Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Результаты археологических исследований в долине Инда



 

В северо-восточной части Пакистана, в Пенджабе, есть небольшой населенный пункт Хараппа. Он стоит на вершине возвышенности, скрывавшей развалины древнего города. В 1853 году этот древний город стал объектом изучения со стороны археологов, но в 1865 году, когда британцы приступили к строительству железной дороги между Карачи и Лахором, развалины древнего поселения пошли на щебень для насыпи. Руины одного из древнейших городов мира были, казалось бы, уничтожены, но в 1875 году английский археолог А. Канингхэм обнаружил в Хараппе печать с надписью, не поддающейся дешифровке.

В 1922 году Дж. Маршалл, раскопав на берегу Инда «поселение мертвых» – Мохенджо-Даро, открыл столь же древний, как Хараппа, город с кварталами, укреплениями и водостоками из кирпича.

Археологические раскопки были продолжены Э. Маккеем в 30-е годы и возобновлены в 60-е годы XX века пакистанскими и американскими археологами. В результате археологических работ следы протоиндийской цивилизации были найдены и у подножий Гималаев, и в долине Ганга, возле Дели. По находкам в Хараппе эта цивилизация стала называться хараппской.

Общая площадь распространения древнейшей цивилизации Индостана охватывает гигантскую территорию: 1 500 км на 1 100 км. Таким образом, эта древняя цивилизация по площади превосходила цивилизации Древнего Египта и Месопотамии, вместе взятые. Протоиндийская цивилизация датируется примерно 2 500 – 1 800 годами до н. э.

 Немощёные улицы в Мохенджо-Даро были расположены с востока на запад и с севера на юг. Здания домов выглядят очень просто, они не имеют никаких украшений. Особенностью построек в Мохенджо-Даро являются купальни, имеющиеся в каждом жилом доме и снабжавшиеся водой из глубоких кирпичных колодцев. Впечатляет единая канализационная система отдельных домов и всего города. Найдены общественные бани. Далее найден был и огромный склад, свидетельствующий об обширной торговле этого города с Эламом и Вавилонией.

 Именно торговле посвящена была деятельность энергичных жителей этих многочисленных каменных построек. Именно купцы определили лицо Хараппы. Цивилизация долины Инда оставила свой след в Междуречье, так как там, на побережье, археологи находили гири, сделанные в городах Хараппской цивилизации. В аккадских клинописных текстах упоминалась восточная страна Мелухха, которая отождествляется археологами с государством в долине Инда. В Месопотамию из Хараппского государства кораблями везли медь, свинец, олово, золото, жемчуг и слоновую кость. Хараппа завозила из Гималаев строительную древесину, лазурит и золото – из Афганистана (см. рис. 2). При раскопках Лотхала (Саураштра) было установлено, что здесь во время существования хараппской цивилизации находился порт.

 

 

Рис. 2. Торговые пути Хараппского государства.

 

В этом городе работали ткачи, гончары, резчики по кости, ювелиры, кузнецы. Топоры, ножи, мечи, пилы, бритвы были изготовлены из бронзы. Пока остается невыясненным, чем были просверлены отверстия в бусинах из сердолика.

 Народ, живший в окрестностях города, разводил хлопок, ячмень и пшеницу. Земледельцы пользовались разливами Инда. Стабильные урожаи способствовали разделению труда: кто-то пахал землю плугом, кто-то занимался обменом изделий. Благополучию цивилизации способствовало, судя по всему, и скотоводство. Население разводило кур, коз, овец, коров и зебу[11].

При раскопках были найдены разнообразные предметы, дающие нам представление о быте и искусстве протоиндийцев (рис. 3 и 4).

 

 

Рис. 3. Детская игрушка, найденная при раскопках.

 

 

Рис. 4. Обнаруженная археологами женская фигурка.

 

К произведениям протоиндийского искусства относятся и печати, изготовленные из стеатита и обожжённой глины. На них вырезаны изображения зверей и сцены из жизни протоиндийцев. На одной из печатей изображено трёхликое божество, сидящее в особой «йогической» позе (см. рис. 5).

 

 

Рис. 5. Божество с тремя ликами.

 

Дж. Маршал, руководитель раскопок, считал, что это изображён Шива в образе покровителя скота. Бог виделся трёхликим и западноевропейцам XVI века (см. рис. 6).

 

 

Рис. 6. Бог в изображении мастеров фламандской школы живописи. (The Trinity c. 1500, Flemish School, (16th century) / H. Shickman Gallery, New York, USA / The Bridgeman Art Library International). См. по: http://www.repro-tableaux.com/a/flemish-school/the-trinity-c1500.html

 

Судя по изображениям на печатях, протоиндийцы поклонялись божествам воды, огня и деревьев. В Лотхале были обнаружены остатки алтаря.

 По утверждению Б. Грозного, на местах раскопок находились «греческие» кресты[12].

Значительный интерес представляют собой изображения свастики на печатях[13] (cм. рис. 7).

 

Рис. 7. Изображение свастики на печатях.

 

Нетрудно заметить сходство между этими изображениями и орнаментом на изделиях славян и индийцев (cм. рис. 8 и 9).

 

 

Рис. 8. Орнаменты на изделиях бронзы II тыс. до н. э., Северный Кавказ (1 – 3); орнамент на вышивках, Вологодчина XIX века (4 – 6).

 

 

Рис. 9. Узор на сосуде, Индия.

 

Кто же создал эту, одну из древнейших культур нашей планеты? В V тысячелетии до н. э. в Западном Пакистане уже жили люди, занимавшиеся земледелием и домашним скотоводством. Но это была эпоха неолита. Особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля в селении Амри. Здесь нижние слои дохараппского периода аналогичны с земледельческими культурами Белуджистана, а более поздние слои изобилуют керамикой раннехараппских поселений. Сам Казаль считал, что хараппская культура не могла возникнуть из культуры Амри, а могла лишь поглотить её[14]. В верхних слоях Хараппы археологи обнаружили фаянсовые бусы, почти тождественные бусам из Кносса на острове Крит (XVI век до н. э.).

Из-за того, что климат долины Инда становился всё более аридным, реки, впадающие в Инд, начали пересыхать. Сам Инд обмелел и, видимо, изменил русло. Сухость климата привела к тому, что почвы долины истощились. Значительно сократилась площадь пастбищ. Когда горожане заметили, что продовольствия им не хватает, они стали переселяться в долину Ганга. Эту землю они считали своей.

В Восточной Индии индийскими археологами было установлено наличие культуры «медных кладов и жёлтой керамики», которую, как предполагают некоторые учёные, могли создать представители протоиндийской цивилизации, центр которой находился в Хараппе. Известный археолог Р. Гейне-Гельднер утверждал, что создателями культуры «медных кладов» были арийские племена. Создатели культуры «медных кладов» подверглись хозяйственному влиянию со стороны мундских племен. Культура «медных кладов» сменилась культурой «серой расписной керамики», характерной для арийских племён, вступивших в культурно-хозяйственное взаимодействие с дравидийскими и мундскими народностями[15].

Таким образом, результаты археологических исследований позволяют говорить о том, что племена арьев могли, наряду с местными племенами дравидов, основать цивилизацию Хараппы.

 

Арктическая» теория

Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен предложил искать прародину всех этносов в Арктике.

Подробнейшие описания Арктики содержатся в древнейших литературных памятниках человечества – в индийских Ведах. К этому выводу пришёл санскритолог и историк Бал Гангадхар Тилак (1856 – 1920), написавший свою книгу «Арктическая родина в Ведах» (1903 г.). Признаётся, что все десять книг (мандал) самой древней из Вед – Ригведы – были написаны во III – II тыс. до н э. уже в Индии. Сколько столетий до этого передавались Веды изустно? Индусы верят, что истину Вед брахманы восприняли от богов и передавали в качестве устного предания от одного поколения к другому. Таким образом, следует прийти к выводу о том, что Ригведа могла быть создана арьями ещё в Приполярье. Она отразила все природные явления, характерные для арктического региона.

Так, в Ригведе (X, 89, 2,4) говорится:

 

2.

Этот Сурья (охватил) кругом широкие просторы.

Пусть Индра поворачивает его, как колёса колесницы,

(Этого) неостанавливающегося, словно деятельный поток.

Чёрный мрак он убил (своим) блеском.

 

4.

Для Индры я гоню хвалебные песни — воды,

Вытекающие непрерывным потоком со дна океана,

(Для того,) кто (своими) силами установил врозь

Небо и землю, словно колёса с помощью оси[16].

 

Мы видим, что небо уподоблено колесу на оси, оно поворачивается, как «колесо колесницы», поэтому его можно сопоставить только с небесной сферой, видимой на Северном полюсе.

Также в Ригведе (I, 24, 10) звёзды описываются как стоящие в небе, т. е. не заходящие за линию горизонта:

 

10.

Вон те звёзды, что вверху укреплены —

Ночью они видны. Куда же днём уходят?[17]

 

Мы – люди современного общества – редко бросаем свой взор на звёздное небо. Многие из нас, живущих в южных широтах, вдалеке от Заполярья, не знают, что многие звёзды имеют свой восход и свой закат. Картину ночного неба с незаходящими светилами, изображённую в Ригведе, мы можем увидеть только в области, прилегающей к Северному полюсу. Все звёзды исчезают здесь с небосклона только при приближении дня. Полярный день длится полгода. День и ночь богов, как утверждает древняя ведическая литература, длятся по шесть месяцев. Об этом говорят «Законы Ману» (1, 67): «У богов день и ночь – человеческий год, опять разделённый надвое: день – период движения солнца к северу, ночь – период движения к югу»[18]. В Авесте – священной книге зороастрийцев – мы можем прочесть похожие утверждения (Вендидад, фаргард II): «Так изрёк Ахура-Мазда: “Самостоятельные и сотворённые светила, как один раз заходящими и восходящими кажутся звёзды, Луна и Солнце. И одним днём казался год”»[19].

О долгой заре как об одной из реалий Арктики говорится в Ригведе (I, 123, 6-8):

 

6.

Пусть возникнут богатые дары, пусть возникнут обильные подкрепления!

Поднялись пылающие сполохи.

Желанные блага, сокрытые мраком, —

Сверкающие зори делают их видимыми.

 

7.

Одна уходит прочь, другая приходит.

Две несхожие половины суток сходятся вместе.

Другая заставила скрыться мрак двух окружающих (миров).

Засверкала Ушас с блистающей колесницей.

 

8.

Одни и те же сегодня, одни и те же завтра,

Они следуют длительному установлению Варуны.

Безупречные, (каждые) тридцать йоджан

Одна за другой они осуществляют в один день замысел[20].

 

Ригведа описывает в этих строках многодневное заметное наблюдателю кружение солнца чуть ниже линии горизонта. Подобное возможно лишь в Заполярье с его долгой полярной ночью. О мраке этой ночи упоминается в строках Ригведы (X, 124, 1):

 

1.

Приди, о Агни, на это жертвоприношение…

Слишком долго пролежал ты во мраке[21].

 

В одной из строк Ригведы (X, 138, 3) говорится о полярном дне: «Сурья распряг колесницу посреди неба»[22]. Те, кто создал эту Веду, дают нам понять, что бог солнца расположился в небе для продолжительного отдыха, что не может не быть связанным с очень долгим пребыванием дневного светила над линией горизонта.

 Текст эпоса Махабхарата также говорит о том, что арьям были известны земли, прилегающие к Арктике: «По мере того, как непрерывно движется Полярный круг, на нем обнаруживается три сотни и шестьдесят делений»[23].

В Авесте многократно упоминается горная цепь её главной горой Хукайрья. Эту горную цепь отождествляют с Уральскими горами. Ороним Кукайа употребляет ал-Идриси (См.: Tallgren-Tuulio O. J. Du Nouveau sur Idrisi, c. 170; Miller K. Mappae arabicae. Bd. I. H. 2, C. 49. Сравните: Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М., 1988. С. 85)[24]. Ал-Идриси сообщает нам о горной цепи Кукайа: «Это большая гора, протянувшаяся от моря Мрака (Северного Ледовитого океана – авт.) до края обитаемой земли. Эта гора простирается до страны Йаджуджа и Маджуджа на крайнем востоке и пересекает ее, проходя в южном направлении до темного, черного моря, называемого Смолистым (аз-Зифти). Это очень высокая гора, никто не может подняться на нее из-за сильного холода и глубокого вечного снега на ее вершине»(Al-Idrisi. Opus geographicum sive “Liber ad eorum delectationem qui terras peragrare. Consilio et auctoritate E.Cerulli, F.Gabrieli, G.Levi Della Vida, L.Petech, G.Tucci. Una cum aliis ed. A.Bombaci, U.Rizzitano, R.Rubinacci, L.Veccia Vaglieri. Neapoli-Romae, 1970. – С. 910)[25].

Согласно древнеиранской традиции исток Ра (Волги) находится на горах возле вершины Кукайа. Кроме основного течения реки Атиля (Волги) ал-Идриси знает два его притока, один из которых мог считаться местными народами самим Атилем. Академик Б. А. Рыбаков предложил соотнести один из безымянных притоков с верхним течением Камы до впадения в нее реки Белой (Рыбаков Б А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. – КСИИМК. Вып. 43. 1952. С. 12.)[26]. Самый крупный приток Камы – Вишера, истоки которой находятся на Северном Урале. В Каму впадает также река Вятка. Племя, живущее на её берегах, упомянуто в надписи на печати, найденной при раскопках в Мохенджо-Даро – одного из городов Хараппской цивилизации.

В Авесте воспевается священная река арьев Ардви-Сура:

 

Молись текущей мощно

От высоты Хукарья

До моря Ворукаша.

Из края в край волнуется

Все море Ворукаша.

И волны в середине

Вздымаются, когда

Свои вливает воды,

В него впадая, Ардви

Всей тысячью протоков

И тысячью озер[27].

 

В этих строках Авесты описывается Обь с её многочисленными рукавами, протоками и окружающими её озёрами. Ни Северная Двина, ни Енисей под это описание не подходят.

В гимне Ардви-Суре упоминаются бобры, которые не обитают ни в Иране, ни в Средней Азии, но которых арьи видели на своей северной прародине:

 

Бобровую накидку

Надела Ардви-Сура

Из шкур трёхсот бобриных,

Четырежды родивших

(Когда они шерстистей,

Когда их гуще мех),

Так сделанную, чтобы

Смотрящему казалась

Она покрытой золотом

И полной серебром[28].

 

Итак, памятники древнеиндийской и древнеиранской литературы свидетельствуют о том, что Северо-Восточная Европа и Западная Сибирь были древней прародиной арьев.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь