Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 6 / 19 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.



Родился 30 марта / 12 апреля 1870 года в с. Ляменье Никольского уезда Вологодской губернии в семье псаломщика Ляменьской Благовещенской церкви.

В 1890 году окончил 3 класса Вологодской духовной семинарии.

21 ноября / 4 декабря 1890 г. был рукоположен во диакона епископом Великоустюжским Иоанникием (Казанским), определен к Крестовоздвиженской церкви с. Симоноволом.

В 1891-1900 гг. был учителем Симоноволомской народной начальной школы.

17 / 30 апреля 1900 года по прошению переведен к Введенской церкви с.Халед (Халез? ) Никольского уезда Вологодской губернии, затем переведен в Никольскую церковь с. Семуково Яренского уезда Вологодской губернии.

3 / 16 июня 1903 г. рукоположен во священника епископом Вологодским Алексием (Соболевым).

С 1903 г. - законоучитель Семуковской церковно-приходской школы, с 1906 г. - член попечительского совета, с 1910 г. - законоучитель Кырсинского земского начального училища.

Имел большую библиотеку, в т. ч. много книг по агрономии, открыл в своем селе школу, где преподавал по собственным учебникам; пользовался авторитетом у прихожан, которые несколько раз защищали его от ареста.

В 1928 году был арестован, лишен избирательных прав, но в том же году продолжил священническое служение.

В 1934 и 1936 годах также был судим. Был выселен с семьей из дома.

Священник Всеволод Потемкинский, 1910-е гг.

На церковь были наложены непосильные налоги. Зимой 1937 г. Семуковская Никольская церковь была закрыта, в здании хотели открыть клуб, неоднократно пытались уничтожить кресты, вырезанные на стенах храма, но кресты чудесным образом появлялись вновь. Отец Всеволод протестовал против закрытия церкви.

7 августа 1937 года был арестован (был обманом вызван якобы на крестины) и заключен в тюрьму НКВД г. Сыктывкара. Обвинялся в том, что он " реакционно настроенный тихоновец, участвует в к/р сборищах, ведет активную а/с агитацию, выражающуюся в протестах против закрытия церкви, против сборов денег на уплату налога с церкви... систематически проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий сов. власти. В июне месяце 1937 г. распространял провокационные слухи о войне и падении сов. власти. Проводил подготовку к выборам в советы, выставлял кандидатуры из числа контрреволюционных элементов и агитировал среди населения за поддержку этих кандидатур" .

Следствие было проведено с грубейшими нарушениями: право на защиту не обеспечено, обвинительное заключение не мотивировано и прокурором не утверждено. Священник виновным себя не признал.

16 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 19 сентября 1937 года в окрестностях г. Сыктывкара.

7 декабря 1988 года был реабилитирован Президиумом Верховного Суда по 1937 году репрессий.

6 октября 2001 года был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Награды

  • набедренник (1914)
  • скуфья (1916)

Литература

  • Прокофьева Н. Н. Сщмч. Всеволод Потеминский // Жизнеописания новомучеников, в земле Коми просиявших. Сыктывкар, 2002. Ч. 1. С. 4-10;
  • Суворов Е. На высоком берегу // Вера-Эском: Христ. газ. Севера России. Сыктывкар. 2002. № 1 (2 сент.).
  • Малыхина А. Поименно назвать...// Эском-Вера. Христианская газета Севера России. Сыктывкар, 1997. Вып. 18. N 282-283. С.3.
  • Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: " Мемориал", 2003. Машинопись. С.21.
  • Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008с. С.825.
  • Репрессированное православное духовенство Коми края/ Сост. А.Г.Малыхина. Сыктывкар, 2000. Машинопись. С.6.
  • Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с. С.484.
  • Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 года/ Сост. Л.Торопова. Сыктывкар, 2002. С.100.

Использованные материалы

  • Н. Н. Прокофьева. Всеволод Иванович Потемкинский. Православная энциклопедия, т. 9, с. 538
    • http: //www.pravenc.ru/text/155462.html
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/? HYZ9EJ...BU*

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

2Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, 3потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), 4то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, 5которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 6чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, 7которого служителем

сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово 9и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, 11по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, 12в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17верою вселиться Христу в сердца ваши, 18чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота, 19и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Апостол снова напоминает о милости, которую явил Бог, открыв Себя не только избранному народу, но всем людям, в том числе, тем, кто ранее был далек от Бога. Народ еврейский не принял Христа, поскольку ждал не Спасителя от греха, а земного правителя, а потому Господь обратился к тем людям, которые могут воспринять Слово Божие, дабы спасти не только один народ, но всех… И здесь же апостол вспоминая свое прошлое, как гонителя. считает себя недостойным звания апостола, а потому и пишет о себе, называя себя «наименьшим из апостолов» или вовсе «ничто». Этим он подчеркивает, что не сам себе присвоил право учить других, но будучи послан от Бога. А напоминая это, он и учит, дабы каждый из его духовных чад сделался подлинно храмом Божиим, дабы Господь обитал в нем. А это может быть, только если тот живет, согласно повелениям Божиим, живя в любви, к которой апостол также постоянно призывает. Под любовью же разумеется любовь Божия, ровная ко всем, ближним и дальним, врагам и друзьям, готовая истощать себя ради ближних. А именно такой человек, делами подражающий Богу, может стать прибежищем Божества….

Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

6Они отвечали им, ка́ к повелел Иисус; и те отпустили их.

7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.

24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

27Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и

старейшины 28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это

делаю.

30Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

И снова наше внимание возвращается к отрывку со сценой проклятия бесплодной смоковницы. Как уже была замечено выше, в Евангелии от Матфея подчеркивается, что изгнание торгующих из храма произошло в день Входа Господня в Иерусалим, а проклятие бесплодной смоковницы – на второй. Однако здесь Евангелист помещает сцену изгнания торгующих из храма на второй день, как бы желая сделать намек, что с этой смоковницей можно было сравнить иудейских вождей, допустивших твориться такому безобразию в Иерусалимском храме, а также внимаших им иудеев, которые, в большинстве своем, были глухи к словам Христа. Так, душа, не приносящая доброго плода, но одни лишь греховные мысли и желания, поистине, подобна этой смоковнице. Человек же, не принесший добрых плодов, которые должны преображать его душу, создать Царство Божие уже здесь, на земле, но живущий по собственному произволу, остается далек от Бога, а в день Суда будет отвержен от Него, как сделавшийся подобным не Богу, но владеющим им демонам, которые и рады будут, что еще один человек будет причастен их скорбной участи.… И здесь наше внимание снова привлекается к теме веры. Под верой разумеется не осознание присутствия Бога, но доверие Богу, заботящемуся о человеке и лучше знающему – что ниспослать ему. Так, дитя, просящее родителей о помощи, не сомневается, что те помогут ему и в большинстве случаев, они действительно помогают. Также и Бог. Но слишком часто мы с нашими просьбами становится подобными детям, просящим себе вещи, откровенно вредные. Удивительно ли потому, что Бог не исполняет наши прошения? Но именно потому Господь постоянно призывает не к стремлению манипулировать рукой Божией, а к довериюЕму. « Ищите прежде Царства Божия и правды Его и тогда все прочее приложится вам » - говорит Господь. А ищущий, прежде всего прочего, Царства Божия, и приоритеты в жизни ставит другие и молитвы его поэтому другие, нежели большинство из нас. А просящий себе спасения получит его, ибо такое прошение соответствует желанию Божию.

И чтения праздника Архангела Михаила. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Апостол рассуждает о достоинстве человека. Об Ангелах в другом месте он скажет: « не все ли они – служебные духи, посылаемые к имеющим наследовать спасение? ». … И он говорит это о существах, наделенных немыслимыми для нас способностями: умом, силой и так далее. Главное же – они всегда служат Богу, никогда не отступая от Него. Но Бог не о них проявил заботу (ибо они – всегда с Ним), но о человеке – немощнейшем существе, которое из-за грехопадения было лишено и тех возможностей, что имело. И ради его спасения сам Бог стал человеком. И тут же апостол пишет о воздаяния, говоря о том, как наказывалось всякое непослушание в Ветхом Завете. В Новом Завете проявляющий непослушание сам себя лишает Царства Божия, которое сам Господь уготовал всем людям. Это – хуже всяких кар (впрочем, Бог не наказывает, ибо не хочет человеку зла – механизм этого прекрасно показан в Ветхозаветной Книге Иова).

Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем

Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите

 Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире[30] и Сидоне[31] явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Господь направляет 70 учеников на проповедь впереди себя, и они возвращаются в радости, что ради имени Его даже бесы повинуются им. Господь же увещевает их, дабы не радовались тому, что им не принадлежит, но дано на время и за пользованием этим с них спросится. Также и нам надлежит не превозноситься тем, что нам дал Бог, но рачительно пользоваться этим. Именно поэтому Бог так редко совершает чудеса, ведь не каждый может адекватно воспринять чудо, не превозносясь, мол, он удостоился видеть нечто невероятное. А Бог все делает ради пользы человека, не нуждаясь в демонстрации своего могущества. Это бесы склонны совершать чудеса эффектные, яркие, но… совершенно бесполезные. Если же человек склонен превозноситься виденным им, то и диавол может удобно устроить ему ловушку. Зная это, Господь не спешит творить чудеса, а в данном случае предупреждает апостолов, дабы они не превозносились, чтобы не угодить потом в ловушку…. Для нас же этот текст является, скорей, напоминанием, чтобы мы не пытались искать чудес, дабы виденное не оказалось для нас губительным…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь