Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Во время обтирания головы:



ا َ ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ غ َ ش ِ ّ ن ِ ى ب ِ ر َ ح ْ م َ ت ِ ك َ و َ ب َ ر َ ك َ ا ت ِ ك َ و َ ع َ ف ْ و ِ ك َ

Аллахумма гашшини бирахматика ва баракатика ва ‘афвика

Перевод:

Боже! Покрой меня Своей милостью, благодатью и прощением!

Обтирая ноги:

ا َ ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ث َ ب ِ ّ ت ْ ن ِ ى ع َ ل َ ى ّ َ ا ل ص ِ ّ ر َ ا ط َ ي َ و ْ م َ ت َ ز ِ ل ّ ُ ف ِ ي ه ِ ا ل ْ أ َ ق ْ د َ ا م ُ و َ ا ج ْ ع َ ل ْ س َ ع ْ ي ِ ى ف ِ ي م َ ا ي ُ ر ْ ض ِ ي ك َ ع َ ن ِ ّ ى ي َ ا ذ َ ا ا ل ْ ج َ ل ا َ ل ِ و َ ا ل ْ إ ِ ك ْ ر َ ا م ِ

Аллахумма саббитни аляййас-сырата йаума тазиллу фихи-ль-акдам вадж‘аль са‘йи фи ма йурдика ‘анни йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам

Перевод:

Боже! Укрепи для меня мост в день, когда будут скользить на нем ноги и сделай так, чтобы я усердствовал в том, чем Ты доволен. О, Обладатель величия и милости!

По окончании омовения:

ا َ ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ إ ن ِ ّ ى أ َ س ْ أ َ ل ُ ك َ ت َ م َ ا م َ ا ل ْ و ُ ض ُ و ء ِ و َ ت َ م َ ا م َ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة ِ و َ ت َ م َ ا م َ ر ِ ض ْ و َ ا ن ِ ك َ و َ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ و َ ا ل َ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ر َ ب ِ ّ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ

Аллахумма инни ас’алука тамама-ль-вуду’и ва тамама-с-саляти ва тамама ридваника ва-ль-джанната ва-ль-хамду ли-ль-ляхи рабби-ль-‘алямин

Перевод:

Боже! Поистине, я прошу у Тебя полного омовения и полной молитвы и полного Твоего довольства и рая. Хвала Аллаху, Господу миров!


 

 

Гусл - ритуальное омовение всего тела

 

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

«…а если вы осквернены (половым контактом), то очиститесь…». [22]

«… [Не совершайте молитвы ] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного ] омовения…» .[23]

 

Процедура совершения

ритуального омовения тела

 

Будь то обязательное омовение тела (например, гусл-джанабат - омовение, вызванное половым контактом) или желательное (например, гусл-джум‘а - пятничное омовение) необходимо вымыть полностью голову, шею и тело. Иными словами, все категории гусла в совершении не имеют разницы, и разница только в их намерениях.

Гусл можно выполнить двумя способами, совершая гусл-тартиби (омовение по частям в строго определенном порядке) и гусл-иртимаси (одновременное омовение всего тела).

Совершая гусл-тартиби и определив его как таковое, в порядке обязательной предосторожности, необходимо вымыть сначала голову и шею, затем все тело и желательно сначала правую часть тела, а затем левую.

Ритуальное омовение гусл-иртимаси будет верным, если, определив его для себя как таковое, совершающий его сразу полностью окунется в воду или будет погружаться в воду постепенно, до тех пор, пока тело полностью не скроется под водой. Для совершения гусл-иртимаси необходимо такое количество воды, чтобы человек мог полностью погрузить себя в нее.

 

Условия правильного совершения гусла

 

Все те условия, которые необходимы для вуду, типа чистоты воды и принадлежности ее совершающему омовение, являются также обязательными и для ритуального омовения категории гусл. Однако при совершении омовения гусл нет необходимости мыть тело сверху вниз, так же как и при совершении гусл-тартиби нет необходимости после мытья одной части тела сразу начинать мыть другую его часть.

Тот, кто должен совершить несколько омовений тела, может посредством намерений всех их, совершить один гусл.

Тот, кто совершит ритуальное омовение тела после полового акта гусл-джанабат, не должен совершить вуду для молитвы и с другими видами омовения тела может также совершить молитву (даже с желательным - гусл-мустахаб), но с омовением тела, вызванным средними регулами[24] гусл-истихада-мутавассита невозможно совершать молитву и необходимо также совершить вуду.

Во время одновременного омовения тела гусл-иртимаси или омовения по частям гусл-тартиби не обязательно, чтобы все тело было чистым и если тело очистится с погружением в воду или при обливании водой с намерением омовения тела, то омовение будет считаться верным.

 

Обязательные омовения тела

 

Обязательные омовения бывают семи видов:

1.  гусл-джанабат - ритуальное омовение тела после полового акта;

2.  гусл-масс майит - ритуальное омовение, вызванное прикосновением к умершему;

3.  гусл-майит - ритуальное омовение умершего;

4.  гусл-хайд - омовение, вызванное менструацией;

5.  гусл-истихада - омовение, вызванное регулами;

6.  гусл-нифас - омовение послеродовых кровотечений;

7.  гусл-назр - омовение, которое становится обязательным по причине данного обета или клятвы.

 

 

Тайаммум – совершение ритуального омовения землей или песком

Тайаммум – это один из способов очищения, равноценный гуслу или вуду, который указан в Священном Коране:

«…Если же вы больны или же в пути, иль выходили по естественной нужде, иль с женщиной сношение имели и если не найдете вы воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и оботрите им ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Прощающий, Извиняющий» .[25]

Из этого и других айатов Священного Корана видно, что при некоторых обстоятельствах необходимо вместо вуду совершать тайаммум, а именно:

· при отсутствии воды или при невозможности достать воду;

· в случае опасности нанесения вреда (здоровью);

· в случае, если человек использует воду для совершения вуду или гусл, и при этом сам, жена, дети, друзья или те, кто имеют с ним какие-то отношения (даже животные, находящиеся в его распоряжении), умрут от жажды или заболеют, или это приведет к острой жажде, которую трудно вытерпеть;

· в случае, если его тело или одежда стали наджисом, а воды хватает лишь для устранения этого наджиса и он не будет иметь другой одежды, кроме этой;

· в случае, если времени будет настолько мало, что если совершит вуду или гусл, то установленное для молитвы время подойдет к концу, и вся молитва или часть молитвы совершится после положенного времени.

Тайаммум начинают совершать с искреннего, внутреннего намерения – нийат, которое можно выразить например такими словами:

أ َ ت َ ي َ م ّ َ م ُ ق ُ ر ْ ب َ ة ً إ ِ ل َ ى ا ل ل ه ِ ت َ ع َ ا ل َ ى

«Ата йаммаму курбатан иля-л-лахи та‘аля».

«Совершаю тайаммум для приближения к Всевышнему Аллаху». После этого нужно ударить ладонями обеих рук по предмету, заменяющиму воду. Это может быть земля, песок, глина, камни, голыши, но при том условии, если они будут чистыми.

Затем, прикасаясь ладонями обеих рук к верхней части лба, перпендикулярно бровям совершаем обтирание сверху вниз до уровня переносицы.

После чего ладонью левой руки обтираем внешнюю поверхность кисти правой руки запястья и до кончиков пальцев.

Точно также поступаем и с кистью левой руки, обтирая ее внешнюю поверхность ладонью правой руки от запястья и до кончиков пальцев.

Для совершения тайаммума человек должен снять с руки кольцо и избавиться от любого другого препятствующего попаданию на тело песка предмета, находящегося на тех частях тела, которые используются при совершении тайаммума.

Все деяния тайаммума, должны совершаться с намерением совершения тайаммума и ради послушания указов Всевышнего. Нет необходимости определять, что тайаммум совершается вместо гусла или вместо вуду, кроме одного случая, когда совершает два тайаммума.

Помимо важнейших правил тахарата, которые установлены в исламском праве (фикх), существуют также некоторые определенные условия, касающиеся времени молитвы, одеяния молящегося, направления в сторону киблы во время молитвы, места для молитвы.


 

 

Виды молитв

 

Для ознакомления с положениями и предписаниями молитвы, во-первых, напомним, что существуют обязательные и желательные молитвы. Обязательные молитвы бывают двух видов; некоторые из них являются ежедневной обязанностью, которые должны совершаться в определенное время, а некоторые совершаются иногда по особым причинам и не входят в постоянную ежедневную программу.

 

Время совершения ежедневных молитв

 

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

إ ِ ن ّ َ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ ك َ ا ن َ ت ْ ع َ ل ى َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ ك ِ ت َ ا ب ا ً م َ و ْ ق ُ و ت ا ً

« Воистину, молитва для верующих предписание в [определенное] время» [26].

Ежедневные обязательные молитвы - это пять молитв, которые в совокупности равны семнадцати рак‘атам:

 - утренняя молитва (салят ас-Субх) - два рак‘ата;

 - полуденная молитва (салят аз-Зухр) – четыре р.;

 - послеполуденная молитва (салят аль-‘Аср) – четыре р.;

 - вечерняя молитва (салят аль-Магриб) - три р.;

 - ночная молитва (салят аль-‘Иша’) - четыре р..

 

Время утренней молитвы

 

Время утренней молитвы начинается от призыва (азан) к утренней молитве до восхода солнца и в течении этого промежутка времени необходимо совершить молитву, и чем ближе к азану, тем лучше.

На исходе ночи в небе появляется едва различимая вначале вертикальная светлая полоса, напоминающая лисий хвост, который своим узким концом опирается на линию горизонта. Это так называемый 'ложный рассвет'. Вскоре возникает уже вполне различимая горизонтальная полоска света, напоминающая светлую нить, соседствующую с черной нитью ночи. Она постепенно расширяется и заливает ярким светом весь небосклон, знаменуя своим появлением окончание ночи и начало дня. Это 'истинный рассвет', и с его наступлением можно приступать к утренней молитве.

В Священном Коране сказано: «…пока не будете отличать нить белую от нити черной…» [27]

В одном из преданий говорится о том, как некий верующий по имени Удай ибн Хатам пришел однажды к Пророку (да благословит Аллах его и род его! ) и рассказал, как он положил перед собой белую и черную нитки и изо всех сил вглядывался в них, но так и не увидел рассвета. Пророк (да благословит Аллах его и род его! ) от всей души рассмеялся и сказал: «О сын Хатама! Речь идет о белизне света дня (рассвета) и темноте ночи…» [28] .

 

 

Время полуденной и послеполуденной молитвы

 

Время полуденной и послеполуденной молитвы начинается в полдень (по шариату) и продолжается до заката солнца.

Полдень по шариату можно определить следующим способом. Если палку или тому подобную вещь вертикально воткнуть в ровное место, то, при восходе солнца, ее тень будет падать в сторону заката солнца. По мере возвышения солнца, ее тень уменьшается. После полудня, тень палки переходит в сторону восхода солнца. По мере приближения солнца к закату, увеличивается тень палки (в стороне восхода). Следовательно, становится ясно, что время, когда тень палки, уменьшаясь, дойдет до минимальной точки, и начнет увеличиваться, является полуднем по шариату.

Важность обязательных ежедневных молитв, в особенности полуденной молитвы, неоднократно подчеркивается в Коране, поскольку молитва является наиболее эффективным средством связи человека с Аллахом. В Священном Коране сказано: «Будьте внимательны к молитвам и [особенно] к средней молитве. Стойте перед Аллахом смиренно» [29].

И ни жара, ни холод, ни мирские заботы о здоровье жены или детей не должны помешать вашему исполнению этого великого долга.

Выражение салат аль-вуста 'средняя молитва' подразумевает именно полуденную молитву.

Сразу же после полудня, тот отрезок времени, за который можно совершить четырехрак‘атную молитву, относится только к полуденной молитве, и тот отрезок времени, который остается до захода солнца, и в котором можно совершить четырехрак‘атную молитву, отводится только для совершения послеполуденной молитвы.

 

Время вечерней и ночной молитвы

 

Время вечерней (Магриб) и ночной (‘Иша’) молитвы начинается после захода солнца, при исчезновении на горизонте красноты, появляющейся на востоке после заката солнца, и кончается в полночь. Сразу же после захода солнца, тот отрезок времени, за который можно совершить трехрак‘атную молитву, относится только к вечерней молитве, и тот промежуток времени, который остается до полуночи, и в котором можно совершить четырехрак‘атную молитву, отводится только для совершения ночной молитвы.

Для определения времени полуночи, которое является последним временем для совершения послевечерней молитвы, необходимо разделить пополам промежуток времени между заходом солнца (вечерним азаном) и рассветом (утренним азаном). Середина этого промежутка времени является полночью.

 

Кибла – направление молящегося

 

Кааба, находящаяся в священном городе Мекке в Масджид аль-харам, является киблой для мусульман. Молящиеся обязаны во время совершения молитвы обращаться лицом в сторону киблы.

Тот, кто находится вне города Мекки или вдали от него, то для него достаточно для совершения молитвы встать так, чтобы со стороны было видно, что он совершает молитву в направлении киблы.

Кибла – это символ единобожия и является эмблемой Ислама. В «Нахдж аль-балага» (проповедь 173) кибла характеризуется как 'отличительный знак' и 'знамя веры'. Идолопоклонники и те, кто поклонялся небесным светилам, в своих молитвах обращались лицом к идолам, звездам, Луне. Ислам, переступив через эти заблуждения, объявил Каабу киблой для мусульман. Таким образом, обращение в сторону Священной мечети считается признаком того, что верующий помнит о Боге. Некоторые предания упоминают, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его! ) сидел, как правило, повернувшись лицом к кибле. Ахл аль-Бейт, члены Святого семейства Пророка (мир им всем! ), даже рекомендовали сидеть, лежать и спать, располагаясь в этом направлении. Это считается одной из форм поклонения Господу. Существуют специальные, обязательные предписания, касающиеся обращения к кибле при исполнении различных ритуалов. Например, скот, мясо которого пойдет в пищу, режут, повернув головой в сторону Каабы. Тело погребаемого мусульманина кладут лицом в направлении киблы. Этого же направления придерживаются верующие и при совершении обязательных молитв. Порицается отправление естественных потребностей лицом или спиной к Каабе.

В довершение ко всему вышесказанному следует отметить, что кибла служит фактором объединения всех мусульман. Если бы мы могли подняться высоко над землей и посмотреть вниз, то увидели бы, как мусульмане всего мира пять раз в день в специально установленное время обращаются в сторону киблы. На протяжении вот уже многих веков Кааба является центром религиозных движений и революционных преобразований, включая те, что были связаны с именами Авраама и Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его! ). Последним в ряду этих выдающихся личностей стоит Имам Хусейн (мир ему! ). И в будущем Имам Махди (да приблизит Аллах его пришествие! ) начнет свой призыв именно от Каабы. Кааба – это кибла всех мусульман, которые вне зависимости от своего местонахождения должны обращаться к ней во время молитвы.

В Священном Коране сказано: «И где бы ни оказался ты, обращай лицо в сторону мечети Запретной. Вот она, Истина от Господа твоего, и ведает Аллах о том, что вершите вы». [30]

 

Одеяние молящегося

 

В Священном Коране об одеянии сказано: «О сыны Адама! Ниспослали Мы вам одежды, чтобы прикрывали вы части ваши срамные…». [31]

Лица мужского пола при совершении молитвы должны прикрыть срамные части тела (аурат) и лучше, если одежда будет, по крайней мере, от пупа до колен.

Одежда лиц женского пола при совершении молитвы должна покрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног. Даже если все тело, кроме лба, будет покрыто, то это не будет создавать препятствий для совершения молитвы.

Одежда молящегося должна отвечать следующим условиям:

 - должна быть чистой (не наджисом);

 - должна быть дозволенной (с точки зрения шариата) т.е. не должна быть узурпированной;

 - не должна быть изготовлена из мертвечины; например не должна быть из кожи животного, забитого не по законам шариата, будь это даже ремень или шапка (в порядке обязательной предосторожности), не должна быть изготовлена из шкуры хищников, и даже в порядке обязательной предосторожности, не должна быть изготовлена из шкуры тех животных, чье мясо с точки зрения шариата нельзя употреблять в пищу; например, не должна быть изготовлена из шкуры леопарда или лисы, если молящийся мужчина, то его одежда не должна быть вышита золотом или быть из натурального шелка.

 

Место молящегося

 

Место, где человек совершает молитву, должно отвечать следующим условиям:

 - должно быть дозволенным (не узурпированным);

 - не должно быть в движении[32], которое будет препятствием, для того, чтобы стоять, совершать поясной или земной поклон, даже в порядке обязательной предосторожности, должно быть недвижимым, так, чтобы не нарушалось спокойствие тела;

 - не должно быть тесным и с низким потолком, чтобы можно было должным образом совершать поясной или земной поклон;

 - место прикосновения лба при земном поклоне должно быть чистым;

 - если место молящегося стало наджисом, то он не должен быть влажным, чтобы не намочил одежду или тело молящегося (в противном случае одежда тоже станет наджисом);

 - место прикосновения лба во время земного поклона не должно быть выше или ниже больше чем, на высоту четырех пальцев, от места прикосновения ног. Однако, если земля не сильно покатая, то нет препятствий для совершения молитвы;

 - в порядке обязательной предосторожности место женщины, во время молитвы, должно находиться позади мужчины.

 

Азан и икамат

 

Желательно, перед совершением пяти обязательных ежедневных молитв, вначале провозгласить азан (призыв на молитву), а затем после него икамат (провозглашение о том, что молитва начинается).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь