Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заглянем в черный ящик: ключи доступа, предикаты и стратегии



 

Бихевкористы во главе с Б.Ф. Скиннером пытались решить проблему мышления путем устранения мозга — в буквальном смысле слова. Они считали, что любое поведение — результат стимула, поступающего в «черный ящик» (называемый также мозгом, самым сложным органом вселенной) и вызывающего реакцию. Бихевиористы полагали, что все происходящее между стимулом и реакцией вообще не следует учитывать, поскольку наблюдать этот процесс невозможно.

Они ошибались.

Люди практически постоянно предоставляют сведения о том, как они обрабатывают информацию. На самом деле они не могут уклониться от общения, даже не произнося ни слова.

Но психологи и психиатры создали себе еще более глубокие проблемы: они настаивали на правильности своих теорий и пытались истолковывать опыт своих пациентов вместо того, чтобы слушать и наблюдать, что происходит с человеком, который сидит прямо перед ними.

Некоторые считают, что можно обрести «истину» с помощью свободных ассоциаций, другие анализируют сны. Есть и такие, которые искренне верили (и верят до сих пор) в то, что чем дольше и сильнее жертва травмы переживает свой травматический опыт, тем лучше себя чувствует. Если бы это было так, то все страдающие посттравматическим стрессовым синдромом могли бы излечиться самостоятельно: постоянное навязчивое возвращение в травматический опыт прошлого —• главный симптом их состояния.

Но самой большой загадкой для меня остается то, как целая отрасль психологии могла не учитывать тот факт, что, когда люди думают, их глаза движутся в разных направлениях. Даже сейчас некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению, несмотря на то, что доказательство находится прямо перед ними.

Более того, направление, в котором движется глаз человека, является стандартным. Когда правша пытается что- нибудь вспомнить, он обычно смотрит вверх и влево. Когда он мысленно рисует образ того, чего никогда не видел, то смотрит вверх и вправо. Во время внутреннего диалога взгляд левши направлен вниз и влево. Иногда человек невидящим взглядом смотрит прямо перед собой. Когда же он испытывает глубокие чувства, то взгляд устремляется вниз и вправо. У левшей этот паттерн обычно бывает зеркальным.

Я очень давно обратил на это внимание. Трудно не заметить этого, когда стоишь на сцене и просишь 400 слушателей вспомнить что-нибудь из того, что с ними происходило. И тогда 400 пар глаз поднимаются вверх и влево, словно ваши слушатели говорят: «Гм... Ну давайте посмотрим...»

Точно так же трудно не заметить, как подавленные л юди смотрят вниз, как их глаза бегают из стороны в сторону, словно они твердят себе о том, как плохо себя чувствуют.

Несмотря на противоречивое отношение к этим наблюдениям в традиционной науке, люди интуитивно это осознают. Актеры использовали такие паттерны в немых фильмах. То же самое можно увидеть в старых мультфильмах. Но целая отрасль психологии игнорировала этот факт просто потому, что сами психологи не собирались ни наблюдать за поведением людей, ни слушать, что им говорят. Они просто истолковывали поведение. А когда ты занят интерпретацией, у тебя нет времени сосредоточить внимание на человеке, который сидит перед тобой.

Я смог заметить в человеческом поведении и это, и многое другое, потому что подходил ко всему не как психолог, а как специалист по информатике. Меня интересовало то, что происходит, а не то, что все это означает. Я не строил теорию для того, чтобы потом подогнать под нее поведение клиента.

Визуальное конструирование

Визуальное воспоминание

Аудиальное конструирование

 

Аудиапьное воспоминание

Кинестетика

Внутренний диалог

 

Хорошие специалисты в области НЛП обычно калибруют индивидуальные реакции своих клиентов, задавая определенные вопросы, а потом анализируя результаты. Некоторые люди могут демонстрировать идиосинкратические паттерны движения глаз, но такие паттерны всегда будут постоянными. Глазные ключи доступа будут системно организованы для этих людей.

Вот несколько вопросов, которые вы можете задать.

Визуальное воспоминание (эйдетическая память):

Как вы сегодня сюда добрались?

Много ли людей было в автобусе?

Они закончили красить дверь внизу? Какого она теперь цвета?

Визуальное конструирование:

1 Как вы будете выглядеть, когда похудеете до желаемого веса?

Можете ли вы представить себе животное с телом слона и шеей и головой жирафа?

Аудиальное воспоминание:

Какое четвертое слово национального гимна?

Можете ли бы вспомнить скрип мела по грифельной доске?

Аудиальное конструирование:

Можете ли вы представить себе звук снежинки, падающей на подушку?

Можете ли вы мысленно пропеть первые три ноты песенки про трех слепых мышат, но в обратном порядке?

Внутренний диалог:

Что вы мысленно говорите себе, чтобы утром проснуться?

Что вы говорите себе прямо сейчас, когда отвечаете мне, что не можете расслабиться?

Кинестетика:

Можете ли вы почувствовать ощущение, которое возникает, когда вы гладите кошку?

Какая из ваших рук теплее, чем другая?

УПРАЖНЕНИЕ Калибровка внутренней обработки

Составьте список из нескольких вопросов для каждой организационной категории. Сделайте его максимально разговорным.

Задайте свои вопросы нескольким партнерам. Запишите результаты. Систематически меняйте категории, чтобы проверить постоянство реакций партнеров (и конкретность своих вопросов).

Когда люди впервые узнают о глазных ключах доступа, они выходят в реальную жизнь и неожиданно обнаруживают, что попали в мир фильмов Феллини. Они разговаривают друг с другом или гадают, что бы купить в супермаркете и глаза их движутся самым причудливым образом. Люди со- вершенно не сознают, что делают это, и абсолютно не пони мают, что дают массу информации о своих мыслях.

Но очень важно не только смотреть, но и слушать. Требу ются определенные усилия на то, чтобы отвлечься от «содер

жания» чьей-либо проблемы (от того, почему, как им кажется, они оказались в такой ситуации) и сосредоточиться на том, как люди выражают себя. Но когда это вам удается, возникает еще один интересный паттерн — паттерн предикатов системы представления, или предпочитаемых сенсорных предикатов.

Из главы 3 мы уже знаем, что у нас есть предпочтительные сенсорные системы. Сейчас мы поговорим о том, что люди используют массу слов и фраз, которые дают ключи к тому, какие чувства они используют при обработке информации.

Вот несколько примеров (другие примеры вы найдете в Приложении 2).

Визуальные: «Я вижу, что вы хотите сказать», «Я представляю себе полную картину».

Аудиальные: «Это звучит совершенно правильно», «Я слышу, что вы хотите сказать».

Кинестетические: «Чувствую, что это правильно», «Нутром чую, что вы правы».

Сочетание глазных ключей с сенсорными предикатами часто подтверждает предпочитаемый собеседником метод обработки. Но в то же время предикаты могут быть полезным источником информации, не поддающимся сознательному контролю со стороны собеседника. Например, какой- то инцидент мог ускользнуть от сознания, но визуальные или аудиальные запомненные ключи показывают, что это событие оказало влияние на человека на бессознательном уровне.

Я твердо убежден в том, что человеческий мозг хранит все, что с нами происходит. Используя глубокий гипноз, я возвращал людей в детство, заставлял их вспоминать, как они сидели на коленях у родителей. И люди вспоминали каждое слово книги, которую им читали 40 лет назад, когда сами они еще только учились читать.

Поэтому, когда человек говорит мне: «Я не умею рисовать. У меня просто нет таланта», и при этом смотрит влево, я абсолютно убежден в том, что он бессознательно вспоминает, как кто-то, скорее всего, много лет назад, говорил ему об этом.

В этот момент я задаю свой любимый вопрос метамодели: «А откуда вы это знаете?»

Мне, естественно, отвечают: «Я не знаю. Я просто не умею».

Помните, что слово «просто» почти всегда говорит о том, что собеседник находится на краю сознания. Проявив настойчивость, вы сможете помочь ему воссоединиться со своей бессознательной моделью.

Процесс, происходящий в уме человека, может выглядеть примерно так: «Ну, я вспоминаю обучение в средней школе. Учитель рисования наклоняется надо мной и очень убедительно говорит: «Ты никогда не научишься рисовать. У тебя нет таланта». И я расстраиваюсь. В животе возникает ощущение, которое появляется каждый раз, когда отец говорит, что я глуп и ничего не могу сделать правильно. К чему тогда пытаться? В моей жизни было много людей, которые говорили одно и то же. Значит, это правда».

Некоторые психотерапевты видят в этом убеждении пожизненную работу, новый РогзЬе и дом на пляже. Опытные практики НЛП видят здесь совсем иное.

Человек не просто вспоминает критически настроенных людей и сделанные ими замечания. В нем возникают опре- деленные чувства, которые, в свою очередь, напоминают ему о других критически настроенных людях и их замечаниях... И так далее... Мы попадаем в бесконечный круг.

Последовательность визуальных, аудиальных и кинестетических конструкций мы называем «стратегией». У нас есть стратегии для всего — от утреннего подъема с постели до выбора «верного» партнера на всю жизнь. Любая стратегия характеризуется тем, что человек использует одну и ту же последовательность шагов для получения предсказуемого результата.

Может ли тот человек рисовать? Скорее всего, да. Проблема заключается в том, что стратегия, используемая им для ощущения негативных чувств по поводу «отсутствия таланта», абсолютно противоположна стратегии, используемой людьми, умеющими рисовать и делающими это исключительно хорошо.

Такое открытие я сделал, когда наблюдал за человеком, который устроился на берегу реки за мольбертом. Он смотрел на окружающий пейзаж, потом переводил взгляд на холст, делал пару мазков и снова смотрел на пейзаж. Так продолжалось довольно долго.

В конце концов я подошел и спросил: «Откуда вы знаете, как изобразить то, что видите, на холсте?» Он немного подумал, а потом ответил: «Ну, когда я смотрю на пейзаж, мне хочется рисовать. Я чувствую, что в моем мозгу образуется связь, которая соединяет мою кисть с окружающей природой. Я мысленно воспроизвожу детали пейзажа, и моя рука движется соответствующим образом. Я чувствую, что мазки, нанесенные на холст, совершенно правильны».

С того времени я обучил этой стратегии сотни людей. Все эти люди были уверены в том, что не умеют рисовать, а теперь стали очень приличными и энергичными художниками.

Чтобы помочь людям оптимизировать свое мышление, нужно понять, как они используют свои чувства и как строят внутреннюю обработку информации для получения конкретного результата. Если вы захотите формализовать и записать стратегию, то знайте, что для этого часто используется аннотационная система, описанная в Приложении 6. Однако, как и во всех приемах и паттернах НЛП, знакомство через практику позволяет человеку выявлять последовательные паттерны, особо не отвлекаясь.

То, как детей и по сей день учат орфографии, показывает, насколько закоснела образовательная система и насколько она привержена к прежнему образу мышления. Некоторых людей называют «грамотными от природы», другие же этим даром не наделены. Разумеется, когда я услышал нечто подобное, то сразу же заинтересовался, в чем кроется реальное различие между такими людьми.

Когда я учился в школе, нам говорили, что правописание — искусство «фонетическое». Нужно произнести слово, а потом записать его так, как оно звучит. Это была единственная стратегия, признаваемая системой. Но, разумеется, нужно помнить целую кучу разных правил, в том числе и фонетических — ведь не все буквы пишутся так, как произносятся. Меня это повергало в глубокое уныние.

Система, основанная на этой концепции, признавала, что есть слова, доступные ученикам второго класса, есть слова для третьего класса и так далее. Но все это полнейшая чушь! Есть слова, и когда ты умеешь писать правильно, то можешь написать любое.

Когда я моделировал грамотных людей, то сразу же понял, в чем причина. Эти люди не произносили слова, хотя слова — понятие слуховое. Они использовали визуальный канал. Они представляли себе образы слов.

Думая об этом, я отправился в школу, где дети никак не могли научиться правильно писать. Я научил их представлять себе образы слов и копировать их. Совершенно неожиданно самые неграмотные превратились в грамотных от природы.

То же самое относится к математике, физике и вообще к любому изучаемому предмету. Люди, в которых окружающие видят «врожденные таланты», просто используют эффективные ментальные стратегии.

Плодовитый писатель и оратор, мой давний друг Роберт Энтон Вильсон, может часами читать стихи. Когда я спросил, как он все это запоминает, он ответил: «Ну, я помещаю стихотворение на очень большую страницу, а потом просто читаю ее».

Любой, кто бывал на выступлениях Боба, тут же поймет, что он имеет в виду. Во время выступления он двигает головой из стороны в сторону, словно «читает» написанные предложения. Поскольку ментальный образ, создаваемый им, довольно велик {20 на 20 футов) и состоит из больших букв, он содержит значительное количество информации. Ее легко читать и легко запомнить.

Моя стратегия отличается. В школе я пытался запоминать стихи по строчкам. После первой же строчки наступал сту- пор. Но я всегда интересовался музыкой и заметил, что мне легче учить стихи, если наложить на них мелодию. Я научился превращать стихи в песни. И тогда я стал без труда заучивать стихи, потому что это было весело.

Наличие правильной ментальной стратегии не означает, что вы не должны более практиковаться в выбранном навыке. Это значит, что такая стратегия работает и может доставить вам удовольствие. Следовательно, вы будете заниматься все больше, и больше, и больше.

УПРАЖНЕНИЕ Стратегия грамотности в НЛП

Выберите слово, которое вам хотелось бы писать правильно. Убедитесь, что оно написано абсолютно правильно.

Представьте, что вверху слева находится большая «белая доска». Представьте, как пишете это слово большими, четкими буквами на своей белой доске. Совершайте движение рукой, словно действительно пишете. Каждая буква должна быть написана своим цветом, если вам кажется это полезным. Можно выбрать цветовой код для каждого класса слов: например, глаголы — оранжевые, существительные — синие и т.д.

Убедитесь в том, что слово написано правильно: сличите внутреннее представление с книгой или словарем, лежащим перед вами. Обратите внимание на свои ощущения (кинестетические), возникающие при проверке орфографии.

А теперь закройте глаза и произнесите слово вслух, «читая» его со своей внутренней доски. Снова сверьте свое слово с печатным. Выявите кинестетическое чувство, возникающее при совпадении.

5. Проверьте себя, вспомнив четвертую букву слева, третью с конца, каждую вторую букву, все гласные и т. д. Наконец, снова произнесите слово вслух в прямом и обратном порядке. Сотрите его мысленно, но вспоминайте почаще, чтобы закрепить процесс.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь