Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование и развитие государственности в Древнем Риме. Период империи.



 

Роковою силою вещей Рим из республики был превращен в монархию (империю). Когда римская гражданская община подчинила себе полмира, её устройство перестало соответствовать её положению. И народное собрание, состоявшее из римской черни, и сенат, как орган римской аристократии, выражали собою волю той или другой части столичного населения, но не волю, всего государства. Государственное хозяйство приняло ненормальный характер эксплуатации всего государства в пользу столицы. Ни попытка Гракхов передать политическую власть комициям, ни сходная попытка Суллы с сенатом не имели, да и не могли иметь успеха. Было лишь одно средство сохранить в Риме республику – устройство представительного правления, – но идея представительства была чужда древнему миру, Здесь сказался и другой истории, закон, в силу которого преобладание внешней политики над внутренней неминуемо ведет к единовластию. Жизнеспособность Рима выразилась в том, что, когда в его устройстве сказалось несоответствие с вновь открывшимися задачами, он создал для новых потребностей новый орган, давший ему возможность продолжать великое дело объединения народов и культур. Этим органом была империя, восстановившая равновесие между Римом и провинциями, более, чем комиции или сенат, способная руководить военными действиями и сложными дипломатическими сношениями. Идея единовластия, смутно выражавшаяся уже в деятельности Мария, Суллы и Помпея, сознала себя в Юлии Цезаре и была окончательно осуществлена Августом.

Но переход Рима от республики к империи совершился не сразу, а посредством целого ряда постепенных, более или менее законных изменений. В этом отношении всю пятивековую историю Римской империи можно разделить на два периода – до и после Диоклетиана. Первый период обнимает первые три века христианской эры; империя этого времени была не монархией, а особого рода республиканской магистратурой, подобной консульству или трибунату, и носившей особое название принципата. Римский император, или princeps был должностным лицом, избираемым пожизненно, и только эта пожизненность отличала его от прежних республиканских магистратов. Мало того, сама его власть представляла соединение двух чисто республиканских магистратур: проконсульства и трибуната. Он был ограничен в своем полновластии дуализмом учреждений, так как рядом с ним стоял сенат: под властью римского императора тогда находились лишь те провинции, которые лежали на границах или были на военном положении, – в мирных провинциях распоряжался сенат. Отличительной чертою принципата является формальное отсутствие наследственности; как всякая магистратура, он каждому лицу вручался по народному выбору (фактически народ играл здесь ничтожную роль – выбор зависел от сената, а еще чаще от войска).

Такова была государственно-правовая основа римского принципата; если на практике император был полновластным хозяином в государстве, если фактически сенат был его послушным орудием, и власть большею частью переходила от отца к сыну, то в теории не было ни полновластия, ни наследственности. И эта ограниченная власть сложилась в Риме не сразу, а постепенно, в эпоху правления Августа и Тиберия. Начиная с Калигулы и до Диоклетиана эта теоретическая основа императорской власти не расширяется, хотя фактически принципат, опираясь на войско и массу, мало-помалу проникает во все отрасли управления. Коренным образом изменяется характер Римской империи во втором периоде – в последние два века её существования (284 – 476 гг.). Чтобы освободить ее от влияния солдат и сената, Диоклетиан внешним образом придал ей характер самодержавия и посредством искусственной формы усыновления положил начало наследственности, а Константин, внесением в нее христианского элемента, обратил ее в монархию «Божьей милостью». Несмотря на слабость или низость своих отдельных членов, первые четыре династии (Юлии 31 г. до Р. X. – 68 г. по Р. X., Флавии 68 – 96 гг., Траян 98 – 117 гг., Адриан 117 – 138 гг., Антонины 138 – 192 гг., Северы 193 – 235 гг.), в общем, удовлетворяли тем потребностям, которыми империя была призвана к жизни. Главное внимание лучших из них было направлено во внутренней политике на поддержание власти Рима в покоренных странах, на умиротворение и романизацию провинций, а во внешней – на защиту границ от вторжения варваров. Особенно много в том и другом отношении сделал Август: установлением «римского мира» (рах romana), проведением дорог, строгим надзором за наместниками он много способствовал экономическому и культурному развитию провинций, а покорением придунайских стран и борьбою с германцами – безопасности границ. Такое же внимание к нуждам провинций обнаруживал и Тиберий. Флавии восстановили порядок в империи, расшатанный предыдущею смутой, довершили покорение Палестины, смирили восстание галлов и германцев и романизировали Британию, как Август романизировал Галлию. Траян романизировал придунайский край, успешно боролся против даков и парфян, а Адриан, напротив, всецело сосредоточил свое внимание на делах внутреннего управления, беспрестанно объезжал провинции, следил за деятельностью администрации и усовершенствовал бюрократию, начало которой положил Клавдий. Правление Марка Аврелия прошло в обороне Римской империи против парфян и германцев и в усмирении Сирии. Септимий Север после смут водворил порядок и докончил романизацию Британии, а сын его, жестокий Каракалла, завершил великое дело, начатое Цезарем, – даровал римское гражданство всем свободным жителям провинций. Первая половина III века является переходною эпохою между первым и вторым периодами в истории Римской империи; смуты этого времени резко обнаружили шаткость всего государств, строя. Избирательность принципата сделала его игрушкой в руках армии, из которой он вышел. Со смерти Коммода (192 г. по P. X.) начинается господство солдат, которые из выгоды или по капризу ставят и свергают императоров. Притом все более сказывается перевес провинциальных войск над римскими, объясняющийся упадком воинственности и политического духа в римлянах и италиках. Этот перевес обнаружился в том, что, начиная с Септимия Севера, на престол возводятся исключительно провинциалы, не-римляне. В связи с этим явлением стоит и другое – ослабление единства Римской империи, стремление провинций к главенству в государстве или к самостоятельности. В середине III в. Рим окончательно подпадает влиянию провинций: каждая провинциальная армия выдвигает своего императора, число императоров достигает 20 – наступает так называемая «эпоха 30 тиранов». Следствием такого положения дел была ужасная смута, которою не замедлили воспользоваться внешние враги: персы, готы, аллеманы со всех сторон нападают на империю, наносят поражения войскам, грабят города и села, и каждая провинция, со своим императором во главе, действует на свой страх и в своих интересах, нисколько не заботясь о целом. Великому полководцу Аврелиану удалось в 270 г. на короткое время восстановить единство Римской империи и отразить внешних врагов, но необходимость для сохранения государства обширной реформы была очевидна.

Эту реформу произвел Диоклетиан (284 – 305 гг.) в двух направлениях – с одной стороны установлением истинной монархии, с другой – введением системы деления империи на четыре части под управлением четырёх правителей. Эта система (тетрархия) устраняла соперничество между провинциями, их армиями и полководцами, и в то же время обеспечивала единство Римской империи, давала возможность лучше, чем при единоличном правлении, наблюдать за правильностью администрации и целостью границ. Она просуществовала 20 лет и дала хорошие результаты.

Преемник Диоклетиана, Константин, после упорной и продолжительной борьбы снова восстановил единовластие (324 г.). Его историческая заслуга состоит в том, что он союзом с христианством укрепил Римскую империю, Самой опасной язвой её было полное разложение языческого миросозерцания, следствием чего явилась нравственная шаткость и политическая апатия образованного общества. Константин понял, какую великую силу представляет христианский идеал, и нашел в нём великую опору. Отчасти переходом к христианству объясняется и перенесение столицы из сильного своими языческими преданиями Рима в Византию; впрочем, при этом имелось в виду перенести и центр политической жизни ближе к северо-восточной границе, на которую больше всего напирали варвары.

В 364 г., через 25 лет после смерти Константина (337 г.), разделение Римской империи было снова восстановлено, на иных основаниях, но уже окончательно: Валентиниан I и Валент поделили государство на две части – на Восток и Запад. Это деление не было искусственным – оно отвечало основным условиям исторической жизни, – противоположности романизованного Запада эллинистическому Востоку. За ничтожным исключением (393 – 395 гг.), оно удержалось в течение ста лет, до самого падения Западной Римской империи. Все заботы последних западных императоров – Валентиниана I, Грациана, Феодосия Великого, Гонория и Валентиниана III – были направлены к одной цели – сдержать напор варваров, уступками или оружием принудить их прекратить наступательное движение. И не только деятельность правительств – вся общественная жизнь была посвящена той же цели. Общество уподобилось лагерю, каждое сословие со страшным напряжением сил служило общему делу, каждый гражданин был прикреплен к своему занятию или званию, как солдат к своему посту, и на своем месте служил все той же задаче обороны.

Еще 100 лет просуществовала Западная Римская империя самостоятельно; за это время Рим дважды был разграблен варварами, – в 410 г. вестготами Алариха, в 455 г. – вандалами Гензериха. Империя еще держалась, но держалась силами самих германцев, т. к. её войско состояло из германских наемников. После смерти Валентиниана III (455 г.) престол становится игрушкой в руках предводителей этих наемников, и когда в 476 г; один из них, Одоакр, одел на себя корону, свергнув последнего из безвластных императоров, Ромула Августула, тогда Западная Римская Империя прекратила свое существование.

 

Царский период.

1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:
  • царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;
  • период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;
  • период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:
  • Ромул;
  • Нума Помпилий;
  • Тулл Гостилий;
  • Анк Марций;
  • Тарквиний Приск;
  • Сервий Туллий;
  • Тарквиний Гордый.
2. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью. Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:
  • правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);
  • правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
  • правом на получение от рода помощи и защиты;
  • правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.
С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями. 3. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

 

 

Одежда древних римлян.

Система одежды в Древнем Риме была разработана очень подробно и детально. Официальную одежду составляли тога, туника — у мужчин, стола, палла и инстита — у женщин. Все это представляло собой облачения из цельных кусков ткани, без швов, драпирующиеся. Именно такая особенность римлянами декларировалась как признак среднеземноморской культуры, городской цивилизации. Тога — это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях. Тога — это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия — сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой. Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более. Предполагается, что тогу надевали следующим образом. Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем — справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае. Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники — чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми. Туника — рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома. Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям. Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов. Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой. И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности. Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола — длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом — под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита — «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок. К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин — паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего — окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой — в отличие от лацерны). В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами — кроеными, нередко — с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон. Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю какодеяние, давшее прозвище одному из римских императоров. Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне. Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян — не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.

 

Римская армия.

К III в. до н.э. Рим стал сильнейшим государством Италии. В непрерывных войнах был выкован столь совершенный инструмент наступления и обороны – римская армия. Вся ее численность обычно составляла четыре легиона, то есть две консульские армии. Традиционно, когда один консул отправлялся в поход, второй оставался в Риме. При необходимости обе армии оперировали на разных театрах военных действий.

При легионах находились союзные контингенты из пехоты и конницы. Сам легион эпохи Республики состоял из 4500 человек, 300 из них составляли всадники, остальные – пехотинцы: 1200 легковооруженных воинов (велиты), 1200 тяжеловооруженных солдат первой линии (гастаты), 1200 человек тяжелой пехоты составляли вторую линию (принципы) и последние 600, самые опытные воины, представляли собой третью линию (триарии).

Основной тактической единицей в легионе был манипул, состоявший из двух центурий. Каждой центурией командовал центурион, один из них был одновременно и командиром всего манипула. Манипул имел свое знамя (значок). Первоначально это был пучок сена на шесте, затем к навершию шеста стало прикрепляться отлитое из бронзы изображение кисти человеческой руки, символа власти. Ниже к древку знамени прикреплялись боевые награды. Вооружение и тактика римского войска в древнейшие времена существенно не отличались от таковых у греков. Однако сила римской военной организации была в ее исключительной гибкости и приспособляемости: по ходу войн, которые римлянам приходилось вести, они заимствовали сильные черты армий противника и меняли свою тактику в зависимости от конкретных условий, в которых шла та или иная война.

Вооружение пехотинца. Так, традиционное тяжелое вооружение пехотинца, подобное гоплитскому у греков, изменилось следующим образом. Сплошной металлический панцирь был заменен кольчужным или пластинчатым, более легким и меньше стеснявшим движения. Перестали применяться поножи, т.к. вместо круглого металлического щита появился полуцилиндрический (скутум) высотой около 150 см, закрывавший все тело воина, кроме головы и ступней. Он состоял из дощатой основы, обтянутой несколькими слоями кожи. По краям скутум был окован металлом, а в центре имел выпуклую металлическую бляху (умбон). На ногах легионера были солдатские сапоги (калиги), а голову его защищал железный или бронзовый шлем с гребнем (у центуриона гребень располагался поперек шлема, у рядовых солдат – вдоль).

Если у греков основным видом наступательного оружия было копье, то у римлян – короткий (около 60 см) меч из высококачественной стали. Традиционный римский обоюдоострый, остроконечный меч (гладиус) имеет довольно позднее происхождение – он был позаимствован у испанских солдат, когда римляне на себе испытали его преимущества в рукопашном бою. Кроме меча, каждый легионер был вооружен кинжалом и двумя метательными копьями. Римское метательное копье (пилум) имело длинный (около метра), тонкий наконечник из мягкого железа, завершавшийся остро отточенным и закаленным жалом. С противоположного конца наконечник имел вток, куда вставлялось и затем закреплялось деревянное древко. Таким копьем можно было действовать и в рукопашной схватке, но рассчитано оно было прежде всего на бросок: вонзаясь в щит противника, оно сгибалось так, что его было невозможно вырвать и бросить назад. Так как в один щит обычно попадало несколько таких копий, его приходилось бросать, и противник оставался беззащитным перед атакой сомкнутого строя легионеров.

Тактика боя. Если первоначально римляне действовали в бою фалангой, как и греки, то в ходе войны против воинственных горных племен самнитов у них сложилась особая манипулярная тактика, которая выглядела следующим образом.

Перед боем легион обычно строился по манипулам, в 3 линии, в шахматном порядке: первую составляли манипулы гастатов, вторую принципов, на несколько большем отдалении от них стояли триарии. На флангах выстраивалась кавалерия, а перед фронтом рассыпным строем шла легкая пехота (велиты), вооруженная дротиками и пращами.

В зависимости от конкретной обстановки, легион мог образовать необходимый для атаки сплошной строй, либо сомкнув манипулы первой линии, либо вдвинув манипулы второй линии в интервалы между манипулами первой. Манипулы триариев обычно пускались в ход лишь тогда, когда ситуация становилась критической, обычно же исход боя решался двумя первыми линиями.

Перестроившись из предбоевого (шахматного) порядка, при котором легче было соблюдать строй, в боевой, легион ускоренным шагом двигался на противника. Велиты составляли первую волну атакующих: забросав вражеский строй дротиками, каменными и свинцовыми ядрами из пращей, они затем отбегали на фланги и в промежутки между манипулами. Легионеры, оказавшись в 10–15 м от врага, обрушивали на него град копий-пилумов и, выхватив мечи, начинали рукопашный бой. В разгар сражения конница и легкая пехота защищали фланги легиона, а затем преследовали бегущего противника.

Лагерь. Если битва складывалась неудачно, у римлян была возможность найти защиту в своем лагере, который ставился всегда, даже если армия останавливалась всего на несколько часов. Римский лагерь был прямоугольным в плане (впрочем, там, где было возможно, использовались и естественные укрепления местности). Он был окружен рвом и валом. Верх вала был дополнительно защищен частоколом и круглосуточно охранялся часовыми. В центре каждой стороны лагеря были ворота, через которые армия могла в короткий срок войти в лагерь или выйти из него. Внутри лагеря, на расстоянии, достаточном, чтобы туда не долетали вражеские метательные снаряды, ставились палатки солдат и командиров – в раз и навсегда определенном порядке. В центре стояла палатка полководца – преторий. Перед ней находилось свободное пространство, достаточное, чтобы выстроить здесь войско, если военачальнику это требовалось.

Лагерь был своего рода крепостью, которую римская армия всегда возила с собой. Не раз случалось так, что противник, уже одолев римлян в полевом сражении, терпел поражение при попытке штурма римского лагеря.

Подчинение Северной и Средней Италии. Непрерывно совершенствуя свою военную организацию, используя войска покоренных народов (так называемых союзников) для собственного усиления, римляне в начале III в. до н.э. подчинили себе Среднюю и Северную Италию. В борьбе за Южную им пришлось столкнуться с таким опасным и неведомым прежде врагом, как Пирр, царь греческого государства Эпир и один из самых талантливых полководцев эпохи эллинизма.

 

Римские деньги.

В эпоху перехода от непосредственного обмена товарами к введению денежного обращения главным средством платежа был скот. Память об этом времени сохранилась в римском названии денег «пекуниа» (от «пекус» — скот). В дальнейшем за товары стали расплачиваться медными брусками прямоугольной формы, весом около полутора килограммов, а те в свою очередь уступили свое место

настоящим монетам, появившимся в Риме в середине 5 века до н.э. Основной денежной единицей был медный асс — слиток меди, весивший 1 римский фунт, или 1 либру (322,8 г), что составляло 12 унций по 26,9 г каждая. Надо сказать, что первоначально в разных областях Италии существовали определенные различия в системе мер и весов. Так называемому окскому фунту, или либре (примерно 273 г), соответствовал по весу, как это видно

и из его названия, «либральный ас». Постепенно на всей территории Италии главной мерой веса стала римская либра, поэтому асс, весивший 322,8 г, обозначали буквой «L». Шло время, и римский асс становился всё легче: вес его снизился до ¼ и даже 1/6 фунта. В I веке до Р.Х. римляне начали говорить: «Асс у тебя есть, асс ты стоишь!» (Петроний. «Сатирикон»), подразумевая под ассом вещь ничтожную. Лишь с IV века до Р.Х. в Риме начали чеканить серебряную монету.

Ее появление было связано с растущими контактами между Римом и греческими колониями на юге Италии, где деньги из благородных металлов давно были в ходу. Около 340 года до Р.Х. в Капуе начали выпускать для Рима серебряную монету по греческому образцу. Это были дидрахмы – двухдрахмовые монеты весом в 7,58 г, позднее в 6,82 г. Формальная организация монетного дела в Республике произошла в 289 году до Р.Х. с учреждением особой коллегии в составе 3 человек. Их первой задачей был выпуск ассов и еще находившихся в обращении медных слитков с выбитой на них официальной печатью ( «сигнаты»). Серебряные монеты – денарии и сестерции – начали чеканить в Риме в 269 или 268 году до Р.Х. В ту пору денарий весил 4,48 г. или 1/72 либры. В эпоху 2 Пунической войны получила распространение первая золотая монета – скрупул, равнявшаяся 20 серебряным сестерциям. В Риме мастерская, где чеканились деньги, находилась вблизи Храма Юноны Монеты ( «Предостерегающей»). Отсюда вошедшее в европейские языки слово «монета». Ценнейший источник по истории монетного дела в Риме «Естественная история» Плиния Старшего (книга 33, 42-48). Он рассказывает, что до вынужденного ухода войск царя Пирра из Италии в 275 г до Р.Х. римский народ пребывал в счастливом неведении денег из драгоценных металлов. Не было ни золотых, не серебряных монет, а в обращенье был только медный асс, весивший 1 фунт. При всех расчетах деньги отмерялись по весу, поэтому жалование воина называлось «стипендиа» (от «пендо» — взвешиваю).

И впоследствии весы оставались одним из атрибутов оформления торговой сделки. Так, при манципации – формальной процедуре передачи какого-либо имущества или рабов в собственность нового владельца, покупатель в присутствии свидетелей ударял по весам кусочком меди о весы и затем вместе с необходимой суммой денег вручал продавцу. Сервий Туллий, один из древних римских царей, ввел, по словам Плиния, обычай помечать кусочки меди специальным государственным знаком. Современные исследователи относят возникновение этого обычая уже к эпохе Республики, к V веку до Р.Х. На медных монетах чеканили изображения скота. Серебряные монеты, сообщает Плиний, начали выпускать лишь за 5 лет до 1 Пунической войны. Было установлено, что денарий должен весить 10 фунтов, квинарий 5, а сестерций – 2 с половиной. Нехватка средств на ведение войны с Карфагеном вынудила римские власти прибегнуть к порче монеты, пустить в обращение ассы, вес которых был в 6 раз меньше прежнего. Эта мера оказалась успешной и принесла немалые выгоды оскудевшей казне. При помощи штемпеля на медных монетах изображали с одной стороны голову двуликого Януса, а с другой — носовую часть корабля, на мелких же монетах — триенсах и квадрансах — помещали целиком. На серебряных монетах были выбиты биги и квадриги, отсюда названия монет «бигат» и «квадригат». Наконец, в 104 до Р.Х., добавляет Плиний, Рим познакомился с новой денежной единицей «викториатом», украшенным изображением богини Виктории. Однако Плиний ошибается: чеканить викториаты римляне начали еще в 268 г до Р.Х., а спустя 40 лет открыли специальный монетный двор на острове Коркира. Там выпускали эти монеты, равнявшиеся по весу ¾ денария.

Использовались они главным образом в торговых отношениях с греческими государствами, ибо были эквивалентны греческой драхме и поэтому облегчали взаимные расчеты. На внутреннем денежном рынке Римской державы викториаты долго не получали распространения и рассматривались скорее как иностранная валюта. Лишь на рубеже II-I веков до Р.Х. викториат был приравнен к половине денария и должен был отныне войти в обращение и на внутреннем рынке. Говоря о чеканке монет в провинциях, отметим, что некоторые греческие города в составе империи сохраняли право выпускать собственную монету, и это было для них важной привилегией, дарованной им или самим императором, или его наместником в провинции. Привилегия эта означала признание видной политической, экономической и административной роли города и давала ему большую самостоятельность в его внутренних делах. Кроме того, разрешение городу иметь собственный монетный двор помогало обеспечить провинцию необходимым ей количеством разменной монеты. К моменту падения Республики римская монетная система была в значительной мере расшатана экономическим и политическим кризисом. Основной единицей денежного счета по-прежнему был сестерций, который сохранил эту роль до III века включительно. Наиболее распространенным номиналом оставался серебряный денарий, весивший 3 ⅔ скрупула. Реже встречались его фракции: квинарий, викториат и сестерций (sestertiusnummus). Золотая монета выпускалась лишь случайно, например, Цезарь выпустил в 46-44 до Р.Х. золотые монеты на сумму 20 млн. денариев для раздачи армии и гражданам. Из бронзовых номиналов преобладал асс. Антоний чеканил сестерции, дупондии, ассы и семисы. В целом, римская республиканская монетная система базировалась на серебряных и бронзовых номиналах.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь