Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чайтанья Чандра Чаран дас (Хакимов А. Г.)



Чайтанья Чандра Чаран дас (Хакимов А. Г.)

Уровни сознания. Размышления

 

ABBYY FineReader 11 http://goloka.name/viewtopic.php?p=78&page=vt&opt=filelist

«Уровни сознания. Размышления»: Золотой тираж; 2011

ISBN 978-5-8042-0188-4

Уровни сознания. Размышления

 

КОЛЕСНИЦА ТЕЛА

 

Науку взаимоотношений надо беречь как зеницу ока, поскольку, утратив ее, мы потеряем все: общество, семью и самого себя. Наука взаимоотношений начинается с простых, «технических» вещей и заканчивается полным освобождением личности от страданий. На первом этапе от нас потребуется всего лишь проявить некоторый интерес. На втором этапе потребуется честность. А на высшем — глубокое искреннее желание. Но начнем, пожалуй, с самого начала.

ИНДРИЯНИ

 

Индрияни — это чувства. Их природа в том, чтобы интересоваться всем подряд. Давайте пойдем вслед за ними, чтобы узнать, что они собой представляют. Любознательным людям наверняка будет интересно прочитать написанное ниже.

 

ДУША И ЧУВСТВА

 

Изучать по «вертикали» глубину личности человека можно в двух направлениях. Либо сверху вниз, либо снизу вверх. Личность определяется эпитетом «обладающая чувствами». Находясь в материальном теле, эта личность, или душа, начинает восприятие и познание мира снизу, посредством несовершенных органов чувств, опираясь на самый низший уровень осознания, который доступен даже животным. Иными словами, человек с самого начала встает на путь ошибок и продвигается по нему вверх, устраняя по ходу дела разные недостатки. Этот путь снизу вверх, в конечном счете, заканчивается следующим ошибочным выводом: «Я есть тело, и у меня есть душа (жизнь)».

Но познание себя сверху вниз безошибочно и характерно другим выводом: «Я — душа (жизнь), и у меня есть тело». Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотя бы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть дух, постижение которого дано только человеку. Если животное знает себя снизу, то человеку подобает все же постигать себя сверху.

 

НЕОДОЛИМАЯ СИЛА ЧУВСТВ

 

Обычно еще до знания о душе человек начинает постижение мира и себя подобно животному, с чувственного уровня, опираясь на органы восприятия. Иными словами, он выстраивает свою жизнь на основе того, что видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, как это делает обычный ребенок, который ползает повсюду, смотрит вокруг, все ощупывает, тащит что-то себе в рот, слушает звуки и нюхает — именно так он познает мир. Такое непосредственное восприятие окружающей среды на санскрите называется пратьякшей. А пять органов восприятия — гьянендриями. Гьяна — знание, а индрияни — чувства. Так жизнь в теле начинает познавать материальный мир звуков, форм, запахов, касаний и вкусов. Функции чувств очень просты, они подобны железу, которое притягивается магнитом. Например, если раскрыть глаза, они тут же начинают блуждать в калейдоскопе форм и цвета, приостанавливаясь, а затем притягиваясь наиболее яркими и выразительными вещами. Точно так же функционирует и ухо в области звуков, нос в области запахов, а в области вкуса уже трудится язык. Мы видим, что чувства находятся под влиянием магнетизма окружающих объектов и вовлечены в постоянный поиск наиболее сильных ощущений. Чувства ведут себя так из-за того, что каждое из них служит проводником наслаждения и неразрывно связано с определенной стихией природы. Сила чувств неодолима. Земные чувства притягиваются земными стихиями для собственного услаждения. Например, слух связан со стихией пространства, осязание связано с воздухом, глаз — со стихией света, язык — с водой, а нос — со стихией земли. Так что функции каждого органа чувств локализованы. Они наслаждаются по-разному: ухо только слышит, кожа только осязает, глаз только видит, язык способен различать только вкус и горячее-холодное, а нос может только чувствовать запах. Иными словами, они действуют в разных измерениях восприятия. Орган слуха может воспринимать то, что глаз не видит, а язык не чувствует на вкус, и что нос не обоняет. Ухо слышит звук. Таким образом, слух более тонок в восприятии, чем осязание, а осязание более тонко, чем зрение, зрение тоньше вкуса, а самым грубым считается обоняние. Таковы разные измерения чувственного восприятия. Существуют и другие измерения чувств, но об этом мы расскажем позже.

Пространство можно только слышать. Насколько далеко объект находится от меня, можно определить просто по звуку. Воздух можно слышать и осязать. Огонь можно слышать, осязать и видеть. Воду можно слышать, осязать, видеть и чувствовать на вкус. И, наконец, землю можно слышать, осязать, видеть, чувствовать на вкус и обонять. Вся полнота ощущений завершается запахом. А земля — источник всех вкусов и всех форм. Мы живем на земле, где присутствуют все вкусы ощущений.

Знание, которое приобретается чувствами, так и называется — знание, доступное органам чувств. Современная наука опирается на эту платформу познания, и любой из нас по простоте душевной пользуется этим же способом познания. Но этот уровень восприятия несовершенен, так как наши органы чувств работают в невообразимо малом диапазоне восприятия. Чувства несовершенны. Поэтому наука пытается «усовершенствовать» органы восприятия при помощи приборов: телескопов, микроскопов, передатчиков, приемников электромагнитных волн и т. д., и т. п. Потому что человеческих органов чувств явно недостаточно. Например, если в помещении будет слишком ярко, мы ничего не увидим, потому что яркий свет ослепит глаза. А если будет очень темно, мы тоже ничего не сможем увидеть. Но между светом и тьмой нам что-то удается воспринимать. Есть инфракрасные, ультрафиолетовые и прочие излучения, недоступные нашему восприятию. То же самое происходит и со слухом, и со вкусом, и другими органами чувств. Совершенно очевидно, что наше восприятие ограничено определенным, выделенным нам природой диапазоном информации. Это и означает, что платформа чувственного восприятия несовершенна, она не может дать нам полной картины окружающего мира. Есть великое множество энергий, которые находятся вне восприятия чувств, но фиксируются приборами, например, структуры материи на атомном и молекулярном уровнях. Также есть энергии, которые невозможно зафиксировать никакими приборами. Мы никогда не узнаем о них опытным, или, точнее сказать, экспериментальным путем.

Здесь важно понять, что органы чувств отличаются от их обладателя, от личности. Например, человек может потерять зрение, но это не означает, что личность потеряла способность видеть. Потенциал видеть сохраняется, поэтому, если человеку дать новые глаза, он опять сможет видеть. Если глазам добавить микроскоп, то можно заглянуть и в микромир. Но подобно тому, как микроскоп отличается от человека, также и глаз отличается от личности. Личность выступает в роли обладателя органов чувств, которые могут терять, восстанавливать или изменять свои способности. Пользуясь глазом птицы, можно видеть гораздо лучше, чем это дано зрению человека, а пользуясь крыльями, можно летать. Пользуясь разными телами, в разных жизнях, душа по-разному думает о себе и по-разному действует. Я — птица, я — зверь, я — человек... То есть личность отличается от тела, но пользуется им и как бы попадает в зависимость от него, подобно тому, как художник зависит от качества кисти и холста, как скульптор зависит от качества резца или как программист зависит от типа компьютера.

Итак, чувства человека на самом деле не всесильны. Кроме того, они очень быстро утомляются и не могут наслаждаться слишком долго. Очень скоро наступает эффект пресыщения. Острое восприятие длится считанные мгновения, постепенно переходя в обыденность, а затем в скуку. Утомительно чувствовать одно и то же. Одна и та же одежда, одна и та же музыка, тот же пейзаж за окном, одна и та же работа. Так жизнь лишается смысла, и наступает усталость. Или пресыщение. Даже если язык наслаждается любимым вкусом шоколадных конфет, такое наслаждение невозможно продлить долго, потому что любимый вкус очень скоро вызовет отвращение. Чувствам нужен отдых и смена обстоятельств. Работа и отдых — это тот режим, в котором они работают всю жизнь.

Органы чувств — это всего лишь двери в окружающий нас мир, через которые информация проникает вглубь сознания, в новое измерение, которое создает новые ощущения, обладает емкостью и способностью создавать образы. Там, в глубине, находится более тонкая и могущественная субстанция — наш ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством. На санскрите его имя манас.

 

МАНАС.

ЦАРСТВО УМА

 

Мы подошли к следующему порогу самосознания. Мы входим в царство ума. Чтобы идти дальше, нужно стать честным или хотя бы захотеть того. Вначале это может быть трудным делом, поскольку то, что мы долгое время носили в собственном уме, не было истиной. «Наша истина» не принесла нам счастья. Теперь нужно признать, что существует Абсолютная Истина, и начать новый, честный и более глубокий путь познания.

 

ПРОБЛЕМЫ МЫСЛИТЕЛЯ

 

Даже тем мудрым людям, которые знают, что они не есть это грубое физическое тело, трудно отличить себя от тонкого тела ума. Такова проблема каждого мыслителя. Мыслитель погружен в умственную деятельность настолько, что ему кажется, что ум — это и есть его истинное Я. Я мыслю, следовательно, я существую. Чтобы распознать ум, необходимо понять его функции. Всем в какой-то степени известно, что такое органы чувств, но не все знают, что такое ум, что он более тонок и стоит над чувствами. Человеческая деятельность обосновывается именно на платформе ума. Биологи полагают, что ум находится в голове человека, но на самом деле в голове человека находится всего лишь мозг. Ум же не имеет биологического происхождения. Мозг — это не ум, он всего лишь офис, где ум работает. Например, компьютер — это офис, где работает электрическая энергия. Он может показывать картинки, печатать буквы, воспроизводить звуки. Но на самом деле все это делает управляемое электричество. Распознав функции ума, мы сможем овладеть им и управлять. Если же мы не распознаем его присутствие, то неминуемо окажемся под его полным влиянием, а наше истинное Я идентифицируется, сольется с ним. Так человек перестанет различать между собой и умом. В результате он потеряет управление, потому что независимый, неконтролируемый ум есть источник самообмана, или иллюзии. Попытаемся разобраться в его функциях на основе Вед.

 

ФУНКЦИИ УМА

 

Главная функция ума — управление чувствами. У ума имеется два способа повлиять на них, это санкальпа и викальпа, принятие и отвержение. Ум принимает все, что окажется приятным для чувств, а все, что неприятно, отвергает. Таким образом, ум заботится исключительно об удовлетворении чувств. Если чувства довольны, то и ум тоже доволен. Если же чувства не удовлетворены, то и ум не удовлетворен. Значит, его главная функция — служить чувствам. В этом кроется неполноценность ума, потому что, удовлетворяя чувства, он может нанести вред своему здоровью или окружающим. Ум не ведает границ наслаждения. Это известный недостаток. Ради услаждения чувств он отвергнет даже полезные вещи. Например, люди принимают решение пить алкогольные напитки, курить, принимать наркотики. Они делают это ради каких-то приятных ощущений. При этом они отвергают здоровый образ жизни и поиск Абсолютной Истины. Такова функция ума и его природный недостаток.

Ум также называют шестым, внутренним чувством. В уме могут происходить сложные операции, но основных функций, как мы сказали, всего лишь две: принимать приятное для чувств и отвергать неприятное. В этом отношении ум очень прост. Хотя он может пускаться на самые хитроумные изобретения ради достижения цели, на самом деле все очень просто. В итоге, он хочет угождать чувствам. Так устроен любой, даже очень сложный ум. Все, что ему нужно понять, — это то, насколько та или иная вещь может быть приятной или неприятной для чувств. Однако ум способен и на удивительное — он может одновременно воспринимать звук, форму, касание, вкус и запах. Поэтому ему свойственны тонкие, смешанные ощущения или необъяснимые чувства. Но в основном ему свойственно чувствовать привязанность или отвращение: «О! Как мне все это нравится! Я хочу это! Жить без этого не смогу! А это я терпеть не могу, просто ненавижу, не хочу видеть и слышать об этом!» Так проявляется двойственность ума и чувств: приятно — неприятно, а это означает: плохо — хорошо, друг — враг, хочу — не хочу. Тогда как для более высокой субстанции таких различий не существует. Значит, если мы видим что-то приятное или неприятное и делаем вывод, что одно хорошо, а другое плохо, мы должны знать, что это говорит ум. На более высоком уровне нет ни плохого, ни хорошего. Это всего лишь перекос вследствие чувственного восприятия.

 

БУДДХИ — РАЗУМ

 

Чтобы переступить этот порог познания себя, необходимо иметь искреннее желание осознать свою духовную природу. Настоящее искреннее желание сопровождается жертвенностью. Чем можно пожертвовать ради этого? Настоящая сила желания будет доказана тогда, когда человек пожертвует ради высшего совершенства своими чувствами и умом. Их нужно оторвать от бессмысленного блуждания в потемках и догадках и направить глубоко ввысь.

 

ОТЛИЧИЕ МАТЕРИИ ОТ ДУХА

 

Сейчас перед нами открывается дверь, за порогом которой простирается вечность. Если мы готовы отвлечься от всех временных вещей хотя бы на незначительное время, то можно идти дальше.

САТ

 

Рассмотрим первую энергию души, которую она унаследовала от своего источника. Сат — это энергия вечности, которая полностью духовна. В ней нет даже тени материального распада. Ее также называют «энергией поддержания». Значит, жизнь поддерживается жизнью, или жизнь происходит из жизни. Но когда духовная энергия сат проецируется на уровень чувств и ума, она трансформируется в материальную потребность поддержания жизни в теле. Что человека поддерживает на материальном уровне? Это здоровье, благополучие, наличие денег, вещей, пищи и т. д. Так проявляется желание жить как можно дольше в данном теле, желание, которому невозможно положить конец. Даже умирая, человек хочет жить, чтобы не расставаться с тем, что он накопил для поддержания жизни. Он не соглашается со смертью, хоть и сильно страдает. Но никакие материальные накопления не могут поддержать жизнь как таковую, они поддерживают жизнь именно в теле. Сама же душа не нуждается в поддержании, потому что она сат, вечная по своей природе. Она не обязана что-то приобретать и не может что-то в себе потерять, поскольку она самодостаточна. Все свое ношу с собой — такова душа. Именно душа поддерживает тело, а не наоборот. Тело поддерживает не пища, а способность ее переваривать. Тогда как способность переваривать зависит от здоровья, а здоровье зависит от усилий жить правильно, регулируемо. Значит, в конечном счете тело поддерживается при помощи аскезы, то есть добровольных, разумных ограничений потребностей тела. Когда человек совершает аскезы, то его тело поддерживает внутренняя энергия, исходящая из души, очищая чувства, ум и разум. В итоге все тело и ум получают силу, которая не зависит от физического состояния человека, такого, как старость, болезни или смерть. Эта духовная сила и есть энергия сат.

 

ЧИТ

 

Второе качество души — чит. Чит — это свет знания, в котором нет и тени материального невежества. Человек так же видит знанием, или сознанием, как глаза видят светом. Потому и говорят — свет знания. Это так и есть, потому что энергия чит — это духовное излучение души. Душе не нужно какое бы то ни было знание, кроме знания самой себя, потому что душа — это истинное «Я». Она все познает через себя и по-своему. Она всегда уникальна и безошибочна. Однако, когда эта истинная уверенность души проецируется на материальное тело, то в результате этого человек верит своим изменчивым уму и чувствам как высшему доказательству. Каждому человеку кажется, что все, что происходит в его несовершенном уме, очень ценно для него и всех остальных. Замечено, что человек всегда удивляется своим собственным ошибкам, он думает, что это не его ошибка. И он признает ее с некоторой неохотой и горечью. Такова энергия чит, попавшая в материальные обстоятельства.

Точно так же и совершенная душа знает все через себя в духовном мире, и точно так же несовершенное материальное тело познает все через себя в материальном мире. Все, что человек знает здесь, есть лишь свое тело и ум. Его личная жизнь в теле — это то, что тело переживает и чувствует, а не то, что происходит на самом деле.

Что касается чистой души, атмы, то, поскольку она общается с безграничной Сверхдушой, Параматмой, ее индивидуальность истинна и не нуждается в каком-то еще поддержании.

 

АНАНДА

 

Третья энергия души. Сколько нужно денег для полного счастья? Этот вопрос вызывает улыбку, потому что каждый знает, что настоящее счастье купить невозможно ни за какие деньги. Не хватит никаких материальных ресурсов. Потому что душа соткана из энергии, которая называется ананда — безграничное, увеличивающееся блаженство. Блаженство, которое возникает в результате общения с безграничной Сверхдушой. Эти взаимоотношения сверхматериальны, и в них нет и тени усталости и страха разочарования. Обе они, душа и Сверхдуша, общаются в области вечности и знания. Но в нашей жизни мы сталкиваемся с серьезной проблемой — все усилия удовлетворить душу материальными способами не приводят к должному результату. Почему? Да потому, что не хватает ресурсов. Современная цивилизация предусмотрела практически все возможные обстоятельства для максимального комфорта в работе и отдыхе человека. Так много всего создано в этой области во всех крупных городах! Такое развитие возможно было только в фантастических грезах прошлого. Но, тем не менее, человек не удовлетворен, и потому индустрия, производящая все новые и новые проекты удобств, развивается все дальше и все стремительней. Люди как сумасшедшие спешат удовлетворять свои чувства, но чувства никогда не бывают по-настоящему довольны. Подобно тому как невозможно удовлетворить огонь, бросая в него дрова, так же невозможно удовлетворить и чувства, просто давая им больше и больше наслаждений. Потому что душе не хватает по-настоящему большого счастья, ананды, так же, как рыбе на суше не хватает воды. Рыбе, лежащей на суше, не помогут несколько капель воды. Она мечтает об океане.

Душа входит в материальное тело в полном заблуждении. Она думает, что тело — источник счастья, но на самом деле тело — это источник страданий. В аюрведе говорится, что когда человек молод, то все его чувства и части тела: голова, глаза, желудок, кости, суставы, зубы (словом, все, что у него есть) — это его друзья. Они помогают ему радоваться жизни. Но когда он состарится, то эти друзья превращаются в его врагов, становясь источником страданий и болезней.

Можно иметь крепкое, здоровое, молодое тело, но даже оно приспособлено к страданиям больше, чем к наслаждению. Например, возьмем небольшую часть этого физического тела, всего лишь один крохотный мизинец. И теперь давайте попробуем извлечь из него как можно больше удовольствий. Сделайте ему массаж, опустите в теплую воду, можно натереть его каким-нибудь ароматным маслом, подстричь на нем ноготь, почесать, пощипать немного — все это будет ему приятно. А теперь исследуем возможности с другой стороны. Подсчитаем, сколько можно извлечь страданий из этого мизинца. Получится — практически безгранично. Возьмите тоненькую иголку и засуньте один раз под ноготь. Один раз, и человек всю ночь будет лежать и страдать. Так много страданий можно извлечь всего лишь из одного мизинца, что человек даже жить не захочет. Поэтому можно смело сделать вывод, что физическое тело больше предназначено для страданий, чем наслаждений. Другими словами, физическое тело не есть источник того наслаждения, какого мы ожидаем от него. Именно поэтому в жизни чаяния человека не оправдываются, ему приходится куда больше страдать, чем жить счастливо. Точно так же обстоят дела и на умственном фронте. Но почему же? Да потому, что ум зависит и от страдающих, и от наслаждающихся органов чувств, и от состояния грубого тела в целом. Конечно, ум получает также информацию и сверху, от разума, но так как он похотлив, всякие наставления в свой адрес вызывают у него лишь раздражение.

Идея сат-чит-ананда, то есть вечности, знания и блаженства, полностью принимается душой, но одновременно отвергается опытом чувственного восприятия и материальным рассудком. Очевидно, что все люди умирают, и никто не обладает полным знанием, и также никто не может быть счастлив в полной мере. Это факт. Нельзя ожидать от материального тела духовных качеств. Качества материального тела противоположны качествам души, в нем все наоборот — асат, ачит и нира-нанда: временность существования, невежество и увеличение страданий.

Таким образом, материальное тело носит угасающий характер. Нужны большие усилия, чтобы поддерживать его существование, поддерживать уровень знания и растущие потребности в счастье. Но в этом угасающем теле присутствует вечная душа, которая излучает радость, когда слышит о своих подлинных качествах. Ее охватывает волнение при одной мысли о вечности, знании и безграничном счастье. Когда это волнующее счастье проникает в разум, тогда люди называют это состояние верой.

Вера в себя как в душу — это первый шаг к самосознанию. Безверие — это сомнения, вечный спор разума с упрямым умом из-за привязанности к чувственным удовольствиям. Но если чувства занять духовной деятельностью, то вера восстанавливается практически мгновенно, потому что душа немедленно погружает все тело в состояние экстатического счастья. И тогда удовлетворенный ум сам начинает искать источник этого блаженства души — он начинает искать Сверхдушу, или Бога, в собственном сердце. Сверхдуша в сердце — это наивысшая ценность, которую естественным образом носит в себе каждый. Сверхдуша живет в каждом из нас, но не каждый знает о ней. Люди слишком увлечены материальным «прогрессом».

Когда же я буду счастлив? Время идет, моя драгоценная жизнь просто проходит мимо, как будто ей нет до меня никакого дела. Проходит и растворяется в бездне вечности. Кто мне ответит на вопросы, которые я не могу задать, потому что не понимаю, о чем спрашивать и кого? И тем не менее я чувствую, что живу, тихо и безмолвно, выжидающе, готовый вырваться со всей мочи на зов счастья, которого никогда не видел и не слышал. Мои ожидания, похоже, напрасны, потому что время уже упущено, и я не смогу вернуть прожитую жизнь. У меня нет ни времени, ни знаний, но самое страшное, что меня никто не зовет, чтобы дать что-то ценное. Я становлюсь никому не нужным человеком. Я был нужен, пока расплачивался за свое существование, пока имел силы и какую-то красоту. Горька на вкус жизнь моя, но надежда все еще жива, хотя и не так сильна. Хорошо, попытаюсь еще раз. Может быть, повезет?

Когда-то мы радовались черно-белому телевидению, пусть даже и плохого качества. Сейчас телевизоры цветные — от стерео до квадро. Изображение на экране куда красивее, чем в реальности. Мы уже достигли столь высокого уровня техники, столь утонченного вкуса, что научились получать изысканное удовольствие от качества цвета и формы. Но парадокс в том, что если в разгар этого счастья вдруг появится какой-то дефект на экране, то человек почувствует крайнее раздражение. Чем выше качество поверхности, тем виднее становятся изъяны, тем чувствительней недостатки. Если гвоздем выцарапать какое-нибудь слово на деревянной телеге, то это не такая беда, как если тем же гвоздем изобразить что-то на капоте лакированного «Мерседеса». Раньше, когда в синематографе пропадал звук или рвалась лента, зрители возмущенно топали ногами и свистели. Люди требовали: «Механика — на мыло!» А когда-то вместо звука был просто тапер, игравший на пианино, озвучивая немое, замедленное кино, и люди не бунтовали, они были довольны тем, что имели. А еще раньше даже и кино не было вообще. Зато был живой театр, куклы. А настоящее счастье царило в деревнях, когда люди хороводы водили. Выходили все — потанцевать, попеть от души. Сейчас же имеется превосходная техника, есть все возможности и условия для наслаждения как никогда раньше, но люди стали как-то неудовлетвореннее, более больными на уровне ума и тела. Много отклонений в психике, потому что повышаются требования чувств и одновременно человек чувствует сильное неудовлетворение, когда его завышенные требования не исполняются. Даже малейшие неудобства выводят ум из равновесия, человек все более и более нетерпелив и раздражителен. Поэтому говорится, что человека делает сильным и здоровым аскеза, которая заставляет чувства действовать в рамках чистого разума. Потому что чувства нельзя эксплуатировать мнимой, беспринципной свободой, выжигающей их юношескую силу. Пресыщение чувств вызывает угнетенное состояние, которое, постепенно входя в ум и разум, вызывает депрессию. Тяжелое состояние наступает тогда, когда разум, вместо того чтобы обратиться к духовному знанию, вдруг признается себе в том, что жизнь безысходна, счастье недоступно, и нет больше ни сил, ни выхода. Остается только уничтожить себя и свои чувства. Тогда человеку нужна помощь, реанимация, восстановление сил, чтобы способность чувствовать и мыслить позитивно вернулась. Обычно человеку нелегко прийти в себя после сильных и продолжительных чувственных наслаждений. Людям, уставшим от жизни, потерявшим смысл своего существования, нужно практиковать аскезу и слушать о вечности и блаженной природе души. Людям для счастья необходимы две вещи — простая жизнь и возвышенное мышление. Это наилучшая реанимация для тех, кто готов принять это лекарство.

В Ведах говорится, что душа не нуждается ни в пище, ни в сне, она никогда не боится за свое существование и сияет ярче солнечного света, хотя размер ее крошечный. Если рассечь человеческий волос на сто частей, а затем эту сотую частичку разделить еще на сто частей, то вот эта одна десятитысячная и есть размер души. Она почти никто и ничто с материальной точки зрения, но, даже будучи столь незначительной в своих размерах, она очень могущественна. Она освещает все тело сознанием, ее присутствие придает всему высший смысл. Во временном мире душа — это единственная непреходящая ценность. И тело человека пронизано этой высшей энергией — от грубых органов чувств и, как говорится, до глубины души.

Если рассматривать чувства, ум и разум отдельно друг от друга, то ум оказывается выше чувств, а разум — выше ума. Таким образом, разум лучше всех, а чувства, наоборот, хуже всех. Ум же — это изменчивый хитрец, ведь он обманывает и чувства, и разум, служа в своих интересах то одному, то другому. Но если рассматривать их под непосредственным влиянием души, то все они преображаются и становятся одинаково хорошими. Все они хороши, когда одухотворены одним возвышенным порывом. Одухотворенные чувства становятся проводниками счастья и знания. Одухотворенный ум освобождает человека от всех сомнений и проблем двойственности, а разум, озаренный светом души, ясно осознает цель, сияя блаженством духа. Когда бессмертие, знание и счастье пронизывают тело, то в этом единстве и раскрывается секрет человеческого могущества.

«Авинаши ту тад виддхи/йена сарвам идам татам/винашам авья-ясьясья/на кашчит картум архати, — утверждает Бхагавад-гита. — То, что пронизывает сознанием все тело, — бессмертно, никогда и ничем не разрушимо». Доказуемо ли это утверждение? Да, для разума доказуемо. Для ума и чувств — нет. Разуму нужно не более пяти минут, чтобы понять, что такое бессмертие души. Но ум скажет, опираясь на логику, что бессмертие — это бесконечная продолжительность жизни. Кто сможет проверить это и доказать практически? Недоказуемо, и все тут! Но на самом-то деле это уже доказано, если не обращаться к физике или к математике. Нужно просто применить немного разума и сосредоточить ум. Бессмертие — это не количество текущего времени, а неизменность сути. Конечно, на наших глазах время дает всему начало и кладет всему конец, но суть самого времени неизменна — в этом потоке временных форм все, тем не менее, продолжает существовать. Само существование, сат, неизменно. Энергия неуничтожима, бессмертна, она лишь изменяется в своем качестве под влиянием времени. Посмотрите, как трансформируется тело человека — вот оно было маленьким, потом выросло, а потом состарилось и прекратило свое существование как форма. Но только как форма, которая на самом деле называется асат, или «не существующая». Почему? В этом теле протекает обмен веществ, поэтому оно меняется каждую секунду — вдыхается воздух, усваивается пища и вода, а что-то выделяется наружу. Тело не существует как нечто постоянное, поэтому примерно через семь лет человек имеет уже совсем другое тело. Оно полностью заменено при помощи обмена веществ. Заметьте — не омолодилось, а заменилось. Оно меняется в сторону старения. Но личность, которая переживает эти перемены в теле, остается той же самой. Разве это не элементарное знание для человеческого разума? Элементарно, потому что это очевидный факт. Спросите свою мать, был ли это семь лет назад я сам или кто-то другой? Или двадцать четыре года назад, тридцать лет, пятьдесят, кто это был? Я могу забыть уже, каким я был в далеком детстве, потому что в данный момент связан с другим телом, но родственники помнят: «Это был он. Вот фотографии, вот каким он был». Мать подтверждает: «Ты не помнишь, а я помню, каким ты был! Это твое собственное детство, а не детство кого-то другого». Меняется количество знания, меняется опыт, меняются качества, но сам носитель этих знаний, опыта и качеств остается личностью, которая не меняется даже во сне. Так можно начать видеть в себе бессмертный дух, находящийся в потоке материи. Материя вечно меняется, превращаясь во множество временных форм, тогда как сознание (дух) — постоянно, неизменно и вечно.

Душа — это Я, которое существует только в настоящий момент. Для души нет разделения на будущее, прошлое и настоящее. Душа существует только в плоскости настоящего времени. Я был вчера? Нет. Я всегда есть сегодня. Я существую всегда сейчас. Я никогда не был, но всегда есть. Ахам брахмасми. Такова формула — Я есть Брахман, Я есть Дух.

Приведем наглядный пример. Представьте себе человека, сидящего на берегу реки. Река — это текущее время, а наблюдатель — это душа, прикованная к течению событий своей жизни. Река времени течет одновременно в двух направлениях — из прошлого в будущее, а также из будущего в прошлое. В поле зрения наблюдающего находится отражение, или то, что мы обычно называем настоящим. Если человек опустит туда руку, чтобы отметить это место, то он тут же обнаружит, что настоящего на самом деле нет, потому что течение реки непрерывно. Время не стоит на месте. В настоящем моменте времени находится сам наблюдатель. Настоящее отделено от прошлого и будущего и представляет собой иное измерение времени. Любая мысль, которая пришла нам в голову, уже находится в прошлом, потому что она лишь отражение. Настоящее — это мгновение, которое позже осмысливается умом, а еще позже обозначается на словах. Иными словами, чтобы осмыслить и описать лишь мгновение настоящего, нужно определенное количество времени. Во время осмысления человек должен уйти от реальности настоящего, а затем вернуться к нему лишь после осмысления. Таким образом, мы видим лишь отраженное, осмысленное настоящее, которое на самом деле есть прошлое. Свет звезды всегда говорит только о ее прошлом состоянии. Но память хранит текущие образы и называет это настоящим. На основе этой памяти человек пытается понять и увидеть будущее. Память указывает на то, что наблюдатель всегда находится в настоящем, но течение реки жизни постепенно стирает ее, накладывая все новые и новые образы и события. Например, материальное тело тоже имеет память. Если человек получил ранение, то его рана будет болеть, пока не заживет, напоминая ему о случившемся. Затем боль пройдет, тело забудет, но память о ней останется глубоко в уме. Ум будет помнить боль долго, возможно на протяжении всей жизни, однако смерть сотрет и ту память, которая была накоплена в нашем уме. В следующей жизни человек опять окажется в неосмысленном настоящем. Так душа миллионы и миллионы раз начинает свою жизнь «заново», потому что не может осмыслить настоящий момент, или саму себя, а переживает лишь боль и наслаждение материального тела. Если душа не помнит событий прошлых жизней, то кто же присуждает ей новое тело? В Ведах говорится, что этому есть свидетель, который находится в сердце каждого живого существа рядом с душой. Это Сверхдуша, знающая каждое тело во Вселенной. Она присуждает человеку в настоящем то, что он заслужил в прошлом.

В Бхагавад-гите Бог говорит: «Никогда не было так, чтобы не существовали Я или ты, или все эти цари. И в будущем никогда не будет так, чтобы мы прекратили свое существование». Все души и Сверхдуша существуют вечно. Однако, проходя из рождения в рождение, души утрачивают память о своих жизнях, а Сверхдуша помнит и знает всех их. Этим знанием поддерживается жизнь Вселенной и жизнь каждого живого существа. Это знание можно назвать интуитивным, хотя современная наука применяет другое понятие — инстинкт. В любом случае, это знание выше человеческого понимания. Веды его так и называют — апаурушея, сверхчеловеческое.

 

ВЫСШЕЕ Я

 

Войти в царство высшего Я означает войти в царство Бога. Способ войти туда только один — это чистая любовь к Богу и ко всему, что связано с Ним. Наука взаимоотношений достигает совершенства, когда человек обретает способность общаться с Богом лицом к лицу.

 

НАУКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

Представим ось координат. От нуля вправо идет положительный (реальный) ряд чисел, от нуля влево — отрицательный (иллюзорный) ряд чисел. Теперь рассмотрим законы взаимоотношений на этой оси координат. Предположим, что положение Бога на этой оси находится на уровне миллиарда по положительному ряду чисел. В мире иллюзий это будет та же цифра, но со знаком минус, по отрицательной шкале. Чем к большим обозначениям стремится человек в иллюзии, тем больше он утрачивает единиц. И когда он становится «Богом», то достигает крайней деградации. Для него самым лучшим будет «обнулить» все «приобретенные» числа, потому что именно от нуля начинается положительный ряд. Что и рекомендуют Веды — чтобы начать духовную жизнь, нужно в материальных отношениях поддерживать нейтралитет. Нейтралитет — это и ни плохое, и ни хорошее число, а то, с чего все начинается. Нейтралитет — это доброе и равное отношение ко всем живым существам одновременно. К какой бы положительной цифре мы ни добавили нуль, он умножит ее в десять раз. Но к какой бы отрицательной цифре ни добавили нуль, он ее в десять раз ухудшит. Потому что нуль в минусе — это равно недоброе отношение ко всем. Таким образом, мы имеем путь добра и путь зла. Оба начинаются с нуля. Стоит нам отвернуться от Бога, как наше положительное Я начинает сталкиваться с одними минусами, идя по отрицательной шкале. Эти минусы на самом деле положительные числа, это живые существа, которые всегда добры к самим себе, но соперничают со всеми остальными, чтобы продвигаться по той же самой отрицательной шкале. Им кажется, что, вступая в борьбу за выживание, они прогрессируют, но на самом деле только увеличивают свой отрицательный заряд. Выход один — вернуться к нулю и настроиться положительно ко всему живому. В итоге, когда объединяются все цифры, взаимодействуя все вместе, тогда каждая из них становится великим числом.

Люди мечтают о богатстве, о красоте, о личном счастье, и с этими мыслями хотят стать богами. Но Бог — это не эгоистическое понятие со знаком минус. Бог — это Тот, Кто поддерживает и заботится обо всех живых существах. Это абсолютное благо. Человеку лучше всего присоединиться к божественному сознанию и начать путь добра осознанно, в полном знании, не упрекая никого вокруг и не упрекая Бога.

Итак, наука взаимоотношений начинается с получения знания о самом себе. Тот, кто познает себя, тот победит и все миры. Каждый станет победителем, и больше не будет побежденных. Мы все обретем мир вечности в своем сердце.

Приходит время освобождения от скорби и бесполезных желаний. Приходит время радости и процветания. Наступает эра духовного сознания, которое освободит всех и каждого от любых страхов. Перед нами раскрывается высшая положительная цель — любовь к Богу, которая порождается не слепым, невежественным поклонением, а самой любовью, основанной на вечных взаимоотношениях. Это счастье никогда не приведет к отрицательному результату, а будет только приумножаться для всех и каждого. И мы без сомнений и с полной уверенностью сможем сказать друг другу: «Счастливого пути!»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЦИТАТЫ ОБ УМЕ

 

 

У короткого ума — длинный язык.

Аристофан

 

Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное время.

Л. Вовенарг

 

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.

И. Кант

 

Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес.

В. Гюго

 

Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме — это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени.

Ж. Лабрюйер

 

Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей.

Ф. Ларошфуко

 

Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство берет начало из контроля ума. Когда ум станет послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног.

Инаях Хан Хидаят

 

Ум без рассудка — это корабль без балласта и руля.

У. Уичерли

 

Пока сердце еще питают желания, ум сохраняет иллюзии.

Ф. Шатобриан

 

Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив.

Софокл

 

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Л. Толстой

 

Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения.

В. Ключевский

 

Без совести и при большом уме не проживешь.

Русская пословица

 

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.

Фалес

 

Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

Ф. Достоевский

 

Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать.

Леонардо да Винчи

 

Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.

Конфуций

 

Обычно чем больше у человека ума, тем меньше значения он ему придает.

Л. Мерсье

 

Уста — ворота ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу. Воображение — ноги ума. Если его не обуздать, оно уведет ум с правильного пути.

Хун Цзычен

 

В часы безделья ум тупеет. Используй покой, дабы постичь светоч разума. В часы поглощенности делами ум теряется. Используй светоч разума, дабы достичь покоя.

Хун Цзычен

 

Величайшая революция нашего поколения — это открытие того, что человек, благодаря изменению внутреннего склада ума, может изменить внешние аспекты своей жизни.

Уильям Джеймс

 

 

ЦИТАТЫ О РАЗУМЕ

 

 

Разум просвещает чувства.

Если у слепого есть знания, это лучше невежественного зрячего.

Из книги «Авеста»

 

Разум дороже всех богатств мира.

Из книги «Авеста»

 

Невежественными бывают только те, кто решаются такими оставаться.

Платон

 

Рассудительность — это умение обуздывать свои вожделения и страсти.

Платон

 

Кого Бог хочет погубить, того Он сначала лишает разума.

Софокл

 

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

А. Аврелий

 

Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

А. Аврелий

 

Разум есть яркий свет Божественного Начала, бросающего свои направляющие лучи на ум.

Инаях Хан Хидаят

 

Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет.

Ф. Вольтер

 

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:

Первый — самый благородный — размышление;

Второй — самый легкий — подражание;

Третий — самый горький — опыт.

Конфуций

 

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.

А. Эйнштейн

 

Здоровый рассудок усматривает один только путь и следует ему; ум видит десять дорог и не знает, какую выбрать.

П. Буаст

 

Мы тем более свободны, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем более порабощены, чем больше поддаемся страстям.

Г. Лейбниц

 

Нелегко убедить людей пользоваться рассудком вместо глаз.

Б. Фонтенель

 

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, — вот цель разумной жизни.

А. Платен

 

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Л. Толстой

 

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить тобой. И тогда, когда ты оставишь свое смертное тело, ты сделаешься бессмертным, и смерть не будет иметь власти над тобой.

Пифагор

 

Разум, становясь слугой порока, орудием страстей, защитником лжи, не только извращается, но делается больным, теряя способность различать правду и ложь, добро и зло, праведное и неправедное.

В. Чаннинг

 

Только то, что рождено разумом и обращается к разуму, может стать духовной силой для всего человечества.

А. Швейцер

 

Ждать исправления зла можно не от изменения формы нашей жизни, а только от распространения доброты и разумности.

Л. Толстой

 

Сердце может прибавить ума, но ум не прибавит сердца.

А. Франс

 

Разумный человек гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Аристотель

 

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Демокрит

 

Все мы плывем по волнам океана; разум служит нам компасом, а страсти — ветром, гонящим нас.

А. Поп

 

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Аристотель

 

Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он просто понимал, что неразумно живет.

В. Белинский

 

Великодушие сердца — лучший вдохновитель разума.

А. Бестужев-Марлинский

 

У нас нет даже достаточно разума, чтобы оценить свое невежество.

Б. Вербер

 

Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, — она-то и достойна личности.

Бальтасар

 

Добродетели могут принести и вред, если они не освещены светом разума.

О. Бальзак

 

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

Н. Гоголь

 

Цель мира в том, чтобы царствовал разум.

Ж. Ренан

 

Что постановит страсть, то непродолжительно, мимолетно; что определит разум, в том век не раскаешься.

Э. Роттердамский

 

Человеческий разум есть признак высшей жизни, какую мы знаем.

Ф. Якоби

 

Можно уступить силе, но безропотно покоряются только разуму.

Л.Бланки

 

Все исследуй, давай разуму первое место.

Пифагор

 

Наш век таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, которые пытаются проявить ту же способность.

Мамфорд Джонс

 

Уразумей, чтобы уверовать.

Августин

 

Человек прекрасно слышит голос разума, но он ему противен.

Авессалом Подводный

 

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

Авессалом Подводный

 

Глупый разум по миру пускает.

Русская пословица

 

Глупый осудит, а умный рассудит.

Русская пословица

 

Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Лао-Цзы

 

Знающий людей разумен, а знающий себя прозорлив.

Лао-Цзы

 

Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот — нравственный муж.

Лао-Цзы

 

Неистинное представляется истинным, а истинное неистинным — таково многообразие бытия. Будьте же разумны!

Конфуций

 

Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.

Конфуций

 

Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

Притчи Соломона (гл. 17, ст. 27)

 

Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе.

Притчи Соломона (гл. 21, ст. 18)

 

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

Сюнь-Цзы

 

Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему.

А. Эйнштейн

 

 

ЦИТАТЫ О ЧУВСТВАХ

 

 

Жажда наслаждений делает жестоким.

П. Буаст

 

Быть чувственным — значит быть страдающим.

К. Маркс

 

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

Лукреций

 

Никогда не действуй в пылу страсти — все сделаешь не так. Кто не в себе, тот не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.

Бальтасар

 

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Апостол Павел

 

Страсти в человеке постоянно бодрствуют, высматривая себе добычу; рассудок же спит, пока его не разбудят.

И. Гердер

 

Чувство и мысль, если хорошо взвесить, походят на слепца, несущего хромого.

Фр. Грильпарцер

 

Кто властвовать желает над собой,

Тот должен чувства сдерживать порой.

Д. Чосер

 

Человек становится беднее мыслями по мере того, как он обогащается чувствами.

Ф. Шатобриан

 

Доверять неразумным ощущениям — свойство грубых душ.

Гераклит

 

Люди, живущие только своими чувствами, — это звери.

Л. Толстой

 

Бессмысленные чувства — удел животных, они унижают человека.

В. Белинский

 

Импульсы и эмоции ничего не объясняют, они всегда проистекают или из мощи тела, или из немощности духа.

К. Стросс

 

Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение.

В. Дильтей

 

Человек, который может делать все, что захочет, будет скоро делать то, чего не следует.

Велес де Гевера

 

Чувства ненадежны.

И. Сайкаку

 

Страсти не только не позволяют видеть данный предмет со всех сторон, они еще и обманывают нас, показывая нам предмет там, где его нет.

Гельвеций

 

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

У. Шекспир

 

Если человек никогда не владеет своими чувствами, он должен владеть своими выражениями.

Аристотель

 

Много эмоций — мало разума.

Г. Меир

 

Только обуздавший свои чувства аскет может поститься на пиру, быть здравым и хладнокровным наедине с женой и жертвовать, будучи богатым.

Чанакья Пандит

 

Владей своими страстями, или они овладеют тобою.

Эпиктет

 

Стена эмоций загораживает человеку внешний и внутренний мир одновременно.

Авессалом Подводный

 

Как часто, подчинившись голосу страсти на один час, мы платим за это долгими днями скорби.

Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди

 

Печален конец всех страстей.

Э. Хайне

 

В момент, когда мы начинаем чувствовать, мы перестаем предаваться мудрым размышлениям.

Э. Д. Булвер-Литтон

 

Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все — дурны, когда мы им подчиняемся.

Ж.-Ж. Руссо

 

Люди следуют удовольствиям, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Б. Паскаль

 

О счастье познания! Насколько оно выше радости воображения и чувства.

Х. Борхес

 

Любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, — логика чувств и страстей коротка.

Х. Борхес

 

Иллюзия — это, в сущности, не чувственный мир, а его зло, которое, однако, для наших глаз и составляет чувственный мир.

Ф. Кафка

 

Освободись, о сердце, от плена чувств земных, от радостей любовных, от горестей пустых.

Иди к дервишам, сердце, присядь на их порог, и ты, быть может, станешь святым среди святых.

Омар Хайам

 

Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.

Ж. Лафонтен

 

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

Пифагор

 

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

Ж.-Б. Мольер

 

Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся.

Б. Рассел

 

Страсти — это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

Гельвеций

 

Вспыльчивый никогда не познает истину.

Восточная мудрость

 

Нет греха тяжелее страстей.

Сюнь-Цзы

 

Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждений, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигает великого счастья.

Восточная мудрость

 

У сдержанного человека меньше промахов.

Конфуций

 

Движущая сила развития современной цивилизации — наслаждение, но принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя.

Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем больше он отдаляется от цели быть счастливым.

В. Франкл

 

Нет наслаждения, которое бы в конце концов не приводило к пресыщению.

Плиний Старший

 

 

ЦИТАТЫ ОБ ЭГО

 

 

Влюбленный в себя не может быть способен на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.

В. Сухомлинский

 

Эгоизм — это первопричина рака души.

В. Сухомлинский

 

Эгоизм — такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе.

Г. Бигер

 

Эго не враг тебе, это иллюзия того, как ты думаешь кем являешься.

Упанишады

 

Невозможно обрести умиротворение, пока не встанешь на путь служения другим и самопожертвования.

Г. Ван-Дайк

 

Человеку не дано понимать, если в нем нет любви, и не дано узнавать, если он не жертвует собой.

A. Ленорман

 

Главное и величайшее невежество состоит в незнании самих себя.

П. Буаст

 

Эгоизм записывает чернилами сделанное ему зло и карандашом — сделанное ему добро.

С. Сегюр

 

Все, что окружает эгоиста, представляется ему лишь рамкой для его портрета.

Ж. Пети-Сан

 

Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.

В. Ключевский

 

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон

 

Из всех страстей человеческих сильнейшая — самолюбие, которое, будучи оскорблено, никогда не прощает.

B. Белинский

 

Эгоизм заставляет нас стремиться к тому, чтобы нравиться другим.

К. Брентано

 

Жить только для себя есть злоупотребление.

У. Шекспир

 

Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя.

Ф. Вольтер

 

Самая почетная победа — та, которую одерживают над эгоизмом.

П. Буаст

 

Жить только для себя — позор.

А. Островский

 

Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.

Сенека

 

Если человек любит только себя, то с приходом тяжелых жизненных испытаний он проклинает свою судьбу и переживает страшные муки.

Ф. Дзержинский

 

Эгоизм умерщвляет великодушие.

Ф. Достоевский

 

Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — только одной, и притом очень жалкой.

М. Эбнерэшенбах

 

Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?

Лука (гл.9; ст. 25)

 

Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

Ф. Достоевский

 

Пока наше временное «я» стремится к вечной жизни, мы будем терпеть поражение, так же как раковая клетка. Раковая клетка отличается от обычной завышенной оценкой своего Эго.

Р. Блект

 

Отчего светильник погас? — Я закрыл его плащом от ветра. Отчего цветок увял? — Я жадно прижал его к груди. Отчего ручей обмелел? — Я запрудил его, чтобы он служил мне. Отчего струна на арфе порвалась? — Я попытался извлечь из нее звук, превышающий ее силу.

Д. Фроули

 

Есть много вер, и все не схожи.

Что значит ересь, грех, ислам?

Любовь к тебе я выбрал, Боже.

Все прочее — ничтожный хлам.

О. Хайям

 

Отказываясь жить для себя, не поддавайся сомнениям. Если позволишь сомнениям завладеть тобой, будешь стыдиться своих возвышенных намерений. Делая добро людям, не требуй от них благодарности. Если будешь требовать от них благодарности, твое желание сделать добро причинит вред.

Хун Цзычен

 

Для того чтобы успешно осуществлять свою миссию, мы должны всячески помогать другим людям на их пути. Помогая другим, мы помогаем себе. Установление и поддержание отношений с другими людьми блокируется, когда мы лелеем собственную уникальность до такой степени, что оказываемся полностью поглощенными своим эгоцентрическим миром.

М. Ньютон

 

Любить — значит осознанно учиться любить себя, то есть свою истинную духовную суть. Те, кто не могут позаботиться о себе, не могут ничего дать другим.

Д. Фэйворс

 

Иллюстрации

 

 

Если рассмотреть схему развития сознания современного общества, то мы увидим, что вся деятельность человека основана на потребностях чувств, и лишь незначительное место отводится разуму, где он пытается предупредить о том, что чрезмерное употребление алкоголя навредит вашему здоровью.

 

Ведах говорится, что рекламировать приятный процесс греха есть преступление. Рекламировать нужно не процесс, а результат.

 

Ум придумывает новые и новые варианты чувственных наслаждений, развивая маниакальные тенденции. Постепенно он сходит с ума под влиянием усиленных им же желаний. Так, человек, вырастивший в своем доме льва, бывает убит своим же питомцем. «Окультуривая» свое сумасшествие, ум создает отвратительные зрелища при помощи высококачественной техники в престижных «высококультурных» помещениях.

 

 

Реклама - средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхивали.

Мартти Ларни

 

Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства расположены вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.

Бхагавад-гита, 15.9

 

 

Жажда наслаждений делает жестоким.

«Свободные» чувства заставляют человека быть все более и более откровенным в своих порочных желаниях. Это культура голых тел, драк, секса, разврата и насилия, культура, порождающая деградацию личности.

 

Луна, отражаясь в воде, приобретает качество воды. Отражаясь в топленом масле, приобретает качество масла, похожее на золотой туман. А отражаясь в мраморе, приобретает рисунок мраморного узора.

Так же и душа, входя в органы чувств, оказывается окутанной этими чувствами. Войдя в атмосферу ума, она чувствует на себе его мысли и настроения. А войдя в разум, душа, наконец, может увидеть разницу между собой и своим отражением и познать себя.

 

Чайтанья Чандра Чаран дас (Хакимов А. Г.)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.638 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь