Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иисус – Сын Человеческий.



Как известно, титул ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου - ‘Сын Человеческий’ (дословно ‘Сын Человека’) в основном встречается в Евангелиях (69 раз у синоптиков и 13 в Ев. от Иоанна), причем исходит из уст Самого Иисуса Христа. Ученики Иисуса и Его приближенные никогда не именуют Спасителя данным титулом. Отсюда возникает вопрос: является ли словосочетание «Сын Человеческий» христологическим термином? Можно ли словосочетание «Иисус есть Сын Человеческий» воспринимать как ранний символ веры? Существует несколько точек зрения на этот счет.

1) Словосочетание «Сын Человеческий», как было отмечено выше, фигурирует только в прямой речи Иисуса Христа, других контекстов у него нет в отличие от иных мессианских титулов. Возможно, такое устоявшееся употребление было выработано ранней христианской церковью новой послепасхальной веры, где Личность Иисуса качественно богословски переосмыслена, но Сам Иисус не отождествлял Себя с Сыном Человеческим и не именовал Себя данным титулом [Данн 1997, стр. 77].

2) Есть точка зрения что титул «Сын Человеческий» связан с эсхатологическими чаяниями Самого Иисуса и ранней христианской общины и Сам Иисус именует Себя таким образом. Однако создается впечатление, что речь идет даже не об Иисусе, как Сыне Человеческом, а некой иной личности [Мк 8:38; Лк 11:30, 17:22, 12:8-9, 24, 17: 26, 30, ; Мф 24:27, 37, 10:23, 24:44]:

 

ὃς γὰρ ἐὰν ἐπαισχυνθῇ με καὶ τοὺς ἐμοὺς λόγους ἐν τῇ γενεᾷ ταύτῃ τῇ μοιχαλίδι καὶ ἁμαρτωλῷ,

καὶ ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου ἐπαισχυνθήσεται αὐτὸν ὅταν ἔλθῃ ἐν τῇ δόξῃ τοῦ πατρὸς αὐτοῦ μετὰ

τῶν ἀγγέλων τῶν ἁγίων

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того

постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с ангелами святыми

[Мк 8:38];

 

καθὼς γὰρ ἐγένετο Ἰωνᾶς τοῖς Νινευίταις σημεῖον, οὕτως ἔσται καὶ ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου τῇ γενεᾷ

ταύτῃ

Ибо как оказался Иона знамением для ненивитян, так будет и Сын Человеческий для

этого рода [Лк 11:30].

 

Согласно этой концепции ранняя христианская церковь стала отождествлять личность Сына Человеческого с личностью Иисуса Христа, теперь также уже превозненсенного, прославленного и вновь грядущего. Само же словосочетание «Сын Человеческий», возможно, было заимствовано из книги пророка Даниила 7:13 – 14 [Данн 1997, стр. 77 – 79].

3) Возможно, словосочетание «Сын Человеческий» вообще не являлось титулярным и языковым сознанием воспринималось в простом значении ‘человек’, ‘некий человек’, не относя эти слова исключительно к Иисусу как, например, в ВЗ:

 

Что есть человек, что Ты помнишь Его, и сын человеческий, что посещаешь его. Не много

Ты умалил его перед ангелами, славой и честью увенчал его [Пс 8:5-6].

 

Сравните:

 

διεμαρτύρατο δέ πού τις λέγων,

Τί ἐστιν ἄνθρωπος ὅτι μιμνῄσκῃ αὐτοῦ,

ἢ υἱὸς ἀνθρώπου ὅτι ἐπισκέπτῃ αὐτόν;

 

Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человека, что Ты посещаешь его?

[Евр 2:6].

 

В процессе развития христианского предания это нетитулярное речение стало носить титулярный характер, чему способствовал все тот же фрагмент Писания ВЗ: Дан 7:13 - 14 [Данн 1997, стр. 78 -79].

4) Существует точка зрения, что, употребляя словосочетание «Сын Человеческий», Иисус говорил о Самом Себе, но умышленно неопределенно – ‘Некто Сын Человеческий’. Нам представляется очевидным, что фрагмент Дан 7:13 - 14 повлиял на развитие данного мессианского титула, однако остается неотвеченным вопрос: когда и где начинается прямое влияние Дан 7:13 на речения о Сын Человеческом? Вполне возможно, что в кн. пророка Даниила показан простой человеческий образ, представляющий собой гонимых в маккавейские времена приверженцев Закона, страдающих, но стойких и верных, достойных оправдания перед Небесным Судом [Данн 1997, стр. 80]. Таким образом, нам представляется очевидным некая эволюция понятия «Сын Человеческий» от простого нетитулярного словосочетания до мессианского титула, ставшего одним из первых символов веры христиан.

 

[Мецгер 2006, стр. 166 -167]

 

Иисус – Сын Божий.

На сегодня в библейской науке существует устойчивое мнение, что словосочетание ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ – ‘Сын Божий’ (досл. Сын Бога), употреблявшееся ранними христианами, восходит уже ко времени земного служения Иисуса [Данн 1997, стр. 85] и является миссианским титулом, что подтверждатеся рукописями Мертвого моря, где тексты 2 Царств 7:14 и Псл 2 соотносятся друг с другом и мессиански интерпретируются [Свитки Мертвого моря].

Кроме того, есть некоторые указания на то, что иудейских хасидов, обладающих яркими харизмами, также называли «сынами Божьими» или «святыми Божьими» [Там же, стр. 85]. В этой связи становится вполне понятно, почему Иисуса одержимые нечистыми духами люди называли «Сыном Божьим» или «Святым Божьим» во время акта экзорцизма [Мк 1:23-24, 3:11, 5:6-7; Ин 6:69]:

καὶ εὐθὺς ἦν ἐν τῇ συναγωγῇ αὐτῶν ἄνθρωπος ἐν πνεύματι ἀκαθάρτῳ, καὶ ἀνέκραξεν λέγων, Τί

ἡμῖν καὶ σοί, Ἰησοῦ Ναζαρηνέ; ἦλθες ἀπολέσαι ἡμᾶς; οἶδά σε τίς εἶ, ὁ ἅγιος τοῦ θεοῦ

И человек, бывший в синагоге их, в духе нечистом, тотчас вскричал «Что Тебе до нас,

Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий»

[Мк 1:23-24];

 

καὶ ἰδὼν τὸν Ἰησοῦν ἀπὸ μακρόθεν ἔδραμεν καὶ προσεκύνησεν αὐτῷ, 7 καὶ κράξας φωνῇ

μεγάλῃ λέγει, Τί ἐμοὶ καὶ σοί, Ἰησοῦ υἱὲ τοῦ θεοῦ τοῦ ὑψίστου;

И увидев Иисуса издалека, он (бесноватый) прибежал и поклонился Ему, и закричал

громким голосом: «Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?!» [Мк 5: 6 -7].

 

Очевидным основанием для того, чтобы Иисуса считали Сыном Божьим было привычное для Спасителя обращение к Богу как Небесному Отцу, особенно в молитвах:

 

καὶ ἔλεγεν, Αββα ὁ πατήρ, πάντα δυνατά σοι· παρένεγκε τὸ ποτήριον τοῦτο ἀπ’ ἐμοῦ· ἀλλ’ οὐ τί

ἐγὼ θέλω ἀλλὰ τί σύ

И говорил, Авва Отче! Все возможно Тебе! Пронеси чашу эту мимо Меня, но не чего Я

хочу, а чего Ты [Мк 14:36];

 

Ἐν ἐκείνῳ τῷ καιρῷ ἀποκριθεὶς ὁ Ἰησοῦς εἶπεν, Ἐξομολογοῦμαί σοι, πάτερ, κύριε τοῦ οὐρανοῦ

καὶ τῆς γῆς, ὅτι ἔκρυψας ταῦτα ἀπὸ σοφῶν καὶ συνετῶν καὶ ἀπεκάλυψας αὐτὰ νηπίοις· ναί,

ὁ πατήρ, ὅτι οὕτως εὐδοκία ἐγένετο ἔμπροσθέν σου

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: «Исповедуюсь перед Тобой, Отче, Господь

неба и земли, что Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам. Да,

Отче, ибо было так благоугодно Тебе» [Мф 11:25-26; Лк 10:21].

 

Конечно, Иисус ощущал Себя Сыном Божьим в совершенно особом, уникальном смысле этого понятия, и это переживание передалось и Его ученикам:

 

Οὕτως οὖν προσεύχεσθε ὑμεῖς· Πάτερ ἡμῶν ὁ ἐν τοῖς οὐρανοῖς

Вы же молитесь так: «Отче наш, Сущий на небесах!» [Мф 6:9; Лк 11:2];

 

κἀγὼ διατίθεμαι ὑμῖν καθὼς διέθετό μοι ὁ πατήρ μου βασιλείαν

И Я завещаю вам то, что завещал Мне Отец Небесный [Лк 22:29].

 

Очевидно, что после победного воскресения Иисуса титул «Сын Божий» уже закрепляется в языковом сознании христиан за Иисусом прославленным и превознесенным и указывает на могущество Спасителя и Его близкую парусию [Мк 13:23, 14:61-62; Лк 1:32 – 33; 1Кор 15:24-28; 1Фсл 1:9 -10]:

 

ὁ δὲ ἐσιώπα καὶ οὐκ ἀπεκρίνατο οὐδέν. πάλιν ὁ ἀρχιερεὺς ἐπηρώτα αὐτὸν καὶ λέγει αὐτῷ, Σὺ εἶ

ὁ Χριστὸς ὁ υ ἱὸς τοῦ εὐλογητοῦ; ὁ δὲ Ἰησοῦς εἶπεν, Ἐγώ εἰμι,καὶ ὄψεσθε τὸν υἱὸν τοῦ ἀνθρώπου

ἐκ δεξιῶν καθήμενον τῆς δυνάμεως καὶ ἐρχόμενον μετὰ τῶν νεφελῶν τοῦ οὐρανοῦ

Он же молчал и не ответил ничего. Снова первосвященник спрашивал Его и говорт Ему:

«Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус ответил: «Я, и вы увидите Сына

Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего на облаках»

[Мк 14:61 - 62];

 

Титул «Сын Божий» прекрасно осмысливается эллинистко-иудейскими христианами, что подтверждается концовкой проповеди обращенной к язычникам:

 

αὐτοὶ γὰρ περὶ ἡμῶν ἀπαγγέλλουσιν ὁποίαν εἴσοδον ἔσχομεν πρὸς ὑμᾶς, καὶ πῶς ἐπεστρέψατε

πρὸς τὸν θεὸν ἀπὸ τῶν εἰδώλων δουλεύειν θεῷ ζῶντι καὶ ἀληθινῷ, καὶ ἀναμένειν τὸν υἱὸν

αὐτοῦ ἐκ τῶν οὐρανῶν, ὃν ἤγειρεν ἐκ [τῶν] νεκρῶν, Ἰησοῦν τὸν ῥυόμενον ἡμᾶς ἐκ τῆς ὀργῆς τῆς

ἐρχομένης

Ведь сами они о нас возвещают, каков был наш к вам вход, и как вы обратились к Богу от

идолов, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать Сына Его с Небес,

Которого Он воздвиг из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева

[1Фсл 1: 9 - 10].

 

По сведениям ев. Луки первые проповеди ап. Павла в синагогах Дамаска сводятся к исповеданию «Он есть Сын Божий»:

 

καὶ εὐθέως ἐν ταῖς συναγωγαῖς ἐκήρυσσεν τὸν Ἰησοῦν ὅτι οὗτός ἐστιν ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ

И тотчас в синагогах начал проповедовать Иисуса, что Он есть Сын Божий [Деян 9:20].

                                                                                                                   

В послании Римлянам Павел использует более старую и общепринятую формулу как знак, демонстрирующий его глубокую веру христианам Рима:

 

περὶ τοῦ υἱοῦ αὐτοῦ τοῦ γενομένου ἐκ σπέρματος Δαυὶδ κατὰ σάρκα, τοῦ ὁρισθέντος υἱοῦ θεοῦ

ἐν δυνάμει κατὰ πνεῦμα ἁγιωσύνης ἐξ ἀναστάσεως νεκρῶν, Ἰησοῦ Χριστοῦ τοῦ κυρίου ἡμῶν

О Сыне своем, родившемся от семени Давида по плоти, поставленном Сыном Божьим в

силе, но по духу святости, в воскресении из мертвых [Рим 1: 3 - 4 ].

 

Случаи употребления словосочетания «Сын Божий» прослеживаются в павловых посланаиях в связи с непростым диалогом между апостолом и иудеохристианами [Рим 7; Гал 4]. Наряду с ап. Павлом автор послания Евреями также согласен, что Иисус – Сын Божий, хотя центральной идеей послания является первосвященничество Христа [Евр 4:14, 6:6, 7:3, 10:29]:

 

Ἔχοντες οὖν ἀρχιερέα μέγαν διεληλυθότα τοὺς οὐρανούς, Ἰησοῦν τὸν υἱὸν τοῦ θεοῦ, κρατῶμεν

τῆς ὁμολογίας·

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего Небеса, Иисуса Сына Божьего, будем

твердо держаться исповедания [Евр 4:14].

 

Евангелист Иоанн чаще всего вкладывает выскзывание «Иисус – Сын Божий» в уста людей толпы [Ин 1:34, 49, 10:36; 1Ин 4:15, 5:55]:

 

κἀγὼ ἑώρακα, καὶ μεμαρτύρηκα ὅτι οὗτός ἐστιν ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ

И я знаю, и утверждаю, что Он есть Сын Бога [Ин 1:34];

 

ὃς ἐὰν ὁμολογήσῃ ὅτι Ἰησοῦς ἐστιν ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ, ὁ θεὸς ἐν αὐτῷ μένει καὶ αὐτὸς ἐν τῷ θεῷ

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и Он пребывает в

Боге [1Ин 4:15].

 

Похоже, что сам Иоанн и писатели его круга желают заново переосмыслить Личность Спасителя и высказать мысль, что «Христос есть Сын Божий» [1Ин 2:22-23, 5:1, 5-12]:

 

Πᾶς ὁ πιστεύων ὅτι Ἰησοῦς ἐστιν ὁ Χριστὸς ἐκ τοῦ θεοῦ γεγέννηται, καὶ πᾶς ὁ ἀγαπῶν τὸν

γεννήσαντα ἀγαπᾷ [καὶ] τὸν γεγεννημένον ἐξ αὐτοῦ

Любой поверивший, что Иисус есть Христос от Бога рожден, и каждый, любящий

Родившего любит Рожденного от Него [1Ин 5:1].

 

Тоже стремление проявляется и у Матфея: он придерживается исповедани, что «Иисус – Мессия, сын Давидов» (см. родословную Иисуса: Мф 1: 1 – 17), но учитывая, что его Евангелие будет достоянием более широкого круга людей, чем палестинские евреи, Матфей также употребляет словосочетание «Сын Божий»:

 

Οἱ δὲ παραπορευόμενοι ἐβλασφήμουν αὐτὸν κινοῦντες τὰς κεφαλὰς αὐτῶνκαὶ λέγοντες, Ὁ

καταλύων τὸν ναὸν καὶ ἐν τρισὶν ἡμέραις οἰκοδομῶν, σῶσον σεαυτόν, εἰ υἱὸς εἶ τοῦ θεοῦ, [καὶ]

κατάβηθι ἀπὸ τοῦ σταυροῦ <…> πέποιθεν ἐπὶ τὸν θεόν, ῥυσάσθω νῦν εἰ θέλει αὐτόν· εἶπεν γὰρ

ὅτι Θεοῦ εἰμι υἱός

А прохожие хулили Его, кивая головами и говоря:«Разрушающий храм и в три дня

Воздвигающий! Спаси Себя Самого, если Ты – Сын Божий, и сойди со креста <…> Он

возложил упование на Бога!? Пусть избавит Его теперь, если Он угоден Ему! Ведь Он

сказал: “Я – Божий Сын”» [Мф 27: 39 – 40, 43].

 

Исповедание Иисуса Сыном Божьим имело заметное, возможно даже решающее значение в языческом мире, поскольку слово Мессия, или Христос мало что говорило христианам из язычкников. Особенно это проявляется в Ев. от Марка [1:1, 11; 3:11; 5:7; 9:7; 12:6; 13:32; 14:61; 15:39]:

Ἀρχὴ τοῦ εὐαγγελίου Ἰησοῦ Χριστοῦ υἱοῦ θεοῦ

Начало Радостной вести Иисуса Христа, Сына Божьего [Мк 1:1];

 

καὶ τὰ πνεύματα τὰ ἀκάθαρτα, ὅταν αὐτὸν ἐθεώρουν, προσέπιπτον αὐτῷ καὶ ἔκραζον λέγοντες

ὅτι Σὺ εἶ ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ

И духи нечистые, когда Его (Иисуса) видели, падали перед Ним и кричали: «Ты – Сын

Божий » [Мк 3:11];

 

Περὶ δὲ τῆς ἡμέρας ἐκείνης ἢ τῆς ὥρας οὐδεὶς οἶδεν, οὐδὲ οἱ ἄγγελοι ἐν οὐρανῷ οὐδὲ ὁ υἱός, εἰ

μὴ ὁ πατήρ

О дне же том или часе никто не знает: ни ангелы на небе, не Сын, но только Отец

[Мк 13:32];

 

ὁ δὲ ἐσιώπα καὶ οὐκ ἀπεκρίνατο οὐδέν. πάλιν ὁ ἀρχιερεὺς ἐπηρώτα αὐτὸν καὶ λέγει αὐτῷ, Σὺ εἶ

ὁ Χριστὸς ὁ υἱὸς τοῦ εὐλογητοῦ;

Он (Иисус) же молчал и не отвечал ничего. Снова первосвященник спрашивал Его и

говорит Ему: «Ты ли Христос, Сын Благословенного[Мк 14:61].

 

Однако есть и некая опасность, в том, что многие слова, словосочетания и высказывания, переходя из одного языка в другой, зачастую меняют свое значения, от частичного прироста или редукции семантического поля, до полной его замены, при этом абсолютно сохраняя форму (план) выражения. Нечто подобное, похоже, случилось и с исповеданием «Сын Божий». Если читать Марка, что называется «между строк», то может показаться, что данное словосочетание использовалось для представления Иисуса великим чудотворцем [Данн 1997, стр. 89]:

 

καὶ τὰ πνεύματα τὰ ἀκάθαρτα, ὅταν αὐτὸν ἐθεώρουν, προσέπιπτον αὐτῷ καὶ ἔκραζον λέγοντες

ὅτι Σὺ εἶ ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ

 

И духи нечистые, когда наблюдали за Ним, падали перед Ним и кричали, говоря, что Он

(досл. Ты) – Сын Божий [Мк 3:11];

 

καὶ κράξας φωνῇ μεγάλῃ λέγει, Τί ἐμοὶ καὶ σοί, Ἰησοῦ υἱὲ τοῦ θεοῦ τοῦ ὑψίστου; ὁρκίζω σε τὸν

θεόν, μή με βασανίσῃς

И увидев Иисуса издалека, он прибежал и поклонился Ему, и закричал громким голосом:

«Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?! Заклинаю Тебя Богом, не мучай меня!»

[Мк 5: 6 - 7];

 

καὶ ἐγένετο νεφέλη ἐπισκιάζουσα αὐτοῖς, καὶ ἐγένετο φωνὴ ἐκ τῆς νεφέλης, Οὗτός ἐστιν ὁ υἱός

μου ὁ ἀγαπητός, ἀκούετε αὐτοῦ

И появилось облако, осеняющее их, и раздался голос из облака: «Он есть Сын Мой

Возлюбленный, Его слушайте!» [Мк 9:7].

 

В заключение хочется отметить, что обозначение Иисуса Сыном Божьим в Никейском исповедании веры, безусловно является прямым следствием веры библейских авторов:

 

Πιστεύω εἰς θεòν πατέρα παντοκράτορα, ποιητὴν οὐρανοῦ καὶ γῆς.

Καὶ εἰς Ἰησοῦν Χριστòν, υἱὸν αὐτοῦ τòν μονογενῆ, τòν κύριον ἡμῶν ...

 

Верую в Бога Отца Вседержителя, Сотворившего небо и землю

И в Иисуса Христа, Сына Его Единородного, Господа нашего …  

 

 [Мецгер 2006, стр. 168 – 169]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь