Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первый дресс-код для женщин



 

По контексту в этом отрывке Павел наставляет мужчин и женщин, как вести себя, участвуя в общих молитвенных со­браниях (см. 1 Тим. 2:1-8). Перед тем как анализировать ог­раничения, давайте убедимся, что мы не упустили три очень положительных момента.
Женщинам разрешается участвовать в публичных религиозных встречах (см. 1 Тим. 2:9). Это было зна­чительным новшеством по сравнению с общеприня­тыми традициями того времени. Тогда ни римляне, ни евреи не позволяли женщинам активно прини­мать участие в религиозных церемониях. Языческие храмы нанимали их как жриц-проституток — это было весьма унизительным занятием.
Сама идея участия женщин в общественных встречах была настолько нова, что Павлу пришлось начать с самого элементарного: как женщинам сле­дует одеваться? Если бы Павел не рассматривал об­щие встречи, то не было бы нужды давать указания по поводу одежды. Далее он старается прояснить, что неправильная одежда не должна искажать цели собрания. Неверующим, которые встречали хри­стианок в людных местах, ничто во внешности жен­щин не должно было мешать замечать их благоче­стие (см. 1 Тим. 2:10).
Павел указывает, что женщины должны украшать себя добрыми делами. Так как эти библейские сти­хи представляют добрые дела как нечто, что долж­ны были заметить все вокруг, следует вывод: Павел говорит об общественных делах. Они должны быть так же очевидны, как и одежда женщин.
Он утверждает, что женщины не должны учить в той же манере и в том же окружении, в котором традиционно учили мужчины.

К сожалению, когда мы доходим до мысли Павла о том, что женщины не должны учить или властвовать, мы воспринима­ем эти ограничения как самую важную идею его наставле­ния. Поступая так, мы упускаем, что он в действительности позволяет им делать. Павел позволяет женщинам присутст­вовать на религиозных собраниях, заниматься общественно полезной работой и учиться. Давайте более подробно рас­смотрим последний пункт этого списка.

 





Великая социальная революция

 

Всеобщее образование дало девочкам возможность учиться наряду с мальчиками. Это право сейчас настолько укоренено, что нам в двадцать первом веке невозможно в полной мере понять революционную природу наставления Павла в кон­тексте той эпохи. Во времена Павла женщин никто не учил. То, что предложил он, далеко превосходило по радикально­сти французскую и американскую революции вместе взятые, ведь это касалось половины населения земного шара. Павел четко заявил, что женщин дольше нельзя держать в невежестве, а необходимо учить также, как столетиями до этого об­учались мужчины.
Это не просто шаг, а гигантский рывок вперед для жен­щин, так как во времена Нового Завета женщин хотя и счита­ли выше животных, но все же рассматривали ниже мужчин.

 


Сотворение и грех

 

Павел, заявив, что женщины имеют право на три необык­новенные привилегии, далее переходит к обсуждению двух ограничений: они не должны доминировать над мужчи­нами и вздорно их учить (Павел пишет: «Учить жене [греческое слово „gune"] не позволяю [„Ouk epitrepo" греческое слово, настоящее продолженное время изъявительного наклонения], ни властвовать [греческое слово „authentein"] над мужем [греческое слово „aner"]» (1 Тим. 2:11-15). Греческий гла­гол «authentein» значит «доминировать», а не просто «проявлять власть», по стандартному греко-английскому лексикону Нового За­вета ).
Чтобы доказать, что это реше­ние — не деспотизм с его стороны, он дает двойное объяс­нение: первым был создан Адам (см. 1 Тим. 2:13) и именно Ева впала в преступление (см. 1 Тим. 2:14). По традиции мы соединяли эти две идеи и соответственно делали невер­ные выводы.

Павел говорит о двух разных вещах. Одна из них — по­рядок сотворения: первым был создан Адам. Вторая — по­рядок, в котором был допущен грех: впервые это произошло именно через преступление Евы. Эти два повеления нельзя совмещать, потому что они не сочетаются. Первое указание представляет собой абсолютную истину которую невозмож­но изменить, в то время как вторая является условной и по­этому поддается изменению.
Если рассматривать их как одну, непреложность порядка сотворения неверно переносится на ограничения, о которых говорит Павел, и не дает нам видеть относительность усло­вий преступления Евы, уничтоженного крестом. Разделение этих двух мыслей очень важно, чтобы понять, чему именно учит Павел относительно женщин.

 

Не путайте!

 

Порядок творения неизменен и необратим. Первым был со­творен Адам, и это никто и ничто уже не может изменить. С другой стороны, порядок, в котором грех впервые вошел в жизнь всего человечества, является результатом выбора, сделанного кем-то другим, а не Богом; в нашем случае это была Ева. Она выбрала неповиновение Богу, таким образом став первым человеком, впавшим в преступление. Возможно, потеряв собственную невинность, она сознательно поспо­собствовала падению Адама, предложив ему отведать плода, который, как она уже знала, был недобрым.

 



Более суровое наказание

 

Бог вынес Свой приговор и наказал Адама и Еву разделени­ем, болью и трудностями (см. Быт. 3:16-19), но для Евы Он добавил принижение: Он «прикрепил» ее влечение к Ада­му (см. Быт. 3:16). Частично причиной послужило то, что ее преступление было заранее обдуманным действием, а раз так, то и заслуживало более сурового наказания.
Как этот дополнительный штраф выплачивается на протя­жении долгих лет? Мужчины, пользуясь этой «лицензией» править над женщинами, решили держать их в невежестве и ниже себя по социальному статусу. Это прямое следст­вие преступления Евы. Вот почему Павел сказал мужчинам избавиться от такого злоупотребления, изменив состояние необразованности, навязанное женщинам тогда, когда их же­ланием стало подчинение воле мужей. Чтобы уравновесить последствия первого греха, Павел наставляет мужчин сде­лать женщин равными себе, обучив их. Это не принижение, а повышение!
Если Павел делал кому-то выговор, то только мужчинам, а не женщинам. Когда он соединил необходимость для муж­чин учить своих жен и преступление Евы, то это нужно было для того, чтобы подчеркнуть: Ева упала, потому что у Ада­ма не получилось ее научить. Именно он получил запрет есть от дерева и знал все подробности, а она услышала об этом из вторых рук. Судя по тому, как Ева неверно использовала эту информацию, столкнувшись со змеем, можно сказать, что Адам, видимо, не дал ей достаточного наставления.
Сатана задавал Еве вопросы, лживо включив в запрет Бога все деревья. Ева ответила, что это не так, но излишне бурно отреагировала, добавив, что к дереву нельзя прика­саться (см. Быт. 3:3). Бог никогда не говорил ничего по­добного, однако в контексте лжи, которую подкинул ей сам отец лжи, а также из-за неточной информации из вторых уст, истина уже была искажена. Адам видел, что Ева идет к за­претному дереву и что она отвечает неправильно, однако, он молчал и не сделал ничего, чтобы ее направить. Павел пре­достерегает мужчин не подводить своих жен так, как сделал это Адам.

 




Первый кадр

 

Запрет Павла о том, что женщинам не позволяется учить, нужно рассматривать как развивающийся принцип, а не как установленное правило. Он писал особой группе верующих в первом веке нашей эры — женщине или группе женщин, которые вели себя надменно и старались командовать. Па­вел указывал, как говорится в Первом послании к Тимофею, что этим женщинам нужно быть «в безмолвии» и проявлять «всякую покорность» (см. 1 Тим. 2:11, 12). Догмат, который он ввел, всеобщ и одинаков для всех культур, но местная си­туация отнюдь не была таковой. Мы склонны рассматривать назидания Павла, как будто они завершающие титры фильма, хотя они на самом деле лишь первый кадр кинематографиче­ской ленты. Павел обратился к вопросу о принижении жен­щин в самый тяжелый момент, на заре христианства, и ввел этот принцип, чтобы восстановить их положение до изна­чального величия. А для этого, без сомнения, требовалось время.
Пользуясь своим выгодным положением, в начале эры христианства Павел представил лишь первый кадр кинолен­ты. В этом фильме повествуется о необразованных женщи­нах — их необходимо было научить, чтобы они соответство­вали начавшемуся излиянию благодати. Фильм продолжа­ется, и непременно должен появиться новый кадр. По мере развития сюжета этого кинофильма картина восстановле­ния женщин будет, конечно, раскрыта более подробно, чем во времена Павла.

 


Учиться, чтобы учить

 

Павел предостерегает женщин, чтобы они не учили других, прежде всего потому, что на тот момент они не были обуче­ны сами из-за последствий преступления Евы. Основное условие для права быть учителем — это знать предмет об­учения. Так как женщины не были научены, они не были ди­пломированными учителями, особенно по религиозным во­просам. Однако после смерти Христа, покрывшей грех Евы, женщин нужно было обучать.

Павел предостерегает женщин, чтобы они не учили других, прежде всего потому, что на тот момент они не были обучены сами.
Как люди узнают, чему впоследствии могут научить дру­гих? Сначала этому необходимо научить их самих! Неизбе­жен вывод: когда женщины будут обучены, они будут способ­ны учить.
Когда мы отделяем порядок сотворения от порядка, уста­новившегося после грехопадения, вместо того чтобы рассма­тривать их как нераздельные составляющие одного целого, мы видим роль женщины в свете, более согласном с Писани­ем и распределением духовных даров в Церкви.
Павел не мог запретить всем женщинам в Ефесе учить и иметь какую-либо власть над мужчинами, потому что он безусловно знал: Прискилла была одной из его соработниц в Ефесе, где Тимофей наблюдал за церквями,, и она, наряду с мужем, плодотворно обучила Аполлоса (см. Деян. 18:26).
Более того, в Первом послании к Тимофею (см. 1 Тим. 2:11) Павел больше не пишет о «женах» во множествен­ном числе, как ранее в девятом и десятом стихах второй гла­вы Первого послания к Тимофею. На этот раз он говорит «жена» в единственном числе, подразумевая одну женщину или ограниченное число женщин в Ефесе (Доктор Гари Грейг просветил меня по поводу значения греческого слова «gune»: в Первом послании к Тимофею (см. 1 Тим. 2:11-15) это слово должно переводиться как «жена», а не «женщина», потому что Павел подразумевает Адама и Еву, первых мужа и жену. Поэтому дан­ный отрывок должен переводиться так: «Я сейчас не разрешаю жене учить и доминировать над мужем»).
Такой запрет против особенного презрительного домини­рования жены или жен — вовсе не полный запрет благоче­стивым женщинам учить или практиковать служение, к кото­рому призвал их Бог в Теле Христовом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь