Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По истории изобразительного искусства



Учебное пособие

По истории изобразительного искусства

Класс II полугодие

Искусство Древнего мира: Греция

Билет 4. В.1.

Общая характеристика. Истоки формирования изобразительного искусства Древней Греции – в художественных традициях Эгейского мира (крито-микенском). Исторические связи между греческой культурой и эгейской. Важная роль греческой мифологии в развитии античного искусства и культуры, мифы были основным источником сюжетов в древнегреческом искусстве. Формирование храмовой архитектуры Греции, древнегреческой ордерной системы (дорический, ионический, коринфский ордер). Архитектурные каноны Древней Греции стали классическими (то есть их брали за образец) при дальнейшем развитии западноевропейской архитектуры.

Антропоцентризм искусства Древней Греции: человек в мировоззрении того времени являлся высшей ценностью, центром и высшей целью мироздания. Искусство греков служило гармонному развитию человека, изображало идеал, к которому стоит стремится: духовное и физическое совершенство, умственное и профессионально-трудовое (искусство, мастерство), политическую активность. Античная демократия. Свобода как ценность гражданского демократического общества.

Величие древнегреческой культуры в том, что она стала основанием многих культур мира. Ее влияние прослеживается на Западе и Востоке, а также во времени, в развитии мировой культуры и искусства. Греческая культура осталась образцом полноты взгляда на мир и гуманизма.

 Периодизация древнегреческого искусства:

1. Гомеровский период (11- 8 вв. до н. э.) .2. Архаика (7 - 6 вв. до н.э.). 3. Классика (5 в. до н.э. – последняя треть 4 в. до н.э.). 4. Эллинизм (конец 4 – 1 вв. до н.э.)

Гомеровский период , или «темные века» (11- 8 вв. до н. э.) – период бронзового века на Балканском п-ве и Пелопоннесе (совр. Греция), когда появились поэмы «Илиада и «Одиссея», приписываемые слепому сказителю Гомеру. Других памятников письменности не дошло (поэтому - «темный»: об этом периоде мало известно науке). Тесные исторические связи между греческой культурой и эгейской. Формирование храмовой архитектуры (целла+колоннада). Основные типы древнегреческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер (классический тип греческого храма), диптер, моноптер и толос (1). Развитие геометрического стиля вазописи. Становление греческого орнамента: меандр («греческая волна»), (2).

1          2

Дипилонские вазы, найденные возле Дипилонов (ди+пилон – «двойные ворота») в Афинах, в райне, где был некрополь и керамические мастерские (1,2,3), характер росписей – геометрический орнамент, погребальные сюжеты. Терракоты и бронзы. Скульптура малых форм, выполненная из глины, бронзы, кости: фигурки идолов, всадников, воинов, пахаря (4), героя, борющегося с кентавром(5). Деревянные скульптуры – ксоаны (6).

1 2

3 4   5   6

      

Архаика (7-6 вв до н.э.): формирование греческого рабовладельческого общества и государства. Образование городов-полисов (Афины, Спарта и др). Ведущий вид искусства: архитектура. Типичные признаки скульптурных произведений эпохи архаики (статика, архаическая улыбка). Развитие ремесел, торговли и мореплавания (тип греч. корабля - бирема).

       Архитектура архаического периода. Храм - ведущий тип общественного здания, внешний облик древнегреческого храма важнее внутреннего декора.

Греческая ордерная система. Ордер - вид опорно-балочной конструкции: колоннада + антаблемент. У греков архаики два вида ордеров: дорический, ионический, позже в эпоху классики добавится еще коринфский (1).

 

Дорический ордер: колонна с вертикальными желобками-каннелюрами + дорическая капитель + триглифо-метопный фриз.

 

 

Триглифо-метопный фриз (триглифы + метопы)

Мето́па (греч. μετόπη — «пространство между глазами») — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами.

Дорические храмы: руины храма Аполлона в Коринфе (1) и храма Посейдона в Пестуме, совр. «Храм Геры II» (2; 3 - реконструкция) – это дорические периптеры. Сокровищница афинян в Дельфах (4) – дорический храм «в антах».

1 2

3         4

Ионический ордер - самый изящный. Его родина – Иония, область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря (совр. территории, прилегающие к Измиру в Турции). Иония по легенде основана сыновьями последнего афинского царя Кодра. «Ионическое переселение», по легендам, произошло 140 годами позже окончания Троянской войны. Характерные черты ионического ордера:

колонна с каннелюрами + ионическая капитель с двумя волютами + фриз.

  Ионическая капитель (1), волюта (2) (консоль с волютой из г. Дельфы, из сокровищницы сифносцев)

1    2

Волюта (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

Примеры ионических храмов периода архаики: сокровищница сифносцев в Дельфах – ионический храм в антах (вместо ионических колонн – коры (статуи девушек), а консоль в виде волюты). Отдельно стоящая ионическая колонна со сфинксом возле сокровищницы наксосцев в Дельфах:

3 4 5

       Скульптура эпохи архаики. Зарождение монументальной пластики. Формирование гуманистического начала. Создание образа гармоничного человека. Развитие различных типов фигуры: тип куроса (6) - обнаженной мужской фигуры, изображающей богов и атлетов («Аполлон Тенейский» (2), «Мосхофор» («несущий теленка» (3); тип «коры» - одетой женской фигуры («Кора в пеплосе» (4), с задачей передать красоту складок драпировок.

6 7 8 9 10

Фронтонные композиции (1). Фронтон - треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, часто декорированная рельефной композицией, ограниченная двускатной крышей.

1

Развитие керамики. Район Афин Керамик, где были мастерские керамистов. Ремесло=искусству. Чернофигурная, краснофигурная вазопись и билингвы. Мастера чернофигурной вазописи: кратер с фризовой композицией с колесницами, авторы: Клитий (вазописец) и Эрготим (гончар) (2), Амазис (владелец мастерской, оставивший свою подпись на вазах) «Похищение Елены» (3), Эксекий «Ахилл и Аякс, играющие в кости» (4). Мастера краснофигурной керамики: создатель краснофигурной росписи Андокид: билингва «Пирующий Геракл» (5,6), Эфроний «Смерть Сарпедона» (7).

2 3   4

5 6 7

 

Элементы орнамента: пальметта (стилизация пальмового листа):

Эпоха классики

(5 в. до н.э. – посл. треть 4 в. до н.э.): и ранняя и зрелая классика.

Искусство Древней Греции классики сформировало образно-художественную систему воплощения эстетического идеала гармонично развитого человека, превзойти который не удалось впоследствии никому. Она осталась эталонной в искусстве. На греческих образцах классического периода учатся все художники последующих времен. Ведущий вид искусства - архитектура, синтез с живописью и скульптурой. Архитектурные и скульптурные произведения имели не только художественное, но и важное общественное значение.

       Период ранней классики. Ведущий вид искусства: архитектура. Развитие скульптуры: фронтонные композиции храма Афины Афайи на острове Эгина (1,2), фронтоны храма Зевса в Олимпии (2). Переход от статики к передаче движения. Воплощение эстетического идеала в статуях атлетов: «Дельфийский возничий», бронза(3) и богов: статуя Фидия «Зевс Громовержец» в Олимпии – одно из 7 чудес света(4).

1 2 3          

Древнегреческие статуи отливали из бронзы, а также создавали гигантские хрисоэлефантинные статуи – из золота и слоновой кости, которые представляли собой настоящее сокровище. Такова была статуя Зевса работы Фидия в Олимпии (оригинал не сохранилась).

4 5                                                                                                   

Сидя на троне в храме, Зевс почти касался головой потолка целлы, так что зрителям казалось, что если бог встанет, то разрушит храм. Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского Фидия. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург (5)

 

        Греко-персидские войны. Победа греков над персами (морское сражение при правлении Перикла и Аспазии в Афинах, и Ксерксе (Артаксерксе-Эсфири) из династии Ахеменидов в Персии; Долосская лига греческих полисов), отражение в архитектуре и скульптуре этой великой победы – Афинский Акрополь.

       Период зрелой классики – особенно при правлении Перикла в Афинах-  высший расцвет греческого искусства. Архитектура. Ансамбль Афинского Акрополя в Афинах, руководитель Фидий, архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Основные сооружения на территории Акрополя на плане: (1) Ворота Пропилеи (архитектор Мнесикл), (2) Храм Ники Аптерос (архитектор Калликрат),  (3) Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), (4) Эрехтейон – храм в честь первого легендарного греческого царя Эрехтея, которого вырастила сама богиня Афина (сделанный Эрехфеем).

1         

Афинские Пропилеи – главные ворота для праздничных процессий              

 

 Взаимодействие ансамбля с окружающей средой, сакральный принцип планировки: на линии лучей восходящего солнца, в соответствии с религиозной геометрией: от Пропилей угол обзора 60%, это т.н. «Угол Афины», позволяет охватить взглядом весь комплекс одновременно. Последовательность обзора и синтез впечатлений в достижении целостности образа.

Ансамбль Афинского акрополя посвящен богине Афине.

Важная роль скульптуры в раскрытии идейного содержания ансамбля. Символика и стилистика скульптурных композиций: все они так или иначе рассказывают об Афине.

 

1.Статуя Афины Парфенос (Девы) в главном храме Парфеноне в акрополе Афин, скульптор Фидий. Она хрисоэлефантинная - из слоновой кости и золота. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям (1 - реконструкция, 2 – римская мраморная копия). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса Афинского полиса.

Афина держит в руке фигуру Ники – богини победы. Шлем Афины имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, навнешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а насандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предметмногочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

 

2. Статуя Афины Промахос (Воительницы) на площади у главных ворот Пропилей— бронзовая статуя работы Фидия в афинском Акрополе (3).

1  2 3  

 

3. Коры храма Эрехтойона – в портике храма легендарного царя Эрехтея, воспитанника Афины. Мотив «преступления и наказания»: девы-коры были в сговоре с персами, и потому наказаны Афиной - окаменели, из описания римского архитектора Витрувия (4)

       Скульптура эпохи классики. Воплощение древнегреческого идеала физического и духовного совершенства человека.

Фидий - гений того времени. Рельефы Парфенона: восточная фронтонная композиция (1); скульптуры Акрополя: «Афина Промахос», «Афина Парфенос», 2. «Афина Лемния» - статуя с о. Лемнос (2, не сохранилась, известна по копиям), 3. Хрисоэлефантинная статуя (из слоновой кости и золота) в Олимпии «Зевс Олимпийский» и др.

1 2

Мастера Критий и Несиот - «Памятник героям Гармодию и Аристогитону», или «Тираноборцы» (3 -римская копия). Разворот фигур.

В XX веке памятник древних греков был творчески переосмыслен советским скульптором Верой Мухиной: «Рабочий и колхозница», 1937 г. (4).

3 4

Разработка проблемы движения и расположения фигуры в пространстве.

 Пифагор Регийский: «Мальчик, вынимающий занозу» (5,6 – римские копии). Этот образ был творчески переосмыслен Микеланджело в работе над ансамблем капеллы Медичи в 16 веке (7), сейчас эта статуя Микеланджело, известная как «скорчившийся мальчик», находится в Эрмитаже, в России.

5 6    7

Творчество Мирона из Елевфер и решение им проблемы передачи действия

1. «Дискобол», 5. «Афина и Марсий». 6. метопы «Битва лапифов с кентаврами»)

1 2   3

Поликлет . Трактат «Канон». Прием «хиазма» - сочетание покоя и движения: 1. «Дорифор» («копьеносец»), 2. «Диадумен» - «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)», 3, 4. «Раненая амазонка»,

 Колоссальная статуя Геры в Аргосе (греч. Нега Argolis)  Поликлета – не сохранилась.

Древнейшим местом культа Геры была Арголида на северо-востоке Пелопоннеса. Аргос у эллинов был самым древним городом, между ним и Микенами было святилище богини — Герайон. Его сооружение приписывали герою Ясону и аргонавтам. Старый храм Геры сгорел в 5 в. до н. э., и архитектор Эвполем построил новый. В нем знаменитый скульптор Поликлет из Аргоса создал хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую богини (420—417 гг. до н. э.). Это было, вероятно, последнее произведение скульптора.

 1 2 3 4    

Гипсовые головы – копии древнегреческих статуй – являются моделями для обучения академическому рисунку: Диадумен, гипсовая голова (5), учебный рисунок (6).

5 6

Поздняя классика .

Мастера живописи эпохи классики: кроме поздних помпейских фресок, античная живопись не сохранилась. Из описаний известно, что греческие художники создавали декорации для театра, расписывали здания. Теперь только благодаря вазописи мы можем как-то представить, как выглядела греческая живопись.

Агафарг (Агатарх) -  древнегреческий художник. Автор декораций к трагедиям Эсхила. Первый начал разрабатывать принципы линейной перспективы в живописи.

Аполлодор из Афин, Скиограф («тенеписец») — древнегреческий художник, первым изучил эффект светотени, применял его, стал предтечей иллюзионизма в искусстве. Ввёл в живопись также начала линейной перспективы. Основоположник светотеневой живописи, она достигла расцвета в IV веке. До Аполлодора Афинского изображали форму предметов одними линиями, не представляя, что можно на плоскости передать объем. Известны «Молитва жреца» и «Аякс, освещённый молнией», не сохранились.

Зевксис из Гераклеи (совр. Турция), ученик Аполлодора; основатель эфесской школы светотеневой живописи, выдающийся колорист. «Елена Прекрасная», «Семья кентавров», «Пенелопа», «Зевс, окруженный сонмом богов», «Связанный сатир Марсий», «Геркулес-дитя» и «Эрот, увенчанный розами», не сохранились.

 Паррасий из Эфеса (совр. Турция), жил и творил в Афинах и городах Малой Азии, мастер живописи, отличавшейся натурализмом и совершенством пропорций. Сюжеты на мифологические темы.

Тиманф с о.Сифнос - мастер сюжетных сцен. «Ифигения, несомая к алтарю для принесения в жертву», «Коварно убитый Паламед», «Аякс в споре из-за оружия Ахиллеса», «Спящий Циклоп» и «Эрот», не сохранились.

Павсон – основоположник сатирического жанра, карикатур, изображал людей «худшими» в противоположность остальным, создававшим образы идеальных людей, поэтому в воспитательных целях советовал не показывать своих картин молодежи. Мастер кунштюков (изобразительных трюков): Лукиан в «Похвале Демосфену» писал о картине, где в одном положении была стремительно скачущая лошадь, а в другом, перевернутом, лошадь, катающаяся по траве.

Краснофигурная и белофонная вазопись с основой из белой краски, на которую наносились чёрные, красные, многоцветные фигуры в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

1.Евфимид. Амфора со сценой проводов Гектора.

2. Клеофрад"Учитель гимнастики и один из его атлетов"

3.Краснофигурный ритон – ритуальный сосуд по форме рога быка. 

4.Белофонный лекиф мастера Ахилла

 

1.  2 3 4.

Искусство поздней классики: архитектура, скульптура, живописные школы. Период Пелопоннесских войн Афин и Спарты, где Спарта победила.

Гибель Перикла во время эпидемии чумы.

«Архаическая улыбка» уступила место изображению страдания = страсти – «пафоса», который может овладеть человеком, нарушив гармонию.

Архитектура: развитие типа круглого в плане здания (моноптер, толос).

Греческий театрон на сколне холма. Архитектура Поликлета Младшего: 1.зал культовой музыки – Фимела в святилище Асклепия в Эпидавре (толос),

2,3. театр Диониса в Эпидавре (Афины) – родина греческой трагедии, теперь руины.

1   2

3

4. Галикарнасский Мавзолей - памятник правителя Мавсола, сооружен по приказу супруги в Галикарнасе (совр.Бодрум, Турция), одно из 7 чудес света. Являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов (греческих правителей области Кария в Малой Азии), героона (античного святилища, посвященного герою) и усыпальницы Мавсола.

 

Кори́нфский о́рдер — более поздний из трёх греческих архитектурных ордеров. Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине 5 века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетёную корзину овили листья буйно растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.

Коринфский ордер представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы - волютами. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев, помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками-волютами. Кроме того, имеются так называемые лилейки — волютки, цветки, розетки и другие декоративные элементы капители.

Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах, в Греции второй половины 5 в. до н.э. В усовершенствованном виде встречается далее в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах (1, 2 – капитель памятника).

Коринфский ордер стал особенно популярен в следующую эпоху эллинизма.

Скульптура поздней классики :

1.Кресилай «Портрет Перикла» (1) - первый портрет в истории Др. Греции. До него изображали обобщенный тип, идеал, а не конкретного человека.

Фидий вообще поплатился жизнью за то, что изобразил автопортрет. До нас дошла копия щита богини Афины из Парфенона с изображением битвы с амазонками, т. н. «Щит Странгфорда», он хранится в Британском музее.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображение своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея).

Для скульптора это произведение оказалось фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он и умер от лишений и горя.

«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственноеизображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя

руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой.

Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон»

(Плутарх, «Перикл»).

 

2.Кефисодот: медная «Статуя богини мира Эйрены с младенцем, богом изобилия Плутосом». 

3. Скопас – скульптор по мрамору (до него предпочитали отливку из меди), разрабатывавший мотив движения: 3. «Арес», 4. «Вакханка» (Менада).

1 2 3. 4.

Рельефы Галикарнасского мавзолея «Амазономахия» (5)

4. Пракситель: «Гермес с младенцем Дионисом» (1),«Эрот» (2),«Афродита Книдская» (3).

1 2 3

Два направления в развитии греческой пластики.

5. Лисипп – представитель индивидуализирующего направления и психологизации образа: 4. «Апоксиомен» (атлет, очищающий себя стригелем от песка), 5. «Геракл со львом». Роль Лисиппа в развитии скульптурного портрета: 6. Портрет Александра Македонского, 7. Портрет Сократа.

4 5. 6. 7   

6. Леохар - представитель классицизирующего направления, идеализация образа: прославленный «Аполлон Бельведерский» (8,9).

8 9

Современный гипс для учебного рисунка с образом Аполлона, и сам рисунок:

Живописные школы :

- Сикионская школа (Сикион, Греция) придерживалась научного метода обучения, ее методика преподавания повлияла на развитие изо. искусства. Основатель Эвпомп. Известный представитель-Апеллес, друг и портретист А.Македонского.  

- Фиванско-аттическая школа (появилась в Фивах и переместилась в Афины). Мастера живописи: Протоген- друг Апеллеса, Филоксен ("Битва А.Македонского с Дарием", (1) повторена в мозаике из Дома Фавна в Помпеях).

   

"Битва А.Македонского с Дарием", фрагмент мозаики из Дома Фавна в Помпеях

Билет 5. В.1 .

Общая характеристика. Древний Рим — государство римлян, история которого начинается с основания города Рим на Апеннинском полуострове (совр. Италия) в 8 веке до н.э. Значительное воздействие на развитие древнеримской цивилизации оказывали культуры соседей-этрусков и древних греков. Именно у этрусков римляне позаимствовали опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Важное значение имело завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к высокой греческой культуре.

Пика своего великого могущества Древний Рим добился во 2 веке н. э., в период Римской империи, когда под его властью оказались народы Ближнего Востока, Средиземноморья, Европы и Северной Африки.

Искусство Древнего Рима, впитавшего древнегреческую традицию, создало культурную основу для дальнейшего развития европейской цивилизации. Оно оказало предопределяющее воздействие на средневековую и более позднюю историю. Веками за образец брались римские архитектурные решения и формы, римское право и т.д. Именно в Древнем Риме зародилась ранняя христианская культура.

Периодизация :

- Римская Республика (5 – 1 вв. до н. э.), правление Юлия Цезаря.

- Римская империя (1 в. до н.э.-5 в).

 

Образованию древнеримской республики предшествовал период основания Рима италийскими племенами у реки Тибр и царского правления (середина 8 до н.э. — 510 до н.э.).

По легенде жрица Рея родила двух сыновей от бога Марса — Ромула и Рема. По приказу брата и отца Реи дети в корзине были выброшены в реку и прибились к Палатинскому холму, где их вскормила волчица.  Впоследствии на этом холме в 753 году до н.э. Ромул основал Рим, а волчица стала священным для города животным.

Сначала Рим был маленькой деревушкой. К северу от нее жили племена этрусков. В это время правили монархи — цари. В обществе господствовали традиции патриархального строя. Все граждане делились на роды и фамилии. Постепенно сформировались основные сословия общества — плебеи и патриции.

 

Портретной живописи.

Такие портреты писались на тонких дощечках различных пород дерева: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб.

Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.

Естественный поворот головы. «Портрет молодой женщины» 2 в. н. э. (1). «Портрет молодого человека с бородкой в золотом венке» нач. 2 века (2). «Портрет девушки». Нач. 3 в. н. э. Государственные музеи. Берлин (3). Саркофаг Артемидора. 2 в. н. э. Британский музей. Лондон (4).

1         2           3              4

В области дельты Нила, откуда происходят портреты, сначала греки (с 4 в. до н. э.), а позднее (с 30 г. дон. э.) римляне составляли большинство населения. Они восприняли многие древнеегипетские обычаи, в частности мумификацию; однако вместо условных масок, которые египтяне клали на лицо мумии, стали использовать реалистические портреты.

Фаюмские портреты условно подразделяются на две группы:

ранние, 1–2 вв., выполненные в реалистической манере,

и поздние, кон. 2–3 в., более условные.

Ранние портреты писались при жизни человека, с натуры, могли вставляться в раму и висеть на стене в его доме. После смерти изображённого их обрезали по краям и вставляли в льняные бинты, обёртывающие мумию, так, чтобы портрет помещался на лице и заменял погребальную маску. Изображения божеств на погребальных пеленах писались заранее по трафарету, заготовки делались ремесленниками.

Их символика выдержана в типично египетском духе, а стиль живописи - плоскостно-декоративный. Фигура умершего дописывалась позже, на заказ; по правилам античного искусства, она представала в трёхчетвертном развороте. Каждый из портретов своеобразен и неповторим.

Поздние портреты появляются со 2–3 вв., когда христианское вероучение начало оказывать ощутимое воздействие на разные области жизни, хотя эта религия ещё не была господствующей. В искусстве произошёл отказ от прежних идеалов античного реализма. Художники стали писать схематические и символические изображения. Портреты уже не писались с натуры, объёмность форм сменилась плоскостной декоративностью. В поздних портретах усиливалась условность в трактовке лица и одежды, возросла роль силуэтности, что сближало этот стиль с иконописью. Художники особенно выделяли и увеличивали глаза. Поздние портреты писались жидкой темперой, которая наносилась ровным слоем и создавала гладкую поверхность. Однако и такие условные портреты нередко обладали выразительной, индивидуальной характеристикой.

Самыми значительными собраниями фаюмских портретов располагают музеи Каира, Берлина, Лондона и Парижа, а также Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

_____________________________________________________________________________________

В 4 веке - официально признали христианскую религию на территории Римской империи.

Разделение империи на Западную и Восточную (Византию).

Рим утрачивает свое центральное значение, античное искусство постепенно сменяется средневековыми стилями. 

Произошла утрата чувства гармонии, свойственного античному портрету,

в том числе под влиянием христианства. Постепенный приход искусства к символичности, к более условному языку.

 Раннехристианское искусство.

В Древнем Риме зародилась ранняя христианская культура.

В 3 в. н. э. обозначились первые признаки упадка рабовладения. Постепенно на смену эксплуатации рабов пришла эксплуатация зависимых земледельцев, появились первые ростки феодальных отношений. Ослабла государственная власть.

В середине I в. и. э. на землях римской провинции Иудеи сформировалась христианская религия. Возникнув как религия угнетённых, христианство со временем завладело сознанием различных слоёв населения и распространилось по всей территории империи.

При императоре Константине прекращается преследование христианства.

По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь.

Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии.

В 395 году (кц 4 века) Великая Римская империя разделилась на две части:

Западную Римскую империю со столицей в Риме

 и Восточную Римскую империю (Византию) со столицей в Константинополе.

 

Византийская империя существовала еще тысячу лет с 5 по 15 вв., и стала местом развития традиции православного христианства.

А Западная Римская империя, ослабленная борьбой с варварами и кризисом рабовладения, прекратила существование уже в 476 г. н. э. Год её гибели стал последним годом эпохи Древнего мира.

На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием. Римская культура, впитав в себя греческие традиции сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

В Риме, где ранние христиане подвергались гонениям, возникла катакомбная тайная христианская культура: первые изображения христианских символов на фресках – образ Богоматери «Мадонна Катакомб» (1). Главные события: эдикт императора Константина о признании христианской религии, выход из катакомб (313 г). Основание Константинополя (330 г). Указ императора Феодосия о признании христианства государственной религией с запретом язычества (392 г). В конце 4 века распад единой Римской империи на Восточную (395-1453 гг., просуществовала 1 тысячу лет) и Западную (395 – 476гг., просуществовала 80 лет). Распад Западной Римской империи, эпоха «великого переселения народов» (конец IV-V вв.).

 Античные истоки раннехристианского искусства: фрески, скульптура. Образ Христа как «Доброго пастыря» (2,3): прообраз – греческий «Мосхофор» (4); образ христианского «спасения» - виноградная лоза (5,6): прообраз – лоза греческого бога Диониса и т.д.

Образование Восточной Римской империи – Византии (занимала Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, Родос и др. острова Эгейского моря, Южный берег Крыма, ряд городов на Западном Кавказе, часть Аравии). Этносы Византии: греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, иллирийцы, фракийцы и др. Греки господствовали, языком межэтнической коммуникации был греческий язык. Романизация имела поверхностный характер, но жители Византии считали себя римлянами, империю называли Ромейским царством; т.е. Римской империей, а столицу Константинополь - Новым Римом. Новое содержание рельефов саркофагов – «спасение во Христе» (5,6), рисунков тканей народности коптов из Египта: образ души – голубь (7).

1 2 3 4 5

6 7

Два типа раннехристианской культовой архитектуры: базиликальный и центрический, имели античные корни: базилика: общественное здание рынка или суда – христианский храм; центрический баптистерий: светский бассейн для плавания – религиозное (христианское) здание с купелью для обряда крещения; центрический мавзолей: героон Мавзола, храм героя с усыпальницей – христианская часовня с усыпальницей. Отличие организации христианской базилики от античного храма (разные принципы: для общественного массового использования внутри – для почитания снаружи). До нашего времени сохранилась Базилика Санта Мария Маджоре 4 века в Риме, с мозаиками (1,2). Основные части базилики: нефы, трансепт, нартекс, апсида. И центрический Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (3), с его известными мозаиками «Добрый пастырь» (4), Баптистерий Православных в Равенне (для обряда крещения) (5). Мозаики баптистерия Православных (подкупольная (6,7), материал: смальта, так называемый «византийский стиль», получил затем распространение в Византии, три цикла мозаик: над арками первого яруса строения (растительный орнамент на синем фоне, фигуры пророков), между арками второго яруса (канделябры, престолы, епископские седалища) и подкупольная мозаика. Подкупольная мозаика - сюжет в центре на медальоне крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, третья фигура - река Иордан в образе мужчины, с полотенцем в руках. Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображённая радиальными лучами. Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью. Символизм - новый худ. принцип средневекового искусства на основе христианской идеологии.

1 2 3

4

5  6  7

Учебное пособие

по истории изобразительного искусства

Класс II полугодие


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь