Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыкально-теоретический анализ
Жанр произведения – хоровая миниатюра. В ней всего лишь 19 тактов. Это небольшое хоровое произведение, которое строится из двух контрастных частей, где каждая часть: А В (1-10) (11-19) I часть – показ главной героини – Яблони. Ее состояние. II часть – более взволнованная, так как в ней отображается образ весны, которая дарит жизнь. Исходя из этого, произведение точно отражает настроение стиха, используя для воплощения поэтической формы двухчастность. В 10 такте так же для смены настроения установлена грань между частями в виде цезуры. Внутри частях обязательно используется цепное дыхание, за исключением выставленных композитором цезур. Форма произведения – простая двухчастная с двух-тактовым вступлением. Каждая часть написана в форме периода не квадратного строения. Мелодия носит в себе лирическое начало. Мелодический рисунок волнообразный, показывая шатание яблони и ее изменчивое состояние в разном настроение, ей свойственна ритмическая подвижность, красочность. Мелодические линии каждой партии развиты. Поступенное движение сменяется ходами на широкие интервалы. Это квартовые, квинтовые, секстовые ходы вверх в партии 1-го сопрано. В партии 2-х альтов скачки на кварту вверх и вниз.
Принцип музыкального развития построен на повторе музыкального материала, первого предложения первой части и второго предложения второй части. Принцип музыкального образования ложиться на партию сопрано, за исключением двух тактов (7, 9), где мелодия излагается в партии альтов. Между хоровыми партиями используется контрастное голосоведение, в нем же применяется схождение и расхождение голосов. Внутри партий зачастую используется параллельное голосоведение.
Размер 4/4 – сложный, состоящий из двух простых 2/4+2/4. Ритмический рисунок организован восьмыми и четвертями, однако в партитуре встречается пунктирный ритм, шестнадцатые и половинные длительности. (Такт № 8, 10, 13, 19) Метр позволяет композитору ярче раскрыть пейзаж природы: яблоньку, грозовые ветры, яркую весну. Музыка приобретает широту, простор. На протяжении всего произведения метр не изменяется.
Основной темп произведения – Andante (не спеша, в темпе шага). Использовав данный темп, композитор раскрывает судьбу яблоньки и ее некую печаль. Во второй части, а именно в самой кульминации, где описывается приход весны, М. Парцхаладзе меняет темп, подчеркивая торжественный приход весны используя в 13-ом такте термин poco allargando – немного расширяя, а в 14-ом такте sostenuto – сдержанно. Второе предложение второй части возвращает нас в первоначальный темп – andante, о чем нам говорит термин a tempo . В 18-ом такте используется poco ritenuto – немного замедляя, что приводит к завершению произведения.
Динамика очень связана с содержанием музыкального и поэтического текста. Произведение начинается на mf, показывая саму зарисовку природы (1-4-й такты). Само некое пробуждение яблони исполняется на p (5-7-й такты). Образ грозового ветра, который причесал ветки тонкой яблони, написан f (8-й такт). Такой же нюанс используется во второй части, показывая торжественный приход весны (11-14-й такты). Реприза исполняется в оттенке p (15-19-й такты), а для завершения произведения, в 17-ом такте композитор использует sp. Стоит так же обратить внимание, что М. Парцхаладзе использует внутри фразовые динамические волны (crescendo, diminuendo), добавляя большей выразительности.
Для передачи общего настроения и характера основного образа, композитором выбран минорный лад (h - moll), несмотря на то что произведение однотонально, внутри его построения встречается отклонение в параллельный D - dur в первом предложении второй части произведения, для создания образа весны-красавицы. Мажорное звучание вносит в музыку произведения грациозность и светлый колорит. (пример) Второе предложение второй части написано в основной тональности h - moll.
Гармония произведения не сложная. Композитор использует аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой функций. Встречаются: VII7, VI7, II4/3, D7, III7;
Фактура хорового сочинения – смешанная: Монодическая:
Гомофонная:
Мелодико-гармоническая:
Вокально-хоровой анализ Произведение М. Парцхаладзе «Яблонькая» написано для четырехголосного женского или же старшего хора музыкальной школы. Исполняется a cappella. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы