Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функции культуры в обществе. Этноцентризм и культурный релятивизм.



Культура выполняет ряд важных общественных функций:

1. Познавательная функция. Приобщение людей к знаниям и способам профессионально–трудовой, общественно–политической, культурно–эстетической деятельности;

2. Социализирующая функция. Обусловлена процессом становления личности, усвоения индивидами ценностей, норм, способов поведения, присущих данному обществу;

3. Нормативно–регулятивная функция. Она вызвана общественной потребностью в социально–культурной ориентации человека, в регуляции его деятельности, регламентации общественных отношений на основе правовых и нравственных норм, эстетических образцов и художественных ценностей, обычаев и традиций;

4. Коммуникативная функция. Отвечает потребностям людей в общении, во взаимном обмене информацией, социокультурными ценностями, опытом жизнедеятельности;

5. Функция социальной (исторической) памяти. Культура выполняет важную роль воспроизведения и передачи от поколения к поколению накопленных социальных ценностей, традиций и образцов жизнедеятельности;

6. Созидательно–преобразовательная функция. Выступает в качестве социокультурного фактора социально–экономического, духовно–нравственного развития общества, его демократизации;

7. Функция гуманизации всех сфер жизни общества. Эта функция обусловлена необходимостью «очеловечить» производственные отношения, условия и содержание труда, деятельность политических институтов и т.п.

Этноцентризм – система взглядов, действий, обосновывающих мнимую исключительность и превосходство культуры конкретного народа и нации. Этноцентризм не позволяет усвоить достижение других культур, он противопоставляет народы, обрекает народ на отставание.

Э. делает для нас нашу культуру эталоном, с кот. мы соизмеряем все др. культуры. Проявл-ся в позитивн. выражениях «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативн - «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».

В какой-т степени этноцентр. присущ всем обществам, даже отсталые народы в чем-т чувствуют свое превосходство над всеми остальн. напр, могут считать культуру высокоразв. стран глупой и абсурдной. Не тольк общества, но и большинство соц. групп в общ-ве этноцентричны.

Э. - всеобщ человч. реакция.

группы, в кот. существуют явно выраженные проявления этноцентризма более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к друг культурам или субкульт. Э. сплачивает группу, без него невозможно проявление патриотизма. Э. - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности.

Э. может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высок уровнем этноцентризма. Пример - опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма.

Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм.

Культурный релятивизм – система взглядов, действий, позволяющая оценить достижение других народов и культур, творчески усвоить и при этом сохранить и развить культуру своего народа.

Релятивизм говорит о том, что каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь