Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды и формы эстрадных концертов



Открыв «Театральную энциклопедию», читаем: «Концерты бывают бвмых различных видов: музыкальный (симфонический, камерный,

фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чте­ние), смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (легкая вокальная и инстру­ментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые но­мера и др.)».

Не оспариваю данное определение видов концерта. И все же на практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два ос­новных вида: филармонические и эстрадные. Причем, как первые, так и вторые весьма разнообразны по своей сути и форме. Сегодня из всего значительного числа проводимых в стране концертов, наиболее распро­странены концерты эстрадные. Как вы понимаете, о них я и веду речь.

Дивертисментный (сборный) концерт

Наиболее распространенной, если не сказать основной, традицион­ной формой эстрадного концерта является сборный, или, иначе говоря, дивертисментный концерт, программа которого состоит из совокупно­сти номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.).

Но даже сборный, дивертисментный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров. Это качественно новое целостное, самостоятельное произведение эстрадного искусства.

В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сбор­ный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего - «шоу». В основе любого из них лежит набор номеров раз­личных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности весьма популярных в 60-е и 70-е годы XX века «праздничных театрализованных концертов».

К сожалению, сегодня эстрадные концерты нередко весьма невысокого каче­ства. И происходит это чаще всего из-за неверного понимания сущности эст­радного концерта и вообще существа эстрадного искусства и творческих и ор­ганизационных особенностей этого вида искусства.

Термин «дивертисментный» приобрел служебную роль. Обычно употребля­ется в искусствознании. На практике о таких концертах говорят «сборный».

Варьете

Если говорить о «варьете» как об определенной форме эстрадного церта, то в последние годы чаще всего под этим зазывным ино-нным словом, красующимся на самых различных афишах, скрыва-I тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступ-ий певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, жонглеров, фокусни-! и т.д. Правда, создатели такого концерта стараются включить в его гграмму хотя бы одно выступление того или другого популярного олнителя.

Ныне под словом «варьете» подразумевается постоянное эстрадное ^ство (эстрадная программа), составленное из номеров разнообраз-й||Х жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развле-(ЦНие, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или Лоране. Поэтому в таких программах преобладают номера ориги-1ьных жанров. И, конечно, такое действо, не говоря уж об весьма ^.фектных костюмах исполнителей, красочно оформлено. Собственно, Жданном случае мы имеем дело с «кабаре», кабаретной программой. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практи­ками стерлись.

Кабаре

Кабаре (фр. - кабачок). По своей сути это тоже сборная дивертисментная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, Идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой развлекать сидящую за столиками публику.

В России начало этой форме эстрадного концерта положили кабаре «Летучая мышь» в Москве, а в Петербурге «Кривое зеркало», посетители которых был весьма ограниченный круг лиц: художники, артисты, литераторы. То есть оба эти кабаре в то время были нечто вроде элит-НЫХ клубов.

В начале XX века кабаретные программы состояли из различных, сольных танцев, сатирических номеров и т.п. Но главную роль в них играл конферансье, ведущий непринужденный (часто вызываю­щий ответную реакцию публики, что очень важно в кабаретной про­грамме!), разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводил с ними самые различные игры.

И сегодня режиссеру, ставя действительно кабаретную программу (• такие попытки есть), следует помнить, что эти программы должны (Сличаться атмосферой раскованности, импровизационности, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки. Вот почему ре­жиссеру, осуществляющему постановку кабаре, нужно заботиться не только о содержании и ее характере, но и стремиться создать в зале то, что можно назвать «кабаретным уютом».

В конце 80-х годов XX века в жизни нашей эстрады появились про­граммы, так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические но­мера. Так, например, в 1992 году в Москве с успехом шла эстрадная программа под названием «Кабаре двойников» (автор и постановщик А.Д.Силин). В ней наряду с двойниками популярных эстрадных актеров действовали и двойники известных политических деятелей недавнего прошлого и настоящего.

Шоу

Шоу (англ. - 1. показывать, 2. спектакль). Весьма распространен­ный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обяза­тельным участием хотя бы одной эстрадной «звезды».

Шоу - это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракцио­нах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связка­ми, построенная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мюзик-холльному, с тем же изяществом хореогра­фических номеров, с той же мюзик-холльной красочностью и пышно­стью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим количеством разнообразных номеров. При всем этом, чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу но­меров, тем ярче сценическая форма шоу.

Уже в начале 70-х годов XX века в эстрадном искусстве явно наме­тилось тяготение к более сложным, чем сборные концерты, зрелищным формам. Не только к таким, как шоу, но и к обозрениям (ревю) и мю­зик-холльным программам, представлениям.

 

Обозрение (фр. - Ревю)

Обозрение - такая форма эстрадного эффектного действа-зрелища, в котором отдельные номера связаны сюжетным ходом, что позволяет все время «менять» место действия. Чаще всего сюжетный ход обозре­ния строится на возникшей для героя (героев) необходимости совер­шать различные «путешествия» или «искать» кого-то или что-то и т.п. В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолиро­ванное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Иначе говоря, обозрение - эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединённых в эпизоды разных номеров. Сценические повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события как бы с разных точек зрения. Этой форме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, неожиданность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность. В то же время для обозрения очень важны соотношения частей и Прелого, номера и сюжета. Тут следует оговориться: обозрение, смонтирванное из отдельных номеров, как правило, подготовленных незави­симо от создаваемого представления (существующих или существо­вавших самостоятельно, до включения их в программу обозрения), таит в себе опасность для режиссера-постановщика, которую не так-то легко Преодолеть. Ведь сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение вне отобранного для него номера, а у него есть своя логика, своя драматургия. Ведь он сам - завершенное произведение, которое может со­противляться подчинению.

Естественно, что в этом случае все зависит от творческой выдумки (режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и Т.Д.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь