Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. ТишковСтр 1 из 3Следующая ⇒
Зарубежные концепции и теории воспитания Говоря о целеполагании в воспитании, нельзя не остановиться на известных зарубежных концепциях и теориях воспитания. Они сыграли и продолжают играть важную роль в американской и европейской педагогике, реализованы в системе образования ряда стран. Как правило, истоки этих концепций – в соответствующих философских теориях. Они возникли первоначально как итог размышлений философов о бытии и его смыслах, но оказалось, что некоторые из теорий имеют частое и прямое отношение к педагогике и образованию. Характеризуя эти педагогические теории, нужно иметь в виду, что выделение в едином процессе образования обучения и воспитания как связанных, но все же различающихся феноменов, характерно для отечественной педагогики и не является очевидным для зарубежной, поэтому в табл. 3.1 указываем не " цель воспитания", а " цель образования". В третьем – четвертом столбцах выделены образовательные идеи изучаемых течений. Таблица 1 Принципы воспитания как путь реализации целей воспитания Принцип – это исходное, руководящее положение, определяющее деятельность человека. Принципы воспитания – это принципы деятельности учителя, реализующего воспитательный процесс, т.е. правила, которыми руководствуется воспитатель в своей практической деятельности. Разрабатывая программу воспитания или воспитательное занятие, педагог сверяется с системой принципов и, если надо, вносит необходимые коррективы в свой сценарий. Можно выделить условия правильного использования принципов воспитания: руководствование одновременно всей системой принципов и обязательность их соблюдения. Система принципов воспитания, в отличие от его законов, может меняться, уточняться, некоторые из принципов могут утрачивать свое значение. Принципы воспитания формулируются на основании следующих источников, обладающих равной важностью: • представления о сущности воспитания, его законах, процессе воспитания, его характеристиках и движущих силах, накопленные педагогической наукой. Этот источник носит объективный и всеобщий характер; • принятое в стране представление о цели воспитания, стратегии ее реализации. Стратегия воспитания – это общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания. Она базируется на актуальных концепциях воспитания. Следовательно, с изменением магистральной цели воспитания и его ведущих концепций отдельные принципы воспитания меняются. Таким образом, принципы воспитания намечают пути реализации цели воспитания и в этом смысле служат ориентирами для педагога в постановке задач воспитательной работы, определении ее содержания, выборе средств, методов, форм воспитания. На принципах воспитания основываются тактика воспитания и его техника. Они составляют методику воспитательной работы, выработанную на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями. Выделяют следующие современные принципы воспитания. 1. Гуманистическая направленность воспитания. 2. Общественная направленность воспитания. 3. Культуросообразность воспитания. 4. Природосообразность воспитания. 5. Личностно-ориентированный характер воспитания. 6. Опора на положительное в воспитании. Гуманистическая направленность воспитания Общественная направленность воспитания Культуросообразиостъ воспитания Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур или особенностями регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Это один из старейших принципов воспитания, который берет начало в работах Д. Локка (XVII в.), И. Песталоцци. Сформулирован он в XIX в. Ф. Дистервегом. Перед воспитателем, в соответствии с этим принципом, стоит задача приобщения детей к различным пластам культуры: бытовой, национальной, физической, духовной, интеллектуальной, материальной, нравственной, художественной, политической, полоролевой и др. При этом важно обеспечить культурное освоение и сопряжение нескольких пластов ценностей культур: общемировой, национальной, региональной, семейной. Важно, чтобы воспитание помогало ребенку ориентироваться в мире, " вписаться" в него, чувствовать изменения, происходящие в мире, адекватно на них реагировать, находить способы самореализации. Реализация этого принципа может быть довольно сложной, так как ценности культуры общечеловеческого характера не всегда идентичны с ценностями конкретных социумов. Воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека; осуществляться в соответствии с полом и возрастом воспитанника; формировать у него ответственность за самого себя и общество и биосферу в целом. Принцип берет свое начало еще в произведениях древних греков: Демокрита, Платона, Аристотеля. Его впервые сформулировал Я. А. Коменский. Принцип природосообразности нередко трактуется учителями крайне узко – как учет возрастных, гендерных и психофизиологических особенностей воспитанника при выборе содержания, задач и тактики воспитания. Однако это лишь одна из сторон принципа. Другие не менее важные аспекты принципа следующие: • воспитывать у человека понимание взаимосвязи деятельности человеческих сообществ и планетарных процессов; • чувство сопричастности к природе и социуму как ее части; • осознание самого себя как субъекта творческой, рациональной деятельности в био- и социосфере, осознавая личную ответственность за деятельность человечества. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции, Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. 1. Национальный воспитательный идеал Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей, является преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: · готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; · принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; · укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; · формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; · готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; · развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; · готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; · способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; · трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; · осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; · свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: · осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; · готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; · заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; · осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; · понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; · бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; · духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: · укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; · повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; · повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. 4. Базовые национальные ценности Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Традиционными источниками нравственности являются: - Россия, - многонациональный народ Российской Федерации, - гражданское общество, - семья, - труд, - искусство, - наука, - религия, - природа, - человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): · патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; · социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; · гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; · семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; · труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; · наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; · традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; · искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; · природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; · человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы