Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ



Акафистная Хиландарская икона Божией Матери

Празднование 12 / 25 января.

Находится в соборном храме Введения во храм Пресвятой Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Сведений о появлении и истории прославления образа на Св. Горе не сохранилось. Предание возводит время ее пребывания на Афоне к концу XII в., когда святителем Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого подтверждения этому рассказу не содержится (возможно, что Акафистная Хиландарская икона упоминается в перечне чудотворных монастырских икон в эпилоге Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы (список 1804): «Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно»).

Единственным достоверным сообщением об иконе, записанным со слов очевидцев, является история о ее чудесном спасении во время пожара в монастыре в 1837 г. Савва Хиландарец отмечает это событие как начало почитания Акафистной Хиландарской иконы[369].

Иконография

Иконографический тип — «Умиление». По наблюдениям А. М. Лидова (дневники путешествий 1996; неопубликованные), это греческая икона XVI в. хорошей сохранности. Младенец изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона заключена в серебряный оклад, по всей вероятности русской работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.). На окладе надпись: Коневская Богоматерь. Размер образа в окладе около. 87x65 см; без оклада около 80x60 см.

Икона находится в местном ряду иконостаса Введенского собора (вторая от храмового образа), справа от царских врат. Перед иконой помещены 3 лампады и большая свеча.

Происхождение названия

Сведения о происхождении названия иконы неопределенны, возможно, в названии образа запечатлелось воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Богоматери, также, по наблюдению еп. Порфирия (Успенского), оно может служить указанием на иконографию композиций рамы с изображением сцен Акафиста. Аналогичное наименование, судя по поздней надписи (на поле иконы кон. XIX в., на окладе 1875), имела икона Божией Матери «Умиление» из Успенского собора Московского Кремля (XII в. ГММК. Инв. 5154 соб. 55x42x5 см): «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского», однако иконографический тип, воспроизведенный на этой иконе, иной, чем на образе из Хиландарского монастыря.

Библиография

  • Краткое описание двадесять монастырей, обретающихся во Святой Горе Афонской. Солунь, 1839. Л. 4;
  • Краткая история славяно-сербской Хиландарской Лавры на Св. горе Афонской: 1. Основание Лавры. 2. Достопримечательности Лавры. СПб., 1862. С. 15;
  • Путеводитель по Св. горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей. СПб., 18673. С. 161;
  • Панов Г. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 наименований и изображений Пресвятой Богородицы. СПб., 1871. С. 5–6;
  • Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1846 году. К., 1877. Ч. 2. Отд. 1. С. 17;
  • Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Богоматери и других святых. СПб., 1892. С. 57, илл.;
  • Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 116;
  • Бухарев И. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: (История их и изображения). М., 1901. С. 4–5;
  • Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и преобразований. М., 1904. С. 262;
  • Слава Богоматери: Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах Божией Матери. М., 1907. С. 227;
  • Поселянин Е. Богоматерь. С. 119;
  • Зонова О. В. Богоматерь Умиление XII в. из Успенского собора Московского Кремля // ДРИ. М., 1972. С. 270–271;
  • Живопись Древней Руси XI — начало. XIII в.: Мозаики. Фрески. Иконы / Сост. Салько Н. Б. Л., 1982. Табл. 192, 194;
  • Штавльанин-Ђорђевић Љ. Чудеса Пресвете Богородице Агапиjа Криђанина и нова чуда Богородице Троjеручице манастира Хиландара // Археографски прикази. Београд, 1984–1985. Књ. 6–7. С. 289–290;
  • Сава Хиландарац. Историjа манастира Хиландара: Успомена на седамстогодишњицу оснивања. Београд, 1997. С. 101.
Икона Божией Матери ''Млекопитательница''

Использованные материалы

  • Статья "Православной энциклопедии"
    • http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=726
    • http://www.loukin.ru/stat/bmakaf/bmakaf.htm

Икона Божией Матери "Млекопитательница"

День памяти: 12 / 25 Января

Икона Божией Матери "Млекопитательница" (греч. Γαλακτοτροφούσης - "Галактотрофуса"; по названию карейской келлии в которой он пребывает, образ также называется "Типикарницей") первоначально находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима, и принадлежала самому основателю обители – преподобному Савве. Святой основатель Лавры при кончине (532 год) предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке, через шесть столетий, когда обитель посетил святитель сербский Савва. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Образ Богородицы Млекопитательницы являет Её кормящей грудью Богомладенца. В иконописной традиции все подобные иконы могут быть причислены к типу "Млекопитательница".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь