Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Персонификация, или олицетворение.



Персонифика́ция (от лат. persona ‘лицо’, facio «делаю» олицетворе́ ние), прозопопея ( греч. πρόσωπον –       ‘лицо’,      ‘личность’и ποιέω ‘делаю’), антропопати́ зм (греч. ἄνθρωπος – ‘человек’, πάθος – ‘чувство’) – представление природных явлений и сил, объектов, отвлеченных понятий, Бога и Ангелов в образе действующих лиц, в том числе человека , или признание за ними человеческих свойств; приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы [Bullinger 1991, p. 861 – 869; Квятковский 1966, стр. 183]. Персонификация распространена в мифологиях, религиях, сказках, притчах, в магии и культах, в художественной и др. литературе. Персонификация имеет место и в текстах Священного Писания, где Всевышний Бог, например, наделяется вполне человеческими качествами: «И увидел Господь, как много зла на земле от людей: все их мысли непрестанно устремлены ко злу. Пожалел Он, что создал на земле человека, горечью наполнилось Его сердце, и Он сказал: “Я смету с лица земли всех людей, которых сотворил, а вместе с ними и скот, и зверей, и птиц. Я жалею, что создал их”»  [Быт 6: 5-7 (Пер. РБО)]. Приведем соответствующие примеры из Нового Завета:

ὅτι ἐκολλήθησαν αὐτῆς αἱ ἁμαρτίαι ἄχρι τοῦ οὐρανοῦ καὶ ἐμνημόνευσενὁ θεὸς

τὰ ἀδικήματα αὐτῆς 

Потому что дошли ее грехи до небес и вспомнил Бог неправду ее [Отк 18:5];

 

Ὅταν δὲ τὸ ἀκάθαρτον πνεῦμα ἐξέλθῃ ἀπὸ τοῦ ἀνθρώπου, διέρχεται δι’ ἀνύδρων τόπων ζητοῦν

ἀνάπαυσιν, καὶ οὐχ εὑρίσκει. τότε λέγει, Εἰς τὸν οἶκόν μου ἐπιστρέψω ὅθεν ἐξῆλθον· καὶ ἐλθὸν

εὑρίσκει σχολάζοντα σεσαρωμένον καὶ κεκοσμημένον. τότε πορεύεται καὶ παραλαμβάνει μεθ’

ἑαυτοῦ ἑπτὰ ἕτερα πνεύματα πονηρότερα ἑαυτοῦ, καὶ εἰσελθόντα κατοικεῖ ἐκεῖ· καὶ γίνεται τὰ

ἔσχατα τοῦ ἀνθρώπου ἐκείνου χείρονα τῶν πρώτων.

Когда же нечистый дух (= блуждающий странник) выходит из человека, то блуждает по

безводным местам, в поиске покоя, и не находит. Тогда говорит: «Возвращусь в дом мой,

откуда я вышел». И прийдя, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда

идет, берет с собой семь других духов, более злейших, чем сам и, войдя, обосновываются

там. И становится последнее для человека хуже первого [Мф 12:43-45];

 

σοῦ δὲ ποιοῦντος ἐλεημοσύνην μὴ γνώτω ἡ ἀριστερά σου τί ποιεῖ ἡ δεξιά σου

Когда же ты оказываешь милость, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая

[Мф 6:3];

 

ἐὰν εἴπῃ ὁ πούς, Ὅτι οὐκ εἰμὶ χείρ, οὐκ εἰμὶ ἐκ τοῦ σώματος, οὐ παρὰ τοῦτο οὐκ ἔστιν ἐκ τοῦ

σώματος· καὶ ἐὰν εἴπῃ τὸ οὖς, Ὅτι οὐκ εἰμὶ ὀφθαλμός, οὐκ εἰμὶ ἐκ τοῦ σώματος, οὐ παρὰ τοῦτο

οὐκ ἔστιν ἐκ τοῦ σώματος

Если скажет нога: «Я не рука и не принадлежу телу». Неужели она не тело? И если

скажет ухо : «Я – не глаз и не принадлежу телу». Неужели он не тело? [1Кор 12:15-16];

 

ἡ γὰρ ἀποκαραδοκία τῆς κτίσεως τὴν ἀποκάλυψιν τῶν υἱῶν τοῦ θεοῦ ἀπεκδέχεται

Ведь с напряжением творение ожидает откровение сыновьям Бога   [Рим 8:19 – 20];

 

Ἡ ἀγάπη μακροθυμεῖ, χρηστεύεται ἡ ἀγάπη, οὐ ζηλοῖ, οὐ περπερεύεται, οὐ φυσιοῦται, οὐκ

ἀσχημονεῖ, οὐ ζητεῖ τὰ ἑαυτῆς, οὐ παροξύνεται, οὐ λογίζεται τὸ κακόν, οὐ χαίρει ἐπὶ τῇ

ἀδικίᾳ, συγχαίρει δὲ τῇ ἀληθείᾳ· πάντα στέγει, πάντα πιστεύει, πάντα ἐλπίζει, πάντα

ὑπομένει.

Любовь долготерпит , милосердствует, не ревнует, не кичиться, не надмевается, не

бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не злопамятствует, не радуется

неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, на все надеется, все

переносит [1Кор 13:4-7];

 

εἶτα ἡ ἐπιθυμία συλλαβοῦσα τίκτει ἁμαρτίαν, ἡ δὲ ἁμαρτία ἀποτελεσθεῖσα ἀποκύει θάνατον

Затем похоть, зачав, рождает грех, а грех, сделанный, рождает смерть [Иак 1:15];

 

Персонификация часто граничит с метонимизацией (подр. см.: Метонимия), однако это стилистические фигуры разной природы,что непосредственно отражается на переводе.

Аллегория.

Аллего́рия (греч. ἀλληγορία ‘иносказание’) – изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Аллегория имеет место в мифологии, фольклоре, в изобразительном искусстве. Достаточно широкое распространение аллегория получила и в текстах Священного Писания. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются у поступков и следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях обособлению; например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времен года – с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность – посредством весов и повязки на глазах; смерть – посредством клепсидры и косы [Квятковский 1966, стр. 16]. Приведем примеры из НЗ [Bullinger 1991, p. 748 - 750]:

 

Μὴ θησαυρίζετε ὑμῖν θησαυροὺς ἐπὶ τῆς γῆς, ὅπου σὴς καὶ βρῶσις ἀφανίζει, καὶ ὅπου κλέπται

διορύσσουσιν καὶ κλέπτουσιν· θησαυρίζετε δὲ ὑμῖν θησαυροὺς ἐν οὐρανῷ, ὅπου οὔτε σὴς

οὔτε βρῶσις ἀφανίζει, καὶ ὅπου κλέπται οὐ διορύσσουσιν οὐδὲ κλέπτουσιν

Не собирайте себе сокровищь, где моль и тля разрушают, и где воры подкапывают и

крадут (= на тленной земле), но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни тля

не разрушают, и где воры не подкапывают и не крадут [Мф 6 :19 - 21];

 

οὐδεὶς δὲ ἐπιβάλλει ἐπίβλημα ῥάκους ἀγνάφου ἐπὶ ἱματίῳ παλαιῷ· αἴρει γὰρ τὸ πλήρωμα αὐτοῦ

ἀπὸ τοῦ ἱματίου, καὶ χεῖρον σχίσμα γίνεται. οὐδὲ βάλλουσιν οἶνον νέον εἰς ἀσκοὺς παλαιούς·

εἰ δὲ μήγε, ῥήγνυνται οἱ ἀσκοί, καὶ ὁ οἶνος ἐκχεῖται καὶ οἱ ἀσκοὶ ἀπόλλυνται· ἀλλὰ βάλλουσιν

οἶνον νέον εἰς ἀσκοὺς καινούς, καὶ ἀμφότεροι συντηροῦνται

И никто не ставит заплату из новой ткани (= современная, актуальная реальность) на

старую одежду (= устаревшая рельность); ведь разрыв на одежде будет хуже прежнего.

И не вливают вино новое в мехи старые; если же сделать иначе, прорвутся мехи, и вино

вытечет и мехи пропадут; но вливают вино новое в мехи новые и все сохраняется

[Мф 9:16-17];

 

εἶπεν δὲ ὁ Ἰησοῦς, Οὐδεὶς ἐπιβαλὼν τὴν χεῖρα ἐπ’ ἄροτρον καὶ βλέπων εἰς τὰ ὀπίσω εὔθετός

ἐστιν τῇ βασιλείᾳ τοῦ θεοῦ

Сказал же ему Иисус: «Никто взявшись за плуг (= начавших христианскую жизнь), и

оборачивающийся назад (= сомневающийся в правильности выбранного пути), не достоин

Царства Бога» [Лк 9:62];

 

οὐχ ὑμεῖς λέγετε ὅτι Ἔτι τετράμηνός ἐστιν καὶ ὁ θερισμὸς ἔρχεται; ἰδοὺ λέγω ὑμῖν, ἐπάρατε

τοὺς ὀφθαλμοὺς ὑμῶν καὶ θεάσασθε τὰς χώρας ὅτι λευκαί εἰσιν πρὸς θερισμόν ἤδη

Не вы ли говорите, что еще четыре месяца и жатва наступит? Вот Я говорю вам:

«Поднимите глаза свои и взгляните на поля (= толпы людей, готовые воспринимать

Благую Весть), потому что побелели к жатве уже»[Ин 4:35];

 

Καὶ τοῦτο εἰδότες τὸν καιρόν, ὅτι ὥρα ἤδη ὑμᾶς ἐξ ὕπνου ἐγερθῆναι, νῦν γὰρ ἐγγύτερον ἡμῶν

ἡ σωτηρία ἢ ὅτε ἐπιστεύσαμεν. ἡ νὺξ προέκοψεν, ἡ δὲ ἡμέρα ἤγγικεν. ἀποθώμεθα οὖν τὰ ἔργα

τοῦ σκότους, ἐνδυσώμεθα δὲ τὰ ὅπλα τοῦ φωτός

И вы знаете время, что час уже для вас наступает, чтобы пробудиться от сна; ведь

приблизилось к нам спасение, чем когда мы уверовали. Ночь (= время неблагоприятное для

христианского служения благовестия) на излете, и день (= время потенциальных

возможностей) наступет. Итак отложим дела тьмы, облечемся в доспехи света (=

навыки работы благовестника)  [Рим 13:11-12];

 

Ἀλλήλων τὰ βάρη βαστάζετε, καὶ οὕτως ἀναπληρώσετε τὸν νόμον τοῦ Χριστοῦ

Друг друга бремена (= трудности, невзгоды) носите (= помогать, всячески поддерживать),

и так исполните закон Христа [Гал 6:2];

 

В основе аллегории может лежать метафора, сравнение или метонимия, которые разворачиваются до поговорки и даже краткой истории. В ряде случаев аллегория даже сопоставима с однофабульной притчей, однако основное отличие аллегории от притчи гораздо меньший объем текста.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудесной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений. Заметно ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга.

 

Задания и вопросы по темам лекции.

1. Что традиционно подразумевается под риторикой?

2. Как классифицируются такие стилистические фигуры как метафора, сравнение, метонимия?

3. Дайте определение и примеры метафоры.

4. Что общего и различного у метафоры и сравнения?

5. Найдите в тексте Нового Завета три метафоры (сравнения) и дайте им истолкование.

6. Что такое персонификация и чем она отличается от метафоры и сравнения?

7. Дайте определение аллегории. Чем аллегория отличается от персонификации, или олицетворения?

 

Лекция 24 . Читаем Библию вместе: Евангелие от Матфея, глава тринадцатая

(размышления о Царстве Небесном).

План лекции.

1. От слепой интуиции к объекту предмету и методу.

2. Лингвистический эксперимент: Что же такое «Небесное Царство»?

3. Экзегеза фрагмента Мф 13: 31 – 52.

4. Суммарный итог и краткие выводы истолкования фрагмента Мф 13: 31 – 52.

5. Экзегеза фрагмента Мф 13: 24 - 30.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь