Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внешний и средний церковный человек



Одно из самых заметных проявлений внешнего человека, это его ревность о внешнем благочестии. Он тщательно сле- дит, чтобы крошки святой просфоры на пол не падали, чтобы в постные дни не есть булочки, которые выпекли на против- нях, смазанных животным жиром, тем более булочки с добав- кой сухого молока. Чтобы не встать на колени во время служ- бы в воскресные дни или в неположенное время службы. Что- бы акафист всегда читать стоя. Чтобы в алтаре священникам всегда стоять вокруг престола согласно с хиротонией. Чтобы священнический возглас подавать звонко и громко. Чтобы ничто из современной психологии и тем более психиатрии не вкралось в церковную жизнь. Чтобы все сказанное и писан- ное было только святоотеческим и согласованно со святыми отцами. А для чего? Что из того, что все будет согласно? В ин- тернете сегодня выложены почти все святые отцы. От этого с интернетом ничего не происходит. Интернет остается интер- нетом – со всеми его соблазнами и пакостями. То же и с че- ловеком. Если он не трудится над переходом во внутреннего нравственного человека, какая польза ему от святоотеческого содержания?

При том, что внешнему благочестию уделяется столько стро- гости, усилий и ревности, реальная церковная жизнь внешнего и среднего человека могут быть в глубоком, но бессознатель- ном противоречии всему заявленному. Так, например:

 

109


 

 

1. Радея о булочках, на которых по его ревности даже сле- дов жира не должно быть в постные дни, человек в эти же дни может грешить раздражением, ругаться худыми словами на детей, супруга, может весь вечер провести перед телевизором или в интернете, может грешить объедением постной пищей, гордостью, тщеславием, блудом. При том, что, находясь в ис- кренней ревности о внешнем благочестии, он еще не видит своего реального внутреннего состояния. Перечисленные здесь грехи он относит к чему-то общепринятому, в лучшем случае это у него предмет исповеди, но не перемен жизни в дни пост- ные. В то же время перечисленные грехи, рядом с булочкой со следами жира или рядом с акафистом, прочитанным сидя, про- сто вопиют Небу. Но покров беспечности к своему спасению, который лежит на сердце, не дает это увидеть. Поэтому нет об этом покаяния и плача тоже нет. Нет дела до заповеди «блажен- ны плачущие». Да и как-то некуда ее приложить.

2. Радея о том, чтобы все было по святым отцам, внешний человек у себя на приходе с легкостью сократит службы – вечернюю до полутора часов, проскомидию и литургию до од- ного часа. Хотя именно святые отцы эти службы составляли. То же сделают и его прихожане. Если служба по времени будет идти дольше, они ради своего удобства либо придут с опозда- нием или уйдут пораньше. То же с еще большей вольностью и потаканием себе делается с домашними молитвами, при- готовлениями к таинствам, с хождением и нехождением на праздничные, постовые службы. При этом, то, о чем он радеет, чтобы было по святым отцам, человек будет отслеживать с на- стойчивостью, по святым ли отцам все делают. Но вот жизнь святых отцов, их уклад и порядок жизни он с легкостью будет подминать под свои нравы.

3. В то же время проявление в ком-либо внутреннего благо- честия будет его раздражать, сердить.

110


 

 

4. Внешнему и среднему человеку свойственно совсем уж безотчетно для себя сближаться, сбиваться в кучки себепо- такателей, за чаем, за едой пересуживать людей, в алтаре во время службы заниматься этими разговорами, где-нибудь встретив друг друга, с цинизмом отзываться о тех, кто хранит внутреннее благочестие.

5. Учение о сектах и обзывательство в сектантстве приме- няют направо и налево ко всем, кто поведением и церковным образом жизни не похожи на них. Вполне искренно при этом радея о том, чтобы их самих не записали в сектанты. Если же кто выскажет на их счет подозрения о том, в страхе вздрагива- ют в глубине сердца и открещиваются от вступивших на путь благочестия.

6. Не подозревают, что в этих надуманных отношениях к другим или даже друг к другу и в ложных страхах о себе са- мих постепенно скатываются в категорическое неприятие сколь-нибудь строгой церковной жизни, которую большин- ство их окружения не принимают. Из подозрительности на якобы неправославие, только потому, что так кто-то сказал, легко впадают в гнушение, отторжение реальной жизни по святым отцам.

7. В этой вражде с внутренним благочестием имеют в себе помысел оправдания – все так, как мы, а они, малое число, не так. Поэтому нам не по пути с ними.

8. Живут в церкви слухами обо всех и друг о друге, опира- ются на взгляды и мнения не столько духовных, сколько авто- ритетных людей, которых «по своим прихотям будут избирать тех, которые льстили бы слуху» (2 Петр. 4, 3), часто опираются на собственные впечатления, которыми дорожат сугубо, не по- дозревая, что «от истины отвращают слух» (2 Тим. 4, 3–4), жи- вут сплетнями и баснями, собственными домыслами и посто- янным творением их. Не подозревают, что такая повседневная

111


 

 

жизнь не может оправдываться видимым благочестием, но этим же благочестием будет обличаться после смерти.

9. Имеют суеверные страхи, в том числе перед последни- ми временами, суетной верой мечутся между разными собы- тиями в Церкви, произошедшими за последние годы, между разнящимися взглядами священников, удивляясь дисципли- нированному молчанию епископов, нигде не имеют опоры. И так до тех пор, пока не выберут то, что стабильно, официаль- но и имеет поддержку государства. Такое время придет. Оно называется «мир и безопасность». Как только сделают свой выбор, тогда и успокоятся у них все страхи – животные (как не умереть), душевные (что люди скажут), мистические (сны, ужасы видений, вражьих нападений). Оставаясь внешними, они не разумеют, что всякий раз выбор делают в сторону га- рантий земной жизни, но не в сторону благодати спасающей, восполняющей, склоняются в сторону мирских ценностей, но не в сторону заповедей блаженств. Мысль о том, что «тогда внезапно настигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3) они отодвигают от себя в небытие, как не существующую.

10. Состояние внешних и средних людей в Церкви, т. е. поч- ти всех нас с вами, обнаженно описывает апостол Петр: «Они прельщают неутвержденные души (многими послаблениями в посте, молитве, постоянном сокращении богослужений), сердце их приучено к любостяжанию, это сыны проклятия (т. е. легко находят друг друга и, находя взаимную поддержку в расслаблении обычаев и подмене духа православия внеш- ним великолепием, собираются в обширные братства соглас- ных между собою сестер и братьев одного прихода, одного монастыря, одного благочиния...). Оставив прямой путь, они заблудились, обещают (подопечным) свободу от плотских по- хотей, будучи сами рабы тления, избегнув скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими. С ними случается по

112


 

 

верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину»  и

«вымытая свинья идет валяться в грязи». Путь истины у них будет – в поношении. Будут говорить: «Где обетования прише- ствия Его (Христа)? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Думающие так не зна- ют, «что долготерпит Господь, чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр.2, 2,14–15, 19–22; 3, 9).

11. В них и через них в Церкви сегодня разливается обшир- ный либерализм, который, оставляя традиционное, скатыва- ется в общепринятое и через то в совмещение себя с демокра- тическим обществом. (Читай замечательную статью Н. А. Ло- бастова в журнале «Покров» № 3 за 2018 г. С. 36–39). «Главный принцип либерализма, – пишет Н. А. Лобастов, – приоритет общечеловеческих ценностей. Во «Всеобщей декларации прав человека» статья 2-я гласит: «Каждый человек должен обла- дать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия… религии». Этот закон вышел из конкретной сферы – религии протестантизма, но пошел дальше, отвергнув христианство и приняв за основу экуменическую картину мира. Причем, приняв это за основной мировой закон, декла- рация обязывает все государства подчиниться ему. В итоге по- явился новый бог – «общечеловеческие ценности». (И сугубо утверждается государственная система, которая этого бога внедряет, – демократия.)

В антропологическом смысле демократия – это власть

большинства... в человеке. Христианство же утверждает, что большинство в человеке – это грех, грязь. Князь мира сего – диавол. Добро есть – «малое стадо». Это духовный закон.

Теперь путь греха объявляется за истинный по причине, что он... широкий (вместо узких врат), общечеловеческий. (И народ Божий историческим ходом падения подменяется новым народом – либеральным.)

 

113


 

 

Либералы, раскрепощая, как говорит апостол Павел, «за- кон греховный в членах моих» (Рим. 7, 23), объявляют его всеобщим, первичным, общечеловеческим, распространен- ным, массовым. Либерализм защищает права большинства в человеке, то есть право падшей природы в человечестве быть первой и главенствующей. (Право падшей природы!)

Либералам-православным нужна и государственная систе- ма – демократия, которая давно уже не власть народа, а диктат всеобщности над святостью, количества над качеством, низ- менного над светлым.

Этот союз либералов с демократией узаконивает в созна- нии людей толерантность, которая есть не просто терпимость ко злу, но признание его прав, как более сильной и более мас- совой части в человеке. Зло становится сущностью, новой религией.

В этих условиях, – заканчивает свою статью Н. А. Лобастов, – вся надежда на подлинную Россию».

 

Старец Кирилл (Павлов): Нравственность нужно восстанавливать

В последней долгой беседе с отцом Кириллом (Павло- вым) батюшка говорил мне:

«Люди нравственность потеряли. Для восстановления нравственности делай, что можешь».

И благословил.

И теперь это его благословение «делай, что можешь» дается в таком обилии и глубине, что люди не успевают за откры- вающимся содержанием, ни за обилием его, ни за глубиной. Часто, послушав какое-то время проповеди или почитав ка- кое-то время написанные тексты, начально  познакомившись


 

 

с ними, потом оставляют. Одни теряют интерес – мол, не мое, не понятно, сложно, другие гаснут в желании в такую глубину трудиться над собой. Не догоняют.

Имея подобный опыт в прошлом, я спрашивал батюшку Кирилла: – Люди не успевают за мной. Как быть? – А ты мо- лись за себя и за них. Господь подтянет, кого надо. – Батюш- ка, – говорю, – такая брань идет. Два протоиерея, три про- фессора – против говорят. – Это всегда было, – сказал отец Кирилл. – А ты не бойся. Страха ради иудейского не надо бояться. Держись Христа и не бойся. – А через них в народе создается предубеждение и предвзятость, некоторые люди боятся даже в руки брать написанное, не то, чтобы читать. Батюшка помолчал и после паузы сказал: Значит, время пока такое. А ты делай…

Я вспомнил об отце Кирилле в связи со словами Н. А. Ло- бастова и теперь вместе с ним то же говорю и думаю:

«Вся надежда на подлинную Россию».


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь