Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Свидетельство Книги Откровение



Тема последнего суда является ключевой в Книге Откровение, поскольку в ней описывается, каким образом Бог сокрушит силы зла, противостоящие Ему и Его народу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, верящие в вечное адское пламя, находят в ярком образном языке, которым в Откровении описывается последний суд, обоснование своим взглядам. В подтверждение своей веры в вечные муки они приводят следующие видения: 1) видение о Божьем гневе в Откр. 14:9—11, и 2) видение об озере огненном и второй смерти в Откр. 20:10, 14, 15. Давайте вкратце их и рассмотрим.

Видение о Божьем гневе. В Откр. 14 Иоанн видит трех ангелов, провозглашающих последний Божий суд, и весть их звучит все громче и громче. Третий ангел восклицает громким голосом: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходит во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:9—11).

Традиционалисты рассматривают этот отрывок в совокупности с Мф. 25:46 как два наиважнейших текста, подтверждающих традиционную доктрину ада. Петерсон завершает свой анализ этого отрывка такими словами: «Я прихожу к выводу, что несмотря на попытки доказать обратное, Откр. 14:9—11 содержит совершенно ясное учение о том, что ад подразумевает вечные мучения грешников. Даже если бы у нас был лишь один этот отрывок, то и тогда нам надлежало бы проповедовать традиционную доктрину ада на основании авторитета Слова Божьего»42. Роберт Морэй выражает то же мнение, и не менее категорично: «По всем правилам герменевтики и экзегезы, единственно возможное толкование Откр. 14:9—11 должно включать в себя вечные, сознательные мучения, ожидающие нечестивых»43.

Эти догматические интерпретации Откр. 14:9—11, обосновывающие буквальные, вечные муки, свидетельствуют о недостаточной восприимчивости к крайне метафорическому языку этого отрывка. В своем комментарии на Книгу Откровение Дж. Свит, известный британский исследователь Нового Завета, высказывает весьма своевременное предостережение: «Ставить вопрос: “О чем учит Откровение — о вечных мучениях или о вечном уничтожении?” значит тем или иным образом использовать эту книгу как источник “доктрины” или информации о будущем. Иоанн прибегает к образам, подобно тому, как Иисус — к притчам (ср. Мф. 18:32—34; 25:41—46), чтобы, пока еще не стало слишком поздно, показать недоступный для человеческого воображения крах тех, кто отвергает Бога, и столь же недоступное для понимания блаженство тех, кто находится в союзе с Ним»44. К сожалению, к этому предостережению не прислушиваются те, кто дает буквальное толкование в высшей степени метафорическим библейским отрывкам.

Четыре элемента суда. Давайте рассмотрим четыре основных элемента, присутствующих в сообщении ангела о надвигающемся Божьем суде над отступниками, поклоняющимися зверю: 1) они будут пить из чаши Божьего гнева, 2) они будут мучимы в огне и сере пред святыми ангелами и Агнцем, 3) дым их мучения будет восходить во веки веков, 4) они не будут иметь покоя ни днем, ни ночью.

Излитие чаши Божьего гнева — устоявшийся ветхозаветный символ Божественного суда (Ис. 51:17, 22; Иер. 25:15—38; Пс. 59:5; 74:9). Бог изливает вино «цельное», то есть неразбавленное, обеспечивая его смертоносное воздействие. Пророки пользовались подобным же языком: «Будут пить, проглотят и будут, как бы их не было» (Авд. 16; ср. Иер. 25:18, 27, 33). Той же чашей Божьего гнева будет напоен и Вавилон, город, растлевающий народы. Бог приготовит для него вино «вдвое», и найдут на него «казни, смерть, и плач, и голод», и сожжение огнем (Откр. 18:6, 8). У нас есть основания считать, что конец Вавилона, когда его уничтожит огонь, будет и концом отступников, которые испьют Божьего неразбавленного вина.

Судьба нечестивых описана в образах самого ужасного суда, который когда-либо постигал землю, — они будут уничтожены огнем и серой Содома и Гоморры. «И будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и Агнцем» (Откр. 14:10). Образ огня и серы, погубивших эти два города, нередко используется в Библии для обозначения полного уничтожения (Иов. 18:15—17; Ис. 30:33; Иез. 38:22).

Исаия описывает участь Едома языком, удивительно напоминающим Откр. 14:10. Он говорит: «И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» (Ис. 34:9, 10). Как и в Откр. 14:10, мы видим здесь неугасимый огонь, серу и дым, который восходит вечно, день и ночь. Означает ли это, что Едом должен был гореть вечно? Далеко за ответом ходить не нужно, поскольку в этом же стихе далее говорится: «Будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» (Ис. 34:10)45. Совершенно очевидно, что неугасимый огонь и вечно восходящий дым служат метафорическими символами совершенной погибели, истребления и уничтожения. Если таково значение этих образов в Ветхом Завете, то у нас есть основания считать, что тот же самый смысл имеет и рассматриваемый нами текст.

Этот вывод подтверждается тем, как Иоанн использует образы огня и дыма для описания участи Вавилона, города, несущего ответственность за отступничество Божьего народа. Блудница-Вавилон «будет сожжена огнем» (Откр. 18:8), и «дым ее восходил во веки веков» (Откр. 19:3). Означает ли это, что Вавилон будет гореть всю вечность? Едва ли, поскольку купцы и цари земные восплачут «от страха мучений», которые они увидят: «Горе, горе тебе, великий город… Опустел в один час… и уже не будет его» (Откр. 18:10, 19, 21). Очевидно, что дым мучений Вавилона, который будет восходить во веки и веки, символизирует полное уничтожение, поскольку города «уже не будет» (Откр. 18:21).

Поразительное сходство между участью отступников и судьбой Вавилона, о которых говорится, что они будут мучимы в огне и дым их «будет восходить во веки веков» (Откр. 14:10, 11; ср. 18:8; 19:3), дает нам веское основание считать, что участь Вавилона будет и участью тех, кто причастен к его грехам, то есть их вместе ждет гибель и уничтожение.

«Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью». Эта фраза (Откр. 14:11) истолковывается традиционалистами, как описание вечных мучений в аду. Однако она означает непрерывность, а не вечное продолжение действия. Иоанн использует то же выражение «день и ночь» для описания животных, прославляющих Бога (Откр. 4:8); мучеников, служащих Богу (Откр. 7:15), сатаны, обвиняющего братьев (Откр. 12:10) и лжетроицы, мучимой в озере огненном (Откр. 20:10). В каждом случае проводится одна и та же мысль: действие не прерывается в течение всего своего срока. Гарольд Гуиллебод справедливо отмечает, что выражение «не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (Откр. 14:11) «определенно говорит, что страдания последователей зверя будут беспрерывными весь срок, пока они продолжаются; но в самой этой фразе нет ничего, что говорило бы о том, что они будут длиться вечно»46.

Подтверждение данному выводу можно найти в употреблении выражения «день и ночь» в Ис. 34:10, где, как мы уже видели, огонь Едома не будет гаснуть «ни днем, ни ночью» и «вечно будет восходить дым» его (Ис. 34:10). Этот образ использован здесь для того, чтобы показать, что огонь Едома будет гореть до тех пор, пока не выполнит свою задачу, после чего погаснет. В итоге — вечное истребление, а не вечное горение. «Будет от рода в род оставаться опустелою» (Ис. 34:10).

Итак, рассмотренные выше четыре образа, представленные в Откр. 14:9—10, дополняют друг друга в описании окончательного истребления отступников. «Цельное» вино Божьего гнева означает суд, результатом которого станет гибель грешников. Горящая сера указывает на определенного рода сознательные мучения, предшествующие истреблению. Поднимающийся дым служит для постоянного напоминания о Божьем праведном суде. Страданию не будут прекращаться ни днем, ни ночью, пока безбожники не окажутся полностью уничтоженными.

Озеро огненное. Последнее библейское описание окончательного наказания содержит два очень важных метафорических выражения: 1) озеро огненное и 2) вторая смерть (Откр. 19:20; 20:10, 15; 21:8). Традиционалисты придают «озеру огненному» первостепенное значение, поскольку для них, как выразился Джон Уолворд, «озеро огненное служит синонимом средоточия вечных мучений»47.

Чтобы определить значение «озера огненного», нам необходимо исследовать четыре случая употребления этого выражения в Книге Откровение, единственной библейской книге, где оно встречается. Первое упоминание о нем мы находим в Откр. 19:20, где говорится, что зверь и лжепророк «брошены в озеро огненное, горящее серою». Второе упоминание — в Откр. 20:10, где Иоанн описывает исход последнего великого восстания сатаны против Бога: «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Бросив дьявола в озеро огненное, Бог увеличил число его обитателей с двух до трех.

Третий и четвертый раз это выражение встречается в Откр. 20:15 и 21:8, где говорится о том, что все нечестивцы будут также брошены в озеро огненное. В этих стихах изложена кульминация борьбы со злом, когда все злые силы и люди, в конце концов, подвергнутся наказанию в озере огня.

Встает фундаментальный вопрос: что символизирует озеро огненное — вечно горящий ад, где нечестивые претерпевают мучение в течение всей вечности, или необратимое уничтожение греха и грешников? Можно привести пять существенных доводов в пользу того, что озеро огненное представляет собой полное и окончательное уничтожение зла и его носителей.

Во-первых, зверь и лжепророк, брошенные живыми в озеро огненное, — это персонажи символические, обозначающие не конкретных людей, а государства-гонителей и разлагающуюся лжерелигию. Политические и религиозные системы не могут испытывать вечных сознательных мучений. Таким образом, для них озеро огненное означает полное, необратимое уничтожение.

Во-вторых, образы дьявола и его воинства, пожранных огнем с небес, а затем брошенных в озеро огня и серы, заимствованы из Книги Иезекииля 38 и 39, где есть даже кодовые имена «Гог» и «Магог», а также из 4й Книги Царств 1:10, где говорится об огне, сошедшем с небес и поглотившем пятидесятника и его воинов, посланных схватить Илию. В обоих случаях огонь приводит к уничтожению нечестивых (Иез. 38:22; 39:6, 16). Схожесть этих образов указывает на то, что в Откр. 20:10, где идет речь об участи дьявола, значение и функция огня как орудия полного истребления остаются неизменными.

В-третьих, можно ли такое представить, чтобы дьявол и его ангелы, будучи духами, могли «мучиться [в огне] день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10)? Ведь огонь — явление материального, физического мира, а дьявол и его бесы — существа, не имеющие физической природы. Элдон Лэдд справедливо отмечает: «Немыслимо, чтобы озеро буквального огня могло причинять вечные мучения существам, не обладающим плотью. Этот красочный язык, очевидно, использован для описания реалии духовного мира — окончательного и вечного уничтожения сил зла, которые осаждают человечество со времен Едемского сада»48.

В-четвертых, тот факт, что «смерть и ад [hades] [были] повержены в озеро огненное» (Откр. 20:14), свидетельствует о том, что озеро огненное имеет символический смысл, поскольку смерть и hades (могила) являются абстрактными понятиями и не могут быть брошены в огонь или поглощены им. С помощью этого образного языка Иоанн провозглашает окончательное и полное уничтожение смерти и могилы. Своей смертью и воскресением Иисус превозмог силу смерти, а вечная жизнь невозможна до тех пор, пока смерть не будет символически уничтожена в озере огненном и изгнана из Вселенной.

«Смерть вторая». Пятый и решающий довод в пользу того, что озеро огненное символизирует полное истребление грешников, заключается в том, что оно определено как «смерть вторая». Прежде чем мы рассмотрим это выражение, нужно отметить, что Иоанн четко отождествляет озеро огненное со второй смертью (см. Откр. 20:14; ср. 21:8).

Некоторые традиционалисты истолковывают «смерть вторую» не как окончательную смерть, а как окончательное разделение грешников с Богом. Например, Роберт Петерсон утверждает: «Когда Иоанн говорит, что смерть и hades были брошены в озеро огненное (Откр. 20:14), он тем самым показывает, что промежуточное состояние уступило место состоянию окончательному. То же можно сказать и о его высказывании, касающемся озера огненного и второй смерти (Откр. 20:14). Подобно тому как смерть означает разделение души и тела, так и вторая смерть обозначает окончательный разрыв нечестивых любящим Творцом. Соответственно, Бог воссоединяет души неспасенных с их телами для вечного наказания. Если вечная жизнь подразумевает вечное познание Отца и Сына (Ин. 17:3), то ее противоположность, вторая смерть, подразумевает лишение возможности общаться с Богом на всю вечность»49.

Трудно понять, почему Петерсон истолковывает «смерть вторую» как вечное, сознательное существование в разделении с Богом, в то время как Библия, как мы уже отмечали в 4й главе, совершенно четко говорит, что смерть — состояние бессознательное. «Смерть вторая» действительно противоположна «жизни вечной», но в значении «вечной смерти», а не вечного сознательного бытия без Бога. Более того, понятие о воссоединении погибших душ с телами после промежуточного состояния для получения вечного наказания можно обосновать лишь дуалистическим пониманием человеческой природы. С библейской точки зрения смерть является прекращением жизни, а не разделением души и тела. Значение выражения «смерть вторая» следует определять на основании текста Книги Откровение и современной ей иудейской литературы, а не греческого дуализма, чуждого Библии.

По ходу изложения Откровения Иоанн последовательно разъясняет значение используемых им терминов. Например, он говорит, что «чаши, полные фимиама, суть молитвы святых» (Откр. 5:8). «Виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:8). Возвращение к жизни святых и их царствование со Христом в течение тысячи лет названы «первым воскресением» (Откр. 20:5). Следуя этому образцу, Иоанн недвусмысленно разъясняет, что озеро огненное есть «смерть вторая» (Откр. 20:14; ср. 21:8).

Некоторые традиционалисты склонны путать понятия и определять вторую смерть как озеро огненное, стремясь доказать, что вторая смерть — это не окончательная смерть, а вечное мучение в огне. Вовсе не обязательно вчитываться в Откр. 20:14 и 21:8, чтобы увидеть, что данный подход ошибочен. Иоанн дает четкое разъяснение: озеро огненное есть смерть вторая, а не наоборот. Значение второй смерти вытекает из значения первой смерти, которая постигает всех людей по окончании земной жизни. Вторая смерть отличается от первой не по сути, а по последствиям. Первая смерть — это временный сон, поскольку за ней следует воскресение. Вторая смерть — это вечное и необратимое прекращение жизни, поскольку пробуждения от нее уже не будет.

Ссылки на «смерть вторую». Поскольку Иоанн называет озеро огненное второй смертью, для нас крайне важно понять ее значение. Это выражение встречается в Книге Откровение четыре раза, и нигде больше в Новом Завете его нет. Первое упоминание можно найти в Откр. 2:11: «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». В данном случае проведено различие между «второй смертью» и смертью физической, которая постигает всех людей. Смысл этого текста в том, что спасенные получат вечную жизнь и не испытают вечной смерти.

Второе упоминание о «второй смерти» встречается в Откр. 20:6 в контексте первого воскресения святых в начале Тысячелетнего царства: «Над ними смерть вторая не имеет власти». Опять же смысл здесь в том, что воскресшие святые не испытают второй смерти, то есть наказания вечной смертью, очевидно, потому, что они будут воскрешены к бессмертию. Третья и четвертая ссылки содержатся в Откр. 20:14 и 21:8, где вторая смерть отождествлена с озером огненным, в которое брошены дьявол, зверь, лжепророк, смерть, ад и все делатели зла. В данном случае озеро огненное названо второй смертью в том смысле, что оно осуществляет вечное уничтожение греха и грешников.

Значение выражения «вторая смерть» можно прояснить, исследовав его употребление в таргуме, арамейском переводе и толковании Ветхого Завета. В таргуме это выражение используется несколько раз для обозначения окончательной и необратимой смерти нечестивых. Согласно Страку и Биллербеку, в таргуме на Книгу Иеремии 51:39, 57 содержится пророчество против Вавилона, которое гласит: «Они умрут второй смертью и не будут жить в веке грядущем»50. Здесь вторая смерть — очевидный результат последнего суда, который не позволит нечестивым жить в новом мире.

В своем исследовании Новый Завет и палестинский таргум на Пятикнижие М. Макнамара приводит таргумы на Второзаконие 33:6, Книгу Исаии 22:14 и 65:6, 15, где термин «вторая смерть» используется для описания окончательной, необратимой смерти. Таргум на Второзаконие 33:6 гласит: «Да живет Рувим в этом веке, и да не познает он второй смерти, которой умрут нечестивые в веке грядущем»51. В таргуме на Ис. 22:14, пророк говорит: «Этот грех не будет прощен тебе, пока не умрешь второй смертью, говорит Господь Саваоф»52. В обоих случаях «вторая смерть» указывает на окончательное истребление, которое постигнет нечестивых при последнем суде.

Таргум на Книгу Исаии 65:6 пересекается с Откровением 20:14 и 21:8. Он гласит: «Наказание их будет в геенне, где всякий день пылает пламя. Вот, написано пред лицом моим: “Не дам им облегчения в жизни их, но совершу наказание за беззакония их и подвергну тела их второй смерти”53. Таргум на Книгу Исаии 65:15 в свою очередь гласит: «И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия, и Господь Бог поразит вас второй смертью, а рабов своих, праведников, Он назовет иным именем»54. В данном случае вторая смерть явным образом приравнивается к убиению нечестивых Господом, что говорит об окончательном уничтожении, а не о вечных муках.

В свете вышесказанного мы можем сделать вывод, что выражение «вторая смерть» используется Иоанном для определения природы наказания в озере огненном, а именно: наказания, которое в конечном итоге приведет к вечной, необратимой смерти. Как указывает Роберт Монс: «Озеро огненное означает не только суровое наказание, ожидающее врагов всякой правды, но также их полное и окончательное крушение. Это вторая смерть, то есть участь, которая постигнет тех, чье временное воскресение закончится возвратом к смерти и наказанию ею»55. Тот же взгляд с немалой долей красноречия выражает и Генри Алфорд: «Одних ждет вторая жизнь высшего порядка, других — вторая смерть низшего порядка. Как после второй жизни не будет смерти (Откр. 21:4), так и после второй смерти не будет жизни»56. Весьма остроумное определение «второй смерти» как окончательной, необратимой гибели. Истолковывать это выражение иным образом — как вечные муки или сознательное существование без Бога — значит игнорировать библейское значение «смерти» как прекращения жизни.

Заключение. Завершая данное исследование традиционного взгляда на ад как на место буквального, длящегося вечно наказания нечестивых, мы можем сделать три основных наблюдения. Во-первых, традиционная концепция ада основывается главным образом на дуалистическом взгляде на человеческую природу, который требует вечного бытия души либо в небесном блаженстве, либо в адских муках. Мы выяснили, что подобное верование чуждо библейскому холистическому взгляду на человеческую природу, согласно которому смерть означает прекращение жизни всего человека.

Во-вторых, традиционалистский взгляд основывается в основном на буквальном толковании таких символических образов, как gehennah, озеро огненное и вторая смерть. Подобные образы не подлежат буквальному толкованию, поскольку, как мы уже увидели, они метафорически описывают бесповоротное уничтожение зла и его приверженцев. Ведь озера заполнены водой, а не огнем.

В-третьих, традиционный взгляд не дает разумного объяснения справедливому суду Божьему, провозглашая нескончаемое Божественное воздаяние за грехи, совершенные за весьма непродолжительный срок. Доктрина о сознательных вечных мучениях несовместима с библейским откровением о любви и правосудии Бога. Этот вопрос мы рассмотрим далее в связи с нравственным значением вечных мук.

В завершение нужно сказать, что традиционная концепция ада была с готовностью воспринята в Средние века, когда большинство людей жили при автократических режимах деспотичных правителей, безнаказанно истязавших и уничтожавших своих подданных. В таких социальных условиях богословы могли с чистой совестью приписывать Богу неукротимую мстительность и неутолимую жестокость, которые в наше время рассматривались бы как качества поистине демонические. Современные богословские представления подвержены этическому и рациональному критицизму, который не приемлет нравственного своенравия, приписывавшегося Богу в прошлом. Наше чувство справедливости требует, чтобы воздаваемое наказание было соизмеримо совершенному злу. Традиционный взгляд не принимает во внимание эту важную истину, провозглашая вечное наказание за грехи, содеянные за краткую человеческую жизнь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь