Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозно-мистический симптомокомплекс в клинической картине прогредиентных эндогенных психических заболеваний



В структуре прогредиентных эндогенных психических заболева­ний религиозно-мистический симптомокомплекс определяется осо­бенностями их клинической картины и течения. При шизофрении религиозность имеет патологический характер, на который накла­дывают отпечаток особенности сквозного эндоформного синдрома снижения личности, выражающегося, по АЛ.Портнову, «наруше­нием или извращением социальных коммуникаций, неадекватнос­тью эмоционального резонанса, падением энергетического потен­циала, нарастающим снижением социально-этических норм, деперсонализацией и дереализацией, психическими автоматизма­ми» [14].

Наблюдение 2.

Больная Л., 38 лет. Наследственность психическими забо­леваниями не отягощена. Мать стеничная, властная. Отец тре­вожно-мнительный, умер от соматического заболевания. Бере­менность протекала нормально. В первые месяцы жизни часто болела простудными заболеваниями. Росла и развивалась, не отставая от сверстников. В школе училась хорошо, была акку­ратной, послушной. Всегда трудно сходилась с людьми, однако имела несколько близких друзей и подруг. Окончила универси­тет, получила специальность «геофизик», после распределения работала по специальности в научно-исследовательском инсти­туте, училась в аспирантуре. С 30 лет без видимых причин стали отмечаться усталость, нерезкие аффективные колебания, незначительная отгорожен­ность. Стала интересоваться религией. Ушла из НИИ, сменила несколько мест работы, последнее место работы — санитарка в хосписе. В 29 лет познакомилась с молодым человеком, который постоянно алкоголизировался, пил запоями. Решив его спасти, вышла замуж. Через год родила сына. После родов развелась с мужем, утратила связи с друзьями и знакомыми, почти все время проводила в церкви, а дома часто молилась,
соблюдала посты. Со слов матери, дочь стала холодной, невнимательной к родным и близким, вела какой-то «параллельный образ жизни». Когда сыну исполнился год, забирала его с собой, таскала его по церквям и святым местам, кормила плохо и нерегулярно, в основном тем, что подадут прихожане, не следила за гигиеной ребенка. Категорически отказалась от устройства сына в детское учреждение, мотивируя это тем, что ему нужно регулярно бывать в церкви. Однажды во время очередного путешествия потеряла ребенка, который был обнаружен бабушкой у посторонних людей. Когда сын заболел, не дождавшись прихода врача, утащила ребенка в церковь. В беседе с настоятелем храма мать просила повлиять на дочь. Батюшка ответил, что, по его мнению, дочь нездорова и посоветовал обратиться к психиатру. Мать настояла на проведении первичного психиатрического обследования и последующей госпитализации.

После проведенного четырехмесячного стационарного обследования и лечения существенного улучшения не отме­чалось. Нигде не работала. Потеряла интерес к сыну, которого в период ее госпитализации удалось устроить в детский сад. По-прежнему молилась, ходила в церковь. Затем появилась тяга к уходам и бродяжничеству. Ходила по церквям, монас­тырям, ночевала на кладбище. Знакомилась с бомжами, ни­щими, приводила их домой. Однажды во время поездки в мо­настырь почувствовала страх, тревогу, беспокойство. Услышала «голос из преисподней», который называл ее колдуньей и предрекал скорую гибель. Появилось ощущение, что земля вот-вот разверзнется, и она провалится сквозь землю. В стра­хе пыталась куда-то бежать. Была госпитализирована. Во вре­мя второй госпитализации была установлена II группа инва­лидности. В течение последних 6 лет клиническая картина характеризовалась признаками непрерывно текущего процес­са с появлением и развертыванием психотических вспышек по типу острого параноида, парафренного, люцидно-кататонического синдромов. Приступы, как правило, начинались с какого-то оцепенения, больная ложилась на пол, кричала молитвы, отказывалась от пищи. Поступала в стационар по­чти ежегодно. За две-три недели до последнего поступления услышала «внутренний голос», который приказал собираться и идти в монастырь. Исчезла из дому, никого не предупредив. Через неделю после ухода была найдена на улице, обнаженная лежала в луже. Сантранспортом была доставлена сначала в со­матический, а затем в психиатрический стационар.

Психическое состояние. В первые часы пребывания в боль­нице не отвечала на вопросы, не выполняла команд, мимичес­кие реакции отражали удивление, восторг, отрешенность. К чему-то прислушивалась. На следующий день появилась воз­можность речевого контакта. Сказала, что перед госпитализа­цией слышала голос Бога, который призывал к совершению подвига юродства. Поняла, что надо раздеваться, бросать одеж­ду, порвать паспорт. В последующие дни большую часть време­ни лежала в постели, на вопросы отвечала после пауз, что-то бормотала, отчетливо слышала голос Иисуса Христа, который называл ее своей невестой. В дальнейшем в результате лечения состояние постепенно улучшалось. Исчезли обманы слуха, по­ведение стало носить упорядоченный характер. Появилась фор­мальная критика к своему заболеванию. На первый план в кли­нической картине стали выступать негативные симптомы: монотоность, пассивность, уплощение аффекта.

Диагноз:F20.0 Параноидная шизофрения с приступообразно-прогредиентным течением.

Приведенное наблюдение не оставляет сомнений о том, что речь идет о шизофреническом процессе. Заболевание началось с 30-летне­го возраста и характеризовалось углубляющейся интровертированностью, утратой контактов с близкими. Религиозность, возникшая не до, а после начала болезни с самого начала имела дисгармоничный характер и отражала дискордантность психических процессов и поведения. Параллельно с потерей связей с окружающим миром, род­ственниками и знакомыми, утратой этических навыков нарастала компульсивная религиозная активность, неадекватное сверхусердие в отправлении религиозных культов, фиксация на архаичных спосо­бах мышления, извращение коммуникаций — общение с сугубо со­циально запущенными людьми. Наиболее ярко чувственное притуп­ление выразилось во взаимоотношениях с малолетним сыном, которого больная таскала с собой по религиозным местам, забывая покормить, переодеть, показать врачу. Во время психотических при­ступов религиозные переживания больной проявились в обманах чувств, бредовых идеях величия, бредовом поведении в рамках син­дрома Кандинского — Клерамбо. Выраженность негативной симп­томатики накладывала отпечаток на религиозно-мистические пе­реживания, которые не были столь яркими, развернутыми и последовательными, как при острых эндогенных психозах с пери­одическим течением.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь