Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому



Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /вселенную просвети: /несребролюбия мирови сокровища сниска, /высоту нам смиренномудрия показа, /но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

События дня.

Всенощное бдение.

Служба эта является совершенно особой, в первую очередь потому, что главной частью на ней является не полиелей, как обычно, а чин выноса Креста, совершающийся в конце службы, после Великого славословия. Полиелей совершается, однако не в центре храма, а в алтаре, где, вплоть до времени выноса, лежит Крест. На престол он кладется перед началом службы, с пением тропаря и кондака выносится и полагается, после чего и начинается служба.

Накануне я, разумеется, был в Свято-Успенском соборе. На сей раз, правящий архиерей в службе не участвовал. Бдение совершал о.Никита Савин при пении обоих хоров собора. Как всегда, читались паремии. Паремия 1. Книга Исхода [Главы 15 и 16.]: Поят Моисей сыны Израилевы от моря Чермнаго, и веде тыя в пустыню Сур: и идяху три дни в пустыни, и не обретаху воды, да быша пили. Приидоша же в Мерру, и не можаху пити воды из Мерры, горька бо бе: сего ради наречеся имя месту тому, Горечь. И роптаху людие на Моисеа, глаголюще: что пием? Возопи же Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо: и вложе тое в воду, и сладка бысть вода. Тамо положи ему Бог оправдания и суды. И тамо искушаше его, и рече: Аще слухом услышиши глас Господа Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповеди (будешь внимать заповедям Его) Его, и сохраниши вся оправдания Его, всяку болезнь, юже наведох Египтяном, не наведу на тя: Аз бо есмь Господь исцеляяй тя. И приидоша во Елим, и бяху тамо дванадесять источников вод, и седмьдесят стеблей финиковых: и ополчишася тамо при водах. И воздвигошася от Елима, и прииде весь сонм сынов Израилевых в пустыню Син, яже есть между Елимом и между Синою.

И русский текст: 22И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды.

23 Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра (горечь).

24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?

25 [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.

26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой.

27 И пришли в Елим [337]; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.

Глава 16.

1 И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.

2И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.

4И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно,

сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; 5а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.

6И сказали Моисей и Аарон всему [обществу] сынов Израилевых: вечером узна'ете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, 7и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что' такое, что ропщете на нас?

8И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.

9И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш.

10И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.

11И сказал Господь Моисею, говоря:

12Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и

узнаете, что Я Господь, Бог ваш.

13Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 14роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.

15И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; 16вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору[338] на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.

17И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 18и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.

19И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.

20Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, - и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.

21И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.

22В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею.

23И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра.

24И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.

25И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; 26шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в этот день. 27Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли.

28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? 29смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день.

30 И покоился народ в седьмой день.

31 И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.

Бог дает евреям все, что нужно, но они не желают терпеть и малого, постоянно ропща. Только что благополучно переведенные по дну Красного моря и ликуя по поводу избавления от египтян, они снова ропщут и снова хотят вернуться в Египет, едва возникает проблема с водой. Бог дает им воду, но ропот снова и снова продолжается…. Меж тем, в дереве, которое погружает Моисей в воду, так что соленая вода чудесно делается пресной, имеется прообраз Креста, как «древа Спасения»….

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых [Глава 3.]: Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, не сопротивляется ей ничтоже лукавое, благоразумна есть всем любящим ю: всякое же честное недостойно ея есть. Долгота бо жития, и лета жизни в деснице ея. В шуйце же ея богатство и слава: из уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея, путие добры, и вся стези ея с миром, древо живота есть всем держащимся ея, и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда.

И русский текст: 1Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; 2ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

3Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, 4и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

5Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

6Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

7Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: 8это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

9Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, 10и наполнятся житницы твои до избытка, и

точила твои будут переливаться новым вином.

11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - 14потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней, ] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16 Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; ] 17пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные.

18 Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее!

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

Паремия 3. Книга пророка Исаии [Глава 60.]: Сия глаголет Господь: отверзутся врата твоя Иерусалиме выну день и нощь, и не затворятся, еже ввести к тебе силу языков, и цари их ведомыя. Языцы бо и царие, иже тебе не поработают, погибнут: и языцы запустением запустеют. И слава Ливанова к тебе приидет в кипарисе, и певке, и кедре вкупе, прославити место святое Мое, и место ног Моих прославлю. И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя, и прогневавших тя, и поклонятся следом ног твоих вси прогневавшии тя, и наречешися град Господень, Сион Святаго Израилева. За еже быти тебе оставлену, и возненавидену, и не бе помогаяй тебе: и положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И иссеши млеко языков, и богатство царей снеси, и разумееши, яко Аз Господь спасаяй тя, и избавляяй тя Бог Израилев.

И русский текст: 1Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

2Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

3И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию.

4Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут.

5Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.

6Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама[339] и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

7Все овцы Кидарские[340] будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей.

8Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?

9Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя.

10Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.

11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их.

12 Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся.

13 Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг [341] и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

14 И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.

15 Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов.

16 Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

17Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду.

18Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою.

19Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею.

20Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

21И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему.

22От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время.

Казалось бы, речь идет об очередном восстановлении Иерусалима после набега захватчиков. Однако слова о том, что в Иерусалим, поклониться Богу, будут приходить представители многих народов мира, в том числе и тех, которые некогда угнетали Израиль и поражали их святыни, будучи язычниками, относится уже к Новому Завету, когда в Иерусалим приходят и правда представители почти всех народов мира, поклониться Гробу Господню.… А слова в конце главы о том, что уже не Слонце и Луна будет светом для людей, а Божественная благодать – уже относится не к этому веку, а к будущему, когда сии небо и земля уйдут в прошлое….

Если первые две паремии читали пономари, то третью – о.Димитрий Осипов.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[342] пел боковой хор.

Литию и чин благословения хлебов возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова и о.Никиты Савина. В конце Великой вечерни тропарь праздника попеременно пели оба хора и духовенство.

Кафизма на утрени была опущена, а сразу начался чин полиелея, который возглавлял о.Антоий Новицкий в сослужении прочего духовенства храма.

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3Мария же, взяв фунт[343] нардового[344] чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5Для чего бы не продать это миро за триста динариев[345] и не раздать нищим?

6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли

пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́ к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

48Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

49Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

50И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Это еще не страдания Христа, но уже из того, что говорил и делал Он после своего входа во Иерусалим, когда фарисеи уже твердо решили избавиться от Того, Кто обличал их. Господь прямо говорит о том, что пришел час Его страданий. При этом народ с восторгом встречает Христа, но тут же открывается глухота народа к тому, что говорит Господь, поскольку люди слушали больше, как праздные зеваки, на деле не понимая, что Он говорит. Видя это, не удивиляешься тому, что они вскоре потребуют распять ТОГО, Кого еще недавно встречали, на словах, исповедуя Христом…

Особенностью службы этого праздника в том, что после чтения Евангелия поется «Воскресение Христово видевшее…», как в воскресные дни в знак того, что Крестом и Воскресением Христа человеку даровано спасение. Пел его хор. После окончания чина полиелея Царские врата закрываются и читаются канон. Из канона читались три тропаря (два тропаря из первого канона и один – из второго). В былые времена на каждой песне канона в такие праздники в конце пелись и катавасии (ирмосы, повторяемые после чтения тропарей, входящих в песнь), но на этой службе они пелись лишь после 3, 6, 8 и 9 песней. Перед 9 же песнью, как всегда, диакон, стоя на солее, воспевает: « Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень! » После этого хор пет ирмос: « Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем. » Они составляют задостойник праздника, который поется на литургии праздника. Начинается чтение тропарей канона, перемежающихся с пением стихов, воспетых ранее диаконом, а также: « Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение ». После окончания чтения канона начинается пение

стихир. Стихиры были сокращены до предела.

Наконец, открываются Царские врата. Священник произносит возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет[346]». Начинается пение Великого славословия, во время которого возглавляющий службу (для этого чина он должен облачиться в полное облачение, как при совершении литургии) непрерывно кадит престол, на котором лежит Крест. В течение Великого славословия он непрерывно кадит престол с лежащим на нем Крестом, а при последних словах после трех земных поклонах берет Крест и несет, обойдя вокруг престола, через северные двери. По окончании пения Трисвятого он в Царских вратах возглашает «Премудрость прОсти», знаменуя Крест. В древности после Великого славословия совершался вход и читалось Евангелие, подобно тому, как это бывает на утрене Великой субботы. Хор начинает петь трепарь Кресту. При этом Крест полагается в центре храма на аналое. возглавляющий службу непрерывно его кадит. Так как на сей раз правящий архиерей служил где-то в другом месте, то красивейший чин Воздвижения Креста, отличающий службу праздника, не совершался, но сразу после каждения последовало поклонение Кресту при пении: «Кресту твоему поклонемся, Владыко и Святое Воскресение Твое славим! »

И вот, Крест положен в центре храма, где будет лежать до отдания праздника, а народ, под пение специальных стихир, посвященных поклонению Кресту, подходит под помазание. Затем служба идет, как обычно.

По окончании службы о.Никита напомнил всем расписание служб в праздничный день.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь