Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Туловище куклы-марионетки



     Туловище марионетки может быть цельным или состоящим из двух и более частей, подвижно соеди­нённых между собой. Способы подвижного соединения отдель­ных частей различны и во многом зависят от материала, из которого сделаны. Деревянные детали мо­гут соединяться кожей (кожа дол­жна быть достаточно эластичной, чтобы не затруднялся сгиб), с помощью металлического шарнира из спирали, скобок, осей и так далее. При соединении кожей достаточно сделать пропилы в обеих деталях, вставить в них на клею кусочек кожи и для надёжности вколотить по паре гвоздиков (см. рисунок А).

Соединение кожей мягкое, эластичное, но непрочное и не­долговечное в эксплуатации, кроме того, какой бы мягкой ни была кожа, она создаёт сопро­тивление, что не желательно.

Соединение с помощью метал­лического шарнира, сделанного из проволоки, удобно, достаточно прочно, но позволяет делать сгиб только в одном направлении, вперёд и назад (см. рисунок Б). Исклю­чены повороты туловища в сторо­ны.

Соединение в шип (см. рисунок В) также позволяет сгибаться туло­вищу только вперёд и назад.

Повороты туловища можно осуществить с помощью метал­лического шарнира (см. рисунок Г). Из проволоки сечением 1,5-2 мм на­матывается спираль необходимой длины на любом стержне (можно просто на гвозде). Остав­шиеся с той и с другой стороны спирали прямые концы (по 20-30 мм) загибаются под прямым углом по отношению к спирали. Второй кусочек проволоки встав­ляется в отверстие спирали и концы его также загибаются под прямым углом в одном направле­нии. В дальнейшем те и другие концы закрепляются (вколачи­ваются или вставляются в при­готовленные для них отверстия) в деталях, которые необходимо подвижно соединить между со­бой. Что бы избежать скрипа от трения металла, в отверстие спи­рали нужно вставить полиэтиле­новую трубку, толщину которой, как и толщину проволоки, встав­ляемой в неё, необходимо учиты­вать при наматывании спирали на стержень. Кукла будет не толь­ко сгибаться в пояснице, но и по­ворачивать туловище в стороны, если верхнюю часть с нижней со­единить шарнирно. Этого же можно достичь, соеди­няя детали круглыми скобками (большой и маленькой). Такое простое соединение практично позволяет осуществлять максимум движений туловищем и ногами куклы.

Соединяя между собой детали рук в локте и ног в коленях, можно использовать эти же способы соединения, поэтому нет необходимости описывать, как это делается. На схемах вполне убедительно, наглядно и доступно показаны все варианты.

     Соединение головки с тулови­щем также может осуществлять­ся различными способами. Что­бы увеличить подвижность голо­вы куклы, шейку чаще всего де­лают отрезной, и она служит связующим звеном между головкой и туловищем. Концы шейки должны быть полукруглыми, а в туловище и в головке (в местах соединения) высверливаются или вырезаются полукруглой стамес­кой лунки, чтобы полуокружность шейки входила в них.

     Если для соединения используют кожy (желательно сыромятную) (см. рисунок 1), в туловище, в головке по центру лунок и в шейке про­сверливают отверстия. Вставля­ют один конец кожаного ремешка, свернутого жгутиком, в просверленные отверстия деревян­ной головки, предварительно смазав его клеем для большей прочности закрепив клинышком - выструганной на конус палоч­кой, которая вколачивается в от­верстие, куда уже вставлена кожа. Если головка куклы из па­пье-маше, мастики или другого материала, в нижней части её, изнутри, закрепляется кусок де­рева и уже в нём вырезается лунка и просверливается сквозное отверстие, чтобы кожаный жгу­тик можно было закрепить про­стым узлом изнутри. После того, как один конец жгутика закреп­лён, второй его конец продевают через отверстие в шейке, вставляют в отверстие в туловище и закрепляют. Мягкий способ со­единения (на коже) позволяет го­ловке куклы легко и свободно де­лать наклоны и повороты на 360°, что, безусловно, является досто­инством, правда, кожа вытяги­вается, и периодически прихо­дится подтягивать жгутик (по­этому конец, который крепится на спине, лучше не приклеивать, а приколотить гвоздиками), кро­ме того, кожа перетирается значительно быстрее, чем металли­ческое соединение.

При соединении с помощью ме­таллических скобок (см. рисунок 2) отверстие в шейке следует про­сверлить шире, после чего шейку расколоть вдоль. Из проволоки диметром 1,5-2 мм надо согнуть скобку по длине шейки наподобие вытянутого звена цепочки; шири­на её не должна быть больше диа­метра отверстия в шейке. Из той же проволоки необходимо сделать ещё две простые скобочки и вко­лотить одну в головку куклы по центру луночки, а вторую в туло­вище, затем соединить их приготовленной замкнутой скобочкой и закрыть её половинками шейки, предварительно смазав края кле­ем. При таком соединении голов­ка поворачивается и вправо и вле­во на 180°. Если кукле необходим больший поворот, можно вместо замкнутой скобки поставить карабинчик. Порядок сборки тот же, что и в предыдущем варианте (см. рисунок 3). Бывают случаи, ког­да шейка куклы вырезается или выклеивается вместе с головкой. Это несколько ограничивает под­вижность головки, т.к. она соеди­няется с туловищем одним шарни­ром, зато сохраняется скульптур­ная форма шеи (см. рисунок 4).

После того как все детали со­единены тем или иным способом, и мы имеем основу куклы, её не­обходимо подвязать к ваге и про­верить работу всех сочленений. На этой стадии готовности куклы значительно легче устранить не­достатки в движении, чем тогда, когда она полностью завершена. А движение марионетки можно проверить, только подвязав её к ваге. Это подвязка временная, пробная, одежда куклы обяза­тельно затруднит движения сус­тавов и сочленений, поэтому пос­ле того, как все обнаруженные недостатки устранены, куклу можно снять с ваги и продолжить работу над ней.

     Покраска и грим марионетки ничем не отличается от покрас­ки других систем кукол. Исполь­зуются те же краски и приёмы, описанные в третьем выпуске «Создаём театр кукол своими руками».

     Движение марионетки во мно­гом зависит от одежды куклы, а также от материала, из которого она сшита и сконструирована. Одежда марионетки должна быть свободной, лёгкой, не мешающей кукле легко и свободно двигаться и сгибаться. Сопротивление ткани должно быть минимальным, поэто­му материал не должен быть жёст­ким, грубым, особенно в местах сгибов. Куклы, как правило, не пе­реодеваются (бывает проще сде­лать дубль куклы в другом костю­ме, чем переодеть её), стало быть, отдельные детали костюма могут пришиваться непосредственно на кукле или даже приклеиваться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь