Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Летнее Макошье (Летние Мокриды)



 

Летнее Макошье (Летние Мокриды) — Святодень Макоши-Мокрины, Водяной Матушки, всякой живности водяной Заступницы.

В эпоху двоеверия на Руси 19 липеня/июля-месяца отмечали Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая», «Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, и не будет орехов — все повымокнут». День Летних Мокрид считался важным и для будущего года: «Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь».

 

 

Спожинки/Госпожинки

 

Спожинки/Госпожинки — праздник Окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру Землю за урожай, приносят требы Макоши-Снопоносице (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу.

В эпоху двоеверия на Руси 15 серпеня/августа-месяца отмечали Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку — на пест, на колотило, на кривое веретено!» — возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.

 

 

День Рода и Рожаниц

 

День Рода и Рожаниц — праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов года. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду — вовек слава, а нам хвала — по делам».

В эпоху двоеверия на Руси 8 вересеня/сентября-месяца отмечали Рождество Богородицы. Праздновали, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую (то есть на Рождество Богородицы) хорошая — осень будет хорошая».

 

 

Осеннее Макошье (Осенние Мокриды)

 

Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» Им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу.

В эпоху двоеверия на Руси отмечали сразу две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, именуемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно происходящих от колдовства): 14 листопада/октября-месяца — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября-месяца — день Параскевы Пятницы, или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины».

 

 

Особливая обрядность

 

1) На Вешнее Макошье — 9 травеня/мая-месяца — приносят требы пробуждающимся после зимнего сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особливыми наговорами в поле хлеб и яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, «слушают Землю».

2) На Летнее Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца, отмечаемое накануне Перунова дня, — приносят требы Макоши Водяной Матушке и просят у Неё влаги — если стоит засуха, либо сухой погоды — если идут обильные дожди.

3) На Спожинки/Госпожинки — 15 серпеня/августа-месяца — благодарят Макошь-Снопоносицу (Жнивную Матушку) за богатый урожай. Женщины катаются по стерне, собирая силу.

4) На день Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября-месяца — к священным источникам приносят овсяные хлеба, просят у Макоши-Прародительницы (Старшей Рожаницы) оберега на домашнее хозяйство.

5) На Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября-месяца — приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: «Простите, в чём досадили Вам!..» На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.

 

 

Обрядовые славления

(Из «Вещего Словника»)

 

1. МАКОШЬ ПРЕМУДРА МАТИ ПОКУТНА

СУДЬБЫ ВЕДНИЦА ВЕРЕТЕННИЦА

НИТИ КРУЧЕНЫ СУДЬБЫ ВРУЧЕНЫ

КОЛО ВЕРЧЕНЫ С-ПРАВНО ВЕНЧАНЫ

ДОЛЕЙ ДОБРОЮ ДАРИ ВДОСТАЛИ

НЕДОЛЬ ОТВЕДИ РАССЕЙ РОССЫПЬЮ

МАТЬ ВЕЛИКАЯ МНОГОЛИКАЯ

ЗЕМЛЯ ПЛОДНАЯ РОДОМ РОДНАЯ

СВЯТИ ПОЛЮШКО ЧЕСТНЫМ ХЛЕБУШКОМ

ДАЖДИ МУДРОСТИ СВОИМ ДЕТУШКАМ

ДА СИЛ В МОГОТУ ВСЯКУ ЖИВОТУ!

ГОЙ-МА!

 

2. МАКОШЬ-МАТУШКА ВСЕОТРАДНИЦА

МОГУЧАЯ ЖЕ ТЫ СУДЬБОВЕРТИЦА

СУДЬБЫ ВЯЖИ ВО УЗЛЫ СКОРО

ПОКУТНЫ НИТИ СОВЕДИ СПОРО

НЕДОЛИ СУДЬБИНЫ ЗЛЫ

ДОЛИ СУДЬБИНЫ ДОБРЫ

ДОЗВОЛЬ МАТУШКА ГАДАТИ

ВРАЗУМИ ПРЕМУДРА ЗНАТИ

ОТ РОДУ РОЖДЕННОЕ

ОТ БОГОВ ИЗРЕЧЕННОЕ

ПО НАШЕЙ ДОЛЕ ДА ПО БОЖЕСКОЙ ВОЛЕ

ВОССЛАВИСЯ ЖЕ СУДЕБ ВЕДНИЦА

МАКОШЬ-МАТУШКА ВЕРЕТЕННИЦА!

ГОЙ-МА!

 

3. МАКОШЬ-СУДЬБИНУШКА СИЗА ГОЛУБИНУШКА

МАКОШЬ УМИЛЕННАЯ ДА СТОВЕРЕТЕННАЯ

ВО РОДЕ ВОССЛАВИСЯ СРЕДИ НАС ПОЯВИСЯ

СО ТВОЕЙ КРЫНИЦЫ ДАЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ

ДАЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ К ТЕБЕ ПРИКЛОНИТЬСЯ

БЕРЕЗА СТРОЙНАЯ САМА СТАНОМ ГОЙНАЯ

МАТУШКА ВСЕБЛАГАЯ ВОЗРАДУЙСЯ ДНЕСЕ ОТРАДНАЯ!

ГОЙ-МА!

 

4. УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ МАТУШКА МАКОШЬ-ЛЬНЯНИЦА

ПОЛЕВАЯ ЗАСТУПНИЦА БАБЬЕМУ ДЕЛУ ПОМОЩНИЦА

ТЫ МАТИ НАМ ЗАПОВЕДАЛА ЧТОБЫ БРАТ БРАТА НЕ БРАНИЛ

ТЫ ЖЕ МАТИ ЗАПОВЕДАЙ СБЕРЕГИ ДА СОХРАНИ

ЖИТО ОТ СПОРЫНЬИ ОТ ГРОМА ДА ОТ МОЛОНЬИ

ЧЕСТНО РОЖЕНИЕ ОТ ЗАРОКА ДА ОТ ИЗРОКА

ЗЛАТ ВЕНЕЦ ОТ ПРОКЛЯТИЯ ОТ УКОРА ДА ОТ ПРИГОВОРА!

ГОЙ-МА!

 

5. ГОЙ ТЫ ЕСИ МАКОШЬ-МАТУШКА

МАТЕРЬ ПРЕЧИСТАЯ ЗВЕЗДА САМОСИЯННАЯ

ПОКУТЫ ВСЕЙ ВОЛОДЫЧИЦА НИТИ СУДЕБ ДЕРЖАЩАЯ

ХОЗЯЙКА ВОД ХРАНИТЕЛЬНИЦА КЛЮЧЕЙ

ЗДРАВЫ ПОДАТЕЛЬНИЦА А ЖИВЫ ВСЕЙ БЕРЕГИНЯ

ГОЙ ТЫ ЧРЕВО ЗЕМНОЕ ПЛОДОРОДНОЕ

ГОЙ ТЫ МАТЬ ЕСИ ВСЕРОДЯЩАЯ

ВЕЛЕСОВОЙ СИЛОЙ ПРЕИСПОЛНЕННАЯ

ТЕБЕ ВЗДАЕМ СЛАВНЫ СЛАВЫ

ДА ВОЗНОСИМ ЧЕСТНЫ ТРЕБЫ НАШИ

БУДИ Ж К НАМ МИЛОСТИВА МАТУШКА

ДА ОПРЯДИ НАС СИЛОЙ СВОЕЙ ПРЕМОГУТНОЙ!

ГОЙ-МА!

 

6. МАКОШЬ НАША МАТИ ДОЗВОЛИ ВЕЛИЧАТИ

ДНЕСЬ ТЯ ПРОСЛАВЛЯТИ

ВО ДВОРЕ ДОБРОМ ВО ПОЛЕ ХЛЕБОМ

С-ПРАВНОЙ КРЕПОСТЬЮ ВСЯКОЙ ЛЕПОСТЬЮ

А В ЧЕСТНОМ ДОМУ СВЕТЛОМ ТЕРЕМУ

ОБЕРЕГ ВСЕМУ РОДУ МОЕМУ!

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

ГОЙ-МА!

 

7. ХОЗЯЙКА ОТВОРЯЙ ДВЕРИ

СТОЯТ ГОСТИ НА ТВОЕМ ДВОРЕ

ОТВОРЯЙ ДВЕРИ-ТО ДУБОВЫЕ

СТЕЛИ ДОРОЖКИ НОВЫЕ

ГРЯДЕТ ДО ТЯ МАКОШЬ-МАТУШКА

МАКОШЬ-МАТУШКА ДОБРА ХОЗЯЮШКА

ДАРИТ ТЕБЯ ПО-БОЖЕСКИ

БЛАГАМИ ВСЕОТРАДНЫМИ

ТКАНЯМИ ТОНКОПРЯДНЫМИ

БЕЛЫМ ПОЛОТНОМ ДА ДОБРЫМ СУКНОМ

ДОЛГИМ ВЕКОМ ДА ПРАВЫМ СУДОМ!

ВОССЛАВИСЯ МАКОШЬ-МАТУШКА!

ВОССЛАВИСЯ КОРМИЛИЦА НАША!

ГОЙ-МА!

 

8. НА ПОЛЯХ НА ЦВЕТУЩИХ (ВЕШНИХ) ЛУГАХ

СО СЛОВОМ ВЕЛЕСОВЫМ НА УСТАХ

ПРИШЛИ МЫ ДО ТЯ МАКОШЬ-МАТУШКА

МАКОШЬ-МАТУШКА ДОБРА ХОЗЯЮШКА

ОТ ВЕКУ НЕТ ТЕБЯ КРАШЕ

ПРИМИ ДАРЫ ТРЕБУ НАШУ!

ГОЙ-МА!

 

9. НА МЕЖАХ НА РОСИСТЫХ ЛУГАХ

СО СЛОВОМ ВЕЛЕСОВЫМ НА УСТАХ

ПРИДИ ДО НАС МАКОШЬ-МАТУШКА

ПОСОБИ В СТРАДНОЙ ПОРЕ СТОЯТИ

ЖИТО ТВОЕ СБИРАТИ

ВО ПОЛЕ КОПНАМИ

НА ГУМНЕ СТОГАМИ

В КЛЕТИ ЗАКРОМАМИ

НА СТОЛЕ ПИРОГАМИ!

[ОТВЕТ: ХЛЕБА СОБРАТИ!]

ГОЙ-МА!

 

10. МАКОШЬ-МАТИ СУДЕБ РАДИ

НЕ ПОКИНИ НЕ ПРГЛЯДИ

ДОЛЮ ЧАДАМ НАПРОРОЧИ

В БЕЛОМ ДНЕ ВО ЧЕРНОЙ НОЧИ

НА РОДИНЫ НА СУДЬБИНЫ

НА ВСЕ СРЕЧИ НА ВСЕ РЕЧИ

ВСЯКУ ГРАДУ ВСЯКОЙ ВЕСЕ

В ЧИСТОМ ПОЛЕ В ТЕМНОМ ЛЕСЕ

В КАЖДОМ ДВОРЕ В КАЖДОМ ДОМЕ

ВО УКРОМЬЕ ВО РАЗДОЛЬЕ

НАС НИКОЛИЖ НЕ ПОКИНИ

МАКОШЬ-МАТИ ВЛИКЕ СИЛЕ!

ГОЙ-МА!

 

11. МАКОШЬ-МАТИ БУДИ СЛАВНА

НИТИ СУДЕБ ВЕДИ ПЛАВНО

БУДИ ДОБРЫ ТВОИ КОШИ

В СВЕТЛЫ ДНИ ВО ТЕМНЫ НОЧИ

МАТИ-ПРЯХА ДАЖДИ ЗРЕТИ

СУТЬ ПОКУТЫ ТВОИМ ДЕТЯМ

ВЕДНА МАТИ ДАЖДИ ЗНАТИ

ПРАВИ СУТЬ ВО ЧЕСТНОЙ РАТИ

ДАЖДИ БЫТИ МАТИ СРЕЧЕ

СО ВОЛХВАМИ В ИСТОМ ВЕЧЕ

ДАЖДИ БЫТИ МАТИ ДОЛЕ

С ОРАТАЯМИ ВО ПОЛЕ

ДАЖДИ СИЛУШКИ ВО РУДУ

ВСЯКОМУ ЧЕСТНОМУ ЛЮДУ

МАКОШЬ-МАТИ СЛАВЬСЯ ДНЕСЕ

ДА ПО ВСЕ РОДНЫЕ ВЕСИ!

ГОЙ-МА!

 

12. МАКОШЬ ЛАДНА ВСЕОТРАДНА

СВЯТА БОЖЬЯ ВСЕПРИГОЖЬЯ

НИТИ КРУТИ СУДЬБЫ ПРЯДИ

ДО НАС ДНЕСЕ БЛАГА ГРЯДИ

НАЧАРУЙ КУШ НАМОТАЙ ДЮЖ

РЯДИ ЗДРАВУ ОТВЕДИ МАРУ

НИТИ ЗЛАТИ ДОЛЮ СВЯТИ

ТКИ ЖЕ С-ПРАВНО БУДИ СЛАВНА!

ГОЙ-МА!

 

13. МАКОШЬ-МАТИ ПРЯЖУ ПРЯДИ

ДОЛЮ ВОДИ ЖИТО РОДИ

НИТИ ВЕДИ ЖИВИ ЛЮДИ

ПРАВО СУДИ ТАКО БУДИ!

ГОЙ-МА!

 

14. СВЯТА МАКОШЬ НАША МАТИ

ДАЖДИ СЕЯТИ ДА ЖАТИ

ЖИТО В ЗАКРОМА СБИРАТИ

ПОЛНОЙ МЕРОЙ НАПОЛНЯТИ

ПОЛНЫ ЗАКРОМА С ТВОЕГО СНОПА

ОБЕРЕГ СКОТА ВСЯКА ЖИВОТА!

ГОЙ-МА!

 

15. МАКОШЬ-МАТИ ЧЕСТНА ЖНИВА

ДАЖДИ МОЧИ ДАЖДИ СИЛЫ

НА ПЕСТ НА КОЛОТИЛО

НА ВЕРЕТЕНО ВОСТРО

НА ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ ДОБРО!

ГОЙ-МА!

 

16. МАКОШЬ-МАТУШКА

СНОПЬЯ ХОЗЯЮШКА

СНИДИ НА НАШУ НИВУ

НА БЛИНЫ-ПИРОГИ

ИЗБАВИ НАС ОТ МАЯТЫ

ВСЯКУ БЕДУ ОТВЕДИ

НАШЕ ЖИТЬЕ ОСВЯТИ!

ГОЙ-МА!

 

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

Родные Боги:

Великий Велес

 

Уж Ты гой еси, Велес, Вещий Бог,

Мудрости Исток, Божских Врат Порог!

Ты дозволи днесь Тебя славити,

Правью Вышнею себя правити,

Полной мерою вели меряти,

Древней Ведою дажди ведати,

Добрым семенем в поле сеяти,

На Родной Земле благо деяти!

Слава Велесу! Гой!

 

 

Оглавление

 

1. Велес: общие сведения

2. Велес: двуединство образа

3. Лики Вещего

4. Изображения Вещего Бога

5. Велес и Род

6. Велес в Триглаве

7. Трёхликий Велес — Троян

8. Велес — Владыка Вод

9. Велес и Один

10. Велес и Макошь

11. Жива и Мара

12. Ель — священное дерево Велеса

13. Велесов Круг

14. Велесов Суд

15. Велесово Око Мудрости

16. Велесовы чиры

17. Животные, посвящённые Велесу

18. Велесовы Святилища

19. Священные дни Велеса в Лета Вращении

20. Обрядовое славление Велеса

21. Имя Велесово (Кощуна из «Вед Родолюбия»)

 

 

Велес: общие сведения

 

Велес (Волос) — Славянский Бог Мудрости, Богатства и Иного мира (Нави), Покровитель скота и Живой Природы, Один из наиболее любимых и почитаемых в народе Славянских Богов. Его Имя происходит от общеиндоевропейского корня v el, означающего принадлежность к Иному миру (миру Мёртвых)[98]. С Именем Велеса связаны такие слова как: воля, повеление, власть, владычество, величие, волшба, волшебство, волхв, волохатый, волосы, вол, волна, волнение и т.д.

Из «Повести временных лет» известно, что Именем Велеса клялся князь Олег с дружиной при заключении мирного договора с греками в лето 907: «Царь же Леонъ съ Олександром миръ створиста съ Ольгом, имъшеся по дань и роте заходивше межи собою, целовавше сами крестъ, а Ольга водиша и мужии его на роту; по русскому закону, кляшася оружьемь своимъ и Перуномъ богомъ своимъ и Волосом, скотьимъ богомъ, и оутвердиша миръ»[99].

К Велесу обращался при заключении договора и князь Святослав. Так, в третьем договоре, заключённом Святославом в Болгарии в лето 971, приводятся слова его клятвы: «Кляхся азъ къ царямь Грецьскымъ и со мною бояре и Русь вся, да хранимъ правая свещания; аще ли от техъ самыхъ и преждереченыхъ не храним, азъ же и со мною, и подо мною, да имеемъ клятву от Бога, в неже веруемъ, в Перуна и въ Волоса, бога скотья»[100].

В «Слове о полку Игореве» вещий сказитель Боян назван Велесовым внуком: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче...».

Известно, что в Новгороде идол Велеса стоял на так называемой Софийской стороне города. В восстановленной А.А. Шахматовым «Повести о крещении Владимира» сказано, что Владимир Киевский «Волоса идола, его же именовахоу скотия бога, повеле в Почайноу рекоу въврещи»[101]. Отсюда обычно выводят заключение, что идол Велеса стоял на Подоле, то есть не в «княжеской» части Киева (князь с дружиной, в отличие от остального народа — «всей Руси», согласно летописи, более почитали Перуна — Покровителя Воинского Сословия), где Владимир некогда — до его отречения от Веры Предков — сам приносил требы Родным Богам. В «Житии св. Авраамия Ростовского» говорится об осквернении каменного идола Волоса, стоявшего в «Чудском краю»[102]. В Ростове идол Велеса был осквернён христианами лишь в XII в.

В эпоху двоеверия на Руси и других Славянских землях многие черты Велеса были частично «перенесены» на святого Власия, покровителя скота (которому сельские жители Новгородской и Вологодской губерний ещё в XIX в. приносили в церкви коровье масло и клали его перед иконами Власия, а в Белоруссии в дни, посвящённые святому Власию, иконы с его изображением ставились в коровниках[103])[104], а также на святого Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых в народе святых. Ещё в первой половине XX в. на Русском Севере во многих избах иконы святого Николая заменяли собой иконы Христа, а мужики прямо говорили: «Наш Бог — Никола».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь