Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология смены цвета нитей



Основные виды полотна при вязании орнамента

Плотные рисунки могут вывязываться из ниток двух или более цветов. Такое вязание называется орнаментальным.

При вязании спицами орнамент обычно вывязывается на чулочном переплетении. Оно дает наиболее гладкую фактуру, четкий рисунок, размер петли примерно равен по вертикали и горизонтали, что позволяет достаточно четко воспроизводить любые счетные схемы.

Реже орнамент выполняют на платочном переплетении, в этом случае дополнительную декоративную роль играют горизонтальные перемычки лицевых петель. Однако они снижают четкость рисунка, особенно в чередовании рядов, которые как бы входят друг в друга по вертикали.

На полотнах сложного переплетения орнамент не выполняют, поскольку различные виды петель, выполняемые с наклонами, переплетениями, просветами в полотне искажают схему, вызывают путанность восприятия основного узора.

 

Виды орнамента

По количеству используемых цветов орнамент может быть

– простой (в два цвета, один из которых считается основным, а второй - дополнительным)

– сложный (в три и более цветов)

Мелкий орнамент называется жаккардом.

Французский ткач Жаккард, живший в XVIII веке, придумал ткацкий станок, на котором можно было соткать полотно с рисунком, похожим на связанный узор. Это полотно получило имя своего изобретателя, а затем понятие из ткачества перешло в вязание и стало обозначать двух- или многоцветный узор, выполненный лицевой гладью.

Чередованием ниток различных цветов создается определенный рисунок, который называется орнаментом или жаккардовым (норвежским) узором. Первоначально норвежские узоры с традиционными северными мотивами были двухцветными – черно-белыми. Сейчас орнаменты чаще всего представляют собой геометрические фигуры, цифры, изображения цветов, животных.

В процессе вязания в одном ряду используются нити нескольких цветов, но одинаковых по структуре и составу, которые проводятся от мотива к мотиву по изнаночной стороне работы.

Т.к. выполняют орнаменты чулочной вязкой, рисунок получается на лицевой стороне полотна, а по изнаночной стороне меняют нитки в определенной последовательности в зависимости от орнамента. При выполнении этих узоров нужно строго следить за техникой вязки: нити по изнанке, которые не участвуют в орнаменте, не должны провисать или стягивать рисунок, нарушая его эластичность и искажая узор.

      

Как правило, раппорт жаккарда не превышает 3-4 петли. Полотно получается плотное, двуслойное малоэластичное. Жаккард обычно вяжут в 2 цвета, но иногда вводят и 3-4 цвета. Больше обычно не используют, поскольку с изнаночной стороны образуется толстый слой нитей, временно не участвующих в работе. Особо мелкие элементы, редко расположенные в жаккарде, лучше не вывязывать, а вышить после завершения вязания. Для вышивания используют шов «петля в петлю».

Орнамент, в котором участвуют крупные цветные блоки, называют интарсией. Интарсия - это цветные участки вязаного полотна, которые чаще всего связаны лицевой гладью (реже могут быть связаны другими узорами) по определённой схеме. В отличие от жаккардовой техники вязания (на которую она иногда может быть похожа визуально), при которой одна из нитей проходит по изнаночной стороне изделия (оставляя иногда очень длинные протяжки), при вязании в технике интарсии, ОБЕ нити при смене цвета перекрещивают на изнаночной стороне изделия, придерживаясь определённым несложным правилам.

                  

 

Особенностью данного орнамента является тот факт, что каждый блок вяжут от отдельного клубка, и таким образом с изнаночной стороны отсутствует перетяжки от одного до другого элемента одинаковых цветов, Полотно получается мягким, тонким, эластичным, нет стягиваний участков, рисунок не искажается. Вместе с тем на границе цветовых блоков могут наблюдаться разреженные участки.

Так как при использовании этой техники, отпадает сама необходимость в протяжках, то и внутренняя часть полотна вязанного изделия, будет выглядеть намного аккуратнее. Вещь будет проще одевать и снимать, не боясь при этом зацепиться за протянутую нить. Это свойство данной техники, становится особенно актуальным, при вязании детской одежды.

Существует особый вид орнамента, в котором каждый ряд вяжется нитью только одного цвета, а рисунок образуется за счет того, что отдельные петли ряда переснимаются без провязывания, некоторые даже на протяжении нескольких рядов. Такие орнаменты называются «орнаментом со снятыми петлями» или « ленивыми орнаментами», твидами

Твидами называются узоры с переплетением 2-х и более цветов нитей. Это создает пестрый рисунок вязаного полотна, напоминающий рисунок ткани «твид», отсюда и название. Вязки эти плотные и объемные и используются для вязания моделей теплой верхней одежды, шапочек, варежек. Они бывают как односторонние, так и двухсторонние. В этих узорах один цвет нитей основной, а остальные — отделочные.

    

 

Подготовка рисунка, подбор нитей.

Для выполнения всех орнаментов, кроме ленивых, можно использовать все рисунки для вышивки крестиком.

Жаккард и интарсию выполняют по счетным схемам. Можно использовать схемы для вышивки крестом, как мелкие геометрические раппортные схемы (для жаккарда), так и сложные сюжетные и декоративные композиции (для интарсии).

Предварительно рисунок наносят на бумагу в клетку, 1 клетка схемы=1п. по горизонтали и 1 р.по вертикали. На схеме показывают и лицевые, и изнаночные ряды. Схему изображают и читают по общепринятым в вязании правилам. Для облегчения чтения схемы каждые десять клеток выделяют более жирными линиями по вертикали и горизонтали. Следует также наметить серединные линии по вертикали и горизонтали.

На схемах для жаккарда обязательно выделяют раппорт.

Жаккардовые узоры выполняют по схемам – цветным или со значками. Каждая клеточка схемы соответствует 1 петле и 1 ряду, если обозначены лицевые и изнаночные ряды, и 1 петле и 2 рядам, если изнаночный ряд вяжется так же, как лицевой. Лицевые ряды читаются справа налево, изнаночные – слева направо. На схемах числами справа обозначаются лицевые ряды, числами слева – изнаночные. Цветные схемы жаккардовых узоров зарекомендовали себя как более наглядные. Поэтому перед началом работы со сложными жаккардовыми узорами стоит потратить дополнительное время и приведенную схему со значками выполнить на бумаге в цвете.

Для вязания «ленивых орнаментов» разработаны особые схемы, дающие представление о том, какую петлю оставлять непровязанной и где при этом должна проходить рабочая нить (перед работой или за работой), нитью какого цвета вяжется данный ряд.

Основным требованием к нитям в вязании цветных полотен является прочность окраски. Непрочная окраска при первой же стирке образует затеки и испортит внешний вид изделия. Перед началом вязания прочность окраски необходимо проверить.

Для жаккарда выбирают нити одинаковые по толщине, фактуре, волокнистому составу. Это необходимо для однородности полотна. Нити, разные по волокнистому составу, могут в дальнейшем потребовать разных режимов ухода, что невозможно для уже связанного полотна.

Техника вязания «интрарсия» позволяет соединять в одном изделии различные виды пряжи, например пряжу с длинным ворсом и гладкую, меланжевую, и одноцветную. Важно, чтобы толщина нитей различных видов пряжи была одинаковой.

При выполнении многоцветного орнамента не рекомендуется пользоваться большими клубками, лучше использовать маленькие бобины, на которые наматывают нити разных цветов.

 

Технология смены цвета

При вязании жаккарда ряд начинают цветом нитей первых петель. Дойдя до петель другого цвета, привязывают дополнительную нить, следующие петли вяжут ей. При смене цветов протягивают по изнаночной стороне полотна пряжу первого цвета, укладывая ее свободно, не допуская стягивания полотна, нити перевивают между собой. Так, поочередно перетягивая нити по изнаночной стороне, вяжут до конца ряда. Кромочную петлю рекомендуют провязывать двумя нитями вместе. Чтобы добиться равномерного натяжения протяжки, можно использовать несложный прием: при смене цвета провязать новой нитью сначала только одну петлю, затем равномерно распределить петли предыдущего цветного участка на правой спице и отрегулировать на нем длину протяжки. А чтобы избежать длинных протяжек (более 7 петель), нити, которые в данный момент не участвуют в образовании орнамента, переплетают с нитями других цветов.

Первую кромочную петлю провязывают одновременно нитями всех цветов, а затем на указательный палец левой руки поднимают нить нужного цвета. Последнюю петлю провязывают также нитями всех цветов.

При вязании крупных мотивов удобнее не перетягивать нити, т.к. это может привести к стягиванию полотна, делает неудобной эксплуатацию изделия, а вязать каждый из элементов от отдельного клубка. При этом на границе цветовых пятен клубки обязательно должны быть перекручены, иначе в полотне будет образовываться отверстие. Для того, чтобы с клубками было удобнее работать, их делают небольшими (10-20 гр), а для того, чтобы они не разматывались, после окончания работы с клубком определенного цвета, его закалывают английской булавкой, фиксируя нить на поверхности и не давая ей сходить с клубка.

Если нити одного цвета строго по вертикали идут в нескольких рядах подряд, то нити стыкующихся цветов нужно перекручивать, чтобы не было отверстий на границе блоков. Если в центре необходимо вязать большое кол-во петель одним цветом, за счет чего получаются длинные протяжки, то удобней боковые стороны вязать из отдельных клубков.

Чтобы при переходе от одного цветного участка к другому структура вязаного полотна не нарушалась, нити при смене цвета перекрещивать на изнаночной стороне детали. При перекрещивании нитей конфигурация и расположение цветных участков — вертикальное, наклонное или со смещением на несколько петель — не имеет значения, техника всегда остается одинаковой.

В конце каждого ряда, чтобы нити клубков не перепутывались, важно правильно повернуть работу: в лицевых рядах работу поворачивать движением к себе, в изнаночных рядах — движением от себя.

 

Основным недостатком жаккардовых узоров, выполненных в традиционной манере, являются протяжки на изнанке работы. Они не только затрудняют процесс вязания, но и не очень удобны в носке. Существует решение этой проблемы — вязание орнамента методом снятых петель. Этот метод называется «ленивыми» орнаментами. Каждые 2 ряда узора провязываются от одного клубка, а потом цвет нити меняется. Узор получается за счет петель другого цвета, вытянутых из предыдущих рядов. Нет ни путающихся клубков, ни стянутого на изнанке вязания или, наоборот, прорех в нем. Происходит собственно вязание узких (2 ряда) горизонтальных полос, при вязании которых Вы можете просто сплетать не участвующие в работе нитки по правой кромке.

Такие узоры Вы можете придумывать и самостоятельно, нужно только придерживаться определенных правил. Они таковы: петли одинаковых цветов не должны одновременно располагаться по диагоналям и в качестве элементов узора нельзя использовать одноцветные квадратики.

Чтобы не запутаться в названиях цветов пряжи, считайте, что самый темный цвет будет обозначаться буквой А, следующий по насыщенности — буквой В и самый светлый — С. Обратите внимание, что в описании лапы только нечетные ряды. Дело в том, что четные (изнаночные) ряды во всех узорах этого типа вяжутся по одному правилу: петли, провязанные налицо в предыдущем нечетном ряду, вяжите изнаночными тем же цветом; а петли, снятые в предыдущем ряду, снова снимайте, не провязывая, причем рабочая нить должна идти поверх них.

 

Тема 2.2.5


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 1188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь