Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мы несем крест, а крест несет нас



 

В Евангелии, обращаясь к народу, Хри­стос Спаситель говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною (Мк. 8, 34). Этот крест мы должны пронести через всю свою жизнь, взирая на Крест нашего Господа Иисуса Хри­ста. Конечно, всем понятно, что Крест — это символ нашего спасения, поскольку Христос был распят на Кресте. Но как это конкретно может относиться к нашей жизни? Попыта­емся переосмыслить наши скорби и сравнить их со страданиями Христовыми. Мы ноем под тяжестью креста, ропщем на свою тяжелую жизнь. Как сказал один из святых отцов, взгля­нем на Божественного Страдальца. Что пере­нес Он? Каков был Его жизненный и смерт­ный Крест? Люди, которые были свидетелями сотворенных Иисусом чудес, распинают Его, как последнего разбойника! Если безгрешный Сын Божий все это перенес ради искупления наших грехов, то как мы можем роптать из-за своих больших и малых скорбей?

Крест, который Господь дает нам нести в своей жизни, у каждого — по силам его. Апо­стол Павел говорит в одном из своих Посла­ний: Бог... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (Жор. 10, 13). То, что мы можем по­терпеть, то и дается нам. Но дается не просто так, не ради того, чтобы нас наказать, сделать нашу жизнь еще более горькой. Нет, не для этого мы в своей жизни страдаем. Господь знает, что каждый человек грешен, а значит, все мы — больные люди, и нам необходимо лечение, потому, что если человека не ле­чить, то он может и погибнуть. Когда врач берет скальпель в руки и разрезает гнойник, или зубной врач вырывает больной зуб, это болезненно, печально, приносит временные страдания, но потом мы радуемся и ликуем, так стало легко, и даже воспоминания о пло­хом уже нет. Вот так и Господь ради нашего вечного спасения врачует нас. Поэтому преда­дим себя в руки Божии. Мы знаем, что волос с головы нашей не упадет без воли Божией, все обстоятельства жизни происходят с нами по Его Промыслу. Поэтому когда мы с благо­дарностью или хотя бы без ропота несем свой жизненный крест, тогда он для нас становит­ся врачующим и приводящим ко спасению. А если мы будем роптать, плакать, сравнивать себя с другими, этим мы не только не дела­ем шаг к исцелению, но наоборот, оттягива­ем возможность своего спасения, потому, что крест все равно придется нести, как понес его Господь.

Посмотрите на три голгофских креста — на Крест Спасителя, на крест разбойника благо­разумного, который возопил: «Господи, до­стойное по делам моим приемлю, помяни меня, егда приидеши во Царствии Твоем!» (Лк. 23,41-42); и на крест разбойника безумно­го, которому крест не послужил во спасение, так как он хулил Бога. Так и весь род человече­ский несет по жизни кресты, но только одним они служат во спасение — тем, которые с ве­рой, благодарением и упованием на помощь Божию несут их; а людям без веры — ропщу­щим, не благодарящим Бога за эту жизнь — он во спасение не служит.

По сравнению с тем Крестом, который нес Спаситель, все наши, как нам кажется, «не­выносимые» кресты — ничто. Так, Его Крест дает нам силы нести наш личный крест, учит не считать внешние, трудные обстоятельства жизни безысходными. Крест Господень во­брал в себя все кресты наши... Об этом нуж­но помнить и с благодарностью нести тот ма­ленький крест, который Господь дал каждому из нас. Как только мы без ропота и уныния примем свой крест, Сам Господь невидимой рукой будет поддерживать нас и помогать его нести.

Спаситель призывает каждого из нас взять свой крест. Он не сказал: «Создай, сооруди, выбери, придумай свой крест». Христос тоже не избирал Себе Креста, а добровольно взял на Себя тот, который Ему был предопределен Отцом Небесным. Многие, наверное, помнят удивительное повествование о том, как некий человек устал нести свой жизненный крест и возроптал. Ангел повел его в неведомые оби­тели: «Выбирай себе тот крест, который нра­вится». Там было много крестов разной вели­чины и формы — деревянные, золотые... Он выбрал небольшой простой крестик и обра­дованно сказал: «Ну, вот этот мне по силам!» На что Ангел заметил: «А ты и выбрал имен­но тот крест, который несешь в этой жизни». И на обратной стороне креста этот человек прочитал свое имя.

Хотя бы как-нибудь, хромая, спотыкаясь, падая — но нам все же надо идти за Христом. Есть видимые для человеческих глаз кресты, такие как многосемейность, бедность, оди­ночество, потеря любимого человека. Сейчас многие женщины несут тяжелый крест су­пружества, когда неверующий муж-пьяница вместо опоры и поддержки превращается в мучителя, отравляющего жизнь. Есть кресты менее видимые, но не менее тяжелые — когда человек терпит сердечные испытания, наше­ствие хульных помыслов, нервные потрясения. Нести свой крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, скорби, непонимание, которыми греховный мир спе­шит одарить послушника Христова. Сам Го­сподь говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Взять крест — это значит без ропота и жалоб проде­лать никому невидимый труд над собой, над своими страстями.

Господи, помоги всем нам возлюбить Крест Твой и в нем увидеть любовь Твою, и самое главное — откликнуться на нее испол­нением заповедей. И также мужественно, как и Христос исполнил волю Божию, и нам по- христиански исполнить волю Господню в не­сении своего жизненного креста с любовью, зная, что это — крест спасения и в нем заклю­чена и радость, и смысл, и надежда будущей жизни.

Каждый воскресный день мы молимся такими словами: «Воскресение Христово ви­девши, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему поклоня­емся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Значит, воскресение нашей с вами души и жизни возможно только через крест. Наш христианский подвиг заключается в том, чтобы мы решительно вступили в духовную брань с самими собой, ради бессмертной на­шей личности и ради победы правды и любви Божией в этом скорбном мире. Только тогда мы не только сможем с радостью нести свой жизненный крест, но даже не будем воспри­нимать его как тягость. Он станет обыкновен­ной, естественной жизнью, нам будет доволь­но того, что мы пребываем с Богом — молим­ся, ходим в храм и причащаемся, мы со Свя­тым Духом. И уже не важно, есть у нас деньги или нет, здоровы мы или больны, старые мы или молодые — для каждого из нас все закон­чится встречей с Богом, через смерть. Если мы поднимемся над своей плотью, внешнее ста­нет для нас абсолютно безразлично, потому что дух будет сиять и ликовать, и освящать и саму эту плоть, которая будет живиться Свя­тым Духом.

Значит, мы сами можем изменить скорб­ность креста, если изменим к лучшему наше сердце. И нам дана эта возможность — через Церковь, через покаяние, исповедь, святое причащение, через вселение в нас Бога об­лагородить почву нашего сердца. Поэтому будем помнить, что «се бо прииде Крестом ра­дость всему миру». И если мы желаем этой ду­ховной радости уже сейчас, сегодня, именно в этой жизни, то получить ее можем только через распятие своей собственной жизни — посвящением ее Боту, людям и Церкви.

Напомню одну притчу о том, как три че­ловека несли свои кресты, и должны были их пронести по всей жизни — так же, как и каж­дый из нас. Один из них без конца жаловался, что ему очень тяжело, потому что конец древ­ка креста слишком длинный. Он его волочил по земле, кряхтел и роптал, а потом поду­мал: «А зачем я тащу за собой такой длин­ный крест?». Тогда он конец креста отпилил и обрадовался, как ему стало удобно. А два его товарища продолжали с усилием тащить свои такие же длинные кресты. Когда они ока­зались в горной местности, путь преградила глубокая пропасть. Двое путников положили на расщелину свои кресты и так преодолели пропасть. Когда же третий попытался так сде­лать, то ему как раз этого отрезанного конца креста и не хватило.

Вот так и у нас по жизни. Мы несем крест, а крест несет нас. Мы нечто малое потерпели ради Бога, а Бог избавил нас от большего, по­тому что есть такое правило, духовный девиз: маленькой бедой Бог избавляет нас от боль­шей. Если только мы ее перенесли без ропота, с упованием и с верой в то, что это — лекар­ство, хотя и горькое, но необходимое для ис­целения моей души. Если его не проглотить, а выплюнуть, то горечь останется, а лечеб­ного действия не будет. Поэтому мы от Бога принимаем и горькое, и сладкое. Когда мы благодарим: «Господи, благодарю Тебя! Еще больших скорбей достоин я, даруй мне мило­сердие, Господи, терпение, терпение и терпе­ние!» — тогда любая горечь услаждается.

Преподобный старец Исаакий (Бобраков) и после разгона Оптиной пустыни жил в горо­де Белеве у своего духовного чада. Зная о том, что его должны прийти арестовать, он сказал:

«От креста своего никуда не побегу». Так это и запечатлелось на все времена на иконе препо­добного Исаакия Оптинского: он в руках дер­жит крест новомученика и свиток, на котором написаны эти слова: «От креста своего не побе­гу». Да и наша с вами жизнь полна примеров, как опасно отказываться от своего креста. Муж уходит от шести детей, потому что ему все на­доело. А потом что? УЗИ сделал — а у него рак предстательной железы. Почему? Потому что есть такая пословица, даже не пословица, а об­стоятельство нашей жизни: «Не хочешь рабо­тать на детей, будешь работать на аптеку», то есть от своего креста ты никуда не денешься. Так уж лучше на детей работать, чем на лекарства. Терпеливо, нести то, что Господь дает. Спраши­вается: а лечиться надо? А из тесной квартиры попытаться выбраться надо? Делай что долж­но, и будь что будет. Лечилась? Лечилась. По­лучается? Не получается. «Господи, дай только терпение. Терпение и мудрость!» Может быть, еще к кому-то обратиться? Что по-человечески мы можем сделать, то делать должны. Но за­канчивать так: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Никто нам не говорил, что мы к смерти должны прийти со значком ГТО третьей степе­ни. Никто нам не заповедовал, что мы должны в добром здравии в гроб лечь.

Тех, кто не сбросил с себя свой крест, в кон­це этого пути ожидает Царствие Божие, ради устроения которого и пришел Господь. Неда­ром в Церкви одновременно и нераздельно су­ществуют два понятия: Крест и Воскресение. Господь прошел через Голгофу, но не остался на ней, а воскрес к жизни. Так и мы воскрес­нем. Каждый христианин должен укрепляться

 

 

надеждой и верой в то, что Господь просто так, понапрасну, чтоб только наказать, никог­да не пошлет нам того, что выше наших сил. Поэтому когда жизненный крест будет при­гибать нас к земле, вспомним: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Значит, надо стяжать в своем сердце терпение, чтобы пра­вильно, мудро, благоразумно относиться к тем внутренним и внешним скорбям, кото­рые окружают каждого из нас изо дня в день. Будем помнить на первый взгляд наивный, но глубокий по своему содержанию девиз препо­добного Амвросия, старца Оптинского: «Тер­пел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я».

За крестом, за Голгофой каждого из нас ожидает воскресение. Вот почему не бессмыс­ленны все наши страдания, болезни, скорби и даже сама смерть. Постараемся, чтобы Крест Господень вдохновлял нас и убеждал в том, что не так уж и тяжел наш собственный крест. И не так уж долго нам придется его нести, не будет это крестоношение бесконечным. Будем же молиться, чтобы мы даже и не замечали, что несем какой-то крест. Надо верить, что все ниспослано нам любящей десницей Божьей, которая ничего плохого, недоброго, не вовре­мя или по ошибке с нами никогда не сотво­рит. Творец Неба и земли знает, как очистить нашу душу огнем, чтобы, как из золота, всякая примесь и ржавчина ушли из нее, а осталась только душа, сияющая своей духовной, небес­ной, преображенной красотой. Откроем ум, сердце, душу и саму жизнь нашу Богу, вра­чующему нас, чтобы и наша душа преобра­зилась, убелилась, переплавилась в горниле искушений. И чтобы мы из мертвых, никчем­ных и черных головешек стали бы сияющим небесным золотом для нашего Бога, Который за нас распялся и подарил нам возможность вечной жизни, в которой уже не будет ни бо­лезней, ни крестов, ни страданий, ни плача, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконеч­ная. И если мы будем подражать, насколько это нам возможно, Господу, Его страданиям, любви и терпению, тогда Крест Господа и Спаса нашего Иисуса Христа станет ключом к той двери, которая ведет в Вечность.

Апостол Павел говорит: те, которые Хри­стовы, распяли плоть со страстями и похотя­ми (Тал. 5, 24). Вот на какой крест должны мы с вами взойти. Свой эгоизм, жадность, ложь, свою душевную и телесную нечистоту, зависть, гордыню и самолюбие мы должны распять на кресте — на кресте Божественной любви и на кресте жертвенной любви к тем людям, которые вокруг нас. И только тогда, после этого сораспятия, человек может уви­деть, почувствовать дарованное Богом вос­кресение его души. Прежде воскресения его тела для него уже будет рай здесь, на земле. А почему у нас нет этого опыта? Потому что нам неохота быть на этом кресте. Хочется, как- то очень плавно, осторожно, не напрягаясь, прожить по евангельским заповедям. Но так не бывает. Поэтому будем молиться о том, чтобы у каждого из нас милостью и помощью Божией хватило духа и сил увидеть свой бес­конечный эгоизм. И просить у Бога решимо­сти на подвиг верности Христу, когда Он даст нам эти силы по нашим молитвам.

 

Это нужно знать!

                      

Крестным, или Страстным называют путь, по которому некогда шел на Голгофу Иисус Христос, обливаясь кровью под тяжестью Креста. На нем от­мечено четырнадцать остановок, соответствующих тем событиям, которые произошли со Спасителем на этом последнем скорбном пути, ведущем от Гефсиманских ворот к храму Гроба Господня. В XVI веке эта улица стала называться Via Dolorosa — Дорога скорби.

Первая остановка на Скорбном пути находится на правой стороне улицы — это место осуждения Христа. Здесь была претория, на мощеной площа­ди перед ней Иисус был подвергнут публичному бичеванию и осужден на смерть Понтием Пилатом.

Здесь стоит греческая часовня Темницы Христо­вой, в которой имеется углубление в скале — его традиционно считают местом заключения Христа. В 140 шагах от места бичевания расположена арка «Се Человек», примыкающая к стене католическо­го женского монастыря Сестер Сиона. Это вторая остановка на Крестном пути. По преданию, она отмечает место, куда Понтий Пилат вывел изби­того и поруганного Спасителя в терновом венце и обратился к иерусалимской толпе со словами: Се, Человек! (Ин. 19, 5). Слова эти были произнесены в знак того, что Пилат не видит в подсудимом ни­какой вины и призывает к милосердию. При пово­роте улицы Скорби налево стоит обломок большой колонны. На этом месте Иисус первый раз упал под тяжестью Креста. Это третья остановка на Страстном пути, ее отмечает часовня, принадлежа­щая Армянской патриархии. Над входом в часовню помещен барельеф, изображающий сцену падения Христа. На месте четвертой остановки построена армянская часовня Мучений Богородицы. Согласно преданию, здесь Спаситель последний раз встре­тился со Своей Матерью, Которая ждала Его, стоя у дороги. Увидев Своего Сына, окровавленного и падающего под тяжестью Креста, Богоматерь Сама лишилась чувств.

Пятая остановка Крестного пути находится в десятке метров от предыдущей. Здесь воины оста­новили Симона Киринеянина, шедшего с поля, и принудили его нести Крест Спасителя. В стене на­ходящейся здесь часовни Симона Киринейского выделяется камень с углублением. На этом месте Иисус упал, и рука, которой Он оперся о камень, за­печатлелась на мостовой. Этот камень подняли и вмонтировали в стену часовни. По обычаю, каждый православный паломник прикладывает свою пра­вую руку к отпечатку Десницы Спасителя и про­износит молитву: «Помоги мне, Господи, нести мой крест!».

Буквально в двадцати шагах отсюда на Страст­ном пути стоит дом Вероники, шестая остановка. Эта женщина, будучи проникнута сердечной жа­лостью, безбоязненно подошла к Иисусу и своим платком отерла кровь и пот с Его лица. При этом страдальческий лик Господа отпечатался на плате Вероники. Ныне на этом месте стоит небольшая греческая церковь, в которой, по преданию, нахо­дится могила самой Вероники. Седьмая останов­ка, примерно в ста шагах от дома Вероники, обо­значает место второго падения Спасителя. Внутри построенной здесь часовни находится колонна, у которой, по преданию, упал Христос.

Восьмая остановка произошла уже за Судны­ми вратами. Здесь Господь обратился к следовав­шим за ним с плачем женщинам со словами: Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28). Место восьмой остановки обозначено крестом, выбитым из камня на стене греческого православного монастыря св. Харлампия. Третье место падения Христа произо­шло уже у самой Голгофы. Эта девятая остановка отмечена колонной, которая встроена в стену при входе в Коптский монастырь. Остальные пять оста­новок Крестного пути находятся уже внутри Храма Гроба Господня. Это Часовня совлечения одежд, католический и православный престолы Голгофы, Камень миропомазания и Гроб Господень.

 

Последние слова Христа

 

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,16). Эти евангельские слова свидетельствуют о ве­ликой любви Божией к каждому из нас, ибо Господь пришел в этот мир, чтобы разрушить дела дьявола и даровать нам вечную, нескон­чаемую и блаженную жизнь, чтобы привести мир к полноте бытия. Наше спасение необ­ходимо было совершить через подвиг, через Крест и смерть, через страдания и искупление и даровать всем нам вечное блаженное Цар­ство, о котором ежедневно во святых храмах Божиих возглашается: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И весь смысл человеческо­го бытия заключается в том, что эта земная, временная жизнь является только подготов­кой к той вечной жизни, к которой призвал нас любящий Господь.

Именно ради этой вечности Он пришел на землю, принял на Себя человеческую при­роду, претерпел боль, страдания и даже саму смерть, чтобы изнутри уничтожить ее, чтобы она больше безраздельно и беспредельно не царствовала над человеком. Этим Христос по­казал, что Он — Начальник Жизни, Началь­ник Царства, что Он пришел на землю ради того, чтобы человек не умирал. Воскрешение души и тела нашего невозможно, если мы в своей жизни не пройдем путем заповедей Господних, потому что есть два воскресения, как сказал Сам Господь: есть воскресение сла­вы и есть воскресение осуждения. Одни вос­креснут, чтоб возрадоваться и получить венец жизни за веру, любовь и чистоту. А другие воскреснут, чтобы получить достойное по де­лам и грехам своим.

Вдумаемся в слова Иисуса, которые он про­изнес в последний момент Своей жизни с Голгофского Креста. Они обращены и к нам, сегодняшним, они учат нас радоваться и ниче­го не бояться, потому что смерти больше нет, она побеждена смертью Сына Божия. Ад уже не имеет безраздельной власти над человеком, потому что всем тем, кто ждет воскресения и избавления, даровано вечное спасение. Кре­стом Господним был положен конец прокля­тию и смерти, которые тяготели над родом человеческим.

Когда Спасителя пригвоздили ко Кресту, к этому великому жертвеннику, с которого воссияло воскресение наших душ и тел, Он сказал, обращаясь в молитве к Своему Не­бесному Отцу: Отче, прости им, ибо не веда­ют, что творят (Лк. 23, 34). Этим Христос дал нам заповедь и наставление, что любовь к ближним должна простираться и до люб­ви к своим врагам. Он показал, что возлюбил всех и до конца, возлюбил даже тех, кто рас­пинал Его, чтобы и мы учились всепрощаю­щей любви. А мы порой не только врагов своих, но даже ближних не любим, больше думаем о себе, и где уж нам думать о своих врагах и тем более о наших «распинателях». Но мы должны уразуметь, что именно в этом и состоит истинное следование за Господом. Прежде всего, должны быть не слова, а дела и молитва обо всех тех, кто нам досаждает, кого мы не любим. Святые отцы заповедуют нам говорить хорошо о врагах своих, хвалить их за их добрые дела, потому что и в грешных людях доброе достойно похвалы. А мы порой распускаем свой язык, не думаем о том, что дадим отчет за всякое праздное слово.

Господь показал, что мы должны молиться за врагов своих — и в этом заключается совер­шенство христианской жизни. Преподобный старец Силуан Афонский справедливо считает, что критерием духовного преуспеяния явля­ется любовь человека к врагам своим. Для нас, плотских людей, эти вещи непостижимы, но мы должны о них задумываться. К сожале­нию, нет в нас той любви, которой обладает Христос Спаситель и которая должна бы быть в нас как в Его последователях. Нет в нас за­боты о людях, которые окружают нас, делают нам добро, готовы положить за нас свою душу и этим дают нам пример жертвенной любви.

Когда охваченный покаянием разбойник, пригвожденный к кресту рядом с со Спаси­телем, обратился к Нему со словами: Помя­ни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Господь со Своего Креста ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 42, 43). Этим Христос по­казал, что заботу Свою обращает на грешни­ков кающихся. И мы с вами должны помнить, что рай обещан только тем, кто идет стопа­ми Божиими, не отчаивается в своих грехах, а кается в них и радеет о своем исправлении. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя

 

 

выносить приговор тем людям, которые нам кажутся очень грешными — для этого есть власть Божия. Кающийся грешник мо­жет оказаться впереди нас и услышать слова Божии: Ныне же будешь со Мною в раю. А тем, кто с осуждением относится к грехам других людей, Господь может сказать совсем другие слова: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Гос­поди!», войдет в Царство Небесное, но исполняю­щий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Не судите, да не судимы будете (Мф. 7,1).

Хочу обратить внимание на одну деталь, которая показывает, какие чудовищные стра­дания претерпевал Сын Божий на Кресте. В те времена под ногами распятого приби­вали доску для того, чтобы человек на кресте мог дышать, опираясь на нее ногами и делая очередной вдох, который еще на некоторое время продлевал его жизнь, а вместе с тем и бесконечные мучения. Но иудеи эту доску для Господа прибили криво, чтоб Он левой Своей ногой тянулся еще больше и еще сильнее от этого мучился. Терпя такие невообразимые для нас мучения, в эти мгновения Он думает не о Себе, а о тех, кто находится рядом с Ним: о Своей Матери, Которая даровала Ему жизнь по плоти, о том, чтобы нашелся человек, кото­рый будет хранить Ее, когда Он Сам уже не сможет заботиться о Ней.

Он обращается к Своему возлюбленному ученику Иоанну: Чадо, се, Мати твоя. А Бо­городице, показывая на него взглядом, так как не мог указать пригвожденными ко Кресту руками, говорит: Жено, се, сын Твой (Ин. 19, 26-27). Так в лице Иоанна Богослова Он всех Своих учеников и все человечество отдал под покровительство Матери Божией, чтобы Она стала ходатаицей рода христианского. Мы так к Ней и взываем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице». Через это благословение Божие мы пе­реданы Божией Матери на вечное попечение. И к ней, Царице Неба и Земли, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Сера­фим, мы обращаемся со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Только помолившись за всех и устроив зем­ную жизнь Своей Матери и Своих последова­телей, только тогда Господь «возопил гром­ким голосом: Элои! Элои! ламмасавахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15, 34). Эти слова Христа свидетельствуют о том, как страшен момент, пережитый Им на Кресте, — момент богооставленности. Только тогда подумал о Себе Самом, когда на Него нашло самое по­следнее и страшное испытание скорби, уны­ния и отчаяния по Его человеческому есте­ству. Он ужасался смерти как человек, пока­зывая этим, что страдания на Голгофе были истинны, а не призрачны, что Ему было также невыразимо больно, как больно было бы нам. Только Его тело и душа страдали в сотни раз сильнее, чем страдали бы мы, потому что мы не можем остановить свои страдания, а Он в любой момент мог призвать легион Ангелов и остановить эти муки силою Своего Боже­ства. Но Христос по Своей воле решил до дна испить чашу страданий и правды Божией, чтобы совершить дело нашего спасения.

Великий пример подал нам Христос, что­бы мы, когда будем испытывать предсмерт­ные муки, страдания и скорби, обращались за помощью и утешением не к кому-либо, но взывали: «Боже мой! Боже мой!». И надеялись не на князи и на сыны человеческие (Пс. 145, 3), но на только Бога. Ведь только Он может уте­шить и поддержать нас, утолить скорбь, да­ровать мужество и силы смотреть с надеждой и искренней верой в лицо смерти и видеть за ней не конец, а рождение в вечную жизнь с Богом.

После этих слов Господь воскликнул: Жаж­ду! (Ин. 19, 28). И один из воинов-легионеров взял губку, смоченную уксусом, нанизал ее на трость и поднес к губам Христа. Кто-то может подумать, что Спаситель просто захотел пить. Нет, речь идет об иной жажде — о жажде ис­полнения правды Божией, жажде спасения

 

людей. Этими словами, произнесенными на Кресте, Господь показал, что эту правду при­шел исполнить, вочеловечился и умер, чтобы даровать нам вечное спасение.

Когда Он испил чашу страданий до дна — испил за нас все то, что мы должны были ис­пить за свои грехи, то вознес Свои молитвы к Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). И мы, следуя за нашим Господом, всю нашу жизнь, надежду и скорби должны влагать в руки Божии, которые силь­ны, многомощны, Божественны и которые вознесут нас от земли на Небо. Дай Бог, чтобы и мы в конце жизни с чистой совестью, а са­мое главное, с любовью смогли сказать своему Небесному Отцу: «Отче, в руки Твои предаю дух мой». И действительно предать дух свой в руки Божии. Вот так и надо прожить, чтобы и жизнь свою, и смерть посвятить Богу. Если мы на самом деле будем исполнять волю Христа Спасителя, тогда и жизнь наша будет иметь естественное продолжение — то, которому начало было положено здесь, на земле. Если здесь наша жизнь была с Богом, то она и там будет с Богом. Если она была здесь в любви, значит, будет и там в любви. Потому что нача­тое здесь — там будет преумножено в тысячу раз!

Последнее слово, произнесенное Христом на Голгофском Кресте, было: Совершилось! (Ин. 19, 30). Совершилось дело спасения, ис­купления рода человеческого, потому что все грехи и их последствия, все страдания, кото­рые должны были понести люди, в том числе и мы с вами, Господь взял на Себя. Казалось бы, столько было у нас в жизни грехов и без­законий, что земля должна была бы разверз­нуться и поглотить каждого из нас, но этого не происходит. Почему? Да потому, что Он Один пострадал за всех и за вся. Тот, кто при­нимает Его евангельское слово о вечной жиз­ни — слово о любви, сострадательном подви­ге и всепрощении, тот становится участником этой вечной жизни.

Сын Божий пострадал за всех, чтобы потом иметь право миловать каждого из нас. Чтобы Он каждому, кто захочет прощения и исправ­ления жизни, мог сказать: «Прощаются тебе грехи твои без наказания, потому что Я уже был наказан за всех». После этой жертвы ка­кая же должна быть у нас жизнь и какая долж­на быть любовь ко Господу?! Один из святых отцов сказал: «Такого Бога, Который предал душу Свою за нас, не любить нельзя». Будем же стремиться к тому, чтобы и в нас воскрес­ла Его любовь. Будем же молиться, чтобы лю­бовь Христова, Его святая воля исполнялась в нас и не оставалась бесплодной. Чтобы свою искреннюю любовь ко Христу Спасителю, к Матери Божией, любовь ко Святой Церкви мы показывали всей своей жизнью, всеми сво­ими делами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь