Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Говорит имам Аль-Барбахари: «И сподвижники - это и есть люди Сунны и единой общины».



Ахлю сунна - человек сунны, то есть люди, которые объединились вокруг сунны. Аль джамаа и составляет собой общину. Ахлю сунна аль джамаа, это община людей, которая объединилась вокруг сунны. Вот про них говорят ахлю сунна аль джамаа. Если ты один, но ты на истине, тоже говорят ахлю сунна аль джамаа.

 

 Говорит имам аль Барбахари: «Поэтому тот, который будет брать (религию) не от них (сподвижников), тот стал заблудшим и стал нововведенцем. А каждое нововведение, это заблуждение, а само заблуждение и люди, которые следовали за этим заблуждением, будут в огне».

Что касается слов Имама Аль Барбахари что «основа, на которой строится община - это сподвижники». Шейх Рабиа в своём шархе поправляет это выражение и говорит: «Основа-это не сподвижники, основа - это Коран и Сунна, но лучшие, которые придерживались Корана и Суннны это были сподвижники».

Исходя из этого, у нас получается, три вещи, первая - это Коран, вторая - это Сунна и третья, это те, кто поняли этот Коран и Сунну наилучшим образом, это и есть (фахму салаф) понимание праведных предков.

Исходя из этого, далее слова имама Барбахари: «А тот, который не возьмёт религию от сподвижников», то есть поймёт Коран и Сунну не на понимании сподвижников, «тот станет заблудшим и нововведенцем».

И доводов на то, что человек должен придерживаться понимания Корана и Сунны пониманием сподвижников множество.

Всевышний Аллах также сказал: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих , Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115).

[Примечание не из книги]: Имам Ибн Аби Джамра сказал: “Ученые говорили, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первых поколениях мусульман”. См. “Бахджату-ннуфус” 15.

[Конец примечания].

 

Всевышний Аллах угрожает тем, кто идет не по пути сподвижников, тем, что они пойдут в огонь, а путь верующих в себя включает слово, дело, убеждение. То есть, если твои дела, слова, убеждения, не будут соответствовать пути сподвижников, тогда ты будешь направлен в огонь.

В другом месте, Аллах говорит, «Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем» (аль-Бакъара 2: 137).

 

[Примечание не из книги]: Ибн ‘Аббас сказал: “Речь идет о сподвижниках”. аль-Харауи в “Замм аль-калям” 4/39. [Конец примечания].

 

Кто «вы», во времена ниспослания Корана? Это сподвижники, а что такое вера у ахлю сунна аль джамаа? Это - слово, дело, убеждение будут такие же, как у сподвижников тогда вы на прямом пути. Исходя из этого, получается, если ваши дела, ваши слова, ваши убеждения будут такие же, как пришло в аяте: «как уверовали вы (сподвижники)», тогда: вы «идете по прямому пути». «А если же они отвернуться от этого, то они будут в постоянных разногласиях». Если слова, дела, и убеждения не будут соответствовать вашим (сподвижников) словам, делам, убеждениям, тогда они будут в постоянных разногласиях. Разногласия у мусульман приходят от того, что слова, дела, убеждения их, не такие, как слова, дела, убеждения у сподвижников. Потому, что Всевышний Аллах сказал, что если ваши слова, дела, убеждения будут идти по пути сподвижников, то вы будете идти по прямому пути, а если вы от этого отвернётесь и возьмёте что-либо иное, тогда вы постоянно будете в разногласиях.

 

Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен опередившими и первыми из числа мухаджиров и ансаров, а также искренне последовавшими за ними, и они довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние!» (ат-Тауба 9: 100).

 

[Примечание не из книги]: Ибн Аби Ляйля сказал: “Люди были трех положений: первые мухаджиры, последовавшие за ними искренне, а также те, «которые пришли после них и говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!”» (аль-Хашар 59: 10). И лучше всего, чтобы был человек из этой группы”. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 7/500. [Конец примечания].

 

Этот аят указывает на то, что, если ты хочешь добиться довольства Аллаха, то ты должен быть последователем тех, кто последовал за мухаджирами и ансарами наилучшим образом. То есть твои слова, дела, убеждения должны наилучшим образом соответствовать их словам, делам и убеждениям. И тогда результатом этого будет то, что Аллах будет доволен тобой, и ты останешься довольным Аллахом, то есть Его наградой. Это доводы из Корана на необходимо понимание Корана и Сунны, так как понимали их сподвижники.

 

[Примечание не из книги]: Всевышний Аллах также сказал: «И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» (Лукъман 31: 15).

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120. [Конец примечания].

 

 

Что касается Сунны, то так же доводов на это много.

Аль-‘Ирбад ибн Сария рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42, Ибн Наср 21. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

 

Праведные Халифы это и есть сподвижники. То есть все эти доводы указывают нам на необходимость правильного понимания Корана и Сунны, так, как понимали сподвижники.

 

И здесь необходимо рассмотреть один вопрос, то, что общие контексты из Корана и Сунны мы ограничиваем действием, словом и убеждением сподвижников.

Как это понять? Пример: Всевышний Аллах говорит: "И мы сделали ночь одеждой". Слово (либас) общее или частное? Одежда (либас) - это то, что мы одеваем. И сказал Всевышний: «И мы сделали ночь одеждой». Человек обязан закрывать аурат в намазе. И если человек не закрывает, его намаз недействительный. Некоторые суфии сказали, что этот аят общий и ночью мы можем читать намаз без одежды. Почему? Потому что Аллах сказал: «Мы сделали вам ночь как одежду, мы сделали вам ночь одеждой». Вот можно ли с ними согласиться, что общность этого аята доходит до такой степени? Действительно можно понять до такой степени. Но мы говорим, что общность эту мы сокращаем действиями сподвижников и говорим, было ли такое, что сподвижники ночью читали намаз без одежды? Основываясь на этот аят: «мы сделали вам ночь одеждой». Ответ: Нет, а раз не было, значит и мы этого не делаем. Значит эта общность ограничена, не доходящая до того уровня, как вы это поняли.

Также Всевышний Аллах говорит: "О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно". [“Сонмы”, 41]. Теперь вопрос: если человек будет сидеть, круглые сутки Аллаха поминать, он подходит под общность этого аята? Да подходит. Всевышний Аллах сказа "Поминайте меня много". Человеку ты говоришь брат, это неправильно так много поминать Аллаха в это время, а он говорит, кто тебе сказал? Аллах мне сказал: «Поминай Аллаха премного», вот я Его и поминаю премного. И суфии взяли этот аят и сказали: Мы поминаем Аллаха различными нашими поминаниями, после намазов, между ракаатами таравиха, разные салаваты читают, поминают Аллаха во время маулидов, различные виды поминаний, сопровождающиеся хлопаньем в ладоши, когда ты говоришь, что это всё не узаконено, он говорит, как это не узаконено? Аллах сказал «поминайте Аллаха премногим поминанием». Вот мы его и поминаем премного. Как ты на это ответишь? Да, общность аята возможно расширить до такой степени, но она ограничивается действиями сподвижников. Сподвижники знали этот аят? Да знали. Они поминали Аллаха премного? Поминали премного. Но это их премного доходило до такого уровня, до которого доходит ваше премного? Не доходило. То есть они ограничивали своё поминание определёнными моментами, определёнными образами и не делали это поминание так, как делаете его вы. Соответственно общность контекстов Корана и Сунны ограничивается пониманием сподвижников, словами, действиями, убеждениями сподвижников.

Аят из Корана или хадис, с которого ты можешь много вещей понять, допустим Исрафил подует в рог, ты можешь подумать, значит в рог дуть можно, это халяль, значит музыкальные инструменты халяль, значит можно песни петь и т.д. Значит человек берёт хадис и из его общности выводит какие то постановления, которые в действительности можно вывести из этого хадиса. Но мы говорим, что эту общность, эту широту мы ограничиваем действием сахабов. Что делали сподвижники, мы этим ограничиваемся. Те рамки, за которые они не выходили, мы за эти рамки не выходим. Это один из аспектов, того, что мы называем пониманием сподвижников, то есть, что мы обязаны понимать Коран и Сунну пониманием сподвижников. Это одно из его выражений, его проявлений, то, как это мы претворяем в жизнь.

[Примечание не из книги]:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят два течения в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!» Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

 

И в этом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что из семидесяти трех заблудших течений мусульман, спасется от Ада лишь одна группа, и это те, кто следует тому пути, которому следовали сподвижники!

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Лучшее поколение – мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них». аль-Бухари 3651, Муслим 2533.

 

Ибн Мас’уд говорил: “Поистине, Всевышний Аллах посмотрел на сердца рабов, и нашел сердце Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) наилучшим из сердец, после чего избрал его для Себя и послал со Своим посланием! Затем Аллах посмотрел на сердца рабов, после сердца Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и нашел сердца его сподвижников наилучшими сердцами из сердец Его рабов, и сделал их помощниками Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/379, аль-Аджурри 1204. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахуаи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

 

Аш-Ша’би сказал: “Бери то, что рассказали тебе от сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а на то, что тебе рассказали, основываясь на своем мнении, помочись!” ‘Абдур-Раззакъ 11/256.

 

Са’ид ибн Джубайр сказал: “То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1425.

 

Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.

 

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Все имамы Ислама говорили о необходимости принятия слов сподвижника”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/124.

 

Салих ибн Кайсан рассказывал: “Я требовал знание вместе с аз-Зухри, и мы говорили: «Будем записывать Сунну», и мы стали записывать все, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Затем он сказал: «Будем записывать то, что пришло от сподвижников, ибо поистине, это тоже относится к Сунне!» Я сказал: «Это не Сунна, и мы не будем это записывать!» Однако аз-Зухри это записывал, а я нет, и преуспел аз-Зухри в знании, а я нет!” ‘Абдур-Раззакъ 11/258, Абу Ну’айм 3/360, Ибн ‘Асакир 23/368.

 

Что же касается того, как саляфы помогают правильно понять Корану и Сунну, то примеров этому великое множество. ‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал: “Однажды я спросил у ‘Аишы на счет следующего аята: «Воистину, ас-Сафа и аль-Маруа – из обрядовых знамений Аллаха. И тот, кто совершает Хадж к Каабе или малое паломничество, то нет греха на том, кто совершит обход между ними» (аль-Бакъара 2: 158). Что ты скажешь по этому поводу? Я не вижу проблем в том, чтобы не делать обход между этими холмами (ас-Саффа и аль-Маруа)”.

Аиша ответила:“Нет! Если бы это было так, то было бы сказано: «Не совершит греха тот, кто не пройдет между ними». Этот аят был ниспослан по поводу ансаров, которые до Ислама начинали Хадж у идола Манат, а когда пришел Ислам они стали опасаться совершать обход между Сафа и Маруа. Они не знали, что делать и спросили об этом у пророка (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах ниспослал этот аят”. аль-Бухари 4495, Муслим 1277.

 

Несмотря на то, что ‘Уруа являлся одним из лучших последователей (таби’ун) и одним из семи самых известных факъихов Медины, он неправильно понимал этот аят, пока не разъяснила это ему ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах)!

 

Язид аль-Факъир рассказывал: “Как-то мне понравилось одно из суждений хариджитов. Когда мы двинулись в путь в составе многочисленной группы, желая совершить Хадж, а потом выступить против людей, наша дорога пролегала через Медину, где я неожиданно увидел Джабира ибн ‘АбдуЛлаха, который сидел у колонны и передавал людям сообщения о посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Среди всего он упомянул о джаханнамийюн (мусульманах, которые отгорев в Аду за грехи, выйдут из него). Я сказал ему: «О сподвижник посланника Аллаха, о чем это ты говоришь?! Аллах ведь сказал: «Господь наш, поистине, Ты опозоришь того, кого ввергнешь в Ад, и не будет у несправедливых помощников!» (Али ‘Имран 3: 192). И Он также сказал: «…и каждый раз, как захотят они выйти из Огня (и отдохнуть) от жара, их станут возвращать туда» (Хадж 22: 22). Так что же вы говорите?!» Он спросил: «Читаешь ли ты Коран?» Я сказал: «Да». Он спросил: «А слышал ли ты о месте Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то есть о том месте, к которому приведет его Аллах?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Но это и есть «достохвальное место» (макъамун махмуд) Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которое он займет, посредством чего Аллах выведет из Огня тех, кого Он выведет!» А потом он стал говорить о том, как будет воздвигнут Сырат (мост) и как люди будут проходить по нему. Боюсь, что другие запомнили его слова лучше, чем я, однако он сказал, что некоторые люди выйдут из Огня после того, как окажутся там. Это значит, что они выйдут подобно тому, как появляются на свет стебли кунжута, и войдут в одну из рек Рая, а потом они омоются в ней, а когда выйдут из нее, будут подобны (белым) листам. Мы вернулись и сказали: «Горе вам! Неужели вы думаете, что этот старец (Джабир) возводит ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!» И после нашего возвращения никто из нас не выступил открыто (на стороне хариджитов), за исключением одного человека”. Муслим 191.

 

В этом рассказе также содержится указание на необходимость понимания религии так, как это понимали саляфы этой общины. Также в этом хадисе указание на то, что обращение к обладающим знанием является спасением от заблуждения и сохранение жизней мусульман. Ведь после того, как Джабир (да будет доволен им Аллах) разъяснил этим людям их заблуждение, они не выполнили задуманное, а именно не выступили против мусульман по завершению Хаджа!

 

Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

 

В этом сообщении указание на то, что простого понимания Корана не достаточно, так как хариджиты тоже опирались на аяты Корана. Однако Ибн ‘Аббас указал им на то, что Коран был ниспослал во времена сподвижников, и что они лучше, чем хариджиты знают его значение, среди которых не было ни одного сподвижника!

Все упомянутое указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников, во главе которых стоят сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха). Каждый мусульманин обязан понимать Ислам именно так, как понимали его они, и не основываться на своем мнении, поскольку понимание Ислама «по-своему» привело к возникновению многочисленных сект и смут в Исламе. Великие слова сказал Суфьян ас-Саури в свое время: “Если тебе удастся почесать свою голову именно так, как это делали саляфы, то сделай это”. См. “Заммуль-калям” 1/181.

 

Что же касается того, кто станет строго следовать пути сподвижников, особенно в трудные времена, то тому Всевышний Аллах дарует великую награду! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас!» Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “аль-Кабир” 289. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.

 

Что же еще нужно искреннему мусульманину?!

Однако то, что Аллах дарует такому человеку награду пятидесяти сподвижников, не указывает на превосходство кого-либо из числа тех, кто был после сподвижников, над ними!

 

Имам аль-Ауза’и говорил: “Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя! И остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами”. См. “аш-Шари’а” 1/193.

 

Сказал аль-Ауза‘и: «Терпеливо придерживайся сунны! Остановись там, где остановились люди (то есть сподвижники), говори то, что говорили они и откажись от того, от чего отказались они. Следуй путем твоих праведных предшественников, потому что тебе достаточно того, чего было достаточно им» [См. «Шарх Усуль аль-И‘тикъад», 315.].

 

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани говорил: “Основа призыва саляфии держится на трех опорах: Священный Коран, достоверная Сунна, и понимание этих двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (таб’иун) и следующих за ними. И причиной заблуждения всех течений, будь то новых или старых, состоит в том, что они не держатся за третью опору!” См. “Маджалля аль-Асаля” № 23.

 

Сказал ‘АбдуЛлах ибн Мас‘уд: «Кто из вас хочет за кем-то следовать, пусть следует за теми, кто умер, так как живой не в безопасности от смуты. Они — сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самые благочестивые в этой общине своими сердцами, они обладали самым глубоким знанием и меньше других обременяли себя бесполезными вещами. Они — люди, которых Всевышний Аллах избрал для того, чтобы быть сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и для установления религии! Признавайте их право, держитесь за их путь, потому что именно они были на прямом пути». [См. «Джами‘у байан аль-‘ильми уа фадлихи», 3/185.].

 

Сказал ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз: «Они больше всех других понимали вещи, и если бы в новых вещах было какое-то благо, то самыми достойными этого блага были бы они». [См. «Дару та‘аруд аль-‘Акль уа-н-накль», 7/287].

 

Шейх ‘АбдуЛлах ибн Салих аль-‘Убейлян привел в своей книге: 4-ое правило «Ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а не понимают Коран и Сунну в отрыве от понимания праведных предшественников».

Затем привел аяты и хадисы которые уже приходили выше, и затем ниже комментарий Шейха Салиха ибн Фаузана (да сохранит его Аллах) который сказал:

─ В этом правиле содержится побуждение следовать по манхаджу саляфов после того, как человек последовал за Кораном и Сунной. Необходимо следовать по манхаджу саляфов, во главе которых стоят мухаджиры и ансары. Во главе мухаджиров стоят праведные халифы: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али (да будет доволен ими Аллах). Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» [Сура ат-Тауба, аят 100].

«...и теми, которые последовали строго за ними» - то есть последовали по манхаджу мухаджиров и ансаров. Почему нужно следовать, поэтому манхаджу? Потому что мухаджиры и ансары последовали за Кораном и Сунной. В этом аяте содержится свидетельство Всевышнего Аллаха о том, что мухаджиры и ансары находятся на истине. А мы следуем за ними, так как их путь соответствует Корану и Сунне. Как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». [Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678 и др.]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о спасенной общине: «Это те, кто на том, на чём я и мои сподвижники». [ат-Тирмизи, 2640; Ахмад, 2/332; Абу Дауд, 4596.]. Он упомянул своих сподвижников, так как они находились на прямом пути. Они понимали контексты лучше нас. Они были ближе к знанию Корана и Сунны, так как получили это знание от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Они вместе с ним совершали джихад, были свидетелями ниспослания аятов, знали толкование ниспосланного. Именно поэтому они более знающие, чем мы. Они ближе к истине и правильному мнению, чем все остальные. Конечно, кто-то из них мог совершить ошибку, но они в целом (как группа) были защищены от ошибок. Если же кто-то из них ошибся, то он все равно получал награду за свой иджтихад. Эта ошибка не умаляет его достоинства и места перед Всевышним Аллахом. Что же касается этих ошибок, то их было мало, хвала Аллаху. Сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) похвалил эти первые поколения, сказав: «Лучшие из людей — это мое поколение, затем следующее, а затем следующее». [аль-Бухари, 6429; Муслим, 2533]. А передатчик этого хадиса сказал: «Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три».

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о том, что появятся смуты, вещи, противоречащие Корану и Сунне. Сообщив обо всем этом, он приказал следовать за Кораном и Сунной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, те из вас, которые проживут долго, увидят много разногласий, поэтому придерживайтесь моей сунны и сунны праведных халифов» [Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2678 и др.].

 

Всевышний Аллах говорит: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» [Сура ан-Ниса, аят 59].

 

Если между нами возникнет разногласие в чем-то, то Всевышний Аллах повелел следовать за Кораном и Сунной. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал следовать за Кораном и Сунной вплоть до Судного Дня и обращаться к ним во время разногласий. Он сказал: «Я оставляю среди вас две вещи, держась за которые, вы никогда не заблудитесь! Это — Книга Аллаха и моя Сунна». [Этот хадис передал имам аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/172. См. также «Сильсиля ас-Сахиха», 1761].

 

Это — проявление милости Всевышнего Аллаха к этой общине. Книга Всевышнего Аллаха будет сохранена без изменений, и сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) так же сохранена и записана в достоверных книгах. Милость Всевышнего Аллаха заключается в том, что Он защитил эту общину от заблуждения, если только она будет придерживаться этих вещей.

 

В последнее время появились джама‘аты, которые пытаются отделить мусульман от праведных предшественников. Они порицают саляфию, то есть следование по пути саляфов. Они говорят, что мусульманин должен быть современным, и поэтому так и назвали себя «современными мусульманами». Хотят отрезать нас от саляфов. Для чего? Всё это для того, чтобы люди сбились с пути Всевышнего Аллаха.

 

Среди них есть такие, которые внешне завещают следовать за Кораном и Сунной, но при этом предостерегают нас от следования за саляфами. Как мы можем держаться за Коран и Сунну, оставив манхадж саляфов, которые лучше всех следовали за Кораном и Сунной? Они лучше других понимали Коран и Сунну. Именно их путем завещал следовать Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Если мы оставим их путь, то, как мы поймем Коран и Сунну?! Это будет ослушанием Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Их призыв является призывом к заблуждению. Они хотят отрезать последние поколения этой общины от праведных предшественников. В хадисах сообщается о том, что ближе к Судному Дню появятся люди, которые будут ругать праведных предшественников, поносить их. Конец этой общины будет проклинать её начало. [Речь идет о хадисе Абу Умамы. См. «Джами‘у байан аль-‘ильми уа фадлихи», 2/229]. Не исключено, что то, что происходит сейчас, является началом того, о чём сказано в этом хадисе.

 

Они приводят в довод только одно, говоря: «Следование за саляфами является такълидом, а нам приказано следовать лишь за Кораном и Сунной. Таклид запрещен!» Но такълид (следование) не является чем-то порицаемым во всех случаях. Если под /такълидом/ имеется в виду, следование за истиной и за последователями истины, то такой /такълид/ приказан нам. Всевышний Аллах говорит о пророке Йусуфе (мир ему): «Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йа‘куба». [Сура Йусуф, аят 38].

Йусуф (мир ему) сообщает, что последовал за теми, кто был до него, так как они находились на прямом пути. Но с другой стороны Всевышний Аллах порицает следование за отцами и дедами, если те не обладали знанием. Он говорит: «Когда им говорят: "Следуйте тому, что ниспослал Аллах", - они отвечают: "Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов". А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?». [Сура аль-Бакара, аят 170]. Всевышний Аллах порицает их за то, что они следуют за тем, кто ничего не понимает и не следует прямым путем. Поэтому, если те, кто был до нас, обладали знанием и понимали Коран и Сунну, то нужно за ними следовать. Всевышний Аллах говорит: «Когда им говорят: "Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику", - они отвечают: "Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов". Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?». [Сура аль-Маида, аят 104]. В этом аяте указание на то, что если человек обладал знанием, то с него нужно брать пример. Порицаются только те, которые следуют за тем, у кого нет знаний. Поэтому нельзя сказать, что следование (такълид) запрещено во всех случаях, но также нельзя сказать, что оно разрешено всегда. Здесь нужно отвечать подробно. Если кто-то стоит на истине, то мы следуем за ним, так как в Коране и Сунне нам приказано следовать за предшественниками (саляфами). Если же кто-то противоречит истине, то тогда мы не следуем за ним.

(Конец слов шейха Фаузана).

 

Я (Салих аль-‘Убейлян) спросил у шейха Салиха ибн Фаузана: «Есть очень много серьезных вопросов, которые мы не можем понять, пока не обратимся к пониманию сподвижников. Например, наше разногласие с некоторыми группами в вопросах предопределения, или же вопросы о положении человека, совершающего тяжкие грехи, или же вопросы об именах и атрибутах. Ведь, если потеряется этот путь, то каждый начнет понимать Коран, как пожелает».

 

Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) ответил:

─ Да, это так! Невозможно правильно понимать Коран и Сунну без следования манхаджу саляфов. Невозможно такое, что появится человек в поздние времена, который отменит этот манхадж, утверждая, что он придерживается Корана и Сунны напрямую. Это — заблуждение! Это — разделение общины! Это — отделение поздних поколений от их предшественников. (Конец слов шейха Фаузана).

Источник книга: "Ясное разъяснение манхаджа саляфов в вопросе воспитания и исправления". Автор: шейх ‘АбдуЛлах ибн Салих аль-‘Убейлян, с комментариями шейха Фаузана.

[Конец примечания].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь