Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)



Индивид, личность, индивидуальность

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают.

А. Г. Асмолов

Человек в психологии.

Так кто же такой ЧЕЛОВЕК?

 Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное.

Человек - это родовое понятие, которое указывает на высшую степень развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Так что, человек- это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек»- общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Основные характеристики человека:

- особое строение организма;

- способность к трудовой деятельности;

- наличие сознания.

В практике психологии человека изучают в нескольких аспектах (см. Схема 1).

 

Изучение человека в психологии

1. Человек как индивид отражает биологическую сущность. Все мы, как и все живое – часть природы. В данном аспекте рассматривают то, что дано человеку от природы, что делает его принадлежным к человеческому роду, изучается человеческий организм, его строение и как это влияет на психику.

2. В то же время, человек – это всегда активное существо. Даже когда мы спим, отдельная часть нашего сознания не дремлет, продолжает переваривать воспринятую за день информацию. Да и человек всегда занимается какой-либо деятельностью, общается с другими людьми, размышляет, проявляет психическую активность (познавательную активность),

3. Третий аспект изучения человека связан с тем, что ребенок появляется на свет не изолированно, а сразу попадает в общество, которое тут же начинает предъявлять к нему свои требования. Начиная с того, что ребенку дают имя, и с детства учат: так можно поступать, а так нельзя, с рождения ребенок воспринимает социальные роли (сына, дочери, воспитанника детского сада, школьника и др.) и т. д. Это все относится к человеку как к личности – социальному существу.

4. И все выше перечисленное складывается в неповторимую индивидуальность каждого человека. Любой человек уникален. Каждый из вас уникален.

Но как соотносятся эти понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность?

Индивид и личность.

Как вы думаете, что такое личность?

Всякого ли человека можно назвать личностью?

Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом.

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. Важной задачей психологической науки ставится обнаружение психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет малыша позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда и т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду.

Можно с уверенностью сказать, что вы – индивид. Как и ваши родители, и учителя, и тот высокий парень из соседнего дома, и красивая девушка с верхнего этажа… Однако младенец в коляске тоже является индивидом, так что гордиться вам особо нечем: это привилегия человека от рождения – быть не особью, подобно животным, а индивидом, и для того, чтобы попасть в эту категорию, нужно просто иметь руки, ноги, голову и все, что есть у человека .

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид.

Индивид (от лат. неделимое) – это единичный представитель человеческого рода (вида homo sapiens), конкретный носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. И вместе с тем в понятии «индивид» указывается и на то, что это единичное существо, отличное от других (индивидные признаки различны у людей – строение тела, цвет волос, особенности нервной системы и пр.).

Основные характеристики индивида:

- возрастно-половые:

- возраст и фаза жизни;

- половой диморфизм (мужской, женский пол);

индивидуально-типические:

- конституционные свойства (особенности анатомии человека, строения тела);

- нейродинамические свойства (тип нервной системы, свойства мозга и пр.);

- биохимические и физиологические особенности;

- цвет глаз, волос и пр.;

- биологические потребности (в еде, безопасности и т. д.);

- эмоции;

- задатки;

- активность.

Высшая интеграция индивидных индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Как мы выяснили, индивидность связана прежде всего с природными образованиями, с организмом человека, его строением. Это то, что закладывается у человека во внутриутробном развитии. В целом природные, телесные свойства составляют предпосылку и условия развития его внутренних, психических качеств, присущих человеку. Например, определенное строение гортани и связок отвечает за то, что человек может говорить, а кто-то и прекрасно петь.

От индивида к личности.

Ответьте, является ли новорожненный человек личностью? Можно ли говорить о личности животного?

Быть индивидом хотя и приятно (все-таки не особь, правильно? – уже хорошо), но не особенно почетно: надо же как-нибудь выделиться из общей массы вам подобных, но как это сделать? И что получится в результате? А вот это как раз ключевой вопрос! Индивид, то есть человек, который не желает делать все так, как другие, думает, чувствует и действует по-своему, не боится иметь собственную точку зрения, постепенно превращается… в личность! То есть личность является индивидом, а вот индивид может не быть личностью – печальная, между прочем, картина.

Подумайте, а чем вы выделяетесь из толпы себе подобных?

Являясь на свет как индивид, человек приобретает особе социальное качество, он становится личностью. Философское определение личности было дано К. Марксом, где сущность человека как совокупность общественных отношений. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных качеств и свойств.

Задание. Разбираемся в терминах.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, направленность, близорукость, устойчивая нервная система.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Если да, то в чем она проявляется?

 

Проверочные вопросы.

1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Как соотносятся понятия «человек» и «индивид»? Докажите, что человек как индивид подобен всем другим людям и одновременно отличается от них.

3. Выделите те факторы, которые необходимы для превращения индивида в личность.

4. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни? Являетесь ли вы такой личностью?

5. Как соотносятся понятия личности и индивидуальности?

6. Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Обоснуйте свой ответ.

7. Нарисуйте и опишите свое представление о связи понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

8. Выберите верный ответ

8.1 Признаком, отличающим человека от животного, является:

а) проявление активности, б) целеполагание, в) приспособление к среде обитания, г) взаимодействие с окружающим миром.

9.2. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция, б) физическое и психическое здоровье, в) принадлежность в виду homo sapiens, г) особенности внешности.

10. Являются ли дети-маугли личностями? Обоснуйте свой ответ.

11. Выскажите свое мнение по поводу высказывания А. Г.Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

 

ТЕСТ

Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет хороших или плохих ответов.

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

 

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность – содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или Скорость – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

 

8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

Стимульный материал (список вопросов)

 

Подвижный ли Вы человек?

Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

 Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

Ранимый ли Вы человек?

Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?

В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

Нравится ли Вам быстро бегать?

Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

Трудно ли Вам говорить очень быстро?

Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?

Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?

Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

Любите ли Вы сидячую работу?

Легко ли Вам общаться с разными людьми?

Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

Все ли Ваши привычки хороши, желательны?

Быстры ли у Вас движения рук?

Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?

Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?

Разговорчивый ли Вы человек?

Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

Вы обычно говорите свободно, без запинок?

Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?

Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?

Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

Легко ли Вы "генерируете" новые идеи, связанные с работой?

Сосёт ли у Вас "под ложечкой" перед ответственным разговором?

Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?

Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

Любите ли Вы игры в быстром темпе?

Много ли в Вашей речи длительных пауз?

Легко ли Вам внести оживление в компанию?

Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?

Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

Любите ли Вы бывать в большой компании?

Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?

Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?

Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

Быстро ли Вы читаете вслух?

Вы иногда сплетничаете?

Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?

Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?

Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?

Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?

Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?

Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?

Испытываете ли Вы тягу к людям?

Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?

Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?

Нравится ли Вам быстро говорить?

Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

Предпочитаете ли Вы работать медленно?

Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?

Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?

Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?

Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?

Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

 

Ключ обработки

 

Обработка производится путем сравнения ответов испытуемого с ключевыми. Каждое совпадение ответа с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. Показатель менее 3 баллов свидетельствует о низком, 4–8 — среднем, 9–12 — высоком уровне.

1. Шкала - предметная эргичность «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96. «нет» - вопросы 27, 83, 103.   2. Шкала - социальная эргичность «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86. «нет» - 3, 34, 74, 90, 105.   3. Шкала - пластичность «да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104. «нет» - 54, 59.   4. Шкала - социальная пластичность «да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99. «нет» -31, 81, 87, 93.   5. Шкала - темп «да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77. «нет» - 29, 43, 70, 94,   6. Шкала - социальный темп «да» -24, 37, 39, 51, 72, 92. «нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.   7. Шкала - эмоциональность «да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.   8. Шкала - социальная эмоциональность «да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100. 9. Шкала - «К» «да» - 32, 52, 89. «нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.  

 

Предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности и трудовую деятельность.

Социальная эргичность отражает уровень по требности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.

Пластичность отражает степень легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

Социальная пластичность помогает выяснить степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.

Темп характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

С помощью социального темпа можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

Шкала «эмоциональность» оценивает эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

Социальная эмоциональность отражает чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Шкала «К» — показатель искренности ответов выявляет степень искажения информации о себе. Чем больше показатель «К», тем меньше искренности в ответах, и наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что ответы искренни и честны, если «К» не превышает 5 баллов. Результаты испытуемых, получивших высокий (7 и более) балл по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

 

Тема: Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.


Теория происхождения человека, и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
? Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

? Теория палеовизита - человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив землю, оставили на ней человеческие существа.
? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая ,естественнонаучным). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими.

? Естественнонаучная теория  ФридрихаЭнгельса (материалистическая, где главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

ТО, о причинах, определивших становление человека, можно высказывать только предположения.

 

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

 

Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству игнорирование природных, врожденных характеристик.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

  • Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
  • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

ТО, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Тема 12. Человек:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь