Вид на хребет Ицыл из района Киалимского кордона Приют Киалимский кордон

На поляне кордона было очень жарко, поэтому по окончании перехода я быстро снял с себя всё тёплое и остался загорать в безрукавке. Мы натянули тент, сходили за дровами в сторону Ицыла, развели костёр, и Индира сотворила для нас необыкновенное чудо — вкуснейший суп-рассольник! А после ужина все мигом помчались в баню,

- 15 -

попариться вдоволь и расслабиться. Как только сидеть в бане становилось невмоготу, мы открывали двери и бежали окунаться в ледяные воды Большого Киалима. Это было поистине прекрасно, и никакие слова или фото не смогут передать того ощущения «заново рождённого человека», которое испытывал каждый из нас этим вечером. А в довершение третьего ходового дня мы пили вкусный и ароматный чай, греясь у костра и вновь и вновь травя походные и не только байки, подшучивая друг над другом и вспоминая разные весёлости. И как же было прекрасно, что здесь, в этом райском местечке с милым слуху названием, будто нежным восточным женским именем Киалим, не ловила сотовая связь, и не было прочих благ цивилизации. И без всего этого мы были счастливы. Совершенно незнакомые до похода люди за три дня успели сплотиться в единую туристскую семью, стать почти родными для каждого. Невероятно, но у меня лично было ощущение, будто я всех этих людей знаю по меньшей мере год, и будто это далеко не первый совместный поход. Ох, потянуло меня снова на лирику… Спать пора, Александр Сергеевич! Нет, уж лучше Шурик, так милее и приятнее.

День 4: радиальный выход на г. Дальний Таганай (Метеостанция)

Августа

Техническая информация:

Нитка маршрута: Киалимский кордон — приют Метеостанция — Киалимский кордон.

Пройденное расстояние: 10.2 км;
Набор и сброс высоты: 533 м;
Максимальная высота: 1125 м (скалы в районе Метеостанции);
Минимальная высота: 574 м (в районе развилки на Метеостанцию и г. Карабаш).

Контрольные точки (время местное, МСК+2, UTC+5):
Старт: 10.53

Развилка с тропой со «стрелки»: 11.50;
Приют Метеостанция: 13.00-14.00;
Развилка с тропой на «стрелку»: 15.45;

Приют Киалимский кордон: 17.00.

Трек четвёртого дня

1 из 7

Хорошо же после баньки спится, не правда ли? Чистое тело отдыхает после очередного ходового дня, но всё равно, рано или поздно что-то заставляет проснуться и высунуть голову из палатки. С добрым утром! Снова холодно, я пошёл фотографировать и встретил егеря, который сказал, что ночью было +3°С. Ну, да холодно — это ж хорошо, я

- 16 -

люблю холод, люблю свежие утренники, знаете, бывают такие прекрасные моменты ближе к середине осени в наших краях, когда утром воздух остывает настолько, что трава покрывается инеем, а солнце светит сквозь дымку, и ты идёшь на работу по этому свежему воздуху, и пробуждаешься, наполняешься этой осенней прохладой и невольно улыбаешься. И здесь, на Киалимском кордоне, утро было таким же свежим, ну, разве что инея не было, зато было много росы, предвещавшей погожий денёк.

Пока я гулял да фотографировал, проснулись Илюха с Ильгизом, мы подогрели вчерашний чай и оставшийся суп, который почти превратился в кашу, но от этого был не менее вкусным. Затем из палатки появилась Индира, поспешившая к костру приготовить нам завтрак, и вскоре на аромат подтянулись и остальные участники похода. Алёнка же, по обыкновению, спала, мы её не тревожили — всё равно к чаепитию проснётся. Так оно и вышло, командор вылезла из нашей палатки немного сонная, но благодарная за то, что мы с Илюхой не храпели. Да, втроём спать в двухместной палатке не очень-то и удобно, но тут уж, как говорится, в тесноте, да не в обиде, тем более, что и в общем в палатке теплее стало — то мы с Илюхой вдвоём дышали (а я ж ещё, гад такой, прошлую ночь дышал для себя, не отапливая палатку), а тут три человека обогревают помещение. В общем, симбиоз получился взаимовыгодный.

Кстати, о Мурках и Мурзиках. Вчера на кордоне мы увидели только одну зверушку, она вроде ходила безымянной, и я решил назвать её Петровичем. Но потом оказалось, что эта зверушка — не кот, а кошка, поэтому тут было два варианта: либо Петровна, либо оставить Петрович с ударением на первый слог, как у южнославянских фамилий, типа хорватская Мурка Петрович. Утром показалась ещё одна зверушка, и это уже был кот. Ладно, пусть кот будет ПетрОвич, а кошка — ПЕтрович.

Мур-мур

После неспешного завтрака мы оставили Ильгиза в лагере «за старшего» и ушли в горы. Вернее, в гору. От соседнего домика тропа резко отворачивала влево, и через двести метров вместе с официальным стендом «Киалимский кордон» мы увидели маленькую стрелочку из дерева, на которой было написано «На Метео Большой Таганай». Отсюда тропа пошла по руслу ручья, сбегающего откуда-то сверху, и мы то обходили по натоптанным тропкам по лесу, то шли прямо по камням.

- 17 –

Через почти три километра после старта наша тропа соединилась с той, что шла со «стрелки». Здесь мы устроили небольшой перекур, ведь впереди нас ожидал непростой подъём — 350 метров высоты за 2 километра пути! Дорога и впрямь пошла круче после развилки. Вскоре лес поредел, а вместе с этим стало прохладнее и я, идущий со старта в безрукавке, натянул на себя термушку и кофту. Остальные туристы также оделись потеплее, и чем ближе мы подходили к вершине, тем становилось холоднее и ветренее. Зато прямо за нами открывались захватывающие дух виды: можно было рассмотреть Ицыл, особо зоркие углядывали за Главным Уральским хребтом озеро Тургояк и город Миасс.

Хранители Киалима                             Вид со стороны метеостанции

А сама метеостанция была уже от нас в прямой видимости. Одиноко стоящее деревянное здание было похоже на северную постройку в забытой Богом тундре. Да и местная флора на самом деле была тундровой: тут тебе и лишайники, и типичная для тундры растительность, и низенькие цветочки, и редкие невысокие деревца. Словом, создавалось ощущение, будто мы с 55 градуса северной широты махнули сразу к семидесятому. И действительно, как гласил стенд на стене здания, ландшафт территории приюта представляет собой горную тундру с произрастанием реликтовых видов растений. Поистине уникальное место.

Справка: приют Метеостанция «Таганай-гора» является самым отдалённым приютом на территории национального парка. Между ним и центральной усадьбой ровно 25 километров по Нижней тропе и 28 км по Верхней. История этого места такова: в 1932 году 20 августа здесь, на горе Дальний Таганай, была открыта самая высокогорная на Урале метеостанция (1108 м.). Сводки погоды передавались по радио в г. Свердловск, метеостанция проработала 60 лет и в 1992 году была закрыта, после чего ещё в течение 13-ти лет там базировался отряд аварийно-спасательной службы и метеопост национального парка. Теперь в здании бывшей метеостанции расположен туристический приют, состоящий из единственного домика, в котором могут разместиться 16 человек. Блага цивилизации присутствуют: есть и свет, и отопление, и даже сотовая связь на вершине ловит уверенно.

Рядом со зданием приюта, помимо всего прочего, мы увидели настоящий бронетранспортёр! Откуда здесь военная техника? Или, может, военные тут что делают? Но оказалось всё довольно прозаично: раньше, когда не было грунтовой дороги, всю провизию на метеостанцию доставляли на БТРах, доставшихся от одной из расформи-рованных воинских частей. Потом, в связи с прокладкой грунтовки, нужда в БТРах отпала, и один из них так и остался на метеостанции служить местной достопри-мечательностью. Ну, когда ещё удастся вот так сфотографироваться с боевой техникой, да ещё в таких сказочных местах?

Поснимав на память красочные виды, мы отправились в здание приюта перекусить. Там тоже был кот, этот уже был рыжим, и кто-то его прозвал за это Чубайсом. Тоже местная достопримечательность, все норовят потискать, почесать за ушком, а котейке и приятно. Алёнка вспомнила про своего рыжего кота, который слегка смахивал,

- 18 -

Здание приюта метеостанции «Таганай-гора»                           На БТРе

по её словам, на представителя кавказской национальности. Вот только как кот-кавказец должен мяукать? Илюха сразу же перевёл слово «Вах!» на кошачий, и получилось нечто среднее между «Вах!» и «Мяу», что повергло нас в дикий хохот, это мы вспоминали до конца похода, угорая над этим, когда можно, и когда нельзя. «Мау!»

Вдоволь насмеявшись, решили оставить запись в книге посетителей и на предназначенной для этого стене прикрепить сторублёвую купюру с именами всех, здесь находящихся. Алёнка нашла и июньскую «сотку», мы пролистали журнал, нашли несколько интересных записей и оставили, конечно же, свою.

Мы были здесь!

Кроме нас, в здании были также и другие туристы. Покушав, мы попрощались со всеми, и снова ушли пофоткаться, благо погода по-прежнему была прекрасной, лишь откуда-то запада надвигались потихоньку облака. Стали потихоньку спускаться, и на спуск идти стало как-то посложнее что ли, нагрузка на колени была больше, и вот тут палки выручали снова. К пяти часам мы вернулись обратно на Киалим, где Ильгиз терпеливо нас дожидался, и было видно, почему: от сильного ветра тент сорвало, и нужно было снова его закрепить. Во время нашего ожидания Ильгиз познакомился с Сергеем,

- 19 -

который в одиночку шёл примерно по нашему же маршруту. Сергей ночевал в домике, и планировал завтра с утра выйти пораньше, чтобы одним днём достичь Тургояка. Ну, а у нас такого в планах не было, мы сегодня прекрасно сходили на Дальний Таганай и в качестве награды за посещение метеостанции подарили себе любимым вечер у костра с поджариванием сосисок! М-м-м, как же это прекрасно и божественно!