Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Летию со дня рождения посвящается. Летию со дня рождения посвящается



Летию со дня рождения посвящается

Императрица Мария I Феодоровна

Государыне Императрице Марии Феодоровне в день Ее рождения

 

Живи, Монархиня, ко счастию людей!
Для суетных забав жизнь наша скоротечна,
Для добродетели всегда есть время в ней.
Добром бессмертна ты, так будь же долговечна!

1820 г.




Н. М. Карамзин

       Вскоре после горестного события в Доме Романовых - внезапной кончины 20-летней первой Венценосной супруги наследника Всероссийского престола Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича Великой Княгини Наталии Алексеевны, урожденной Принцессы Дома Гессен Вильгельмины Луизы (1755-1776) Государыня Императрица (1762-1796) Екатерина II Алексеевна (1728-1796) принялась искать новую Высокородную избранницу для своего единственного Державного сына.

Выбор Самодержицы пал на Принцессу немецкого Герцогского, позднее (с 1806 года) Королевского Дома Вюртемберг Софию Доротею Августу Луизу (1759-1828). Выбор Государыни на Принцессу Софию пал еще ранее, но юный возраст Венценосной избранницы – 14 лет, не позволил тогда осуществиться желанию Государыни.

 

Рождение Государыни

 

Будущая Императрица и Державная родительница Дома Романовых появилась на свет Божий 14 (27) октября 1759 года в семье Принца Дома Вюртемберг Фридриха II Евгения (1732-1797), третьего Державного сына Владетельного герцога Карла Александра (1684-1737) и Принцессы Дома Бранденбург-Шведт Фредерики Софии Доротеи (1736-1771). В большой семье Августейшего отца своего она была старшей Венценосной дочерью и четвертым Высокородным дитя. Всех же Венценосных сестер и Державных братьев Императрицы было десять: восемь братьев и две сестры.  

 

Семья Императрицы

 

По свидетельству современников Венценосная матушка будущей Императрицы обладала нежностью, мягкостью женственностью натуры, просвещенным умом и необыкновенным для своего времени развитием нравственного чувства. Она была истинной матерью и душою всей большой Герцогской Семьи в то время, как ее современницы - светские женщины менее всего думали о семье и продолжении рода.  

Об Августейшем отце Императрицы Марии I Феодоровны следует рассказать подробнее, поскольку позднее сам Герцог и три Державных сына его – Принцы Фридрих I (1754-1816), Людвиг-Фридрих (1756-1817) и Александр Фридрих (1771-1833) Высочайше пожалованы были Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.

Первый кавалер высшего императорского ордена России – ордена Святого Апостола Андрея Первозванного из Августейших Особ Владетельного герцогского, в последствии Королевского немецкого Дома Вюртемберг Герцог Фридрих II Евгений появился на свет Божий 10 (23) января 1732 года.

Четвертый Августейший сын Владетельного герцога Вюртемберг-Штутгардт (1733-1737) Карла I Александра (1684–1737) от Державного союза с Принцессой Дома Турн фон Таксис Марией Августой (1706-1756) воспитывался в 1741-1744 годы при Дворе прусского короля и Андреевского кавалера Фридриха II «Великого» фон Гогенцоллерн (1712-1786) и в детстве предназначался к духовному знанию.

С 17 лет Принц служил в прусской Королевской армии, впоследствии состоял губернатором прусской Померании и города Штеттин. С воинским отличием и героизмом будущий Герцог Фридрих участвовал в Семилетней войне 1756–1762 гг. В 1759 году Августейший отец Императрицы Марии I Феодоровны едва не погиб, тяжело был ранен в сражении при Кунерсдорфе и даже угодил в плен Русской Императорской армии, но был отпущен.

В 1760-1761 гг. Принц защищал Померанию от шведов и русских войск, а по окончанию войны вышел в отставку, но спустя семь лет в возрасте 37-лет в 1769 году вступил как Глава младшей линии Дома Вюртемберг во владение Княжеством Монбельяр.

В 1791 году Принц Высочайше назначен был Королем Пруссии правителем всех прусских франконских Княжеств. Двумя годами спустя, 13 (26) октября 1793 года по кончине Августейшего родителя своего Принц стал Державным наследником престола.

В 1795 году, 9 (22) мая по кончине Августейшего старшего брата своего Герцога Людвига Евгения фон Вюртемберг (1731-1795), не имевшего потомства в мужском колене Герцог Фридрих Евгений фон Вюртемберг признан был всеми великими державами Европы Владетельным герцогом Вюртемберг под именем Фридриха II. Новый Монарх правил два года, пять месяцев и два дня и 11 (24) декабря 1797 года скончался на 66-м году от рождения.   

По отзывам современников, Герцог Фридрих II Евгений фон Вюртемберг был мудрым, просвещенным воином, с мягким сердцем и веселым, но несколько нервным темпераментом.

18 ноября (1 декабря) 1753 года Герцог Фридрих Евгений браковенчался в г. Шведт на Принцессе Дома Бранденбург-Шведт Фредерике Софии Доротее фон Гогенцоллерн (1736–1798), старшей Венценосной дочери Маркграфа Бранденбург-Шведт Фридриха Вильгельма фон Гогенцоллерн (1700–1771) и Принцессы Софии Доротеи фон Гогенцоллерн (1719-1765), младшей Венценосной сестре Короля Пруссии Фридриха II «Великого». Как уже было сказано ранее, у Герцога и Герцогини Вюртемберг было восемь Августейших сыновей и три Венценосные дочери. Одна из них София Доротея Августа Луиза и стала избранницей Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны в Высокородные невестки наследника и Цесаревича Всероссийского Великого Князя Павла  Петровича (1754-1801).

Так, по воле Божией и желанию Самодержицы Принцесса Вюртемберг стала Государыней Всероссийской и Матерью всего многочисленного Императорского Семейства.

Именно в июле 1776 года во время первой встречи Наследника и Принцессы совершено было, по избранию Цесаревичем Павлом I Петровичем будущей супруги, Высочайшее пожалование Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного (16981-1917) 44-летнему Августейшему отцу Принцессы Принцу Вюртемберг Фридриху Евгению. Свершилось историческое для наших государств и Домов торжественное событие 12 (25) июля 1776 года, что и упомянуто в исторических документах.

Всего же за всю историю высшего российского Императорского ордена им было пожаловано 14 герцогов, принцев и подданных Вюртембергского Дома, в числе которых, помимо Августейшие братьев Императрицы Марии I Феодоровны, были  также Державный племянник принц Евгений (1788-1858), и супруги Августейших сестер Императрицы Принцессы Фредерики (1765-1785) - Герцог Ольденбург Петр Фридрих  (1755-1829) и, супруг Принцессы Елизаветы (1767-1790) - Эрцгерцог Дома Габсбург Франц (1768-1835), будущий Император «Священной Римской империи немецкой нации» Франц II.  

 

Державный избранник

Великий Князь Павел Петрович впервые встретился с Принцессой Софией в июле 1776 года в Берлине, где прусский Король Фридрих II «Великий», несмотря на известную скупость, чествовал наследника Российского престола с необыкновенной пышностью.

«Мой выбор сделан, - писал Великий Князь Августейшей матери. - Препоручаю невесту Свою в милость Вашу и прошу о сохранении ее ко Мне. Что касается до наружности, то могу сказать, что выбором Своим не остыжу Вас… Что же касается до сердца Ее, то имеет Она его весьма чувствительное и нежное, что Я видел из разных сцен между роднею и Ею. Ум солидный Ее приметил и король сам в Ней… Знания исполнена, и что Меня вчера весьма удивило, так разговор Ее со Мною о геометрии, отзываясь, что сия наука потребна, чтобы приучиться рассуждать основательно. Весьма проста в обращении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою, жадничает учиться по-русски, зная, сколь сие нужно».

Позже, при встрече с Государыней Екатериной II, Принцесса понравилась и ей: «Она именно такова, какую хотели: стройна, как нимфа, цвет лица белый, как лилия, с румянцем наподобие розы; прелестнейшая кожа на свете; высокий рост с соразмерною полнотою и легкость поступи. Кротость доброта сердца и искренность выражается у ней на лице. Все от Нее в восторге, и тот, кто не полюбит Ее, будет не прав, так как Она создана для этого и делает все, чтобы быть любимой. Словом, Моя принцесса представляет собою все, что Я желала, и вот Я довольна».

Сама Принцесса приняла Наследника всем сердцем: «Великий Князь, очаровательнейший из мужей, - писала она. – Дорогой муж Мой – Ангел. Люблю Его до безумия». О роли супруги в своем дневнике написала она так: " Нехорошо, по многим причинам, чтобы женщина приобретала слишком обширные познания. Воспитывать в добрых нравах детей, вести хозяйство, иметь наблюдение за прислугой, блюсти в расходах бережливость — вот в чем должно состоять ее учение и философия" .

В конце августа 1776 года Принцесса прибыла в Царское Село и через несколько дней приняла Православие, получив имя Марии Феодоровны И титул Великой Княгини и Цесаревны.  

День Священного Миропомазания Государыни Великой Княгини Марии Феодоровны остался в истории также благодаря незабвенному слову Архиепископа Московского и Коломенского в 1775-1812 гг. Платона (Левшина) (1737-1812).

 

СЛОВО

Марии Феодоровны

Церковь, сие Святое общество Духом Святым управляемое, радостнейшее днесь составляет торжество. К таинственному телу ея новый присовокупился член благороднейший: Особа, воспитанная млеком веры Евангельския, получила достойное место между избранными Божиими. Верою Иисуса Христа просвещенная душа взошла в святилище дому Господня, основаннаго на догматах и установлениях, сколько с словом Божиим сходственных, столько не меньше и самою древностию достопочтенных. За сие Богу промышляющему о нас во благое благодарными признать себя должны мы в час сей. Ибо не токмо чрез сие истинна веры нашея более восприемлет сияния: но и самое общественное сожительство чрез то более утверждается. Совесть то каждаго признает, что Святая вера не токмо есть основанием всех дел наших, но и крепчайший союз, взаимно нас между собою соединяющий. Принося убо благодарения жертву Богу, о нас промышляющему, при сем благословенном случае воспомянем мы в краткости слова и о собственном нашем к Церкви сопричислении, каким путем взошли мы в сей великаго Бога дом, и какия приняли обязательства, чтоб вести себя достойно Святости места сего. Таковым образом благодарность наша не словом токмо откроется, но и делом утвердиться может.

Рожденное от плоти, плоть есть, а рожденное от духа, дух есть, говорит Евангелие. Каково начало, таково и происхождение: каково семя, таковы и плоды. Есть ли б естество наше в том оставалось неповинности и непорочности состоянии, в каковом оно было, когда вышло из рук Создателевых: то бытие наше не требовало бы паки бытия, и наше рождение, не имело бы нужды во отрождении. Но, по слову Святому, прилежит человеку помысл на злая от юности его. Да и печальным опытом всяк на себе дознает, что склонности наши всегдашним подлежат искушениям, и чувства более льстят, нежели действует сила разума. Таковый состав, яко испорченный, требует поправления: такое дело, яко себя разстроившее, паки требует рук мудраго Художника. Сказал Бог во гневе праведном своем: И помысли Бог, яко созда человека, и размысли. О страшное Господне прещение! Надобно же, чтоб благость его и утешила бедность нашу сими Евангельскими словами. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Сей Божественный Посланник, яко великаго совета Ангел, пришел на землю, и благовестил мир. От востока и запада и севера и юга собрал избранных Божиих, и в сие Святое общество открыл путь водою и Духом. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царство небесное.

Все действие есть Духа Божия: вода есть токмо видимым того знамением. Есть ли вода может омыть черноту тела нашего: не паче ли Дух Господень силен есть истребить тление души, и влиять во оную новыя совершенства? Он одушевлял все твари еще небывшия: Его сила не истощилась, чтоб падший дом паки не возставить, и чтоб образ Божий помраченный в первое не привести сияние.

Но что потребно для сего с стороны человека, яко создания свободнаго? в мысли познание истинны: в сердце раскаяние. Покайтеся, и веруйте во Евангелие. И к тому и другому действительныя средства Божия изобрела премудрость. К истинны познанию отверзста книга Евангелия: к раскаянию ведет правосудие и благость. Правосудие нераскаянным грозящее мщением наказания неизбежнаго: благость обещавающая кающагося принять в милость и во усыновление. Чья мысль столь была бы помраченна, чтоб и сим светом не просветилася? Чие сердце столь было бы ожесточенно, чтоб действием правосудия, паче же любви Божия отеческия, не было до глубины тронуто? еще ли мысль твоя в том усумневается? взойди в Священную купель, и посмотри, водою сею вещественною не омывается ли нечистота тела твоего? больше ли ты уверен о действии сея воды, нежели о действии Духа Божия? Ах! возможно ли, чтоб при твоем истинны познании и при раскаянии сердца, всемогущая Духа Господня сила не произвела в тебе чудную перемену; чтоб душа твоя не возобновилась, яко орля юность; чтоб не ощутил ты в себе неповинности младенца непорочнаго, и радости мужа праведнаго?

Сие действие есть Святаго крещения: сии суть плоды его: Рожденное от плоти, плоть есть, а рожденное от духа, дух есть. Ежели раждаемое дитя от плотских родителей приемлет подобие и в челе и в очах, и в устах, и в лице и в протчем тела составе: не не паче ли семя слова Божия в себя восприявшая душа, и действием Духа Святаго раждаемая, будет носить на себе Священныя черты предвечнаго Родителя? Рожденное от плоти, плоть есть: а рожденное от духа, дух ест. Елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Какая красота! какое благообразие должно быть таковым образом рожденнаго! в след сим путем шествовати начинающаго чада Божия глас Господень вопиет: Красотою твоею, и добротою твоею наляцы, успевай и царствуй.

И дабы душа, даров Духа Святаго исполненная, осталась всякой неприязненной силе неприступною: благоволил Бог оградить оную Святым Миропомазанием. Как к ковчегу с драгоценными вещами прилагается печать, и тем не только означается драгоценность сокровища, но и предохраняется от всякаго прикосновения руки неправедныя: тако творит и Дух Святый. Наполнив чрез крещение душу безценными дарами своими, прилагает ко оной печать Миропомазания, да всяк, узрев сие знамение, узнает избраннаго Божия, и враг да не прикасается ему. С каковым Царским преимуществом приветствует нас Святый Богослов: И вы помазание имате от Святаго.

По мере таковых Божиих к нам благодеяний должно быть и наше обязательство. Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. И не напрасно сказано, что имеем мы Помазание, от Кого? от Святаго. Отрицаемся мы в Крещении всех злаго искусителя дел, всего служения его, и всея гордыни его. И таковым образом отрекшись сочетаваемся Христу.

Облекся ты христианин в чистейшую Святости одежду: блюди, да не опорочиши чем оную. Всегда во устах твоих да будет сие Святое слово: Омых нозе мои: како паки оскверню их? Святое Помазание возлиянно на главу твою: силу благоухания сего да сохраниши благотворением: заслужи любовию к Богу и к ближнему, чтоб и тебе было сказано: Миро излиянное имя твое. Новый завет, в который ты вступил чрез принятие Таинств христианских, утвержден на любви запечатленной Кровию Сына Божия. Сохрани сей завет, любя всем сердцем Любящаго тебя. Нет ничего труднаго плененному любовию. Вся препобеждаем, свидетель Павел, для возлюбльшаго ны. Сим Священным союзом должны соединены быть чада Церкве. Ея ко всем нам матерний глас сей есть: По звавшему вас Святому, и сами Святи во всем житии будите.

Запечатлев сие Духа Святаго учение на сердце своем, и предстоя днесь пред лицем Господа Вседержителя в общем Церкве его собрании, принесем усерднейшия молитвы о сопричисленном днесь к Собору избранных Божиих члене благороднейшем, Благоверной Княжне МАРИИ ФЕОДОРОВНЕ. Да процветает Она яко финикс пред Господем, и да возрастает добродетелию в дому Божии яко маслина плодовита: благочестие да обитает в непорочной душе Ея: шествуя всегда путем правды и истинны, да будет утешением Августейшему Всероссийскому Дому, украшением Церкви, увеселением Отечеству.

Ты же, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир, всесильное благословение Свое не отъемлемо от Нея сохрани, и тем удиви на нас древния милости Твоя, Господи! Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА в Санктпетербурге в каменном Зимнем Дворце, Сентября 14 (27) дня 1776 года.

 

Обрати внимание, любезный читатель, на дату принятия Великой Княгиней Марией Феодоровной Православия. 27 сентября – День всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня! Не удивительно ли такое совпадение? Нет! Обстоятельство это все как раз и объясняет православному христианину. В такой-то день приняла на себя Крест Животворящий та, которую потомки назовут Матерью Императорской Фамилии, в Августейшей семье, в которой многие державные потомки Государыни взойдут на Голгофу и непоколебимой верой своей утвердят Крест Христов и веру православную, побеждая смерть и сокрушая оковы неправды! Первым, кто примет Крест свой и пройдет с ним до самого трагического конца будет Августейший супруг Императрицы Марии Феодоровны Государь Император Павел I Петрович. Но о том  и о многом другом узнают они еще не скоро…

26 сентября (9 октября) 1776 года в День преставления Святого Апостола Любви Иоанна Богослова, свершилось Священное Таинство браковенчания Великого Князя Павла Петровича и Великой Княгини Марии Феодоровны. О дне этом торжественном  также сохранилось слово духовного отца Великокняжеской Четы Архиепископа Московского и Коломенского Платона (Левшина). 

 

СЛОВО

Державный союз

 

Государь и Государыня прожили вместе 24 с половиной года, после которых в добром здравии Вдовствующая Императрица Мария I Феодоровна прожила чуть более 27 лет, все это время не снимая траур по убиенному Августейшему супругу Павлу I Петровичу.

Счастливый и плодородный для русского престола Державный союз Императорской Четы осчастливлен был десятью Царственными детьми: четырьмя Августейшими сыновьями и шестью Державными дочерьми.

Великие Князья Александр (1777-1825) и Константин (1779-1831) не преумножили Императорскую Фамилию Державным потомством, а Николай (1796-1855) и Михаил (1798-1849) вознаградили Императрицу Мать обильным числом наследников. Так, Великий Князь Николай имел 11 Высокородных детей, из которых девять выжило, а семеро дали обильное потомство.

Великий Князь Михаил вознагражден был пятью Августейшими детьми, из которых выжило трое, а потомство дала только третья Венценосная дочь, Державная внучка Императрицы Марии I Феодоровны Великая Княгиня Екатерина Михайловна (1827-1894), в супружестве Герцогиня Мекленбург-Стрелиц.  

Из шести Венценосных дочерей Императрицы Марии I Феодоровны две потомства не дали: Великая Княжна Ольга (1792-1795) скончалась двух с половиной лет от роду, а вторая Великая Княгиня Александра Павловна (1783-1801), в супружестве Эрцгерцогиня Дома Габсбург, скончалась при родах на 18-м году от рождения.  

Остальные четыре Великие Княжны породнились с немецкими Герцогскими Домами Мекленбург-Шверин – Елена Павловна (1784-1803), Саксен-Веймар-Эйзенах – Мария Павловна (1786-1859), Ольденбург и Королевским Домом Вюртемберг - Екатерина Павловна (1788-1818).  

Августейшие внуки и внучки Императрицы Матери породнились с герцогскими и королевскими Домами Пруссии, Саксен-Альтенбург, Ангальт-Дессау, Саксонии, Гессен-Кассель, Баден, Великобритании, Нидерландов, Нассау, Люксембург, Лейхтенберг, Гессен-Дармштадт и Мекленбург-Стрелиц.    

При этом двое Августейших сыновей Царственной Четы Александр и Николай Павловичи Промыслом Божиим взошли на престол Всероссийский, а двое других Августейших детей Императорской Четы Великая Княгиня Екатерина Павловна (1788-1819), будущая Королева Вюртемберг и багрянородный Великий Князь Михаил Павлович (1798-1849), а с ними Венценосная внучка Государыни Марии I Феодоровны Великая Княгиня Ольга Николаевна (1822-1892), ставшая Королевой Вюртемберг, породнились с Высокородными представителями Королевского Дома Вюртемберг, продолжив тем династический союз наших держав и Домов.     

И хотя к концу жизни Императрицы Матери в живых оставалось только пятеро Августейших детей из 11, а из 33 державных внучат Государыни восемь - скончаются, можно с уверенностью сказать, что вертоград Царский преумножился и исполнились слова Архиепископа Платона (Левшина) сказанные им в День Священного Таинства Венчания Великокняжеской Четы: «Якоже вси на небеси Ангели радуются, видя сынов человеческих входящих... Тако брак, особливо Царский, творит общую радость: ибо от сего благополучие обществу проистекает».

 

Роль при Дворе

 

До восшествия на престол Государя Императора Павла I Мученика Государыня  до времени не играла никакой роли ни в русской политике, ни в русской жизни, что объяснялось духовным разладом между Императрицей Екатериной II Алексеевной и ее единственным Августейшим сыном.

Мария I Феодоровна устранена была даже от воспитания своих старших Августейших сыновей Великих Князей Александра и Константина Павловичей, которых немедленно, по их рождении Государыня Екатерина II взяла к себе для воспитания. Несмотря на эти обстоятельства, Великая Княгиня Мария Феодоровна никогда не позволяла себе отрицательных высказываний в адрес Царственной свекрови.

Мать многочисленного семейства, любившая своих Августейших детей до гроба, она почти полностью была лишена забот по их воспитанию, благодаря заботе о них Государыни Екатерины II.

 

Дары Государыни

 

Известно, что много внимания Великая Княгиня уделяла созданию Дворцово-паркового ансамбля Павловска. Она являлась не только заказчицей, но и вдохновительницей создания Дворца и парка с павильонами. Сообразуясь со своим изысканным вкусом, она наполнила Дворец великолепными произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Обладая прекрасными способностями к художественному творчеству, Великая Княгиня Мария Феодоровна занималась живописью, рисунком. В жилых комнатах Большого Дворца в Павловске у нее стоял токарный станок, на котором она собственноручно вытачивала изделия из слоновой кости и янтаря, украсившие позднее интерьеры Дворца.

В 1781-1782 годы Высокородные супруги под именем Графа и Графини Северных совершили большое, в 14 месяцев, путешествие по странам Западной Европы, во время которого посетили Австрию, Италию, Францию, Нидерланды, Швейцарию Вюртемберг, встречаясь с Царствующими Особами и осматривая достопримечательности.

 

Утраты Великой Княгини

 

До своего Божественного избрания в Государыни Всероссийские Великая Княгиня Мария Феодоровна и наследник Цесаревич понесли несколько тяжелых утрат: в 1785 году скончалась 20-летняя Венценосная сестра Великой Княгини Принцесса Фредерика (1765-1785), в 1790-м - не стало младшей Высокородной сестры Принцессы Елизаветы (1767-1790), а годом позже скончался 20-летний Державный брат Государыни Принц Карл Фридрих (1770-1791).

Но самое тяжелое испытание постигло Великокняжескую Чету в 1795 году. В тот год в возрасте двух с небольшим лет скончалась пятая Венценосная дочь Великая Княжна Ольга Павловна (1792-1795).  

 

Императрица Всероссийская.

Государыня Мария I Феодоровна впервые за всю историю Российской Империи (1721-1917) короновалась вместе с Августейшим супругом Императором (1796-1801) Павлом I Петровичем.

Следует напомнить, любознательному читателю, что Государь Петр I Алексеевич (1672-1725) Короновался ранее Императрицы Екатерины I Алексеевны (1684-1727), а все его Августейшие потомки обоих полов Короновались не будучи в браке по причине вдовства (Императрицы Анна I Иоанновна (1693-1740) и Екатерина II), малолетства - Император Петр II Алексеевич (1715-1730), безбрачия - Императрица Елизавета I Петровна (1709-1761) или преждевременной кончины – Император Петр III Феодорович (1728-1762).   

 

Державная попечительница

 

Вслед за восшествием на престол Государя Павла I Петровича 12 (25) ноября 1796 года, Государыня Мария I Феодоровна поставлена была " начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц".

На первых порах первая Императрица-благодетельница с великим для каждого христианина именем Мария проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. В 1797 году Государыня вошла с особым мнением относительно преобразования общества, высказываясь против раннего поступления девиц (5 лет) в общество для воспитания, стараясь строго отделить благородных девиц от мещанок и проектируя уменьшение числа последних. Государь Павел I утвердил 11 (24) января 1797 года мнение Императрицы, не допустив, впрочем, уменьшения приема мещанских детей.

Второго (15) мая 1797 года Государыня Императрица Мария I Феодоровна была назначена главной начальницей над воспитательными домами Российской Империи. Главную причину неудовлетворительной постановки воспитательных домов Императрица видела в том, что количество приносимых младенцев было столь велико, а потому не ограничено, что 24 ноября (7 декабря) 1797 года ею Высочайше повелено было ограничить число обоего пола, воспитывающихся в доме, 500-ми в каждой из столиц.

Остальных приносимых в дом младенцев надлежало отдавать в казенные Государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам на воспитание, с целью приучить питомцев правилам сельского домоводства. Мальчиков велено было оставлять у крестьян до 18-летнего возраста, девочек — до 15 лет. В Государевом доме должны были воспитываться лишь совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода. Все эти меры были необходимы для столь развращенного екатерининскими порядками общества, когда число внебрачных детей в высшем свете достигло угрожающего количества, а заботы о них до доселе никто в государстве не брал. От того воля Государыни Императрицы об упорядочении этого вопроса посредством Монаршего благоволения и попечения было поистине великим преобразованием.

 

Новые скорби и утраты

 

Тотчас по восшествию на престол Царской Четы их постигли новые утраты.

Так, в 1797 году не стало Августейшего родителя Государыни Владетельного герцога Вюртемберг Фридриха II Евгения (1732-1797), а годом позже скончалась Венценосная матушка Государыни Герцогиня Фредерика София Доротея (1736-1798).

В 1800 году Императорская Чета будет оплакивать первую в Императорской Фамилии годовалую внучку Марию Александровну (1799-1800) – первенца у наследника и Цесаревича Александра Павловича, будущего Императора Александра I «Освободителя». Но самым трагическим годом жизни Императрицы Матери станет конечно же, 1801-й - год, в котором  Государыня потеряет старшую Венценосную дочь Александру (1783-1801) и, горячо любимого Царственного супруга Императора Павла I Петровича, убиенного врагами престола и Отечества.

Вслед за тем в 1803 году не станет второй дочери Государыни Елены Павловны (1784-1803), Герцогини Мекленбург-Шверин.

В 1808 году на третьем году жизни скончается Венценосная  внучка Государыни - вторая Державная дочь Государя Императора Александра I Павловича и Императрицы Елизаветы Алексеевны (1779-1826) Великая Княжна Елизавета Александровна (1806-1808).

В 1816-1822 годы Государыня простится с тремя старшими Августейшими братьями – Принцами Вюртемберг Фридрихом I (1754-1816), Людвигом (1756-1817) и Евгением (1758-1822). И, наконец, первого (14) декабря 1825 года, Вдовствующая Государыня Императрица лишится любимого старшего Августейшего сына своего Государя Императора Александра I Павловича.     

Императрица Мать искренне и горячо оплакивала убийство Августейшего супруга. Кровать из спальни, где был убит Император Павел I Мученик с окровавленным постельным бельем, по повелению Вдовствующей Императрицы, перевезли из Михайловского замка в Павловский Дворец и установили за перегородкой ее спальни.

 

Двадцать пять минуло лет,

Как в сем храме воспитанья

Райский ты взращаешь цвет;

Нас приемля от пелен,

Образуешь дщерей нежных,

Добрых матерей и жен.

Учишь следовать примеру

Добродетелей твоих,

Насаждая кротость, веру,

Трудолюбье в сердце их.

Матерь! Ни с какой иною

Не сравнится та хвала,

Что блаженства здесь виною

Миллионам ты была!

Утешайся же, царица,

Праведной хвалою сей!

Зри на радостные лица

Счастливых твоих детей!

Общего услышь обета

Глас в невинных их устах:

Будь еще на многи лета

Нам подательницей благ!

1821 г.

 

И таковых пожеланий шло в адрес Государыни Марии I Феодоровны великое множество.

«Она, - по словам Шарля Франсуа Филибера Массона де Бламон (1762—1807) — французского поэта и мемуарист, премьер-майор Екатеринославского гренадерского полка и автора «Секретных записок о России»., - быть может, самая трудолюбивая и занятая дама в России. Музыка, живопись, гравирование, вышивание – вот искусства, в которых она блистает талантами… Науки и чтение – для нее не столько дело, сколько отдохновение, и домашние мелочи, равно как и заботы о благотворительности, довершают удачное наполнение ее дней. Высокая, хорошо сложенная и еще свежая, она скорее прекрасна, чем хороша собой; в ней больше величия, чем грации, и менее ума, чем чувства. Она столь же признательная дочь и нежная сестра, сколь верная жена и добрая мать… Она всегда носит свое многочисленное семейство в сердце: ее переписка с родными дает ей возможность проводить приятнейшие часы…»

Государыня отличалась особенной богобоязненностью и почтением к Святыням.

Она многократно посещала Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Успенский собор Московского Кремля и другие Святые места Руси одна, и с Царственным сродниками, о чем остались свидетельства в словах Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова).

Одно из таких приветствий приводится ниже.

 

РЕЧЬ
Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне,


Год

Благочестивейшая Государыня!

 

Некто видел и вопрошал внезапное видение: кто сия проницающая аки утро (Песн. VI. 9)?

Мы видим, и не как внезапно явившуюся вопрошаем, но как всегда вожделенную Тебя призываем: приди, проницающая аки утро, сквозь остающийся еще сумрак после глубокой предшествовавшей нощи, – восходящая, как тихая заря, предвестница новаго солнца, из Тебя России возсиявшаго, нами с нетерпением ожидаемаго.

Приди, Матерь Царей! Отец светов да благословит вход Твой; и да совершит приносимую нам Тобою надежду, вскоре увидеть в полноте Священной славы, уже сияющаго Царскими доблестями, Николая, – Твое и наше утешение.

 

Кончина Государыни

 

В октябре 1828 года 69-летняя Государыня опасно заболела.

Но и тогда она усердно молилась, чтобы успеть ей проститься с любимым Августейшим сыном в ту пору Государем Николаем I Павловичем.

По прибытии 24 октября (6 ноября) из Одессы в Санкт-Петербург, Государь застал Вдовствующую Императрицу тяжело больной и неотлучно пробыл у одра Царственной матери до самой последней минуты ее драгоценной жизни. В тот же день празднования чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вдовствующая Императрица Мария I Феодоровна скончалась…

При погребении Государыни, состоявшемся 13 (26) ноября в день преставления Святого Вселенского учителя Иоанна Златоустого (407 г.), имел в последний раз место церемониал, установленный со времени кончины первого Императора Всероссийского (1721-1725) Петра I Алексеевича (1672-1725). За колесницей следовал Император Николай I Павлович в траурной епанче, с распущенной шляпой с длинным флером. Государь высказал пожелание, чтобы подобный церемониал не был применен при его погребении.

Память о Государыне Марии I Феодоровне не иссякает, но, напротив, возрождается во всех, учрежденных ею учебных заведениях и больницах, действующих и теперь стараниями благодарных потомков.

Не забудет ее светлой памяти ни в этом веке, ни в грядущем благодарная Россия! Не забудет, пока будет жива христианская вера и добродетели, коими была так богато одарена Императрица Мария I Феодоровна.     

Подготовил Александр Рожинцев

27 октября 2018 года

Святой град Тихвин

 

летию со дня рождения посвящается


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь