Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 1: Человеческая природа при сотворении



Творение, грехопадение и искупление. Стремясь понять библейский взгляд на человеческую природу, мы должны прежде всего осознать, что Священное Писание определяет смысл человеческой жизни в свете творения, грехопадения и Божьего плана искупления. Эти три основных истины служат ключом к пониманию библейского взгляда на природу и участь человека. Именно они изложены в Книге Бытие 1-3, где содержится первое повествование о творении, грехопадении и искуплении. С тематической точки зрения все остальное Писание является развитием этих трех концепций. Они служат как бы призмой, через которую рассматривается человеческое бытие со всеми его проблемами.

Когда Иисус обратился к вопросу о браке и разводе, Он объяснил прежде всего, какой смысл был заложен в брак при творении. Затем Он рассмотрел его в свете грехопадения, поскольку именно грех сделал развод допустимым (Мф. 19:1-8). Подобным же образом Павел обращается к творению, грехопадению и искуплению для объяснения различия в ролях, выполняемых мужчиной и женщиной (1 Кор. 11:3-12; 1 Тим. 2:12-14), а также их равноценности во Христе (Гал. 3:28).

Рассмотрев человеческую природу с точки зрения творения, грехопадения и искупления, мы сразу же замечаем, что творение говорит нам об ее изначальном составе, грехопадение — о ее нынешнем состоянии, а искупление — о возрождении, которое совершается в настоящее время и завершится в будущем. Таким образом, полноценное библейское определение человеческой природы должно учитывать, какой была человеческая природа при творении, какой она стала после грехопадения, какова она сейчас и какой станет в будущем в результате искупления.

Сотворение человека. По логике вещей изучение библейского взгляда на человеческую природу следует начать с повествования о сотворении человека. Мы используем здесь термин «человек» в том значении, в котором он употребляется в Писании, то есть, включаем в это понятие и мужчину, и женщину. Первое важное библейское высказывание по этому поводу находится в Быт. 1:26-27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Первое повествование о сотворении человека сообщает нам, что человеческая жизнь возникла не под действием произвольных природных сил или случайной мутации в животном мире, но как результат личного творческого акта Бога. Вызвав к существованию землю со всей ее растительностью и живностью, Он объявил о Своем намерении сотворить человека, как бы отводя людям особое место в творении Божьем. Впечатление такое, что, приступив к созданию человека, Бог начал иной, отличный от предыдущих этап Своей творческой деятельности.

По окончании каждого этапа сотворения мира Бог останавливался, чтобы осмотреть дела рук Своих и отметить их совершенство (Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25). Затем Бог высказывает намерение создать существо, которое могло бы «владычествовать» над Его творением; существо, с которым Он мог бы общаться. Когда на земле был утвержден всеобщий порядок вещей и она стала пригодна для жительства человека, Господь сообщил о Своем желании сотворить человека. «И сказал Бог: сотворим человека» (Быт. 1:26). Сотворив человека, Он объявил, что все Его творение «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Особое творение Божье. Это Божественное утверждение указывает на две фундаментальные истины: во-первых, человек является особым творением Божьим, чья жизнь зависит от Него. Его жизнь исходит от Бога и имеет продолжение только благодаря Божьей милости. Это чувство постоянной зависимости от Всевышнего лежит в основе библейского понимания человеческой природы. Бог есть Творец, а люди — творенья, чье возникновение и продолжение жизни зависит целиком от Него.

Во-вторых, человек отличается от Бога. Человеческие существа имеют временное начало, а Бог вечен. Господь — не человек, чтобы Ему умирать. Писание делает акцент на контрасте между безграничными возможностями Бога как Творца и ограниченностью человека как творенья. Необходимо учитывать этот момент при изучении библейского взгляда на человеческую природу. Все Божественное откровение представляет человека как творенье, зависящее, но отличное от Бога (Ис. 45:11; 57:15; Иов. 10:8-10). И все же, несмотря на подчеркнуто зависимое положение человека, он претендует на особое отношение со стороны Творца. «Отличительные свойства человека не только отделяют его от прочих творений Божьих, но и определяют для него исполненное любви и благодарности служение своему Создателю»1.

 По образу Божьему. Своеобразный характер взаимоотношений Бога и человека выражен в тексте, повествующем о создании человека по образу Божьему. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26; ср. 5:1-3; 9:6). Люди не оставляют попыток определить, что же такое «образ Божий», по которому был сотворен человек2. Некоторые исследователи утверждают, что здесь речь идет о физическом подобии3. Однако, исходя из этого взгляда можно заключить, что Бог имеет телесную природу, сходную с человеческой. Данное представление было развенчано Самим Христом, когда Он заявил, что «Бог есть дух» (Ин. 4:24), то есть Он не связан пространством или материей подобно нам. Более того, библейские термины, употребляемые для обозначения физических аспектов человеческой природы (bashar, sarx — плоть, тело), никогда не применяются по отношению к Богу.

Другие полагают, что образ Божий — это нематериальный аспект человеческой природы, а именно его духовная сущность. Р. Лэйдр-Харрис заявляет: «Человек — единственное духовное, нравственное и рациональное существо в мире. Он обладает данной Богом душой, и посему эта душа, будучи сотворена по образу Божьему, не подвластна времени и пространству»4. В том же духе высказывается и Кальвин: «Не подлежит сомнению, что средоточие этого образа есть душа», хотя и добавляет, что «всякая составляющая человека, даже его тело, озарена лучами его [образа Божьего] славы»5. Данный взгляд предполагает дуализм между телом и душой, для которого нет основания в библейском повествовании о творении. Человек не получал душу от Бога; он был сотворен душою живою. Более того, в повествовании о творении говорится, что животные также наделены живой душой, однако они не были сотворены по образу Божьему.

Некоторые толкуют образ Божий в человеке как сочетание мужского и женского начал6. В качестве основания для данной интерпретации приводят главным образом близкое расположение выражения «мужчину и женщину сотворил их» и фразы «по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). В том, что образ Божий отражен в равноправном союзе мужчины и женщины, есть определенная доля теологической истины, однако данная интерпретация слишком сужает это понятие, ограничивая образ Божий исключительно равноправными отношениями мужчины и женщины.

Толкование образа Божьего как сочетания мужского и женского начал привело к тому, что некоторые богословы превратили Бога в некое гермафродитное Существо, наполовину мужского и наполовину женского пола. Этот взгляд чужд Библии, поскольку Бог не нуждается в женской составляющей для полноты Своей личности. Деяния Божьи иногда сравниваются с поступками сострадательной матери (Ис. 49:15), однако личность Божья открывается нам, особенно через Иисуса Христа, как личность нашего Отца.

Образ как способность отражать Бога. В нашем представлении, образ Божий связан не с человеком в его половом аспекте и не с бессмертной душой, отличающей нас от прочих представителей животного мира, а со способностью человека представлять собой и делать на своем ограниченном уровне то, что представляет Собой и делает на Своем безграничном уровне Бог. Повествование о творении как бы говорит: в то время как солнце управляет днем, луна — ночью, а рыбы — морем, человечество отражает образ Бога, владычествуя над всеми этими сферами (Быт. 1:28-30).

В Новом Завете образ Божий в человеке увязывается не с взаимоотношениями мужчины и женщины, физическим подобием или нематериальной, бесплотной душой, а с нравственными и рациональными свойствами человека: «И облекшись в нового [человека], который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10; ср. Еф. 4:24). Подобным же образом соответствие образу Христа (Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49) в целом понимается как праведность и святость характера. Животные не обладают ни одним из этих качеств. Люди отличаются от зверей тем, что человеческой природе присущи богоподобные возможности. В силу того, что человек был создан по образу Божьему, он способен отражать Его характер в собственной жизни.

Быть созданным по образу Божьему значит осознавать свою ценность, значимость и обилие возможностей и обязанностей, которыми нас наделил Бог. Мы были созданы для того, чтобы отражать Бога в мыслях и делах. Наша сущность и наши дела должны представлять собой миниатюрное подобие сущности и дел Божьих.

Библия нигде не упоминает бессмертие в связи с образом Божьим в человеке. Дерево жизни символизировало бессмертие в общении с Творцом, но в результате грехопадения Адам и Ева были изгнаны из Едемского сада и тем самым лишились доступа к источнику бесконечной жизни пред лицом Божьим.

Следует ли увязывать образ Божий с бессмертием более, нежели со всемогуществом, всеведением и вездесущностью? Ни одно из этих Божественных свойств не приписывалось человеку как часть образа Божьего, даже до грехопадения. Ничто в Библии не указывает на то, что человек отражает Бога посредством обладания Божественными свойствами, такими, как бессмертие. Нет никаких веских причин для выделения бессмертия среди прочих Божественных свойств как сущности выражения «образ Божий». Наоборот, Библия отвергает это, как мы увидим далее.

Бытие 2:7: «Душа живая». Второе библейское утверждение, необходимое для правильного понимания человеческой природы, находится в Быт. 2:7. Нет ничего удивительного в том, что этот текст лежит в основе значительной части дискуссий относительно человеческой природы, поскольку это единственное библейское описание процесса сотворения человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Этот текст вот уже многие века рассматривается в свете классического дуализма. Предполагается, что дыхание жизни, которое Бог вдохнул в лицо человека, и было нематериальной, бессмертной душой, помещенной Богом в материальное тело. А поскольку земная жизнь началась с вселения бессмертной души в физическое тело, значит, и кончаться она должна отделением души от тела. Таким образом, Быт. 2:7 приводят в обоснование традиционного дуализма.

К этому неверному и вводящему в заблуждение толкованию привел тот факт, что древнееврейское слово nephesh, переводимое как «душа» в Быт. 2:7, понимается в соответствии со стандартным словарным ее определением: «Нематериальная сущность, жизненное начало или движущая сила индивидуума». Или: «Духовное начало, заключенное в человеке»7. Это стандартное определение отражает платоновский взгляд на душу-psyche как на нематериальную, бессмертную сущность, пребывающую в теле, но не являющуюся его частью.

По причине распространенности этого взгляда, люди воспринимают ветхозаветные упоминания о душе-nephesh в свете платоновского дуализма. Как утверждает Клод Тресмонтан, «когда мы приписываем древнееврейскому nephesh свойства платоновского psyche, … истинный смысл nephesh ускользает от нас, и перед нами встает бессчетное число псевдо-проблем»8.

Люди, понимающие ветхозаветное nephesh дуалистически, едва ли смогут воспринять библейский холистический взгляд на человеческую природу. Исходя из него, тело и душа — это одна и та же личность, рассматриваемая под разными углами зрения. Они не смогут принять библейское значение слова «душа» как жизненного начала человеческой и животной жизни. Более того, им не удастся объяснить те ветхозаветные отрывки, где говорится о мертвом человеке как о мертвой душе-nephesh (Лев. 19:28; 21:1, 11; 22:4; Чис. 5:2; 6:6, 11; 9:6, 7, 10; 19:11, 13; Агг. 2:13). Для них непостижимо, как бессмертная душа может умереть вместе с телом.

Значение словосочетания «живая душа». Исходная предпосылка о бессмертии человеческой души приводит многих к толкованию выражения «и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) в том смысле, что «человек получил душу живую». Данное толкование ставится под сомнение многочисленными исследователями, обеспокоенными недопониманием различия между греко-дуалистической и библейско-холистической концепциями человеческой природы.

Обри Джонсон, например, разъясняет, что nephesh-душа в Быт. 2:7 обозначает всего человека с акцентом на его сознании и жизненной энергии9. Ему вторит Йоханнес Педерсен, который в своем классическом исследовании Израиль пишет: «Основой его существа служила хрупкая телесная субстанция, но благодаря дыханию Божьему оно было преобразовано и стало nephesh, душой. В Писании не сказано, что человеку была дана nephesh, и потому отношение между телом и душой отнюдь не таково, каким оно нам представляется. Человек во всей своей полноте и есть душа»10

Педерсен далее отмечает, что «в Ветхом Завете мы постоянно сталкиваемся с тем фактом, что человек как таковой и есть душа. Авраам отправился в Ханаан со всем имуществом и со всеми людьми (nephesh), которых он имел в Харране (Быт. 12:5), а когда Авраам забирал трофеи своего военного похода против великих царей, правитель Содома стал уговаривать его отдать ему людей (nephesh), а добро оставить себе (Быт. 14:21). В Египет с Иаковом перешли семьдесят душ, принадлежавших его дому (Быт. 46:27; Исх. 1:5). Всякий раз, когда предпринималась перепись, вопрос стоял так: “Сколько имеется душ?” В данном и многих других случаях мы можем смело заменять слово “люди” на “души”»11

Анализируя Быт. 2:7, Ханс Вальтер Вольфф задается вопросом: «Что означает здесь nephesh? В любом случае не душу [в традиционном дуалистическом смысле]. Nephesh необходимо рассматривать в единстве со всем составом человека, особенно с его дыханием; более того, человек не обладает nephesh [душой], он есть nephesh [душа], он живет как nephesh [душа]»12. То, что душа в Ветхом Завете означает человека в целом, признает даже католический богослов Дом Вульстан Морк, выразивший примерно ту же мысль: «Nephesh [душа] наделяет жизнью bashar [тело], но не как отдельная сущность. Адам не имеет nephesh [душу]; он сам есть nephesh [душа] в той же мере, что и bashar [тело]. Тело, не разделенное со своим оживляющим началом, представляет собой видимую nephesh [душу]»13.

С библейской точки зрения тело и душа — вовсе не две различные субстанции (одна смертная, а другая бессмертная), пребывающие одновременно в одном человеческом существе, а два свойства одной и той же личности. Йоханнес Педерсен суммирует сказанное в одном ярком, получившем широкую известность утверждении: «Тело — это внешность души»14. Ту же точку зрения высказывает и Х. Уилер Робинсон в не менее известном утверждении: «В представлении древних евреев личность — это оживленное тело, а не воплощенная душа (как у древних греков)»15.

Подводя определенный итог, мы можем сказать, что выражение «и стал человек душою живою-nephesh hayyah» не означает, что при сотворении его тело было наделено бессмертной душой, отдельной сущностью, обособленной от тела. Смысл этого выражения заключается в том, что Бог, вдохнув «дыхание жизни» в безжизненное тело, сделал человека живым, дышащим существом, ни больше, ни меньше. Сердце стало биться, кровь — циркулировать по сосудам, мозг — думать; были приведены в действие все жизненные процессы. Короче говоря, «душа живая» означает «живое существо».

Дом Вульстан Морк высказывает мнение, отражающее практическую сторону данного определения: «Человек как nephesh [душа] означает, что именно его nephesh [душа] идет обедать, принимается за бифштекс и съедает его. Когда я вижу другого человека, перед моими глазами не просто его тело, но его видимая nephesh [душа], потому что, в свете Быт. 2:7, именно она и есть человек — живая nephesh. Глаза называют “окнами души”. На самом деле это дихотомия. Глаза, пока они принадлежат живому человеку, являются сами по себе откровением души»16.

Животные как «живые души». «Живая душа» означает ни что иное как «живое существо», и это подтверждается употреблением выражения «живая душа-nephesh hayyah» по отношению к животным. Быт. 2:7 — далеко не первый текст в Библии, где появляется это выражение. Впервые мы встречаем его в таких текстах, как Быт. 1:20, 21, 24, 30, а кроме того в Быт. 2:19; 9:10, 12, 15 и 16. Во всех этих текстах данное выражение относится к животным.

Употребление nephesh в вышеуказанных отрывках для обозначения всякого рода животных ясно указывает на то, что nephesh — вовсе не бессмертная душа, которая дана человеку, но жизненное начало или «дыхание жизни», которое присутствует как в человеке, так и в животном. Оба они охарактеризованы как души — в отличие от растений. Причина, по которой растения не являются душами, заключается, по-видимому, в том, что они не имеют органов, позволяющих им дышать, испытывать боль и радость или передвигаться в поисках пищи. Отличие же человеческой души и души животного состоит в том, что люди были сотворены по образу Божьему, то есть с богоподобными возможностями, недоступными для животных.

В данной связи следует обратить особое внимание на то, что и человек, и животное являются душами. Как выразился Бэзил Аткинсон, «они [человек и животные] не “двудольные” создания, состоящие из души и тела, которые способны существовать раздельно. Их души — это они сами как единое целое, включающее как их тело, так и умственные способности. О них говорят как об имеющих душу, то есть как о мыслящих существах, чтобы отличить их от неживых предметов, не имеющих в себе жизни»17. Термин «душа-nephesh» употребляется как по отношению к людям, так и по отношению к животным, потому что и те, и другие ведут сознательное существование. И в тех, и в других присутствует одно и то же жизненное начало, или «дыхание жизни».

Душа и кровь. Помимо четырех упомянутых нами отрывков из Быт. 1, существуют еще 19 текстов в Ветхом Завете, где слово nephesh употреблено по отношению к животным. Мы рассмотрим два из них, поскольку они помогут еще более прояснить значение выражения «душа живая» в Быт. 2:7. Эти тексты представляют особый интерес, поскольку они увязывают nephesh с кровью. В Лев. 17:11 мы читаем: «Потому что душа тела в крови».

В стихе 14 той же главы мы читаем: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его». Словосочетание «всякое тело» предполагает, что речь здесь идет о крови как человека, так и животных. Таким образом, как указывает Аткинсон, «здесь мы находим самое важное откровение о сущности человеческой природы. Душа и кровь — это одно и то же»18.

Причина, по которой душа-nephesh приравнивается к крови, заключается, по-видимому, в том, что жизненная сила-nephesh пребывает именно в крови. В системе жертвоприношений кровь очищала грех благодаря тому, что была тесно связана с nephesh-жизнью. Ритуальное убийство животного означало, что nephesh-жизнь приносилась в жертву во искупление грехов другой nephesh-жизни.

Тори Хофф остроумно замечает, что «взаимосвязь между древнееврейским словом nephesh [жизнь] и кровью показывает, что nephesh [жизнь] сообщает “священный” аспект человеческому существованию. Nephesh [жизнь] была деянием Божьим (Быт. 2:7), была под Божьей опекой (Притч. 24:12), была в Его руках (Иов. 12:10) и принадлежала Ему (Иез. 18:4, 20). Евреи верили, что им запрещено вмешиваться или вторгаться в бытие как в nephesh [жизнь], поскольку это бытие, полученное свыше. …Евреям было запрещено есть мясо, в котором осталась кровь, потому это означало вторжение в nephesh [жизнь] и потому было оскорбительно для Бога. Приравнивание крови к nephesh [жизни] означало, что вкушение крови было одной из форм убийства. Один поддерживал свою собственную nephesh [жизнь] с помощью священной nephesh [жизни] другого»19.

Цель изложенных выше рассуждений о взаимосвязи nephesh-души с животными и кровью — прояснить значение «души живой» (Быт. 2:7) в применении к Адаму. Мы выяснили, что это выражение вовсе не означает, что при сотворении Бог наделил человеческое тело бессмертной душой. Смысл его в том, что человек стал живым существом, когда Бог вдохнул в безжизненное тело Свое дыхание жизни. Этот вывод подтверждается тем, что слово nephesh используется также для описания животных и крови. Последняя приравнивалась к nephesh-душе, поскольку рассматривалась как вещественное проявление жизненной силы. Прежде чем продолжить исследование значения nephesh-души в Ветхом Завете, нам необходимо изучить значение выражения «дыхание жизни» в Быт. 2:7.

Дыхание жизни. Что такое «дыхание [neshamah] жизни», которое Бог вдохнул в лицо Адама? Существует предположение, что «дыхание жизни» и есть бессмертная душа, которую Бог поместил в материальное тело Адама. Данная интерпретация не находит подтверждения в библейской семантике и словоупотреблении, поскольку нигде в Библии «дыхание жизни» не отождествляется с бессмертной душой.

В Священном Писании «дыхание [neshamah] жизни» представляет собой жизненную силу, связанную с дыханием Бога. Поэтому мы читаем в Иов. 33:4: «Дух [ruach] Божий создал меня, и дыхание [neshamah] Вседержителя дало мне жизнь». Параллелизм между «Духом Божьим» и «дыханием Вседержителя» предполагает, что оба эти понятия употребляются взаимозаменяемо, поскольку оба относятся к дару жизни, которым Бог наделяет Свои творения. Еще один явный пример можно найти в Ис. 42:5: «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их,… дающий дыхание [neshamah] народу на ней и дух [ruach] ходящим по ней». И в данном случае параллелизм показывает, что дыхание и дух обозначают одно и то же жизненное начало, которое Бог дает Своим творениям.

Выражение «дыхание жизни» образно описывает Божий дар жизни Его творениям, потому что дыхание служит важным свойством живого организма. Человек, у которого прекращается дыхание, умирает. И потому нет ничего удивительного в том, что в Писании дающий жизнь Дух Божий охарактеризован как «дыхание жизни». Дыхание является видимым проявлением жизни. Иов говорит: «Доколе еще дыхание [neshamah] мое во мне и дух [ruach] Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!» (Иов. 27:3, 4). В данном случае человеческое «дыхание» приравнено к Божественному «духу», поскольку дыхание рассматривается как проявление поддерживающего жизнь Божьего духа.

Обладание «дыханием жизни» само по себе не дает бессмертия, поскольку Библия говорит нам, что в момент смерти «дыхание жизни» возвращается к Богу. Жизнь исходит от Бога, поддерживается Им и возвращается к Нему. Описывая смерть, Иов утверждает: «Если бы [Бог] взял к Себе дух [ruach] ее и дыхание [neshamah] ее, вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14, 15). Та же мысль выражена в Еккл. 12:7: «И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». О потопе мы читаем: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле,… все, что имело дыхание [neshamah] духа жизни в ноздрях своих и на суше, умерло».

Смерть характеризуется как возвращение к Богу дыхания жизни, и это свидетельствует о том, что «дыхание жизни» — вовсе не бессмертный дух или душа, которой Бог наделяет Свои творения, а скорее дар жизни, которым обладают люди на протяжении их земного существования. Пока у них есть «дыхание жизни» или дух, люди остаются «живыми душами». Но когда дыхание исчезает, они превращаются в души мертвые.

Связь между «дыханием жизни» и «душою живою» становится очевидной, если вспомнить, что, как указывает Аткинсон, «душа человека в крови его и, несомненно, его кровь и есть его душа. Так поддерживается его существование как живой души посредством вдыхания кислорода из воздуха, и современная медицина, конечно же, обладает обширными знаниями о взаимосвязи между поступлением кислорода и кровью»20. Прекращение дыхания приводит к смерти души, поскольку кровь, приравниваемая к душе, не получает более кислорода, который столь необходим для жизни. Вот почему Библия не менее 13 раз говорит о смерти человека как о смерти души (Лев. 19:28; 21:1, 11; 22:4; Чис. 5:2; 6:6, 11; 9:6, 7, 10; 19:11, 13; Агг. 2:13).

В свете всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что при творении «стал человек душою живою» не посредством помещения бесплотной, бессмертной души в его материальное, смертное тело, но благодаря жизненному началу («дыханию жизни»), которым наделил его Сам Бог. В повествовании о творении «живая душа» означает жизненное начало или силу, которая оживляет человеческое тело и проявляет себя в виде сознательного существования.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь