Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие жанра детской сказки в 1960-1990 годы.



Время, наступившее после смерти Сталина, точнее, после XX съезда КПСС, на котором Хрущев развенчал «культ личности», и по начало 60-х годов получило название «оттепели». За недолгие годы рубежа первых послевоенных десятилетий успело сформироваться поколение людей, мыслящих гораздо более свободно, чем их отцы. Они стали создавать свою культуру, отчасти принятую властями, а отчасти не принятую, неофициальную. В литературе эти два потока -- официальный и неофициальный -- тесно взаимодействовали, так что в выходивших в свет произведениях вдумчивый читатель улавливал в подтексте то, о чем в неопубликованных, отвергаемых произведениях говорилось впрямую. В неофициальном потоке происходило самоочищение «организма» литературы от засилья старых художественных канонов. Подобные «бунты» случаются периодически и чаще всего принимают форму пародий на устарелые образцы'. Литературный процесс в 60-80-е годы шел в целом очень активно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками. Разумеется, невиданно возросшее количество детских писателей. Вместе с тем 60-80-е годы -- период противоречий между административно-идеологическим управлением культурой и свободно складывающимся литературным процессом. Подспудное накопление этих противоречий привело к завершению очередной литературной эпохи. Это был период создания целой империи детской книги -- исключительного по мощности, многообразию и сложности феномена культуры детства. Русская детская литература рубежа XIX–ХХ вв. Сказка «серебряного века» для детей (А.М. Ремизов, Н.К. Рерих, Ф.Сологуб, Л.Чарская). Произведения А.Н. Толстого для детей («Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», «Приключения Буратино»). Тема детства в произведениях М. Горького и А.И. Куприна. Русская детская литература второй половины ХХ в. Сказки 1960– 1990-х гг. для детей (Н.Н. Носов(«Приключения Незнайки и его друзей» «Незнайка на луне», «Винтик, Шпунтик и пылесос», ), С.В. Михалков(«Три поросёнка», «Заяц-симулянт»), Э. Успенский(«Простоквашино», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Меховой интернат») и др.).

 

48. Научно-художественная и научно познавательная литература для детей 1960-1990-х гг.

Интенсивно развивается н-х и н-п лит-ра для детей.

М.Ильин (Илья Яковлевич Маршак) вошел в лит-ру в 20-е годы став начинателем научно-популярного очерка об окруж. мире. Еще до ВОВ появились его знаменитые книги: «Сто тысяч почему», «Рассказы о вещах», «Рассказ о великом плане», «Как человек стал великаном»; после войны выходят написанные в соавторстве с Е. А. Сегал «Рассказы о машинах» и «Рассказы о том, что тебя окружает». Ильин разработал форму простого и в то же время точного научного изложения, осуществив первый опыт популярной энциклопедии для детей.

В 60-е годы популярностью пользуется тема природы. Традиции познавательной прозы развивает в своих книгах «Про деревья», «Про птиц», «Про зверей», « Как звери и птицы к зиме готовятся» и многих других Геннадий Яковлевич Снегирев. Его книги обращены к самым маленьким читателям, поэтому они невелики по объему (иногда в несколько строчек), в рассказах дается емкий, выразительный и поэтичный «портрет» животного, птицы, растения.

В мир зоологии вводит читателей Игорь Иванович Акимушкин, автор шеститомного издания «Мир животных», который объединяет приемы научного и худ-го изложения. В книгах «Разные звери», «Жил-был ежик» автор использует приемы беллетризации, обращаясь к традициям сказки, путешествия.

Книги Святослава Владимировича Сахарнова «Разноцветное море», «Подводные приключения», «Осьминоги за стеклом», «По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия» можно отнести к жанру рассказов бывалого человека. Много путешествуя, встречаясь с разными людьми, увлекаясь подводным плаванием, фотографией, автор умеет сочетать научность изложения с непосредственностью собственных впечатлений от увиденного и пережитого.

На собственных впечатления и опыте работы с животными в цирке основывает свои произведения Наталья Юрьевна Дурова, автор 30 книг для детей и взрослых. Умение выстроить занимательный сюжет, динамичность повествования о необычных артистах, наблюдательности и любовь к животным, постоянный самоанализ, необходимый при дрессуре, психологизм приближают рассказы Дуровой, вошедшие в книгу «Мой дом на колесах», к полюсу научно-художественной лит-ры.

Многолетний опыт работы с животными был и у Веры Васильевны Чаплиной, которая проработала почти всю жизнь в Московском зоопарке. Ей принадлежит часть проведения уникального эксперимента – организации «площадки молодняка», где были собраны и жили вместе, привыкая друг к другу, детеныши разных животных. Об этом она рассказала в своей первой книге «Малыши с зеленой площадки», после чего ею было написано еще немало книг: «Мои воспитанники», «четвероногие друзья» и др. Совместно с Г. Скребицким ею была написана книга «Беловежская книга». Одна из последних книг – «Малыш». Ее книги, как правило, основаны на реальных событиях и впечатлениях, проникнуты чувством любви ко всему живому, поэзией деятельного добра.

Георгий Александрович Скребицкий, писатель-натуралист, прозаик и поэт, в своих книгах передает поэзию природы, глубокий философский смысл общения с ней. Герои же книг ищут в природе ответы на важнейшие вопросы жизни, и природа оказывается для них подлинным учебником нравственности. Его книги «Простофили и хитрецы», «У птенцов прорастают крылья».

Автор более 20 книг для детей Николай Иванович Сладков был неутомимым экспериментатором. Начав с подражания В. Бианки («Подводная газета»), Сладков постепенно вырабатывает свою индивидуальную манеру, в основе которой сочетание фольклорных элементов с познавательным материалом и лирико-философским его осмыслением. Для стиля Сладкова характерна афористичность, метафоричность образов, разнообразие лексики, в которой просторечие соседствует с традиционными фольклорными формулами. В каждой книге автор придумывает необычные композиционные и оформительские решения. Одним из первых он обратился к жанру фотокниги; его книга «С севера на юг» построена как путешествие над огромной страной, как знакомство со всеми ее климатическими зонами и их обитателями.

Рассказы и сказки Эдуарда Юрьевича Шима – полюс научно-художественной литературы о природе. Каждое произведение писатель выстраивает как лирическую миниатюру, акцентируя ее воспитательное, а иногда и притчевое начало.

При всем многообразии индивидуальных поисков писателей, обращавшихся к природе в 60-80-е годы, всех их объединяет триединство: любовь к природе, познание и защита окружающего мира.

 

49. Произведения для детей конца 20 – начала 21 века. Игра и юмор в современной детской поэзии. Современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений. Одним из самых интересных культурных явлений второй поло­вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох (Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении). Каких же авторов выбирают современные дети себе в друзья и собеседники? Среди читаемых современных авторов можно назвать Е. Некрасова. Он пишет о том, как вместе с человеком растут его отвага, честь и желание сопротивляться разнокалиберным гадостям окружающего мира под лозунгом: «Если не я - то кто же?!». А. Веселов в своих повестях показывает, как общество превращает в моральных уродов мальчишек и девчонок из нищих «спальных районов». В. Гусев в фантасмагорично-весёлых произведениях пишет о том, как маленькие, но упорные и честные люди вновь и вновь разоблачают все проявления «мирового зла» и с бесстрашным озорством борются с взрослыми «хозяевами жизни», возомнившими себя всесильными. С. Сухинов поветствует о Рыцарях Света в джинсах и ветровках. С. Лукьяненко стал популярен благодаря своим печальным, но завораживающим «дозорам». Ученицы младших и средних классов увлекаются романами Ж. Уилсон, которые представляют собой своеобразные «энциклопедии жизни» для девчонок. А серия книг М. Бершадской «Большая маленькая девочка» учат их находить выход из сложных ситуаций. Дети разного возраста читают книги Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Цирк в шкатулке», «Сказки для Марты». Очень популярны стали книги серий: "Детский детектив" (К. Кин, А.Хичкок, Э. Блайтон и др.), "Школа в ласковой долине" Ф. Паскаль. С удовольствием читают произведения: «Время всегда хорошее», «Я хочу в шк олу!», «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Облачный полк» Э. Веркина, "Призрак сети", "Телепат", "Потапов, к доске!", «Костя+Ника=», «Узник зеркала» Т. Крюковой, «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» М. Вишневецкой и др. Подросткам и старшеклассникам, кроме книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, нравятся произведения Х. Мураками, П. Коэльо, Э. Райс, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Булгакова, Р. Бернса, японская поэзия хокку, энциклопедии и жизнеописания замечательных людей и др. Кроме признанных классиков читают и стихи А. Усачева, С. Белорусеца, М. Яснова, С. Михотина и др. И только малыши по-прежнему читают А. Пушкина, А. Волкова, Г. Остера, Э. Успенского и др. Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Поэтому все чаще современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет», на которых выросло несколько поколений. По русским народным сказкам и сказкам Пушкина, стихотворениям Токмаковой, Барто, Благининой, Мориц, рассказам Драгунского учились жить, думать, фантазировать.

 

50. Гарри Поттер- это НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КАТЕГОРИЮ ДЕТСТВА. Дети предстают здесь не как образцы идеальности и невинности. Детство в Г.П. не волшебный мир,в который взрослым хочется вернуться, а трудный с массой своих проблем период жизни человека. Детские характеры в Г.П. поражают своей сложностью. Книга Г.П. не просто позволяет детям оказаться в волшебном мире, быть наблюдателем волшебных приключений, но всем своим содержанием повествует о перепетиях и сложностях их детского мира, особенностяхдетской субкультуры. Дж. Роулинг показала становление сильного характера и яркой лисности 11-летнего мальчика. Наивность,доброта,человеколюбие и мужество умещаются в маленьком ребенке. Он стойко сносит все оскорбления Дурслей( опекунов),не жалуется на жизнь и радуется любой счастливой минуте(здесь автор показывает, что Г. П. это в первую очередь ребенок,а не боред со злом). Эта книга стирает границы между возрастами и становится особой философией.
В отличие от укоренившейся ТРАДИЦИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ противопоставляя мир взрослых и детей Дж. Роулинг делает взрослых полноправными участниками волшебных приключений,но лишь тех взрослых,которые способны верить в чудеса и использовать их в повседневной жизни.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь