Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структурные элементы дизайн-проектирования



 

    Дизайнер оперирует самыми разными средствами, чтобы достичь поставленной цели – создания проекта, отвечающего заданным условиям и построенного на принципах целесообразности, красоты и функциональности. Как уже было сказано, у различных видов дизайнерской деятельности складывается своя, специфическая палитра средств организации проекта. Но существуют базовые элементы, которые являются первичными «кирпичиками» в проектировании, теми начальными структурами, оперируя которыми в различных вариантах, дизайнер создаёт своё произведение.

    Важнейших структурных элементов немного: линия, форма, материал, цвет, композиция. Любое из этих простых понятий таит в себе большой внутренний резерв, огромную вариативность и многоплановость, позволяющую проектировщику выражать самые смелые идеи. Между этими элементами существуют внутренние связи, игнорирование которых практически невозможно в дизайне. Так, линия организует форму, форма зависима от материала и взаимосвязана с композицией, материал зачастую диктует цвет, цвет имеет линейные параметры, а всё вместе складывается в целостное композиционное решение объекта. Ни один из этих элементов нельзя изъять из проекта, не нарушив сам проект.

    Когда один человек объясняет другому, как пройти, допустим, к стадиону, он начинает жестикулировать, рисуя воображаемую схему продвижения. Если под рукой оказывается карандаш и блокнот, процесс объяснения значительно упрощается – схема становится реальным изображением. Этот простой и наглядный пример демонстрирует, насколько мы привыкли оперировать линией в обыденной жизни, как часто мы её применяем, не замечая и не вдаваясь в сущность того, что без линии нет не только простых видимых изображений, но и условно-воспринимаемых, воображаемых, осознаваемых мысленно.

     Линия является одним из самых первых элементов, освоенных человеком как средство изображения, выражения эмоций и замыслов – следовательно, как средство проектирования. Линия может быть длинной и короткой, ровной и неровной, толстой и тонкой, сплошной и прерывистой; горизонтальной, вертикальной или наклонной; динамичной и инертной, напряжённой и вялой. Она обладает эмоциональным зарядом, вызывая определённые ассоциации и психологические реакции: например, горизонтальная линия, ассоциируясь с далеко просматриваемым пространством, горизонтом, - умиротворяет; зигзаги вызывают чувство исходящей опасности («умный в гору не пойдёт…») и т.д. (рис.1). «Выразительные качества линий широко используются дизайнером при решении композиционных задач, а также в декоративном оформлении интерьера и предметов обихода» [11, с. 32].

 

Рис 1. Линии, выражающие различные эмоции.

 

    Линия – это абрис, контур, граница объекта относительно окружающего пространства. Замкнутая линия образует контур формы, которая при применении дополнительных изобразительных приёмов может стать плоской или объёмной. Родоначальник абстрактного искусства и преподаватель Баухауза Василий Кандинский посвятил исследованию свойств линий значительную часть своей творческой жизни, справедливо полагая, что они являются одним из важнейших элементов построения изображения: «В то время как прямая (линия) является полным отрицанием плоскости, кривая несёт в себе ядро плоскости.… И прямая, помимо прочих своих свойств, где-то хранит глубинное желание создать плоскость: претвориться в более компактную, замкнутую в себе сущность» [7, с. 136-137].

    Как структурный элемент дизайна, больше всего взаимосвязей линия имеет с формой (рис. 2). Форма – это вещественное выражение замысла, она имеет множество характеристик по самым различным параметрам:

- по собственным свойствам – размер, масса, вид, цвет, текстура, целостность;

- по отношению к окружающему пространству – объём, протяжённость, устойчивость, динамичность, масштаб, доминантность;

- по свойствам поверхности - фактурность, красочный слой, декор, глянцевость, брутальность;

- по свойствам восприятия – лёгкая, тяжёлая, мощная, неустойчивая, неподвижная, хрупкая, ясная, обтекаемая;

- по структурному строению – сложная, дробная, составная, комбинированная, компактная;

- по взаимоотношениям с человеком – сомасштабная, архитектурная, предметная, природная, техногенная, агрессивная, гармоничная.

Этот ряд свойств формы можно продолжить относительно каждого вида дизайн-творчества.

                          

                             

Рис. 2. Примеры форм светильников.

 

    Анализ различных предметных форм, складывающихся сначала стихийно, а затем подвергшихся промышленной «переработке» и продолжающих развиваться, явственно демонстрирует, что форма всегда перевоплощается в строну облегчения, фактического или зрительного, но практически никогда не стремится в обратном направлении. Это наглядно прослеживается на примере развития формы утюга или чайника, автомобиля или вагона метро. Тяжелой форма воспринимается за счёт массивности, темного цвета, шероховатости, матовости, монолитности, угловатости; лёгкой – за счёт глянцевости, приподнятости, светлых тонов, прозрачности, обтекаемости. Зрительного облегчения формы позволяют добиваться современные технологии и материалы – в архитектуре, средовом и промышленном дизайне.

    Термин «форма» имеет в дизайне два смысловых оттенка: форма как вещественное, осязаемое воплощение проекта; форма как направленность проектирования. Во втором смысловом значении форма имеет триединую основу:

- функциональную (или утилитарную) форму, определяемую предназначением предмета или каждодневными потребностями человека;

- конструктивную, основывающуюся на свойствах материалов, закономерностях работы предмета, особенностях его внутреннего устройства;

- эстетическую, воплощающую стиль эпохи, моду, личный художественный вкус дизайнера или художественную концепцию фирмы-изготовителя.

    Являясь объектом предметного мира, форма прочно связана с материалом. Материальность – основное и неотделимое свойство формы в дизайне. Каждый материал имеет свой набор свойств, обуславливающих в той или иной мере форму предметного воплощения. В каждом виде прикладного творчества имеется дисциплина «материаловедение», позволяющая оценивать свойства материалов с точки зрения их воплощения в готовом изделии.

Материалы обладают фактурно-текстурными характеристиками, структурой, пределами сжатия и растяжения, хрупкостью, эластичностью, твёрдостью. Материал имеет собственный цвет, а также способность принимать или не принимать красочный слой. Он может поддаваться термической обработке или не переносить перепадов температуры… Короче говоря, материал – это та категория, которая позволяет дизайнеру реализовать идею. Постоянно совершенствующиеся технологии и развитие органической химии «растягивают» свойства одного материала до свойств другого: небьющийся фарфор, гнущееся стекло, водоотталкивающее дерево, металлокерамика, стеклобетон. Эти возможности материалов расширяют свободу творчества дизайнера, позволяя создавать новые формы.

На обиходном уровне люди тесно общаются с материалами - строительными, отделочными, чертёжными, живописными, учебными и т.п. «Домашнее» проектирование, как хобби, как воплощение потребности или необходимости, незаметно захватывает человека, заставляя совершенствовать окружающий мир и себя.

Одно из свойств материала – цвет – является самостоятельной структурной единицей дизайна. Эта характеристика неотделима от понятия «свет», т.к. цвет – это отражённые от предметов световые лучи с разной длиной волны. Способность предметов поглощать или отражать (в различной степени) световые лучи обеспечивает то разнообразие цветовых тонов и полутонов, оттенков и нюансов, которое выявляет богатство форм окружающего пространства, позволяет визуально оценивать расстояния, определять гармонию и дисгармонию цветосочетаний, воздействовать на восприятие зрителем различных художественных и дизайнерских произведений. Цвет предмета – понятие комплексное, он зависит от:

- собственного цвета материала;

- свойств материала по отношению к красочному слою;

- свойств краски, нанесённой на поверхность предмета;

- освещения;

- соседних цветов;

- интенсивности, яркости и насыщенности цветового тона;

- фактуры и текстуры материала.

    Свойства цветосочетаний дизайнер использует в создании предметов, привлекательных для потребителя, поскольку цвета имеют различное психофизиологическое воздействие на человека. Эти свойства цветов использовались с древних времён, позволив создать цветовую символику, каноны цветосочетаний в религии. Подметив свойства одного цвета возбуждать психику (красный), другого – умиротворять (синий), третьего настраивать на торжественный лад (золотистый), человек умело использует эти знания и на обиходном уровне. Цвет является естественной формой общения, несмотря на некоторые различия в его символике в разных странах (например, в Европе и России белый цвет – символ чистоты и свежести, а в Японии – цвет траура, но и бессмертия). Многие учёные и художники исследовали свойства цветов, определяли закономерности их сочетаний, выявляли их соответствие другим видам искусства (да Винчи, Гёте, Ньютон, Мане, Чюрлёнис, Кандинский). Цветоведение, как теоретическая и практическая дисциплина, необходима в подготовке дизайнера.

 

Рис. 3. Варианты создания различных композиций из одних и тех же элементов.

 

    Идея, родившаяся на бумаге в линейном выражении, обретает вид проекта в форме и цвете, затем воплощается в материале. Весь комплекс усилий оказывается напрасным, если идея лишена композиции. «Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве» [11, с. 77]. Композиция в дизайне – это важнейшая формообразующая категория, обладающая объёмно-пространственной структурой, тектоникой, масштабом, пропорциями, ритмом, колоритом. Ей присущи также симметрия (асимметрия), динамика (статичность), контраст (нюанс), напряжённость (спокойствие) (рис 3).Всё перечисленное является также основными категориями создания любого произведения искусства – музыкального, танцевального, живописного, скульптурного. Иными словами, композиция – это творческое, оригинальное, продуманное расположение отдельных элементов в заданных плоскости, объёме, пространстве. Графический дизайнер создает, как правило, плоскостную композицию, предназначенную для обзора только с одной, «лицевой», стороны. Дизайнер, занимающийся созданием предметной среды, оперирует свойствами объёмной композиции, его произведение можно рассмотреть со всех сторон. Дизайнер средовых пространств проектирует объёмно-пространственную композицию - интерьер, площадь, парк, - и зритель находится внутри неё. Композиция может быть также протяжённой во времени - например, танец или кинофильм. Как результат построения целого, как произведение искусства, композиция не должна иметь внутри себя случайных или неважных составляющих.

      Близок к композиции по смысловому значению термин «компоновка» - «процесс поиска оптимальных соотношений различных элементов формы и пространственного объединения их в единое целое, а также результат этого процесса» [12, с. 22]. Компоновка понимается более широко, нежели композиция, и охватывает значительный блок разновидностей созидающей деятельности. Компоновка чертежа на листе, книги, рекламной страницы… На обиходном уровне мы часто что-то компонуем: вещи в отпускном чемодане, принадлежности рабочего стола, порядок дел на следующий день и т.д. Очевидно, что «компоновка» - это ещё и «организация», в значениях размещения частного в целом, улучшения вида и формы, планирования деятельности.

      Таким образом, прослеживается внутренняя связь от художественного термина «композиция» через практическую «компоновку» к почти всеохватной «организации». Эта цепочка в некоторой степени раскрывает сущность дизайна как вида творчества в очень широком диапазоне занятий и профессий. «В этом смысле дизайн близок, например, к менеджменту: менеджер планирует ситуации, а дизайнер - их обстоятельства»*. Дизайн не как модное направление искусства, а как форма творческого, проектировочного подхода к различным видам деятельности, как результат воспитания проектного мышления – вот цель дизайнерского образования.

 

Проектная культура

 

    Прежде чем переходить к вопросам практического наполнения дизайнерской деятельности, необходимо определиться с термином «проектирование». Проектировщик в узком смысле – человек, организующий пространственно-конструкторские формы чего-либо: архитектор, конструктор. Но каждый человек в силу различных потребностей периодически занимается проектированием, если не на рабочем месте, то в вопросах организации собственной жизни. Мы планируем учёбу и отдых, работу и отпуск, проектируем семейный бюджет (со сметой расходов) и мн. др. Проектирование является частью нашей повседневной жизни, распространяясь на многие сферы деятельности. Этот круг постоянно расширяется: плановики, учёные, политики, администраторы, турагенты, экономисты, законодатели...

Таким образом, проектирование является реальностью нашей жизни и содержанием многих видов деятельности, формируя особый тип мышления человека – проектное мышление. Это культура мышления творческого типа; она, в свою очередь, формирует феномен, интегрирующий различные знания и навыки в реальные формы деятельности - проектную культуру. Если подходить к вопросу подготовки специалиста любой профессии с точки зрения формирования в его сознании именно такого, проектного, подхода к будущему делу (именно таково требование времени), то в первую очередь надо говорить о подготовке специалиста – субъекта культуры вообще, и носителя проектной культуры в частности.

    Существует объективная необходимость смотреть на обра­зование с точки зрения практики, а на практику — с точки зрения образования. Это особенно важно еще и по­тому, что дизайнерское образование, являясь идеальной мо­делью проектной культуры, становится удобным объектом для исследования и теоретического моделирования обучения любой профессии.

Понятие проектной культуры родилось в конце 70-х - нач. 80-х годов, когда Королевский колледж искусств Великобритании (одно из самых уважаемых в мире учебных заведений подобного профиля) выступил с поисковой програм­мой «Дизайн в системе общего образования». «Принципиаль­ным результатом этой программы явилось обнаружение, наряду с гуманитарной и технической культурой, «третьей культуры», наличие которой до сих пор не осознавалось просто потому, что ею пренебрегали, она не имела адекватного наименования, и ее содержание не было сформулировано. ««Третью культуру» специалисты колледжа искусств Великобритании предложили назвать «дизайном с большой буквы» и опреде­лить ее как совокупный опыт материальной культуры и со­вокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощен­ный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения» [14, с. 7]. Открытие дизайна в качестве «третьей культуры», занимающей как бы срединное положение между технической и гуманитарной культурой, произвело переворот в представлении об образовании. В этом «… расширенном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования» [6, с. 24]. Подобный подход к дизайну может поставить его в один ряд с базовыми науками, играющими важнейшую роль в высшем профессиональном образовании.

 Наиболее очевидным подтверждением важной роли ди­зайнерского образования в проектной культуре могут слу­жить примеры Баухауза, ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, Ульмской высшей школы дизайна, которые были не только школами по подготовке кад­ров, но и центрами формирования и распространения опре­деленной проектной культуры: стиля, метода формообразо­вания, методологии, образцов профессионально­го мышления, поведения и мастерства.

    Что касается традиционного понимания дизайна как художественно-проектной деятельности, то все виды дизайна объединяет общая «генеральная линия» – создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека. Семейство «дизайнов» (графический, промышленный и т. д.) имеет чёткие внутренние взаимосвязи, позволяющие интегрировать знания из многих областей в средовой дизайн. Именно на стыке различных «дизайнов» рождается синтез средств и методов отдельных видов творчества при решении конкретной проектной задачи средового дизайна.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь