Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 10 / 23 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Рязанских святых



Родилась в 1890 году. Мирянка.

Арестована 6 ноября 1937 года в числе 27 человек по групповому делу "Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937г.". Заключена сначала в тюрьму города Касимова, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора.

6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД по Рязанской области обвинена в том, что являлась "активной участницей к/р повстанческо-террористической организации, вела среди населения пораженческую агитацию и высказывала террористические настроения", и по статьям 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Дальнейшее место заключения неизвестно.

Скончалась в 1948 году.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Исп. Фекла Макушева. Фото 1949 г.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...AU*

ИСПОВЕДНИЦА ФЕКЛА МАКУШЕВА

Память 10 / 23 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Рязанских святых

Родилась в 1901 году. Мирянка.

Арестована 6 ноября 1937 года в числе 27 человек по групповому делу "Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937г.". Заключена сначала в тюрьму города Касимова, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора.

6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД по Рязанской области обвинена в том, что являлась "активной участницей к/р повстанческо-террористической организации, вела среди населения пораженческую агитацию и высказывала террористические настроения", и по статьям 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Дальнейшее пребывание неизвестно.

Скончалась в 1954 году.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/spc_1_foto/ans/nm/?HYZ9EJx...n**

Преподобноисповедница Анна (Столярова), схимонахиня

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 10 / 23 Декабря

XX век – тяжелый для Православной Церкви – вписал тысячи новых имен в Собор Российских святых. Это новомученики и исповедники, которые в страшные годы гонений на веру не побоялись открыто исповедать Христа, фактически повторив подвиг святых мучеников первых веков Христианства.
23 декабря празднуется память почти двадцати рязанских подвижников, пострадавших за веру в разные годы XX столетия. Среди них – схимонахиня Анна (в миру Столярова Анисия Гуреевна, род. 12.01.1895), исповедница, подвизавшаяся в селе Срезнево Шиловского района.
Духовная дочь священномученика Филарета Срезневского, она долгие годы была хранительницей чудотворной иконы Божией Матери «Споручница Грешных», которая до сих пор находится в Казанском храме Срезнева.
Однажды отца Филарета арестовали, обвиняя в антисоветской агитации, а следом за ним были отправлены в концлагеря матушка Анна и священник Сергий Сорокин, клирик Казанской церкви.

Преподобноисповедница Анна (Столярова)

Через 3 года они вернулись в Срезнево, но вскоре последовал новый арест. Подвижнице много пришлось пострадать в лагерях и пересылках: она отбывала срок в Казахстане, на Камчатке, на Дальнем Востоке, в Сибири. Но долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно.
В 1942 году она умирала в концлагере от истощения и попросила священника из заключенных исповедовать и причастить ее. Он, обладая даром прозорливости, поведал ей о том, что ему самому открыл Господь: монахиня останется в живых, выйдет из лагеря, встретит на своем жизненном пути девицу Марию и через несколько лет после освобождения скончается у нее на руках.
Все предсказанное сбылось. Матушка Анна вернулась в Срезнево в 1950 году и восемь лет служила при храме вместе с другими монахинями. Они жили по монастырскому уставу. Во всем была строгость и вместе с тем истинная христианская любовь.
Господь открыл матушке духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Божией Матерью. Заболела матушка внезапно и через три месяца (1958 г.) умерла на руках у одной из послушниц – Марии, которая в скором времени приняла постриг с именем Мариамна и стала хранительницей чудотворной Срезневской иконы.
Монахиня Мариамна скончалась совсем недавно – весной 2008 года, через 5 лет после прославления в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских схимонахини Анны. Мощи преподобноисповедницы Анны находятся в Казанском храме села, где она подвизалась.

Причислена к лику Новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода Русской православной Церкви 7 мая 2003г. по представлению Рязанской епархии.
http://pstgu.ru/news/martir/2011/12/23/34643/#Anna2









События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Двор храма был за неделю украшен елками. Также две наряженные елки стоят в самом храме у амвона, а иконостас на уровне между вторым и третьим ярусами украшен еловыми ветками, расположенными полосой. На этих ветках также висят елочные игрушки.

Бдение совершал о.Антоний Новицкий при пении обоих хоров собора. Чин полиелея совершали о.Антоний Новицкий и о.Димитрий Осипов. Воскресная служба совмещалась со службой мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, не предусматривающей никакой торжественности в принципе.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[161] пело духовенство в алтаре.

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Каноны читались: Воскресению Христову, Кресту Господню и Воскресению, Божией Матери и мученикам (по одному тропарю). Стихиры на службе были сокращены до минимума.

В конце литургии.

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с наступающим воскресным днем, а также напомнил расписание служб, сказав, что позднюю литургию, как ожидается, возглавит правящий архиерей. Также он упомянул грядущий во вторник праздник святителя Спиридона, епископа Тримифунтского – престольный праздник прихода на Шесхарисе, сказав, что его настоятель, протоиерей Игорь Гайдаев, приглашал всех к себе на престольный праздник.

Литургия.

Итак, поздняя литургия должна быть совершена архиерейским чином. Потому я иду в храм, как раз, к поздней литургии. Погода в этот день пасмурная, время от времени срывается дождь. Вот, и храм. Во дворе все, как обычно. Внутри храм пока еще полупуст. В центре уже стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном разложены орлецы и поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв. Хоть в этот раз я не старался прийти раньше, но, однако служба началась минут через пять. Уже при чтении псалмов 3 часа открывается завеса, что свидетельствует об окончании проскомидии[162], и диакон кадит весь храм. Чтение часов уже завершается, когда на амвоне появляется иподиакон с архиерейским жезлом, что означает, что чина встречи не будет. Действительно, вскоре открываются Царские врата и на амвон выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтения молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны, а затем уходит в алтарь через Царские врата, которые сейчас же закрываются. Тем временем, завершается чтение часов, и чтец начинает чтение молитв ко святому причащению. Он успевает прочитать их всего две или три, когда храме загорается весь свет. Открываются Царские врата, и в центр храма выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого и о.Кирилла Вовка. . «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний Новицкий) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы.. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Этот антифон поет верхний хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Антифон этот пел боковой хор. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом – это люди, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием, затем диакон с кадилами, старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков, которые хоры поют по очереди: тропари Воскресный, Успению Божией Матери, а также святым мученикам, а также воскресный кондак. Кондак Успению Божией Матери пропевает духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное

пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтение архидиакон о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Апостол призывает быть мертвыми для греха, но живыми для Бога, то есть, истребить в себе греховные влечения, насадив вместо этот добрые навыки. В первую очередь, речь идет о Богоподобной любви, которая не делит людей на своих и чужих, но готова творить добро всем без исключения, как и Бог посылает дождь на праведных и неправедных…

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

3Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

5И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

6Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

7Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

8Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

9Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.

11Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

20Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь, 24ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

26И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27ели, пили, женились, выходили замуж, до того

дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

28Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

31В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

32Вспоминайте жену Лотову.

33Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

34Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

37На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Очень важный по своему значению текст предлагается нам. Христу встречается десять человек прокаженных. Проказа – это страшная болезнь, когда тело человека гниет заживо. Есть заразные формы проказы, а есть незаразные, но все они неизлечимы и по сей день. В те же годы она и вовсе была бедой. Потому Закон Моисеев предписывал удалять прокаженных из человеческого общества. Несчастный особым образом одевался и должен был при встрече с другим человеком кричать «нечист, нечист». Родственники часто приносили этим несчастным еду, но делали на расстоянии, оставляя ее в условленных местах, дабы не сообщаться с ними. Потому можно представить себе, в каком ужасном положении оказывался человек. Потому, вероятно, больные эти пролили много слез пред Богом, и много времени провели в молитвах пред Богом. И вот, они встречаются со Христом, и издали кричат (чтобы не создавать угрозу заражения), прося о помощи. Господь отвечает им, намекая на то, что они исцелены. Девять из них, увидев, что исцелены, на радостях бегут в Иерусалим, чтобы исполнить требуемый в Законе Моисеевом ритуал, полагающийся при исцелении от проказы. Лишь один из них остается. Он самарянин – член группы внутри иудеев, которая исповедовала форму иудаизму, несколько отличную, чем весь остальной еврейский народ. Поэтому иудеи презирали «еретиков» (также из-за предания, приписывающее самарянам нееврейское происхождение – от переселенцев из Вавилона), распространяя на них норму Закона Моисеева, запрещающую сообщаться с язычниками. Потому самарянину в Иерусалиме делать было нечего. Но именно он единственный из десяти благодарит Христа. И снова Евангелист, описывая чудо исцеления, подчеркивает этим Божество Христа. В Ветхом Завете также много совершалось исцелений. Были и исцеления от проказы. Однако там всячески подчеркивается, что пророки совершали все это не своей силой, но Божией. Они молились, и Бог исцелял больных – часто книги заботливо сохранили для нас и тексты молитв. Здесь же подчеркивается, что Господь совершает это СВОЕЙ СИЛОЙ. Да, и сам Он, как бы недоумевая по поводу того, что благодарит Его лишь один из десяти, при этом говорит: «… как они не возвратились (чтобы) воздать славу Богу…». Господь, говоря эти слова, четко говорит о СВОЕМ Божестве, и эти слова могут стать неопровержимым аргументом против всевозможных еретиков, отрицающих Божество Христа (вроде современных иеговистов). Прочие девять по-своему возблагодарили Бога, но сделали это позже, принеся положенную по Закону благодарственную жертву. А этот человек, не имея такой возможности, будучи самарянином, благодарит Христа. Прочие же, получив исцеление, не прославили Христа, видя в Нем лишь человека, чудотворца. Итак, чему этот текст может научить нас? Мы очень много просим в наших молитвах у Бога, но получая, мы не всегда вспоминаем о том, благодаря КОМУ наши желания осуществились. Всегда ли мы благодарим Бога за Его заботу о нас, а также за то, что Он исполняет наши просьбы, хоть мы подчас этого и не достойны? Не также часто происходит и у нас – получая помощь в какой-нибудь беде, мы забываем благодарить Бога, хоть ранее сами слезно просили Его? Увы, часто бывает именно так. Именно поэтому этот отрывок и читается, дабы мы не забывали об этом, ибо это говорит об отношении к Богу, ибо мы находим неприличным не поблагодарить человека, который в чем-то нам помогает, а благодарить Бога, который дает нам все – забываем. На поверку это значит, что все слова наши о любви к Богу – пустое сотрясание воздуха. Но да не будет этого на нас. Да не будем неблагодарными, но да помним не только о том, что Бог дает нам в ответ на наши прошения, но и о том, что дает Он на всякий час, даже когда мы об этом не просим, ибо память о непрестанных благодеяниях Бога к нам – первые шаги к стяжанию любви к Нему. Господи, научи нас благодарити и славити Тя всегда, во вся дни живота нашего!

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших

ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). После этого была и ектении об усопших, на которой имен было перечислено относительно немного. После нее следует традиционная ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Традиционной для архиерейского богослужения выклички не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хоры поют избранные песнопения (боковой хор поет славянский вариант песнопения Αγνη Παρθενε, творения святителя Нектария Эгинского).

Причащение на сей раз шло на три чаши, причем, причащении верующих участвовал совершавший раннюю литургию о.Димитрий Осипов. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Прозвучал отпуст, а затем Владыка начал проповедь, посвятил его нынешнему Евангельскому чтению. «Во время оно взыде Иисус в весь некую…», как вещает Евангелие, то есть, Господь пришел в некое село. Здесь по пути его встретили десять прокаженных, которые не подходили ко Христу близко, так как существовала опасность заражения, вдобавок, потому что так предписывал им Закон Моисеев. Проказа – это страшная болезнь, при которой поражается нервная система, а тело гниет заживо, части тела отрываются, а человек не чувствует боли, так как нервная система поражена. Этих людей изгоняли из человеческого общества, и они жили в пустыне, наскоро делая себе хижины, а то и просто живя в пещерах или землянках. Они сбивались в группки, живя вдали от людей. Иногда их подкармливали родственники, оставляя еду в условленных местах и уходя. В целом, они представляли собой жалкое зрелище. И вот, видя Христа, они кричат, обращаясь к Нему, прося помощи. Они уже слышали о Нем, а потому с надеждой обращаются к Нему. И Он призывает их пойти и показаться священникам. Священники в те времена исполняли много разных функций, не только совершая службы, но и следя за здоровьем паствы, выполняя функцию «санэпиднадзора». После этого. принеся благодарственную жертву, человек возвращался в человеческое общество. Именно они осматривали людей, некогда страдавших от проказы, вынося вердикт, что они исцелились. И эти люди, поверив Христу, пошли, а по пути увидели, что исцелились. И один из них, увидев, что исцелился, вернулся, и громко восклицая, славил Бога и падая ниц, восхвалял Христа. «И той бе самарянин…», как вещает Евангелие. Господь, видя это, недоумевает – почему остальные не вернулись, дабы воздать славу Богу, после чего говорит этому человеку: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». Часто мы сами напоминаем этих девять прокаженных, получивших исцеления, но не возблагодаривших Бога. Бог нам дает все для жизни: жизнь, здоровье, кров над головой. Мы имеем семьи, видим своих детей и получаем многие другие блага. Но мы как бы не помним этого, а все только просим Бога, а получая, забываем благодарить. Если что происходит не по нашему желанию, то мы ропщем, а потом… продолжая просить дать то-то и то-то, дать здоровье и прочее, словно Бог – некий спонсор или благотворитель. Мы имеем некий доход, в то время как кто-то не имеет работы не потому что он идиот или ленивый, а потому что не может найти. Мы имеем возможность ходить в храм Божий, но подчас ленимся, в то время как кто-то и хотел бы прийти, но сил уже нет. Зачастую м начинаем день не с молитвы, не с благодарения Бога, а с включения телевизора, впуская в свою жизнь пустоту, льющуюся с экранов, ленясь благодарить Бога за его благодеяния к нам. Мы испытываем дискомфорт по поводу того, что мусульмане в их праздники заполняют в Москве один из проспектов, где находится их мечеть. Они по-своему благодарят того бога, в которого они верят.… И они не убивают своих детей, потому Бог истинный, ожидая их обращения, дает им землю, потому что они дают своим детям рождаться и жить. Неблагодарность Богу – есть один из страшных грехов, и эта неблагодарность затворяет для нас двери милосердия Божия. Сейчас очень много слышно толков по поводу состояния наших храмов, однако при этом мы очень неохотно жертвуем на храмы. Но не надо заставлять священников превращаться в предпринимателей, устраивать все эти цены на требы, платы за записки, за свечки и прочее. Многие любят говорить, дескать, почему в Греции бесплатные записки, бесплатные свечки? Но ведь греки жертвуют на свои храмы, у них это в крови, а мы не желаем расстаться со своими деньгами. В Ветхом Завете была заповедь о десятине, и ее никто не отменял. Потому очень хорошо было бы – если тебе Бог дал доход в 10 тысяч рублей – тысячу отдать Богу. А если мы, пользуясь благами Божиими, не хотим проявлять ответную благодарность, то кто же нам виноват, если нас одолевают скорби? Итак, да будем благодарны Богу за его благодеяния, ведь Он дает нам все. Можно задуматься о том, как же работает наше сердце, как мы дышим, а также что ни делая, вознося свои мысли к Богу. Святитель Иоанн Златоуст всегда благодарил Бога, не только в период, когда он был архиепископом Константинополя, но и когда он был изгнан за обличения императрицы Евдоксии. Последняя, со своими подругами, отбирала у людей их собственность, не потому что нуждалась, но из алчности. И святитель ее обличал, за что она его ненавидела. И когда он был сослан сперва в Армению (ее историческую часть в Малой Азии), а затем в Абхазии, уже безнадежно больной, он, тем не менее, утешал людей, писавших ему, рассказывавших о том, какие ужасные вещи происходят в столице империи. И он утешал их, да и сам благодарил Бога. Это непрестанное благодарение Бога не только в радости, но и в скорби – есть признак высшей добродетели. Итак, да будем благодарны Богу….

Благословив народ, он, под пение многолетия, ушел в алтарь. После этого вышедший о.Антоний Новицкий, поздравив всех с праздником, напомнил расписание служб, снова сказал про грядущий во вторник праздник святителя Спиридона, епископа Тримифунтского – престольный праздник прихода на Шесхарисе, снова повторив приглашение о.Игоря ему в храм.

Завершается очередная воскресная служба, и поцеловав Крест, кто-то остается на молебне, а кто-то идет домой…

Понедельник 24 декабря.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь