Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аспекты музейной деятельности



Авторы проекта:

Воспитатели подготовительной группы №4:

Баражакова Ю.В.

                              Сорокина М.С.

 

 

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: среднесрочный

Возраст: 6 – 7 лет (подготовительная группа)

Участники: воспитатели, дети группы, родители воспитанников.

    Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.

Проблема.  

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

В настоящее время рынок игрушек поражает изобилием интересных, ярких, но порой бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей.

Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам?

 Работать над этими проблемами необходимо. И одним из возможных

путей решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.

Актуальность.

Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

  Народная тряпичная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений. В игре с народной тряпичной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.

Кроме всего прочего, народная тряпичная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Цель проекта. Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы.

Задачи:

Ø Познакомить с традициями на Руси; в которых были задействованы лоскутные куклы.

Ø Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Ø Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег, рукодельница, фартук, сорочка, тесьма, повойник и т.д.

Ø Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.

Ø Воспитывать патриотические чувства.

Ø Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).

Ø Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира.

Ø Формировать художественно-эстетическое воспитание.

Ø Воспитывать у дошкольников основ толерантности.

Ø Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.

Ø Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.

Ø Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.

 

    В основу решения этих задач положены следующие принципы:

q Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.

q Принцип опоры на интересы ребёнка.

q Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

q Принцип наглядности.

q Принцип последовательности.

q Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Заключительный этап.

Содержание работы Срок реализации
 Мультимедийная презентация мини-музея Май 2017 г.

 

Работа с родителями:

─ Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей". Мастер-класс: изготовление куколки-кувадки.

─ Консультация: «Народная лоскутная кукла как источник детского художественного творчества»

─ Консультация " История появления кукол на Руси».

 

Предполагаемый результат:

─ Оформление «Мини-музей традиционной тряпичной куклы".

─ Собрание дидактический и методический материал по теме «Традиционная тряпичная кукла».

─ У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.

─ У детей выработан интерес к изучению исторического прошлого русского народа, народных традиций, к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

 

Список используемой литературы:

1." Традиционная тряпичная кукла" Н.В. Шайдурова, Санкт-Петербург, 2011 г.

2. «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет» О.Р.Меремьянина. Волгоград, 2013 г.

2. «Мини-музей в детском саду» Н. Рыжкова, Москва, 2008 г.

3. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», М.А. Захарова, Е.В. Костина, Москва, 2010

 

 

Приложения

 

                                                                                                       Приложение №1

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Божье Око

Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. " Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

 Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью – другого.

 Ещё один " перевёртыш" назывался Девка-баба. Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался " 12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Кукла Колокольчик.

Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Кукла Бессонница.

Это магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Желанница.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: " Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

  Кукла Параскева

На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу " Параскевы Пятницы", на " руку" которой (горизонтальная перекладина на уровне груди) вешали всевозможные предметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благословляла женский труд, а также все остальные ремесла. Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства, восприняла функции " Макоши", стала покровительницей ткачества, прядения и другой домашней работы.

Крестец

На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались, как и сейчас " Дочки-матери". Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-ого января). По верованием, вода в этот день становилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была " заместителем" человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину. Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно. Позже появилась традиция дарить этот оберег - куклу Симеон Столпник - мужчинам, чтобы их силы никогда не иссякали. Толстушка-Костромушка (оберег от одиночества)

Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок кукле говорили: " Детки появились - пошла играй". Кукла должна демонстрировалось сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла " полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в " скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Кукла " на выхвалку " являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы " на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – простоволосая. Вторая – кукла с косой. Третья – молодуха. Четвёртая – кукла нарядная, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Как с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

 Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку " Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку, или Крупеничка. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. " Покосница" – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна " рубаха" - светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня.

" Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления " Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест.

Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

Целительная кукла " На здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и  не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: " На здоровье, на здоровье." По окончании изготовления и при передаче больному повторять: " На здоровье". Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.

      В старину весной девушки мастерили ярких народных кукол и обменивались ими. Волосы у кукол из ярких ниток красных, синих, зеленых. Куколку делали затем, чтобы порадовать родных и близких поддержать здоровье весной. Зимой она напомнит о солнечных деньках. Хранят ее до следующей весны и делают новую, а эту куклу оставляют как память о прошедших месяцах.

Куклу Веснянку обычно делают размером с ладонь. Хоть она и такая маленькая, а силы в ней запасено до самого праздника Ивана Купалы. Веснянка оберегает молодость и красоту. Если вы подарите ее женщине, таким образом, вы желаете ей всегда оставаться молодой, красивой и желанной.

Кукла оберег «Доля» - олицетворение судьбы.

 Самое древнее женское Божество Макошь наделяла каждого долей. У неё просили хорошей доли, удачной судьбы и для девушки это конечно: хороший жених, удачный брак, благополучная жизнь. «Долю» делают и замужним и незамужним, потому, что долю можно изменить и улучшить. Изготавливается из нитей, и главная её особенность - коса, жизнерадостно торчащая вертикально вверх. За неё кукла и подвешивается, и означает это " поймать судьбу за хвост", куколка для девушки, мечтающей о замужестве. И не просто о замужестве, а непременно об удачном. Рук в таком браке не нужно - муж на руках носит. Кукла имеет длинную шею с нечётным количеством воротников. Каждый воротничок - одно из желаемых качеств будущего мужа: сильный, умный, щедрый.... Эти качества нужно загадать-проговорить на воротнички оберега самой и куколка обязательно привлечёт в вашу жизнь желаемого мужчину. Кукла также помогает замужним женщинам - она наделяет их мужей желаемыми качествами, сохраняет и преумножает любовь.

Кукла Масленица.

Куклу выставляют в окно на Масленицу, ожидая приход зятя к теще на блины. Если случилось что-то, обидел кто-то женщину, она завязывала узелок из лоскута кукле на подол и рассказывала ей свою беду. К тому времени как следующий праздник Масленицы приходил, она чаще всего вся была увешана ленточками. А потом дети кукол собирали и бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица. Когда в семью приходит беда, Масленице обернув её по часовой стрелке, говорят: " Отвернись зло. Повернись добро". Сделано без использования иглы. А это лоскутная Масленица. Ручки куклы символизируют обращение к солнцу, особым образом собранная юбочка символизирует солнцеворот. Оберег делается на год, на следующем празднике сжигается или пускается по воде.

Благополучница - тряпичная кукла, которая оберегает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка. Высота куклы от 3 до 8 см, она такая маленькая, но очаровательная защитница заградит злым силам дорогу к вашему дому

Куколка «На Счастье» - это народная кукла - оберег. Эта маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к Солнцу ручками. Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь

Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её " крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым. 

Во время свадьбы оберегом Масленицей встречают молодых. Куклу выставляют в окно на Масленицу, ожидая приход зятя к теще на блины. Если случилось что-то, обидел кто-то женщину, она завязывала узелок из лоскута кукле на подол и рассказывала ей свою беду. К тому времени как следующий праздник Масленицы приходил, она чаще всего вся была увешана ленточками. А потом дети кукол собирали и бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица. А это лоскутная Масленица. Ручки куклы символизируют обращение к солнцу, особым образом собранная юбочка символизирует солнцеворот. Оберег делается на год, на следующем празднике сжигается или пускается по воде.

КУКЛА МАМКА семейный оберег, нянюшка-оберег, ее клали рядом с младенцем. Полная грудь - символ достатка в доме, сытого здорового ребенка. Оберегает семью от несчастий, приносит семейное благополучие, благоприятствует увеличению числа детей в семье.

Весёлая и нарядная куколка Колокольчик следит, чтобы в дом приходили хорошие и радостные новости.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка.

Кукла " Крупеничка " (Акулина-Гречишница). Это оберег на сытость, богатство и достаток в семье.

Кукла Помощница в родах должна была находиться рядом с роженицей, считалось, что она способствовала легкому, без осложнений, протеканию родов.

Есть две тряпичных народных куклы, связанных с этим самым большим христианским праздником: Вербница и Пасхальная голубка. Подготовка к Пасхе – этому светлому и торжественному дню, начиналась более чем за месяц. Как только отшумит, отгуляет щедрая, веселая и сытая Масленица, наступает Великий Пост. Сорок дней очищения, сосредоточенной тихой внутренней работы, чтобы подготовить душу и тело. Значимой датой этой предпасхальной подготовки было Вербное воскресенье. Именно этому дню посвящена Вербная кукла.

Ход занятия

- Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

- Вот мы и познакомились с нашими гостями.

- Сколько кукол у нас в гостях?

- Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

- Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

- Почему посуда лишняя?

- Для чего нам посуда?

- Правильно, игрушками МЫ играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

- Чья кукла самая высокая?

- Чья кукла самая низкая?

- А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

- Из чего ее делали?

- Как с ней можно играть?

- Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

- Хотите, я вам тоже сказку расскажу?

Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Беседа по содержанию:

- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

- Скажите, дети, из чего она сделана?

- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.

в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла

повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и

считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла -

оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и

относились к ним очень бережно.

- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

- Эта кукла будет жить в нашей группе.

- Как называется такая кукла?

- От чего она будет нас оберегать?

- А как вы к ней будете относиться?

- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

- Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

- А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

Приложение № 4

Развитие речи по теме «Ярмарка игрушек»

В подготовительной группе.

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек.

ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей различать виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филимоновских,  игрушек и матрешек. Обратить внимание на традиционные элементы филимоновской и дымковской росписи. Выделить средства выразительности.

Совершенствовать умения различать материал, из которого делают игрушки. Упражнять в составлении рассказов об игрушке с использованием схемы и выразительном чтении стихов.

Продолжать знакомить с географической картой: отмечать место изготовления игрушек.

Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное.

Материал: географическая карта, дымковские, филимоновские игрушки, каргопольские игрушки, матрешка, д/ игра «Филимоновские узоры», шапочки с изображением народных игрушек, красный и белый пластилин, спил или брусок дерева, схема для составления рассказов об игрушках, иллюстрация о ярмарке, любая веселая народная музыка.

Литература.: М. Левина «365 кукол со всего света»,

Т. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Мир вещей»,

Т. Комарова «Народное искусство в воспитании детей».

Пособия: корзинка, мешочек.

Словарь: дымковские, филимоновские, богородские игрушки, загорские, семеновские матрешки, мастер-игрушечник, ярмарка, праздник «Свистунья».

Предварительная работа: Занятия: «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки», «Каргопольские игрушки»; составление альбома «Игрушки: старые и новые»; рисование элементов дымковской и филимоновской росписи; лепка игрушек и их роспись; заучивание стихов об игрушках, рассматривание иллюстраций; д/игры «Какая игрушка лишняя», «Собери игрушку», «Угадай узор»; беседа о ярмарках.

Ход занятия.

К детям в гости приходит Кудеська (кукла) с бабушкой Матреной (воспитатель).

- Хотите знать, где мы были?

- Были мы на празднике, который называется «Свистунью».

- Как вы думаете, почему он так называется?

- На этом празднике все свистели на игрушках-свистульках, пели, плясали, веселились. Кругом слышался свист и поэтому праздник назвали «Свистунья»

- А еще на этом празднике была ярмарка игрушек.

- Что такое ярмарка?

Выставляется картина с изображением ярмарки.

- Правильно, ярмарка — это большие торги с увеселениями и развлечениями. Не зря в народе говорят: шум, как на ярмарке.

- Солнце красное встает.

Спешит на ярмарку народ.

Красны девицы, да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

- А вы хотите узнать, что мы купили на ярмарке?

Бабушка достает из корзины каргопольские  игрушки.

- Дети, кто из вас знает, как называются эти игрушки?

- Кто из вас может рассказать об этих игрушках?

Ребенок по схеме рассказывает о каргопольских игрушках.

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области)

- Давайте отметим на карте, где находится.

К карте прикрепляется изображение каргопольской игрушки.

Бабушка Матрена достает из корзинки следующую игрушку.

Рассказ ребенка о филимоновских игрушках.

Чтение стихотворения о филимоновских игрушках (ребенок).

«Нас слепили мастера

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине – красные полоски

На боках у нас видны».

На расстоянии 1, 5 – 2 см от места сгиба приёмом «Три закрутки, три узла» формируем голову. Делаем «волшебный жест»: нитку крепко прижимаем большим пальцем, а только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец). У куклы-жениха концы ткани завязываем внизу, образуя ноги, у куклы-невесты – расправляем в виде юбки (2).

Вкладываем руку между полосок. Далее крестообразно затягиваем и закрепляем руку в тельце куклы-невесты. Куклу-жениха – на уровне талии. На палочке–руках с двух сторон укрепляем перевитую нить, чтобы «Неразлучников» можно было повесить на стену (4).

Литература:

1.Кукла «Красота» //Народное творчество, № 5, 2005.

2.Черкасова В. Бездежанские фартуки //Народное творчество, № 4, 2006.

3.Кукла живая, рукотворная, родная //Народное творчество, № 6, 1998.

4.Тряпичные куклы //Народное творчество, № 4, 1994.

5.Тарасова Р.Я. Волшебная куколка //Мир и музей, № 1(2), 1999.

6.Тарасова Е.Г. Триединство праславянского мира //Читаем, учимся, играем, № 1, 2007.

7.Тарасова Е.Г. Прарусская культура. Быт. Одежда //Читаем, учимся, играем, № 2, 2007.

8.Дайн Г. Русская тряпичная кукла – М.: Культура и традиции, 2008.

 

 

                                                                                                       Приложение №6

Конспект образовательной деятельности тему:

«История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату) в подготовительной группе.

Цель: формировать представление о традициях, обычаях, быте народа на Руси – через знакомство детей с образом народной (тряпичной ) куклы.

Задачи:

  Образовательная:

- развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения.

- познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «пеленашка».

Развивающие:

- формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол.

- развивать интерес к старинным куклам

-развивать творческое мышление, память, наблюдательность

- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

- развивать речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека

- воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу

- привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом

- воспитывать терпеливость, усидчивость.

 

Активизация словаря: тряпичная, безликая.

Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве, чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.

 

Материалы:

-схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта

- образцы тряпичных кукол

 

Раздаточный материал:

 

-лоскут белой ткани – лицо куклы

- пеленка

-лоскут в виде платка (одеяло)

- лента или шерстяные цветные нитки

 

Ход ОД:

- Ребята, сегодня у меня есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей.

- Если отгадаете загадку, то узнаете, что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:

Есть ноги, а не ходят

Есть рот, но не говорит

     Доставляет детям радость,

         Но сама радоваться не может

                                                          Кто это? (кукла)

 

Или

 

Что все это значит

Дочка, а не плачет

Спать уложишь

Будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла).

 

- И так, что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).

- Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена. (ответы детей).

- Сегодня я приглашаю вас в музей кукол. Давайте подойдем и полюбуемся разнообразием кукол.

Начинаем нашу экскурсию.

На столе лежат дрова, солома, глина, лоскутки.

-Что вы видите перед собой? (ответы детей)

- Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).

-Скажите, а детям можно самим разжигать печку? (ответы детей)

- Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?

- Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

- Давным- давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков и т.д. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние времена.

- А знаете как появилась на свет самая первая кукла?

Есть такая легенда:

Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.

-Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено.

-А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них.

В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:

Вот кукла-Крупеничка.

Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным).

Авторы проекта:

Воспитатели подготовительной группы №4:

Баражакова Ю.В.

                              Сорокина М.С.

 

 

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: среднесрочный

Возраст: 6 – 7 лет (подготовительная группа)

Участники: воспитатели, дети группы, родители воспитанников.

    Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.

Проблема.  

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

В настоящее время рынок игрушек поражает изобилием интересных, ярких, но порой бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей.

Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам?

 Работать над этими проблемами необходимо. И одним из возможных

путей решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.

Актуальность.

Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

  Народная тряпичная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений. В игре с народной тряпичной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.

Кроме всего прочего, народная тряпичная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Цель проекта. Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы.

Задачи:

Ø Познакомить с традициями на Руси; в которых были задействованы лоскутные куклы.

Ø Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Ø Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег, рукодельница, фартук, сорочка, тесьма, повойник и т.д.

Ø Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.

Ø Воспитывать патриотические чувства.

Ø Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).

Ø Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира.

Ø Формировать художественно-эстетическое воспитание.

Ø Воспитывать у дошкольников основ толерантности.

Ø Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.

Ø Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.

Ø Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.

 

    В основу решения этих задач положены следующие принципы:

q Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.

q Принцип опоры на интересы ребёнка.

q Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

q Принцип наглядности.

q Принцип последовательности.

q Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Аспекты музейной деятельности

    Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Как показывает опыт, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные пространства помещения, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

· Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы.

· Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.

· Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

· Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

· Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Этапы работы по созданию мини-музея:

 1.Подготовительный этап:

Содержание работы Срок реализации
Знакомство детей с видами тряпичных кукол, с историей их изготовления. В течение года
Разучивание колыбельных песен, уговорушек, закличек, пословиц, поговорок, потешек, народных подвижных игр. В течение года
Чтение художественных произведений о народных куклах. В течение года
Знакомство детей с историей появления кукол на Руси Сентябрь-октябрь 2016г.
Беседы об истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой. Октябрь-ноябрь 2016г.
Рассматривание иллюстраций с изображением кукол. В течении года.
Оформление альбома " Русский народный костюм". Рассматривание отдельных деталей одежды, элементов вышивки, кружев, тесьмы и прочей отделки. Декабрь 2016г.
Изготовление обрядовой куклы Кувадки. Январь 2017г.
Экскурсия в музей ярославского быта. Знакомство с ремеслами и промыслами Февраль 2017г.

2.Основной этап:

Содержание работы Срок реализации
 Оформление мини-музея традиционной тряпичной куклы Май 2017г.
Оформление картотеки экспонатов мини-музея с фотографиями и подробным описанием кукол, их значением в обрядах и культурных традициях русского народа. Апрель-май 2017г.

Заключительный этап.

Содержание работы Срок реализации
 Мультимедийная презентация мини-музея Май 2017 г.

 

Работа с родителями:

─ Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей". Мастер-класс: изготовление куколки-кувадки.

─ Консультация: «Народная лоскутная кукла как источник детского художественного творчества»

─ Консультация " История появления кукол на Руси».

 

Предполагаемый результат:

─ Оформление «Мини-музей традиционной тряпичной куклы".

─ Собрание дидактический и методический материал по теме «Традиционная тряпичная кукла».

─ У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.

─ У детей выработан интерес к изучению исторического прошлого русского народа, народных традиций, к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

 

Список используемой литературы:

1." Традиционная тряпичная кукла" Н.В. Шайдурова, Санкт-Петербург, 2011 г.

2. «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет» О.Р.Меремьянина. Волгоград, 2013 г.

2. «Мини-музей в детском саду» Н. Рыжкова, Москва, 2008 г.

3. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», М.А. Захарова, Е.В. Костина, Москва, 2010

 

 

Приложения

 

                                                                                                       Приложение №1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.287 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь