Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 20 сентября / 3 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских



Священник Александр Тетюев, 1933 год

Родился 11 / 24 марта 1879 года в селе Салтанове Чердынского уезда Пермской губернии, в семье потомственного священника Павла Тетюева (+1916), клирика одного из храмов города Соликамска.

Учился в городское училище в Соликамске, окончить которое ему не пришлось. Однажды он с товарищами решил пошутить. За одну ночь они перевесили почти все городские вывески. Вывеску купца второй гильдии повесили сапожнику, а вывеску сапожника ­­­­­– купцу и т.д. Отец Павел на шутку посмотрел строго и решил своего сына примерно наказать. Он забрал его из училища и отдал на исправление в Соликамский Троицкий монастырь[541].

Два года пробыл Александр послушником, в последнее время – у архимандрита Хрисанфа (Клементьева). Монастырская жизнь благотворно повлияла на юношу. В монастыре он стал усиленно заниматься и сдал экстерном экзамены за курс училища, получив право на преподавание в церковно-приходских сельских школах.

В 1901 году поступил учителем в церковно-приходскую школу села Мошева; через год он стал помощником учителя в селе Усть-Ныроб. Здесь он женился на Клавдии Александровне. Однако проучительствовал недолго, архимандрит Хрисанф посоветовал Александру Павловичу оставить учительство и благословил стать священником.

В 1903 году Александр был рукоположен в сан священника ко храму села Лекмартово.

Вскоре был переведен в Воскресенский собор города Чердыни.

В 1920 году был арестован за отказ сотрудничать с ЧК, 9 апреля 1921 года был приговорен к одному году лишения свободы условно. Просидел в тюрьме Чердыни около года.

В 1922 году был арестован по обвинению в " антисоветской деятельности" и 27 июля был приговорен к одному году принудительных работ.

В 1928 году Воскресенский собор в Чердыни силой захватили обновленцы. Отец Александр и прихожане категорически отказались присоединиться к ним и перешли в Успенский храм. В отместку обновленцы обратились в ГПУ, заявляя, что о.Александр " внес рознь в среду верующих". Осведомители писали о нем, что он " плевал в глаза всем обновленцам, как еретикам, продавшим Православие". Благодаря активной деятельности о.Александра обновленцы были вытеснены из Воскресенского собора, часть которого они занимали. Вслед за собором и все церкви Чердыни перешли в подчинение патриарха Тихона.

29 июня 1928 года он был арестован по обвинению в " контрреволюционной пропаганде, направленной к возбуждению религиозной вражды и дискредитации существующего строя", на момент ареста имел жену и дочь. Виновным себя не признал. 7 сентября 1928 года был приговорен к одному году лишения свободы, считая срок со дня ареста.

Священномученик Александр Тетюев. Икона работы Игоря Панькова
Священник Александр Тетюев с женой, 1903 год

Срок отбывал в тюрьме г. Усолье, по освобождении вернулся в Чердынь и продолжил служение в Успенском храме. Чтобы не подвергать жену и детей преследованиям, священник благословил их переехать в другой город, откуда они приезжали его навещать.

В 1936 году близкие стали уговаривать о. Александра оставить священство и перейти на гражданскую службу, домашние даже и костюм ему купили, но он категорически от этих предложений отказался. «Я верю, – говорил он, – что, несмотря на все гонения, православие, которое исповедует русский народ, не будет уничтожено».

Служил в Александро-Невской часовне поселка Чермоз Коми-Пермяцкого национального округа.

5 августа 1937 года он был арестован, на момент ареста состав семьи - жена, дочь и два сына. Священника обвинили в " контрреволюционной агитации против политики партии и Советской власти" . Проходил по одному делу с псаломщиком Чермозской церкви Владимиром Павловским. Виновным себя не признал. Во время следствия содержался в Чермозском КПЗ. 27 сентября тройкой при УНКВД по Свердловской обл. был приговорен высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.

Расстрелян 3 октября 1937 года в Пермской области.

7 июля 1989 года был реабилитирован заместителем прокурора Пермской области.

Канонизирован в августе 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/? HYZ9E...B**
  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2» Тверь. 2001. С. 188-203
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...915

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

8Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.

12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, 13так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, 14и бо́ льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.

15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; 17а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, 19ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, 20при уверенности и надежде моей, || что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

21Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.

22Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

23Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24а оставаться во плоти нужнее для вас.

25И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.

27Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 28и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, 29потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 30таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Апостол выражает радость по поводу активной проповеди Христа, даже и той, которая произносится с нечистыми помыслами, ведь в тех и других случаях в почву душ человеческих бросается семя Слова Божия, а то, как оно прорастет, зависит от состояния души. Разумеется, добрый пример самого проповедника может весьма помочь проповеди, а дурной – помешать. Однако, Божественная Благодать часто действует сама, сходя на души, готовые к ЕЕ восприятию. Отсюда и радость апостола.

Евангелие (от Луки): 1Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Христос, готовясь к своему служению, отправляется в пустыню для подвига поста и молитвы. Он унаследовал все человеческое, кроме греха, а значит, нельзя сказать, что Он нуждался в таком подвиге, но Он идет на него, дабы быть во всем, как мы, дабы показать необходимость поста и молитвы нам. Для нас это все является не прихотью, а необходимостью, ввиду того, что мы склонны превращать попечения о плоти в похоти. Именно укрощению похоти плоти и должен служить пост. Примечательно, что Он, желая быть во всем подобным нам, даже позволяет сатане приступать к Нему и искушать. И тот искушает, предлагая Ему то, что предлагает всем. Стыдно сказать, но подчас предложения нам не кажутся такими уж скверными. Но в том, чтобы превратить камни в хлеб не было никакой пользы, как и в том, чтобы просто так броситься с крыши храма и остаться живым. Так, потешить самолюбие (на это враг и упирает, говоря, «если Ты – Сын Божий», как бы требуя доказать это таким чудом). а именно гордость («будете, как боги, знающие добро и зло…» - говорил им диавол) некогда вызвала в первых людях желание вкусить запретный плод. Но здесь Господь побеждает сатану там, где пали Адам и Ева…. Побеждает же Он через воздержание. Если же враг дерзает искушать Христа, зная, что ничего своего в Нем не имеет, то тем более, он искушает и каждого человека, который грешен и склонен ко греху. Потому для нас сказать «нет» искушению намного тяжелее, так как это значит сказать «нет» своим похотям, часто вполне естественным для падшего естества человека. Но именно потому это и необходимо…. Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него!

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам (подходит, как для праздника Великомученика Евстафия, так и мученика, князя Михаила Черниговского): 10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь