собственное большое кре­стьянское хозяйство и поставлял овёс и сено для постоялого двора. Был прихожанином Покровского храма в родном селе и состоял членом цер­ковного совета.

В 1933 году был арестован за невыполнение сельско­хозяйственного задания, имущество его было конфисковано, а сам он приго­ворён к восьми годам заключения. Затем приговор как не­правосудный был отменён, а Матвей Иванович после 15 дней заклю­чения освобождён.

Опрошенные в июле 1937 года свидетели показали, что Матвей Ивано­вич, обсуждая вопрос о закрытии в Нахабино храма, говорил, что если бы он был помоложе, то церкви не удалось бы закрыть, а сейчас, хотя и хотят свя­щенник с церковной старостой что-то делать, да побаиваются. Свидетели так­же показали, что он будто бы говорил, что советская власть никому не дает свободы, говорят о сталинской конституции, о свободе рели­гии, а сами церковь хотят закрыть.

Повторно был арестован 7 сентября 1937 года и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. После ареста врач местной больницы, освидетельствовав состояние его здоровья, признал почти полную потерю зрения и старческую дряхлость. В ходе многократных допросов, вопреки давлению следователей, он не отрёкся от Христа и не признал своей мнимой вины. Членство в цер­ковном совете послужило главным обвинением против него и доказательством его "преступности"; председатель и секретарь сельсовета написали о нем, что он "является ярым церковником и имеет связь с попами". 10 октября 1937 года тройкой НКВД приговорён к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Мученик Матфей скончался в Сиблаге 18 января 1938 года и был погребён в безвестной могиле.

17 июля 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии был причтён к лику новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти в день мученической кончины[213].

Документы

  • ГАРФ, ф. 10035, д. П-17048.

Использованные материалы

  • "Почитаемый святой Храма - Мученик Матфей Гусев", сайт воскресной школы Красногорского Успенского храма:
    • http://krasnogorsk.cerkov.ru/muchenik-matfej-gusev/

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня, также обычная, без Великого славословия. Первый час к утрене традиционно, не присоединяется, совершаясь вместе со всей службой Царских часов. Службу совершал о.Александр Корниенко при пении бокового хора.

Царские часы.

Итак, служба в этот день началась в 8.00. Царские часы совершал о.Александр Корниенко, без диаконов (он принимал участие в службе, начиная с литургии), при пении бокового хора.

Я уже писал о том, что это название – скорей обиходное, появившееся из-за того, что и в Византии и в России на этой службы всегда присутствовали цари и императоры, в богослужебных же книгах она именуется «Великие часы навечерия Богоявления». Также как и Царские часы навечерия Рождества Христова, эта служба состоит из последования 1, 3, 6 и 9 часов[214], также изобразительных[215]. Во время чтения часов священник стоит в центре храма, где и читаются часы. В начале их чтения священник кадит весь храм, точно тоже и в начале 9 часа, в начале же 3 и 6 он просто кадит солею и центр. Последование 1,3, 6 и 9 часов отличается от обычных тем, что на них вместо обычных читаются особые псалмы, содержащие пророчества о Воплощении Сына Божия, а после

тропаря и Богородична (на «И ныне…») хор поет стихиры.

Чтения 1 часа. Паремия. Отрывок из книги пророка Исаии [Глава 35.]: Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся. И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей, и честь Кармилова[216], и людие Мои узрят славу Господню, и высоту Божию. Укрепитеся руки ослабленныя, и колена разслабленная утешитеся. И рцыте малодушным мыслию, укрепитеся и не бойтеся: се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услышат: Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых: яко проразися в пустыни вода, и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет: тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется: и не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему, и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо: но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа. И обратятся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала и радование, и веселие постигнет их: отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

И русский текст: 1Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.

3 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

5 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

6 Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.

7 И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов[217], где они покоятся, будет место для тростника и камыша.

8 И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.

9 Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.

10 И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Апостольское чтение. Книга Деяний Апостольских: 13Отплыв из Пафа[218], Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию[219], в Памфилии[220]. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую[221] и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие,

читаемые каждую субботу, 28и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мертвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, 33как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

34А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.

35Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

36Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

38Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; 39и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

40Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.

42При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.

43Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

Отрывок из приведенной в книге Деяний Апостольских проповеди апостола Павла о Христе….

Евангелие (от Матфея): 1В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды[222] и дикий мед.

5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины[223]! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8 сотворите же достойный плод покаяния 9и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12лопата[224] Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

13Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Здесь нам снова повествуется о выходе Иоанна Предтечи на проповедь, суть которой – проповедь покаяния. Святой Иоанн призывает соплеменников готовиться к уже близкому приходу Мессию. Слова, которые он говорит, актуальны и для нас. Господь ждет нашего обращения, ждет, когда мы пожелаем спастись, а тогда потягивает нам руку помощи, а без нашего согласия Он не будет нас спасать. Притом, Он попускает человеку жить на земле, пока видит, что спасение его еще возможно. Однако, когда Он видит, что дальше будет только хуже, т изымает его душу из тела. А по смерти уже нет покаяния, а лишь воздаяние по делам нашим. Традиционно у некоторых смущение вызывает слово «крещение», встречающееся здесь. В оригинале в тексте стоит слово «омовение», что будет более точным. Но, как я уже писал выше, у греков и учрежденное Христом Таинство крещения тоже называется «омовением», потому то же слово распространяется и на обряд, совершаемый Иоанном. В древности широко была распространена практика и существующее в Церкви Таинство Крещении совершать, подобно крещению Иоаннову, в 30 лет. Так крестились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, хоть и родились в благочестивых христианских семьях. Равноапостольный император Константин Великий и вовсе крестился лишь к концу жизни. Все они желали отвечать на вопросы «отрекаешься ли от сатаны?» и «сочетаешь ли Христу?» сознательно. Лишь впоследствии возобладала практика крещения детей в как можно более раннем возрасте. Но в те времена не было нынешней практики отношения к Таинству, как к магическому действию, без желания подлинно соединиться с Церковью. А это невозможно без познания ее учения. А в древности без гарантии, что ребенок получит эти знания, не крестили, да взрослые и вовсе годами должны были проходить процедуру оглашения, а священник оценивал степень готовность оглашенного к принятию Таинства, подобно тому, как сегодня духовники в монастырях оценивают желающих принимать монашеский постриг. Сегодня желание архиереев снова ввести в обязательную практику огласительные беседы подчас вызывает агрессию людей, относящихся к церковным Таинствам, как к магии, при этом не желая становиться полноценными членами Церкви. Некоторые нападают на сложившуюся практику крестить детей в возможно более раннем возрасте, но в ней ничего худого нет. Связана она была с желанием, чтобы в случае внезапной смерти родившийся ребенок отошел в мир иной уже членом Церкви, гражданином Царства небесного. Худо не крещение в младенческом возрасте, но нежелание тех, кто согласился привести ребенка для крещения, приобщать его к Церкви….

Чтения 3 часа. Паремия. Отрывок из книги пророка Исаии [Глава 1.]: Тако глаголет Господь: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавствия от душ ваших пред очима Моима: престаните от лукавствий ваших. Научитеся доброе творити, изыщите суда, избавите обидима, судите сиру, и оправдите вдовицу. И приидите, и истяжимся, глаголет Господь: и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю. И аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте. Аще ли


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь