Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Схема 8-1 Связь между разными аспектами богословского исследования
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ Из сказанного выше понятно, что экзегетика и разъяснительная проповедь—не одно и то же. Экзегетика определяется как «критическое или техническое применение герменевтических принципов к библейскому тексту на оригинальном языке для разъяснения или провозглашения его значения».3" Экзегетика необходима для разъяснения, но не равна ему, поэтому позвольте предложить вам несколько советов, как перейти от одного к другому. Как в процессе толкования, так и при переходе от него к подготовке проповеди, необходимо наставление Духа Святого. Только таким образом можно через проповедь оказать влияние на жизнь Божьих людей (1Фес. 1:5). Проповедник должен быть человеком, в котором пребывает и работает Дух, чтобы стать инструментом преобразования Духом жизни других людей через проповедь. Ранее упомянутое предупреждение стоит повторить и здесь: переход от экзегетики к разъяснению Библии обязателен. Проповедники, которые способны на кафедре излагать специальные данные экзегетики и при этом удерживать внимание обыкновенных прихожан, чрезвычайно редки. Информация, полученная с помощью экзегетики, должна быть представлена так, чтобы люди, сидящие в собрании, поняли ее и могли применить в своей ситуации. Как показывает схема 8-1, экзегетика может быть раздвинуть рамки, чтобы включить другие области, связанные с доктриной и этикой. Проповедник может не говорить обо всем этом в своей проповеди. Надо включать в нее то, чего требует природа отрывка и ситуация, в которой произносится проповедь. Помимо этих общих замечаний, будет полезно дать еще несколько конкретных советов. Эти заметки возникли в процессе составления собственных проповедей, слушания других проповедников и подготовки будущих разъяснителей на протяжении более тридцати лет. 1. Проповедник должен пересмотреть результаты экзегетического исследования и выбрать те части, которые наиболее типичны для подробного представления отрывка. Время не позволит вам включить в проповедь все, что вы узнали, поэтому надо выбрать наиболее важные моменты, о которых должна узнать паства. 2. Не надо широко использовать специальные термины, непонятные аудитории, но проповедник может упомянуть несколько греческих слов, которые скрываются за переводом. Для этого можно сравнить греческий термин с английским, произошедшим от него. Например, 5иуац.и; ( dynamis ), греческое слово, обозначающее силу, можно сравнить со словом «динамика» ,362 Это поможет слушателям понять греческий термин. Одна Robert L. Thomas, Introduction to Exegesis (Sun Valley. Calif.: author, 1987), 15-16. ко такого рода материал следует использовать лишь изредка. Проповедник не должен перегружать слушателей греческой терминологией. 3. Проповедник должен как можно лучше описать, что имел в виду человек, писавший данную часть Библии. Его субъективные впечатления были результатом вдохновения Святого Духа и являются ключевыми элементами для точного понимания правильного толкования. Ход мыслей автора легче всего уловить, обращая внимание на синтаксический эк-зегезис, о котором мы говорили раньше. Использование союзов в Новом Завете особенно важно и отражает ход мыслей в тексте. Такого рода информацию лучше всего передавать слушателям в форме описаний или иносказаний. 4. Публичное выступление — не лучшее место для изложения проблем толкования, тем не менее, если проповедник осознает наличие трудностей, это должно отразиться в его сообщении. После рассмотрения основных точек зрения он должен привести привести пару серьезных причин, почему он решил, что одна из них является верной. Если проповедник обойдет проблему в тексте, не придав ей значения, он подорвет доверие слушателей, которые о ней знают. Не надо оставлять без ответа ни одного вопроса, каким бы трудным он ни был. Если проповедник колеблется, его колебание вызовет смятение среди слушателей, которым не к кому больше обратиться за разрешением проблемы. Сами они не владеют инструментами для понимания темных мест, какими обладает профессиональный толкователь. Если проблема очень трудная, проповедник должен публично признать, что не пришел к однозначному выводу, но при этом обязательно сказать, какой ответ на вопрос лично он предпочитает. 5. При подготовке проповеди очень важно самостоятельно и тщательно перевести отрывок, на котором она будет основана. Делая это, проповедник должен несколько раз прочесть текст в оригинале, а затем снова вернуться к переводам, чтобы посмотреть, как другие поняли эти слова. Если есть такая возможность, проповедник может раздать собственный перевод собранию в письменной форме. 6. Замысел проповеди и ее строение должны быть нацелены скорее на толкование, чем на применение. Это усиливает значение проповеди как средства обучения. Прежде всего слушатели должны понять значение текста. Предположения о том, как он может повлиять на жизнь христианина, тоже вполне уместны, но не будучи основаны на изначальном замысле автора, они долго не проживут. Кроме того, уже после окончания Проповеди Дух Святой подскажет слушателям, как применить текст на практике, если они будут размышлять над его значением. Проповедь — первая и важнейшая пища для ума, который готовит к служению сердце. 162 Вы должны быть осторожны в поиске слов, произошедших от греческих. Например, упоминание слова «динамит» создаст у слушателей неправильное впечатление о значении греческого dynamis . Впечатление, произведенное на волю и чувства, будет продолжительным только в том случае, если ум воспринял верное библейское учение и суть поведения, ему соответствующего. 7. Будет просто великолепно, если строение проповеди будет соответствовать структуре рассматриваемого библейского отрывка, но иногда характер отрывка и/или тема проповеди заставляют строить изложение непоследовательно. Иногда последний подход оказывается лучшим для объяснения аудитории фундаментальной истины отрывка. Когда используется непоследовательная схема, последовательность развития отрывка должна быть отражена во введении или другом месте проповеди. Сочетание последовательной передачи содержания и изложения основных принципов текста в произвольном порядке может оказаться очень полезным для слушателей, когда они будут самостоятельно пересматривать отрывок после проповеди. 8. Проповедник должен следить за тем, чтобы не сказать заранее,чему должен учить текст. Он должен позволить тексту самому изречь за себя священную истину, а не навязывать слушателям своих мнений и пожеланий. Слишком часто проповедник, зная о нуждах своей паствы, наивно старается привлечь текст, чтобы поддержать свое представление. Это печально сказывается на экзегетическом процессе, кроме того, не выполняется первейшая обязанность проповедника перед людьми, к которым он обращается. 9. Правильному выбору перевода Библии посвящена глава 17 этой книги, но, какой бы перевод ни выбрал проповедник, ему придется поправлять или пояснять его во время выступления. В своей проповеди он должен вносить поправки очень осторожно, не более двух или трех, чтобы не подорвать веру слушателей в текст той Библии, которую они держат в руках. В конце концов, задача проповедника — возбудить в людях интерес к самостоятельному изучению Библии. Если перевод будет сильно критиковаться, это подорвет их доверие к нему и вызовет вопрос: «Чем же пользоваться?» 10. Проповедь сегодня лучше всего удается людям, которые обладают дарами наставничества и увещевания (Рим. 12:7-8; 1 Кор. 12:28-29; Еф. 4:11). Это служение разуму и воле человека. Наставление в доктрине создает основание для увещевания, как лучше жить для Христа. Нет человека, который обладал бы обоими этими дарами в равной степени и силе. Каждый человек совершенно уникален и не должен поэтому подражать проповедям кого-то другого. Среди проповедников, особенно перспективных, наблюдается тенденция подражать другому проповеднику с сильной «хариз-мой» и невероятным обаянием, привлекающим слушателей. Это ошибка, потому что не могут два разных члена тела Христова обладать совершенно одинаковыми функциями, словно они созданы в результате клонирования. 11. Проповедник должен представлять, каков средний уровень понимания аудитории. Он может делать замечания, которые не дотягивают до этого уровня, но иногда он должен чуть-чуть его завышать.Э6Э Это подстег нет людей, и они не устанут от слушания того, что уже и так знают. Но если слишком долго держать планку завышенной, люди не поймут, о чем проповедь. Главное — чувство меры. 12. В каждой разъяснительной проповеди должно быть что-то, о чем слушатели до сих пор не знали.361 Некоторые собрания, не привыкшие к разъяснительной проповеди, сначала могут почувствовать себя неуютно. Они не привыкли обучаться на церковной проповеди, потому что раньше они слушали только рассказы о чьем-то личном опыте или общие фразы без твердого библейского основания, а не наставление о значении текста. Их настроение проявляется в часто повторяемом заявлении: «Проблема не в том, что мы мало знаем, а в том, что мало применяем это на практике». Такая неверная философия противопоставляет знание и действие — они образуют пару «или/или», чего на самом деле быть не должно. Реальную ситуацию можно было бы сформулировать так: «Наша проблема в том, что мы мало знаем и не применяем знания на практике». Обучение важнее всего, если вы хотите добиться продолжительного духовного совершенствования. Чтобы выполнить задачу библейского разъяснения и учить тому, чего люди еще не знали, проповедник должен быть хорошо знаком с текстом. Обычно он должен быть способен сказать больше, чем позволяет время. Как говорится, его сосуд проповедника никогда не иссякает. 13. Проповедник Слова Божьего должен стараться не перегружать собрание информацией. Средний христианин может усвоить только некоторое количество сведений за один раз, особенно если его учат незнакомым вещам. Проповедник должен хорошо чувствовать способности тех, кто слушает его, и поступать соответственно. 14. Объем библейского отрывка, который может рассматриваться эффективно в одной проповеди, зависит от многих факторов: от одаренности проповедника в Наставлении и увещевании, от характера текста проповеди, от внимания слушателей и других моментов. Общее правило для большинства американских собраний — лучше всего обучать в первые пятнадцать-двадцать минут.365 После этого слушатели начинают, так сказать, уставать, и для того чтобы удержать их внимание, требуется все больше усилий. Чтобы привлечь внимание, можно говорить о примене- Этот уровень можно назвать «горизонтом» или «порогом восприятия» (William L. Wonderly, Bible Translations for Popular Use , vol. 7 о! Helps for Translators [London: United Bible Societies, 1968], 37-39); см. также Eugene A. Nida, Toward a Science of Translation (Leiden: Brill, 1964), 132-44. Проповедник, который предваряет проповедь словами: «Сегодня я не могу сказать вам ничего нового, Но...», — по сути дела, сказал собранию: «Мы можем все собирать вещи и идти домой, чтобы не терять времени». Он признается в том, что плохо готовился к проповеди или не был достаточно дисциплинирован. Можно подогреть интерес собрания, если постепенно усиливать пафос наставления от одного послания к Другому. Способность слушателей к сосредоточенному восприятию отрывка будет возрастать, и они смогут сохранять внимание все дольше и дольше. Конечно, в других странах внимание аудитории может быть иным. нии текста или приводить примеры. Это не значит, что в первой части проповеди не должно быть примеров и не должно говориться о применении или что во второй надо полностью игнорировать учение. Речь идет скорее о пропорциональном соотношении этих моментов в разных частях проповеди. 15. В разъяснительной проповеди учение о том, что еще неизвестно, должно сочетаться с уже известными вещами или тем, что слушатели могут сами прочесть в переводе Библии. Этот знакомый материл дает им точку отсчета, с которой они могут связать новую информацию. Без этого якоря им будет трудно вместить послание в рамки своих уже сформировавшихся христианских представлений. При наличии точки отсчета их общее представление о христианском учении может быть раздвинуто. 16. Автор разъяснительной проповеди не должен попадать в ловушку сенсаций. Всегда есть искушение представить послание как нечто совершенно новое. Слишком часто проповедники манипулируют текстом для поиска в нем необыкновенного значения, которого в нем никогда не было. Проповедник может сделать это ради того, чтобы поразить людей и повысить свою популярность. Если он выбирает этот путь, чтобы завоевать аплодисменты и признание слушателей, он злоупотребляет своей ответственностью и привилегией глашатая Слова Божьего. Иногда граница, отделяющая эгоистичные мотивы стремления к сенсации и кроткие попытки завоевать внимание аудитории, очень тонка. Слуга Божий должен быть внимателен и не переступать через нее.366 НАША ЗАДАЧА Подводя итоги, скажем, что проповедник обязан перед Богом точно и эффективно изложить слушателям то, что имел в виду Святой Дух, когда вдохновлял авторов Писания. Если это не удалось, проповедь не может считаться разъяснительной и не является выполнением божественного наказа «проповедовать слово» (2 Тим. 4:2). Точно и эффективно передать с помощью Духа Святого, что написано в Библии, — самое важное служение проповедника другим. В любой книге, посвященной методам проповеди, обычно ставятся высокие, практически недостижимые задачи. Можно сказать это и о вышесказанном. Того, кто дает подобные советы, легко обвинить в идеализме и отсутствии реалистического подхода. Тем не менее, занижать стан- 6 Умение различать эгоистичные побуждения и привлечение интереса слушателей ради их блага — одна из труднейших задач проповедника. Надо заглянуть внутрь себя и понять, исходит ли стремление из эгоистичного желания возвеличить себя как соратника Христа или же из желания воспитывать других ради Христа (Рим. 6:11). Проповедник, руководимый Духом, может руководствоваться только вторым мотивом, как и всегда в своей христианской жизни (Robert L. Thomas, «Improving Evangelical Ethics: An Analysis of the Problem and a Proposed Solution», Journal of the Evangelical Theological Society 34, no. 1 [March 1991]: 17-19). рты только потому, что наше человеческое несовершенство не позволя-д достичь цели, значит принижать высоту идеалов, которые должны со-"тветствовать призванию проповедника наставлять в Слове Божьем. Человек Божий, занимающийся проповедью, должен постоянно совершенствоваться ради блага других людей и славы Божьей. Когда он достигнет верхней планки, он поймет наконец, что совершенствование в провозглашении Слова невозможно без Духа Святого. В этом процессе он должен делать все возможное, чтобы быть избранным сосудом для Господа (2 Тим. 2:21). 9 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы