Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Показ иллюстрации колоколов симфонического оркестра



Шукшин Василий Макарович – русский писатель, актер, режиссер.

«По прочтении Шукшина» - это значит, что в основе симфонии-действа лежат впечатления композитора от рассказов Василия Шукшина.

- Давайте и мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя.

Чтение отрывка из рассказа В.Шукшина «Слово о малой родине»

- О чем говорит Шукшин? Что в этом рассказе могло подвигнуть Валерия Гаврилина написать свою симфонию-дейтво. Какие слова здесь самые главные? Как вы понимаете их смысл?

- А вот, что говорил сам композитор:

«Все, написанное В.Шукшиным, предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле…»

- И Василий Шукшин, и Валерий Гаврилин в своих произведениях воссоздавали образ России, воспевали красоту русской природы.

- В симфонии «Перезвоны» есть часть, которая представляет собой музыкальную зарисовку русской природы. Давайте послушаем ее и посмотрим, какие картины природы нарисовала музыка.

Просмотр клипа на «Вечернюю музыку» Гаврилина.

- Что передает «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышна духовная сосредоточенность и светлое молитвенное состояние души?

6. Обобщение темы урока. Записи в тетрадях.

 

7. Домашнее задание: составить небольшой рассказ о своей малой родине.

8. Материал для учителя

О симфонии – действе Валерия Гаврилина «Перезвоны»

Состав исполнителей: сопрано, тенор, чтец (мужской голос), смешанный хор, гобой соло, группа ударных инструментов.

 

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести...

«По моему замыслу, - говорил композитор, - сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека - от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу - бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»

 


История создания

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «... Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве...»

 

В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: "По прочтении Василия Шукшина"».

 

В одном из многочисленных интервью Гаврилин сказал о Шукшине: «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

 

В другом интервью он сказал: ««Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Л. Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении... этой театрализации нет».

 

Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной (р. 1939). Композиция была определена с самого начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом. Произведение сложилось из 16 частей, из которых семь — «Дудочка» — соло гобоя, имитирующего народный инструмент. «Дудочка» играет роль интермедий между сюжетно значимыми номерами. Из последних Шульгиной был написан текст №18, «Матка-река». Тексты первого раздела №2, «Смерть разбойника», и №6, «Посиделки», подлинно народные. Текст №17, «Молитвы», составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических песнопений. Все остальные тексты написаны самим Гаврилиным с частичным использованием фрагментов русских народных, в частности, разбойничьих, песен.

 

Премьера «Перезвонов» состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни не только города, но и страны. Появилась масса откликов. Писатель Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина, и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и заменить...».

 

В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.

 

 

Музыка

«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.

 

В симфонии – 20 номеров.

 

1 «Весело на душе» - создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.

 

2 «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.

 

3 «Дудочка» - меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием, говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».

Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ «Дудочку» В. Гаврилина - бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.

 

4 «Ерунда»

 

5 «Дудочка»

 

6 «Посиделки» - номер выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».

 

7 «Дудочка»

 

8 «Ти-ри-ри» — изящная звукопись.

 

9 «Дудочка»

 

10 «Воскресенье» - музыка наполнена колокольными звонами.

 

11 «Дудочка»

 

12 «Вечерняя музыка»- песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это - песня, молитва, воспоминание?

 

13 «Дудочка»

 

14 «Скажи, скажи, голубчик»- беседа матери с сыном.

 

15 «Страшенная баба» — в музыке злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера.

 

16 «Белы-белы снеги»

 

17 «Молитва» - кульминация произведения. Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни - эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества. Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет? Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима. «Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного...» На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».

 

18 «Матка-река» - полная стихийной могучей силы. И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.

 

19 «Дудочка»

 

20 «Дорога»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь