Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Щедрые дары Оптиной Пустыни



 

Мы знаем, что духовным центром Ки­евской Руси была Киево-Печерская Лавра, центром Московской Руси была Троице-Сергиева Лавра, а духовным центром имперской России была Введенская Оптина Пустынь, о которой говорили, что эта обитель и Саров — два духовных костра, возле которых грелась вся Православная Русь.

И это действительно так. Свято-Введенская Оптина Пустынь — это золотая чаша, в ко­торую сливалось лучшее духовное вино Рос­сии. Кроме того, эта обитель и ее преподоб­ные старцы вобрали в себя духовный опыт прежде них идущих святых отцов. От пре­подобного Паисия Величковского, великого подвижника XVIII века, через его учеников и последователей с их подвигами старчества и нравственного просветительного служе­ния народу Оптина Пустынь впитала в себя дух и Афона, и Греции, и Синая, и Киева. Первыми этот дух принесли в обитель пре­подобные Моисей и Антоний, братья Пути­ловы, которые общались с учениками стар­ца Паисия и, вдохновленные ими, основали Иоанно-Предтеченский скит, как место сугу­бой духовной молитвы. Иеросхимонах Лев (Наголкин), ученик учеников преподобного Паисия, в этом скиту ввел старчество и при­ ем мирян для духовного наставления, что стоило ему тяжелой борьбы и неприятно­стей от тех, кто подозрительно смотрел на эти новшества.

В Евангелии есть такие слова, сказанные Спасителем: Ученик не бывает выше своего учи­теля; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его (Лк. 6, 40). Этим Христос пере­дал своим последователям силу воскрешать людей, не телесным образом, а воскрешать их покалеченные грехом души. Именно этот дар Господа — дар воскрешающей любви — уна­следовали преподобные и богоносные Оптинские старцы, которые воскрешали души при­ходящих к ним людей. Недаром в дореволю­ционной Оптиной на выходе из монастыря над вратами висела икона Воскресения Госпо­да и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как символ воскрешения человеческих душ. Это прямо относится к тем людям, которые по­бывали в Оптиной пустыни, исповедовались и причастились Святых Животворящих Таинств и ушли, одаренные благодатным оптинским духом. Надо и нам постараться не забывать слова старца Варсонофия: «Пребывание в Оптиной Пустыни есть величайшая милость Божия, которой еще надо сподобиться, живя соответственно заветам великих Оптинских старцев».

Когда архипастырь митрополит Филарет освящал Иоанно-Предтеченский скит, он в духовном восторге воскликнул: «Да пребудет на месте сем благословение Пустыни Иордановой и всех в ней подвизавшихся». Действи­тельно, этот скит стал духовным оазисом, где возрастали и подвизались Оптинские старцы.

Старец Лев, пришедший из Рославльских ле­сов, положил начало старчеству в Оптиной Пустыни. Преподобные Моисей, Антоний и Лев воспитали преподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотвор­ца. Иоанно-Предтеченскому скиту посвятил чудесные строки преподобный Варсонофий Оптинский:

 

Ясней здесь небеса и чище их лазурь,

Мирской ярем нося, и скорбный совершая

Тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеск рая.

 

Старец Нектарий, имея в виду именно это удивительное место, задает вопрос одному из своих учеников: «А знаете ли Вы, батенька, сколько было истинных общежитий в нашем мире? — И сам отвечает, — Их было три: в раю, в первые апостольские времена в хри­стианских общинах и у нас, в скиту, когда там жили великие Оптинские старцы». Об этом времени старец Варсонофий проникновенно написал:

 

Исчезнет без следа твоя печаль,

И ты увидишь, полный изумленья,

Иной страны сияющую даль,

Страны надежд, страны обетованья.

 

Апостол Павел сказал о Христе Спасите­ле, что Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2, 8). Оптин­ские старцы, которые подражали Христу, именно за послушание, за святую любовь к Богу и к людям получили от Господа великий дар — дар мудрости, происходящей от Божественной премудрости. Такая мудрость, по слову Апостола Иакова, чиста, мирна, скром­на, послушлива, полна милосердия и добрых пло­дов, беспристрастна и нелицеприятна». (Иак. 3:17).

Как говорят святые отцы, Бог слушает по­слушных. Именно за беспрекословное по­слушание Господь дал Оптинским старцам такую благодать, прикоснуться к которой тянулась вся Россия. С раем сравнивал старец Варсонофий Оптину Пустынь. И именно в эту райскую обитель тянулись богомольцы: кре­стьяне, люди всякого сословия, начиная с про­стых ремесленников и заканчивая царскими фамилиями, многие ученые, писатели Гоголь, Достоевский, Апухтин, славянофилы братья Киреевские, царская семья. Здесь духовно окормлялся весь род Пушкиных по линии Натальи Гончаровой, чье имение было непо­далеку отсюда в Полотняном заводе. Можно сказать, что в Оптиной Пустыни перебывала вся Православная Россия, которая тянулась к Богу.

Так, как тянулся к ней Федор Михайлович Достоевский. В 1878 году после внезапной смерти сына Алексея он предпринимает дале­кое путешествие из Санкт-Петербурга, чтобы встретиться со старцем Амвросием и услы­шать от него слова утешения. И слово стар­ца, простое, но сказанное с силой и духом, воскресило его мятущуюся душу, так что он впоследствии в «Дневнике писателя» сказал о себе следующее: «Моя вера не вера наивного мальчика, моя осанна прошла через горнило испытаний. Я долго и мучительно искал ис­тину. Я не нашел ничего святее, возвышеннее, благороднее, благодатнее, милосерднее, свя­тее и добрее Христа».

Именно старец Амвросий, духовное с ним общение повлияло на весь дальнейший ду­ховный путь этого великого писателя.

Николай Васильевич Гоголь общался со старцем Макарием, который так впечатлил его, что он написал своему другу писателю Алексею Толстому: «Обязательно побывай­те в Оптиной Пустыни. Ее влияние чувству­ется за многие-многие версты. Подъезжая к ней, ты уже видишь и ощущаешь, что уча­стия к человеку становится все больше, по­клоны все ниже. Я был в Оптиной Пустыни, и я видел монахов, служек Оптиной Пусты­ни. Мне казалось, что с каждым из них бесе­дует все небесное. Я не спрашивал у них, кто и как из них живет: сами лица их сказывали за себя».

После посещения Оптиной Николай Васи­льевич о себе написал: «Я мысленно каждую минуту своей жизни должен быть выше жи­тейского дрязгу, и мысленно я должен быть в Оптиной Пустыни... ибо я знаю, что ни моя рука, ни мое перо, не могут двигаться без осенения свыше». Вот как благотворно по­действовала на него Свято-Введенская Оптина Пустынь, ее старцы, братия, паломники, по­слушники.

Именно старцы создали ту духовную ат­мосферу, о которой святитель Игнатий Брян­чанинов сказал: «Старец Моисей терпеливым несением немощей братии сумел создать та­кую обитель, которой не было равной во всей Православной России». Молитвенная жизнь старцев, их любовь духовная друг к другу, вза­имное послушание, их исповедь, откровения помыслов — вот та почва, на которой возрас­тали Оптинские старцы с 1823 года и до свя­щенномученика преподобного Исаакия, по­следнего настоятеля обители, который был расстрелян в 1938 году.

Более ста лет Оптинское старчество не­прерывно возрастало в этой святой обители. И именно заповеди Евангелия для Оптинских старцев стали смыслом их жизни. А наипаче они слышали голос Христа Спасителя, кото­рый говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кро­ток и смирен сердцем (Мф. 11, 28-29). Первый Оптинский старец, настоятель обители о. Моисей положил начало этому богоподра­жательному смирению. Однажды был такой случай. В Оптину Пустынь приехал архиерей и восхитился:

— Какая прекрасная обитель, какие здесь величественные храмы, какая колокольня! Отец Моисей, все это Вы, наверное, постро­или?

Старец смиренно ответил:

— Ваше высокопреосвященство, я при всем при этом присутствовал.

Как-то один нерадивый и не имеющий страха инок приходит к настоятелю о. Мо­исею и говорит: «Батюшка, а мне кажется, что Вы все не так делаете. Мне об этом го­ворит мой помысел». Старец Моисей без­злобно и полушутливо ему отвечает: «А ты знаешь, брат, скажи своему помыслу, что это не его дело». Другой брат тоже выска­зал свои замечания: «Батюшка, а вот у Вас есть такие-то ошибки, такие-то упущения, Вы неправильно братией управляете. Вы, — говорит, — хоть и игумен, да не умен». А тот перекрестился и говорит: «А ты, раб Божий, чадо мое, хоть и умен, да не игумен». И не укорил, не наказал его за дерзость перед на­стоятелем, а с любовью отпустил, преподав ему назидательный урок богоподражатель­ного смирения.

Каждый из Оптинских старцев, будь то настоятель или духовник обители, все шли эти путем — путем послушания и смирения. И каждый из них был со своим народом. Мы помним преподобного и богоносного старца Варсонофия. Когда началась русско-японская война, его, 59-летнего старца, отправили в далекий Владивосток, где он два года подви­зался, напутствуя, причащая, отпевая наших воинов. Трудился там, не покладая рук, до из­неможения. Старец Лев раскрыл духовный секрет возрастания в Духе и истине. Он рас­сказывал: «Я никогда ни от какого послуша­ния настоятеля и духовника не отказывался. Порой после тяжелого покоса меня, голод­ного и утружденного, настоятель посылает на клирос. Петь всенощную я шел за послу­шание. Так и вы ни от какого послушания ни­когда не отказывайтесь. Живи попроще, Бог и тебя не оставит».

Сейчас от Христа никто учиться не хочет — ни послушанию, ни кротости, ни смирению, а каждый руководствуется своим умом. Сна­чала натворит дел, попадет в какую-нибудь историю, а батюшка-духовник потом давай это все разгребай. Как часто мы забываем та­кие важные слова преподобного Амвросия:

«Своя воля и учит и мучит; сначала помучит, а потом чему-нибудь научит». Это значит, что всегда надо свою волю, свои желания и хо­тения соизмерять с Евангелием и со Словом Божиим. А пример в этом нам показал наш Господь, когда молился о Чаше, чтобы она минула Его, но закончил словами: «Не Моя воля, Господи, но Твоя да будет».

Почему у нас в жизни много чего не по­лучается? Не получается по-нашему. Хотим, чтобы наша жизнь устроилась так-то и так-то. Планируем, фантазируем. И большей частью ничего не складывается. А почему? Потому что не слышим слов святых отцов, которые говорили: «Не имей своей воли, и всегда бу­дет исполняться твоя воля». Что это значит? Это значит, что мы должны верить Богу, не сомневаться, что те жизненные обстоятель­ства, в которых мы находимся, посланы для нашего спасения и для какой-то духовной пользы. Надо только потерпеть эти обстоя­тельства без ропота и уныния, без желания побыстрей избавиться от своего жизненного креста.

Вспомним преподобного Амвросия, кото­рый в 37 лет стал инвалидом, так что не смог больше совершать богослужения и до 79-ти лет протянул свой жизненный крест. Но про­тянул его так, что хоть и говорил о себе — «я человек умирающий», а сам всегда радовал других. Чем? Даже когда он лежал на одре расслабленный, то духом был бодр, никогда не унывал, но всегда был радостным, любве­обильным, так что сам утешал других людей, которые от него уходили окрыленными. Ба­тюшка Амвросий часто повторял: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так по­терплю же и я».

Мы не можем изменить жизненные об­стоятельства, которые не зависят от нас, но мы можем изменить наше к ним отношение, когда будем за все благодарить Бога. Святой Апостол Иаков призывает нас: Братия, ра­дуйтесь, когда впадаете в различные искуше­ния, зная, что испытание вашей веры произво­дит терпение; терпение же должно иметь со­вершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1, 2-4). И святые отцы считают, что если бы не было искушений, не было бы и святых. То есть жизненные обстоятельства ставят нас перед выбором между добром и злом, и когда человек постоянно выбирает до­бро, он шаг за шагом возрастает в Господе. Будем об этом помнить: то, что зависит от нас, должны сделать мы сами. В одном мо­настыре я увидел на дверях кельи набранное на компьютере правило: «Господи, дай мне силы совершить в моей жизни то, что я дол­жен сделать. Господи, дай мне терпение и мужество нести то, чего я не могу изменить. Господи, дай мне мудрость уметь отличить первое от второго».

Старец Амвросий учил нас: «Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, — там ни одного». А мы всё мудрим. И человек обой­дет всех — у того батюшки спросит, у друго­го спросит. А что спросит? — Благословения, чтобы исполнить свою волю. А не так, как в Писании. Слышишь, читаешь святые слова — и исполняй их. Подошел к духовнику, не надо закручивать-выкручивать, спроси просто: так сделать или так? Сказали: да или нет, и все, и делай так. Никто для тебя нового Евангелия не откроет. Мы читаем и слышим Евангелие, но никто его не исполняет. Старец Амвросий говорил: «Как восток отстоит от запада, так и наши дела отстоят от наших слов». Мы много чего говорим, а мало что делаем.

Вдумаемся в такую печальную статистику нашего времени: в прошлом году в России было зарегистрировано 187 тысяч браков и 142 тысячи разводов. Почему? Да потому что никто не живет Богом, никто не хочет уступать и смиряться, забывая слова преподобного Амвросия: «Тот, кто уступает, тот приобрета­ет». И не надо бояться, что «сядут на голову», не возмущаться «почему только я все должна (должен) делать». Да, только ты и делай, но и венцы небесные за свои дела только ты по­лучишь. Потому что трудимся мы ради чего? Ради Бога и Царствия Небесного.

Есть ли какой-то выход из этого положе­ния, из той ситуации, в которой мы большей частью находимся? Безусловно, есть! Любить храм Божий, любить Священное Писание, в котором увидим и узнаем волю Божию, чи­тать хотя бы понемногу святых отцов, часто исповедоваться, причащаться, полюбить мо­литься дома, тогда каждый дом может стать Храмом Божиим, в котором возносятся мо­литвы к Богу. И любить заветы, писания, тво­рения Оптинских старцев, жить их духом. Всеми почитаемый и любимый отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Читайте труды, писа­ния и жития преподобных Оптинских стар­цев, в них вы найдете ответы на все ваши жи­тейские вопросы».

Мы пытаемся вникнуть в происходящие события, думаем, как нам уклониться от соблазнов мира, о котором еще Апостол Иоанн сказал: ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин. 2, 15). Об этом же сокрушается Оптин­ский старец Макарий: «Болью и кровью об­ливается сердце, когда я смотрю на святую нашу матушку-Русь. Куда она несется, что она ищет? Возникает просвещение, но мнимое, мутное. Каким-то развращенным напояется духом наше молодое поколение, не млеком питается святой нашей Матери-Церкви, но каким-то иноземным, западным напояется духом. Нам должно оставить западный обы­чай и каяться увлечениями оными. Нам надо возлюбить святую нашу матушку-Русь. Запад нам дал науки и искусство, но доброту сер­дечную похитил».

Так преподобный Макарий показал смысл происходящих тогда событий, что в полной мере относится и к нам, сегодняш­ним. В погоне за духом времени живет сей­час все человечество. Добыть побольше ма­териальных благ — многие люди только в этом видят смысл жизни, посвящают имен­но этому все свое время, забывая о Боге, о вечности. Напомню наставление старца Ам­вросия о том, что вся наша жизнь должна уподобляться колесу, которое только одной точкой касается земли, все же остальное об­ращено вовне, к Небу. «Вот так, — говорит он, — и мы в своей жизни должны дышать и жить Небом».

Преподобные старцы Оптинские много размышляли о том, что будет с нашим бого­любивым Отечеством. Старец Нектарий го­ворил, что Россия еще воспрянет, и матери­ально будет небогата, но богата будет духом. Последние десятилетия подтверждают пра­вильность этих слов. Сейчас у нас насчитыва­ется около 35 тысяч приходов, более 800 мо­настырей, семинарии, воскресные школы. Это свидетельствует о том, что Россия и духом, и внешне восстанавливается из духовного небы­тия и разорения, постигшего нашу страну в XX веке.

Старец Анатолий (Потапов) еще в пред­революционные времена предвидел надвига­ющиеся беды: «Корабль (т. е. Церковь наша) будет разбит, но на обломках и щепках спа­саются». Кто-то из его чад возразил: «Батюш­ка, хоть на щепках и обломках спасаются, но корабля-то уже нет». Тогда старец посмотрел на небо и сказал: «Но не так будет с Россией. Бог щепки и обломки соберет воедино, и вос­становится Корабль во всей своей первона­чальной красе. И пойдет своим Богом уста­новленным путём. И тогда для всего мира бу­дет явлено Божие чудо».

Дай Бог, чтобы мы дождались этих времен. Но мы и сейчас живем в благодатное время, когда каждому из нас дается возможность ду­ховной жизни, радость молитвы, счастье чте­ния Евангелия и общения со святыми отцами через их творения, благодать от паломниче­ства по святым местам. В том числе от посе­щения благословенной Оптиной Пустыни, к чему нас призывает старец Иосиф: «Не от­бивайтесь от Оптиной. Она многих сделала и еще сделает небожителями». Дай Бог, чтобы это исполнилось с нами.

Дай Бог, чтобы у нас были и мудрость, и силы, и любовь к Оптиной Пустыни, к заветам ее преподобных старцев. Всем нам от души желаю, чтобы Оптинские традиции каждому из нас послужили вдохновением на пути спа­сения души. Подтолкнули нас сделать новые духовные шаги к терпению и смирению, к мо­литве, к искреннему осознанию своей грехов­ности. А за то малое, что в нашей жизни слу­чается доброго, искренно благодарить Бога от всей души и со слезами. Именно этому нас учит Святитель Иоанн Златоуст: «Благодари Бога за радость, и радости сохранятся. Благо­дари Бога за скорби, и скорби минуют. Благо­дари Бога за все!»

 

Это важно знать

 

Монастырь Оптина пустынь, расположенный на благословенной Калужской земле, подарил русско­му народу удивительное духовное явление — Оптинское старчество. Оно берет свое начало от пер­вого Оптинского старца Льва (1841), дело которого продолжили Макарий (1860), Моисей (1862), Анто­ний (1865), Илларион (1873), Амвросий (1891), Ана­толий (1864), Исаакий (1894), Иосиф (1911), Варсо­нофий (1913), Анатолий (1922), Нектарий (1928), Ни­кон исповедник (1931), Исаакий священномученик (1938). Оптинским старцам были присущи не толь­ко исключительная глубина духовной жизни, дары прозорливости, рассуждения и утешения, но и ве­ликая любовь к людям, желание поделиться с ними своими духовными сокровищами. Святые старцы помогали людям в их житейских делах, поддержи­вали в невзгодах, благодаря своей прозорливости подсказывали выход из самых безвыходных поло­жений, умели привести страждущих к покаянию,

наставить на путь истинной христианской жизни. Известно множество случаев-чудотворений и исце­лений по молитвам Оптинских старцев. В 1988 году состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского, а в 2000 году Юбилейный Архиерей­ский Собор Русской Православной Церкви причис­лил к лику святых и других оптинских старцев. Они оставили нам чудесный подарок — молитву, кото­рая проникает в самое сердце каждого человека, пробуждая в нем лучшие чувства. Попробуйте на­чинать свой день с чтения этой молитвы, и вы уви­дите, что ваша жизнь преобразится.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь