Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ко главе «Посвист или Похвист»
«Как русские, так и поляки думали, что Посвист божество бури. Г. Маш ошибается, утверждая, будто бы Погода и Посвист одно и то же, потому что оба сии божества в одно время были у поляков, и еще поныне масовяне называют большой ветр Похвисцием, следовательно Погода остается греческим Зефиром, а Похвиста мы можем сравнить с Эолом». Посвист — Божество ветров и бурь, разыгравшейся непогоды, к Коему обращаются во слове вещем:
ПОСВИСТ-ЛИСТОБОЙ СТРИБОЖИЙ ВЕСТОВОЙ ТЫ ЛЕТИ ЗА СЕМЬ ВЫСОКИХ ЛЕСОВ ЗА СЕМЬ ГЛУБОКИХ МОРЕЙ ТЫ НЕ ТРОНЬ МОВО СЛЕДА УНЕСИ ЛИХИЕ БЕДЫ С ЛИЦА АЛОЙ ЗОРИ ПОДЫМИ ПЕРО ВОРОНЬЕ СУХОВЕРТЬ УНЕСИ ТЫ ЗА СЕМЬ ВЫСОКИХ ЛЕСОВ ЗА СЕМЬ ГЛУБОКИХ МОРЕЙ! ГОЙ!
Согласно Славянским сказам (справедливости ради отметим: в той или иной мере испытавшим на себе влияние поздней литературной традиции), Посвист — родной брат Догоды (Погоды), о коем — см. следующую главу.
Ко главе «Погода или Догода»
«Погода был бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Это славянский Зефир. Я не нахожу, чтобы Погода был в России известен; но поляки и венды поклонялись ему. Вестфаль описывает его человеком с остроконечною шапкою, из которой высовываются два бычачьи рога. В правой руке был у него рог изобилия, лежавший у него на груди, а в левой — посох. Это изображение не сходно с кумиром, найденным в Прильвице. Имена, какие дают иногда сему божеству, как Догода и Погода, ложны, потому что они в славянских наречиях неизвестны. Между утварями, найденными в Прильвице, были также следующие вещи: жертвенный сосуд, чаша и нож Погоды». Догода (Погода) — божество тёплого, мягкого ветра, хорошей погоды. Даритель благ и процветания, к Коему обращаются во слове вещем:
ВОССЛАВИСЯ ЛЕПЫЙ БОЖЕ ВО РОГ ПРОТРУБИ ДОГОДЕ ЗЕМЛЕ ПРИНЕСИ ДОСТАТОК А С НАМИ БЛАГОЙ ПРЕБУДИ! ГОЙ!
В современном Родноверии Посвист и Догода почитаются как сыновья Стрибога — Бога Ветров и Воздушного Пространства меж Небом и Землёй, олицетворения Вечного Дыхания Всебога Рода. При этом Посвист покровительствует ветрам, дующим с севера (и северо-запада), а Догода — ветрам, дующим с юга (и юго-востока).
Ко главе «Полелья»
«Полелья был сын Лады и бог супружества. Это доказывает и его имя, означающее такого, который "по Лелии следует". Уже выше было упомянуто, что Лелия представлял славянского Купидона. Преемник Купидона бывает по большей части Гименей или Полелья». Полель — Вешнее Божество из свиты Ярилы, Сын Лады, Брат Лели, к Коему обращаются во влове вещем:
ГОЙ ПОЛЕЛИ-ЛЕЛЬ ВО ПОЛЕ ЛЕЛЕЙ СУРИЦУ ВОЗЛЕЙ ЖИТУШКО ПОЛЕЙ КУПЫ ОСВЯТИ ДОЖДЕМ ОРОСИ ГУДЬБОЮ ГРЯНИ А ДО НАС ПРИЙДИ! ГОЙ!
Согласно Славянским сказам (как уже говорилось выше: испытавшим на себе влияние поздней литературной традиции), Полель является людям в образе Мальчика-Пастушка, пасущего Небесных Коров. Покровительствует молодым всходам на полях и юным влюблённым.
Ко главе «Русалки»
«Это были русские нимфы и наяды. Баснь говорит, что на них были зеленые волосы, и что оне чрезмерно любили качаться на ветвях дерев. Этот предрассудок, обновляемый теперь преданиями, так укоренился в уме простолюдина, что сей и теперь еще верит, будто бы видел иногда своих русалок на берегу реки, чешущих зеленые свои волосы. Конечно, теперь уже мало таких премудрых людей в России». Русалки — женские водяные духи, покровительницы рек, озёр и всяких иных Природных водоёмов, тако же связанные с ростом трав и прочей растительности, к коим обращаются во слове вещем:
РУСАЛКИ-ВОДЯНИЦЫ ЧИСТЫ ДЕВЫ ВЕСЕННИ ВОД СЕРЕБРЯНЫХ РАДЕТЕЛЬНИЦЫ ЗОВЕМ-КЛИЧЕМ ВАС ХОДИТЕ ДО НАС БЕРЕГАМИ РЕК КОЛО-ОБЕРЕГ! ГОЙ!
Зимою Русалки спят в водных глубинах либо в деревьях, а весной, обращаясь зеленовласыми девицами-красавицами, выходят в мир людей, како уже было сказано ранее (см. выше о Леле). Пора их гуляний — весна от Лельника до Зелёных Святок (от Первых до Вторых Русалий): с месяца цветеня/апреля по месяц кресень/июнь. Начиная со времён «христианизации» Руси, чистый образ Природного духа Русалки-Берегини стал всё больше и больше связываться с образом девушки-утопленницы, чья душа после смерти тела не нашла успокоения и попала под власть Водяного Хозяина. Церковники столетиями учили народ бояться Русалок «яко водяных бесов», рассказывая про них всякие страшные небылицы — возводя, в безумии, хулу на Силы Всеживой Матери-Природы, столь почитаемой Родноверами...
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы