Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историко-культурная ситуация на рубеже веков. Основные философские и художественно-эстетические системы периода.



Декаданс как культурологическая категория и тип творческого мировидения.

Упадок. Франция, 80-е гг. XIX в. Введен в обиход поэтом-романтиком Теофилем Готье. Журнал "Декаданс". Пессимизм, отчаяние, усталость. Культ "чистого искусства", индивидуализм. Представители символизма, "парнасцы", ранние модернисты, натуралисты.

Влияние: Артур Шопенгауэр ("мировая воля", управляющая человеческими судьбами, неотвратимость зла и страдания, предопределённость социального неравенства, познание мира через искусство, духовный мир), Фридрих Ницше ("Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", расизм, "сверхчеловек", "мир – средство к новым войнам").

Представители: Оскар Уайльд, Поль Верлен, Райнер Мария Рильке, Артюр Рембо, Стефан Малларме.

"Парнас" – сформировалась в 50-х гг. XIX в. (Леконт де Лиль, Теодор де Банвиль, Катулл Мендес). Культ формы, объективизм, "чистое искусство", техническая виртуозность стиха. Искусство – игра, забава. Прекрасное – антипод полезного. "Живопись, скульптура, музыка не служат абсолютно ничему" (Теофиль Готье).

Оскар Уайльд (1856 – 1900) – возглавил кружок декадентов в Оксфордском университете. Статьи "Упадок искусства лжи", "Перо, карандаш и отрава", "Истина масок". Не искусство отражает жизнь, а жизнь следует за искусством.

Предисловие к "Дориану Грею": художник – творец прекрасного, цель искусства – показать искусство и скрыть художника, отсутствие этических убеждений, искусство поверхностно и символично, "всё искусство бесполезно".

 

Реализм. Особенности развития реалистической литературы на рубеже веков.

Сложился в 20-30-х гг. 19 в. во французской и английской литературах (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер), 60-70-х – в остальных европейских странах.

Влияние: войны, диктаторские перевороты, революции, авангардизм и иррационализм, психоанализ Фрейда, экзистенциализм.

Особенности ХХ века:

· философско-интеллектуальная проблематика (в отличие от социально-бытовой);

· условность, обобщённо-символическое изображение;

· многообразие романных форм (социально-психологический, исторический, социально-политический, научно-фантастический, социально-утопический, сатирический), их взаимопроникновение;

· возрастает роль публицистики (Б. Шоу, Р. Роллан, Э. Золя);

· развитие драматургии (Г. Ибсен, Б. Шоу), притчи (Кафка, К. Чапек, Камю, Экзюпери);

· описательные формы → аналитические исследования (Т. Манн "Доктор Фаустус", "Волшебная гора"), эффект "отстранения" (Брехт), гротеск, фантастическое и условное моделирование (Булгаков), использование модернистских приёмов – "поток сознания" (У. Фолкнер), деформация, суггестивность, абсурд;

· появление массовой литературы;

· проникновение литературы в сферу бессознательного, подсознание, бессознательное и сфера инстинктов.

 

 

Импрессионизм

Французская живопись, 1860 – 1890-е гг. (Э. Мане, Э. Дега, К. Писсаро, О. Ренуар, К. Моне). Музыка – Равель, Дебюсси; скульптура (Роден).

Основные черты в живописи:

· обилие света, пленэрность;

· акцентирование постоянных изменений, "переходных" состояний природы;

· фиксация впечатлений и ощущений;

· обогащение цветовой палитры различными оттенками;

· компоновка картины по принципу моментального снимка;

· техника мелких точек и мазков;

· преимущественный интерес к пейзажу.

В литературе: Поль Верлен, Стефан Малларме (поэма "Послеполуденный отдых фавна" – эклога (форма античной буколической поэзии), мимолётные ощущения, настроения и чувственные грёзы на фоне природы), братья Гонкуры (Франция), Райнер Мария Рильке, Г. Фон Гофмансталь (Австрия), Оскар Уайльд (Англия), Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский (Россия), Максим Богданович (Беларусь).

Стилистические особенности:

· фрагментарность, отрывочность повествования;

· внимание к деталям, нюансам в характере, явлении, предмете;

· импрессионистская передача света, колорита, состояния;

· зыбкость, недосказанность, неопределенность.

Поль Верлен: стихотворение "Искусство поэзии" (1874) – манифест импрессионизма – музыкальность, неопределенность образов, размытость тонов, красок, намеренная неточность слова. Эмоциональные эскизы, зарисовки, фрагменты. Аллитерация, внутренняя рифмовка. Односоставные предложения ("словесные мазки"). Сборник "Сатурнические стихотворения " – разделы "Офорты", "Грустные пейзажи".

Оскар Уайльд: сборник "Стихотворения" (1881). Мгновенность впечатлений, цветовая гамма (синий, золотой, серый), характерная для полотен французских импрессионистов.

 

 

Принципы:

· стремление к научному методу в творчестве;

· центральное понятие – природа;

· объективность искусства, не приукрашивать;

· отказ от оценочных категорий, только констатация фактов.

· тщательное и всестороннее изучение и изображение предмета;

· экспериментальный метод в литературе – поместить человека в определённую социальную среду, понаблюдать за его реакциями и описать их;

· изображение истории общества как физиологического процесса – вопросы физиологии, патологии, наследственности.

· обращение ко всем явлениям действительности, нет "запретных тем".

Писатели: Эдмон и Жюль Гонкуры – роман "Жермини Ласерте" (предмет психологического анализа – простые люди), "Братья Земганно" (братья-циркачи). Эмиль Золя – роман "Деньги", цикл романов "Ругон-Маккары".

Влияние на литературу других стран: драматургия Г. Гауптмана (Германия), Дж. Мур и А. Моррисон (Англия), Х. Гарленд и Ф. Норрис (США, социальная тематика), веризм в Италии.

 

Характерные черты:

· разрыв с позитивизмом 19 века и традиционным мировоззрением христианской Европы;

· субъективизм, деформация мира или художественного текста;

· опора на идеалистическую философию;

· культ индивидуализма;

· формализм;

· утрата целостной модели мира

Модернизм / реализм: принципиальные споры, реалисты видели в модернизме проявление кризиса и распада буржуазной культуры.

Национальные разновидности: сюрреализм (Франция, Чехия), футуризм (Италия, Россия), имажизм, "поток сознания" (Англия), герметизм (США, Италия), витализм (Швеция), унанимизм (Франция).

Авангардизм:

· атмосфера бунта, ощущение пустоты и одиночества;

· революционизм, идея свободы;

· упрощение форм, карикатурность;

· развитие "низовых" жанров – пантомима, негритянский джаз, цирк;

· введение урбанистической тематики;

· новые принципы композиции;

· графическое оформление (отказ от пунктуации);

· свободный стих.

 

Дадаизм: предшественник сюрреализма, сложился в Швейцарии (поэт Тристан Тзара – "7 манифестов дада", "Приблизительный человек", "Песенка дада").

· абсурд, атмосфера скандала;

· отрицание, протест против всего;

· приёмы письма – дезинтеграция, фрагментация, монтаж;

· случайные образы, неожиданные ассоциации;

· пародийность;

· антивоенный характер;

· алогичность, иррациональность, бессмысленный набор слов и звуков, коллаж.

Сюрреализм: Франция, "Манифест сюрреализма" (1924, Андре Бретон). Слово впервые употребляет Г. Аполлинер.

· цель искусства – мир подсознательного;

· "автоматическое письмо", совмещение несовместимого;

· деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность;

· разделение предмета на составные части и их перекомпоновка, коллаж, отсутствие времени.

Имажизм: форма важнее содержания; подчёркивание коннотативного значения слова. Предчувствие катастрофы, человек – жертва века техники и цивилизации. (Р. Олдингтон, Э. Паунд).

 

Футуризм, кубизм: разрушение синтаксиса, создание "телеграфного языка", восхваление технического прогресса, риска и неукротимой энергии, нигилистическое отношение к культуре вообще (Филиппо Томмазо Маринетти – манифесты).

 

Литература «потерянного поколения»: авторы, тематика, проблематика и художественные особенности их произведений.

1920-е годы — период «сменовеховства» в литературе США. Он отмечен как разносторонним осмыслением историко-культурного сдвига, так и вступлением в права новой литературной генерации, представление о которой так или иначе ассоциировалось с образом «потерянного поколения». Эти слова (произнесенные по-французски, а затем переведенные на английский язык) приписываются писательнице Г. Стайн и были адресованы молодым людям, побывавшим на фронтах первой мировой войны, потрясенным ее жестокостью и не сумевшим в послевоенное время на прежних основаниях «войти в колею» мирной жизни. Прославил же сентенцию Стайн («Все вы — потерянное поколение») Э. Хемингуэй, вынесший ее в виде одного из эпиграфов на титульный лист своего первого романа «И восходит солнце» (1926).

 Однако смыслу этой, как оказалось, эпохальной характеристики суждено было перерасти «гамлетизм» неприкаянных молодых людей. «Потерянность» в широком смысле — это следствие разрыва и с системой ценностей, восходящих к «пуританизму», «традиции благопристойности» и т. д., и с довоенным представлением о том, какими должны быть тематика и стилистика художественного произведения. В отличие от поколения Б. Шоу и Г. Уэллса, «потерянные» проявляли ярко выраженный индивидуалистический скепсис в отношении любых проявлений прогрессизма. Вместе с тем мучительное осмысление «заката Запада», собственного одиночества, равно как и проснувшаяся ностальгия по органической цельности мира, привели их к настойчивым поискам новой идеальности, которую они формулировали прежде всего в терминах художественного мастерства. Отсюда и тот резонанс, который получила в Америке элиотовская «Бесплодная земля». Жестокости и хаосу мира способна противостоять «ярость» творческого усилия — таков подтекст хрестоматийных произведений «потерянного поколения», общими чертами которых являются трагическая тональность, интерес к теме самопознания, а также лирическое напряжение.

Мотивы «потерянности» по-разному заявили о себе в таких романах, как «Три солдата» (1921) Дж. Дос Пассоса, «Громадная камера» (1922) Э. Э. Каммингса, «Великий Гэтсби» (1925) Ф. С. Фицджералда, «Солдатская награда» (1926) У. Фолкнера, «И восходит солнце» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) Э. Хемингуэя. К ним следует отнести и романы, изданные в Европе, но имевшие большой успех в США: «На западном фронте без перемен» (1929) Э. М. Ремарка, «Смерть героя» (1929) Р. Олдингтона.

Не все названные писатели приняли участие в войне (в частности, Фицджералд, Фолкнер), но и для них «потерянность» — факт более чем весомый: показатель заброшенности человека в историю, лишившуюся привычных контуров, и обостренной артистической восприимчивости.

Жестокость современности не могла не облечься в метафору войны. Если в начале 1920-х годов она трактуется достаточно конкретно, то к концу десятилетия становится олицетворением важнейшего измерения человеческого существования вообще. Подобное сцепление военного и послевоенного опыта под общим трагическим знаком в особенности показательно для романов, изданных в 1926—1929 гг., т. е. тогда, когда события прошлого состоялись как художественное событие и получили, по выражению одного из современников, статус трагического «алиби»: человек постоянно находится в состоянии «военных» действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого — армия, бюрократия, плутократия. «Я рос с моими сверстниками под бой барабанов первой мировой войны, и наша история с тех пор не переставала быть историей убийств, несправедливости или насилия»,— писал позже А. Камю, словно видя в американских писателях 1920-х годов литературных предшественников экзистенциализма. Наиболее ярко о протесте против «норм» цивилизации в свете опыта Соммы и Вердена говорит Хемингуэй устами лейтенанта Фредерика Генри, центрального персонажа романа «Прощай, оружие!»: «Абстрактные слова, такие, как «слава», «подвиг», «доблесть» или «святыня», были непристойны рядом с конкретными названиями деревень, номерами дорог, названиями рек, номерами полков и датами».

Выражая неприятие системы ценностей, которая допустила бойню, и выспренности соответствующего этим ценностям литературного словаря, Хемингуэй намеренно проводит апологию своего рода примитива и нередко заявляет п себе как антиромантике. Однако подобная характеристика не должна ставить под сомнение его «антиромантический романтизм». В пользу этого говорят историко-литературные контексты его творчества.

С одной стороны, Хемингуэй, с одинаковым успехом творивший миф отверженного обществом героя и в своих сочинениях, и в жизни, бесспорно выступает фигурой байроновского масштаба и стиля. С другой — трагические «поиски абсолюта», о которых идет речь в хемингуэевском творчестве, разворачиваются не в свойственной для классического романтизма ситуации «двоемирия», а в постницшевском потустороннем мире.

Познание через отрицание, поиск идеала в разочаровании, иллюзия «соловьиной песни» сквозь «дикий голос катастроф» (Ходасевич), — вот те романтические приметы мировидения «потерянного поколения», которые помогают понять творческую зависимость писателей США 1920-х годов от их старших английских современников (Р. Киплинг, Дж. Конрад). Признание долга перед конрадовскими идеями «победы в поражении» и живописности стиля — лейтмотив творческой эстетики не только Хемингуэя, но и Фиццжералда.

Сопоставление романов этих писателей позволяет понять, каким образом разворачивался спор между двумя влиятельными версиями романтического мышления.

 

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц», «Планета людей» как выражение мировоззренческих и эстетических взглядов писателя.

"Маленький принц" был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи.

Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношенияСам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

То, что "Маленький принц" - сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). "Прообразом" литературной сказки "Маленький принц" можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра - сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор - это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны - это "микрозло", то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки.

Второй аспект темы зла можно условно озаглавить "макрозлом". Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет ("странными взрослыми"). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя - красоту души и сердца.

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

По своим художественным особенностям «Планета людей» (1939) близка к другим произведениям Экзюпери: и в «Южном почтовом», и в «Маленьком принце» присутствуют образы пустыни и звёздного неба; метафоры и сравнения порой перекликаются. Но в отличие от упомянутых книг «Планета…» не имеет традиционного сюжета: воспоминания о первых полётах чередуются в ней с рассказами об уроках и самоотверженности Гийоме; их сменяют очерки о старом сержанте и саха́рских приключениях, аварии в Ливийской пустыне и испанских впечатлениях. Каждый из очерков представляет собой самостоятельный законченный этюд; в то же время, будучи собранными вместе, они воспринимаются как единое произведение. Эту композицию, позволяющую свободно перемещать внутри сборника воспоминания и размышления, автор сравнивал «с ростом и развитием дерева».

Книга написана от первого лица. Экзюпери посвятил её одному из своих коллег-лётчиков — Анри Гийоме.

Человек раскрывается в борьбе с препятствиями. Пилот подобен крестьянину, который возделывает землю и тем самым исторгает у природы некоторые из её тайн. Столь же плодотворна работа лётчика. Первый полет над Аргентиной был незабываемым: внизу мерцали огоньки, и каждый из них говорил о чуде человеческого сознания — о мечтах, надеждах, любви.

Необычность творческого метода, используемого Экзюпери в «Планете людей», вызвала непонимание у некоторых критиков. Когда писателя упрекнули в отсутствии плана, он пояснил, что жёсткая схема в этой книге не нужна.

 

Характерные черты:

· многослойность, многосоставность, присутствие далеко отстоящих друг от друга пластов действительности, неразрывная взаимосвязь и взаимовлияние этих пластов;

· вычленение жизни биологической, инстинктивной и жизни духа;

· обращение к мифу как повторяющейся закономерности в жизни человечества;

· законченность, замкнутость концепции мироздания;

· особая трактовка времени – разрывы действия, перемещение в прошлое и будущее, ускорение или замедление действия в связи с субъективным ощущением персонажа;

· выделение "времени истории" и "времени личности";

· образ человека более объёмен, более широкое содержание;

· продолжение жанра "романа воспитания" (18 век);

· вопрос личной ответственности за всё, происходящее вокруг.

Томас Манн (1875 – 1955): "Волшебная гора" (1924) – перед первой мировой войной, столкновение дистиллированной духовности и разгула инстинктов, болезнь как следствие распущенности, непозволительного разгула телесного начала.

"Доктор Фаустус" (1947) – на примере истории музыки – идеи о кризисе европейского гуманизма, возврат личности к мистическому, элементарному, инстинктивному, иррациональным сторонам жизни. Идея "середины" – посредничество человека между сферами духовного и инстинктивного, противоположные начала (болезнь – здоровье, хаос – порядок, добро – зло). "Роман конца" (по определению автора) – образ обрыва, взрыва, предела; конец искусства и человечества. Параллельный монтаж – исторический роман и роман-биография. Прототип главного героя – Ницше (совпадение биографических фактов, цитаты из дневников и автобиографии Esse Homo). Дьявол – доцент и критик, друг Эсмеральды, alter ego героя.

 

 

40. Т. Манн «Доктор Фаустус». Философия и музыка, образ современной Германии, ницшеанские мотивы и мифологема Фауста в романе.

Доктор Фаустус — роман, написанный Томасом Манном, начатый в 1943 году и изданный в 1947 году под названием «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом»("Das Leben des deutschen Tonsetzers Adrian Leverkühn, erzählt von einem Freunde"). В романе описывается жизнь вымышленного персонажа, Адриана Леверкюна, с раннего детства до скоропостижной смерти.

Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. В то время как Леверкюн, вдохновляемый демонами, приближается к своему судному дню, немецкое общество берёт политический курс на нацизм. Описанная в XXII разделе композиторская техника Адриана Леверкюна повторяет в редуцированном виде постулаты додекафонной техники австрийского композитора, главы нововенской школы Арнольда Шёнберга. Однако было бы неверно считать Шенберга прототипом Леверкюна, чья биография перекликается с биографиями многих выдающихся личностей, а в идейном отношении соотносится не с одним или несколькими реально существовавшими людьми, а с судьбой немецкой культуры в целом, как ее воспринимал Манн в годы Второй мировой войны.

Полное название - «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В романе проведен анализ духовной несостоятельности ответственности буржуазной интеллигенции за трагические события 20 века, связанные с фашизмом. Автор увидел в частной судьбе современника отражение судьбы Германии. Гибель Леверкюна - это отрицание Манном судьбы фашистской Германии.

Главный герой - Адриан Леверкюн, предстает в виде очень сложного образа. Это композитор, новатор в музыке, и в послесловии Манн отдельно оговаривает то, что теорию музыки он заимствовал у композитора Шенберга. Семантическое поле романа широко: это и психология, и философия, и музыка, и история. Это роман-энциклопедия немецкой жизни начала 20 века.

Проблемы в романе:

1) осмысление судьбы искусства в 20 веке.

2) философия музыки.

3) мифологема Фауста, интерпретация традиций сюжета, Леверкюн как синтез двух образов - Фауста и Мефистофеля.

4) осмысление судьбы Германии.

5) ницшеанские мотивы. Этот роман называли «ницше-романом», некоторые даже считали, что прообразом Леверкюна является именно Ницше. Хронология событий жизни обоих совпадает: Ницше тоже болел и тоже послал сватать девушку. Но Манн не утверждает образ Ницше, а опровергает его гибелью Леверкюна. По его выражению, «если истинны слова "по плодам их узнаете их", то для Ницше нет оправданий».

6) стилистические особенности образа-повествователя.

7) своеобразие психологизма романа - в период его создания Манн зачитывался Достоевским.

 

 

Виды:

· религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Н. А. Бердяев, Л. Шестов);

· атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Как литературное направление сформировался в годы Второй мировой войны (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр). Разочарование в возможностях человеческой личности, не сумевшей противостоять фашизму. Влияние на литературу – У. Голдинг, А. Мэрдок, Кобо Абэ. В начале века – влияние на творчество У. Фолкнера и Ф. Кафки.

Характерные черты:

· центральное понятие — экзистенция (человеческое существование);

· "абсурдный мир", нет Бога и идеалов;

· основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть;

· человек подчиняется судьбе-призванию;

· человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть);

· неспособность разума справиться с враждебностью бытия;

· абсолютное одиночество человека;

· индивидуальное сознание исследуется на уровне "жизни в себе";

· смерть как аргумент обречённости человека;

· постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Франц Кафка (1883 – 1924) – романы "Америка", "Замок", "Процесс" (не окончены), новеллы ("Превращение" и др.) Творчество считается наиболее характерным для модернизма. Состояние страха, обречённости, одиночества. Философия человеческого бытия, стоящего вне политики и классовых теорий. Невозможность добиться законности, справедливости. Неограниченная власть мистифицирована, калечит человека.

Стилистические особенности творчества:

· реалистический способ изображения – фантастическое центральное событие;

· сухой стиль прозы, схематичность персонажей;

· убывание" героя и личности в герое;

· объект изображения – "космос" внутренних сновидений, модель реального мира.

 

Стилистические особенности:

· Художественное произведение – коммуникативный акт: текст-автор-читатель.

· Многоуровневая организация текста, монтаж, фрагментарность, интертекстуальность (цитаты, заголовок, переработка тем и сюжетов, аллюзии, стилизация – Дж. Фаулз "Женщина французского лейтенанта" – манера письма писателей-реалистов 19 в.).

· Ирония, принцип игры, контрастность, гиперинформативность, коллаж, отсутствие грани между фактом и вымыслом, мистификация. 

· Отсутствие причинно-следственных связей, социально-психологическая детерминированность поведения, отсутствие чётких морально-этических принципов и оценок. Интернизация (хаотичное, разорванное сознание) личности, ассоциативно-рефлекторное восприятие мира.

· Усложняется языковая структура романов – лексика (табуированная, неологизмы, вульгаризмы, заимствованные слова), синтаксис.

Писатели: Умберто Эко, Джон Фаулз, Хулио Кортасар "Игра в классики", Хосе Луи Борхес, П. Зюскинд "Парфюмер".

 

 

Характерные черты:

· одновременно воинственное и пораженческое настроение;

· человек, повернувшийся внутрь себя;

· источник истины и свободы в глубине сознания;

· способ самоустранения от общественных норм и обязательств;

· ориентация на экзистенциализм;

· "beaten", "beatitude", "beat";

· "верующее" поколение (в противовес "потерянному"), восточные религии;

· экспериментальная установка в искусстве и жизни;

· культ эмоциональности, непосредственности в жизни и искусстве;

· стихи часто исполнялись вслух, в сопровождении джаза;

· попытки достичь синестезии, соединив выразительные средства слова, музыки, живописи.

Хи́ппи – молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960 – 1970-х гг., протест против общепринятой морали через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: "Make love, not war!", что значит "Занимайтесь любовью, а не войной!".

В 40-х — 50-х годах XX века в США среди представителей "разбитого поколения" (битников) существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики, жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами.

Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, и использовали лозунг "Flower Power" ("сила", или "власть цветов"), их стали называть "дети цветов".

Джек Керуак (1922 – 1969): "король битников", романы на основе собственной биографии (20). Роман "На дороге" (1957). Создатель нового стиля "спонтанной прозы": "На дороге" – 120 000 слов, из знаков препинания почти только тире, на 30-метровом рулоне бумаги. Джазовая свобода, импровизация, разрушение логического строя.

Аллен Гинзберг (1925 – 1997): поэма "Вопль" – поэтический манифест битнического авангарда, "печальная комедия из безумных фраз и бессмысленных образов". 4 части, 1-я часть – 78 строк – 1 предложение. Сборник "Сэндвичи реальности" (1963).

"Чёрный юмор" – школа возникает в начале 60-х, определение дано журналом "Тайм". Синонимы – "апокалиптический роман", "проза кошмаров", "металитература".

Характерные черты:

· называли себя "постэкзистенциалистами";

· сюжет образован алогичным сцеплением эпизодов, как правило, фантастичных;

· персонажи нарочито условны;

· нарушение связи между психологической характеристикой и поступками персонажей;

· язык условен, усложнен;

· сквозной и наиболее употребительный приём – пародия.

Джон Барт (1930 – ): писатель, литературовед, университетский преподаватель и критик. Роман "Плавучая опера", "Конец пути", рассказ "Потерянный в лабиринте смеха" – человек теряется в отражениях кривых зеркал, исчезает, превращаясь в сумму масок.

Уильям Берроуз (1914 – ): книга "Голый завтрак" (опубликована в Париже в 1959 г., в США – в 1966 г.) – "момент остолбенения, когда каждый видит, что у него надето на вилке". Основной композиционный приём – монтаж.

 

 

Историко-культурная ситуация на рубеже веков. Основные философские и художественно-эстетические системы периода.

После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Европа вступила в долгий период мира и процветания. Началась империалистическая эпоха, когда европейские державы состязались в размерах и богатстве своих колониальных владений, и новый империалистический хищник, Германия, быстро наверстывала по всему миру упущенное в предыдущий период. В эти годы возникают новые отрасли промышленности, начинается долгий экономический подъем мирового хозяйства. Завершился этот период довольства и стабильности неожиданно для современников в августе 1914 года началом Первой мировой войны, которая закончилась в 1918 году, после революции в России и поражения Германии.

Политика, культура и наука. Рубеж веков с политической точки зрения — эпоха перехода от классического капитализма XIX века к тоталитарным режимам и буржуазной демократии века ХХ. Культурное лицо эпохи определяли процессы, шедшие в основе империалистического общества. Это переход к массовому конвейерному производству ("фордизм"), интенсификация экономической и социальной областей, нарастание отчуждения во всех сферах жизни. Наука превращается в движущую силу развития общества.

Рубеж XIX-XX вв. — новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Первыми внутренний трагизм, несоответствие между видимостью и сутью явлений стали ощущать художники. Литература и искусство улавливали глубинный процесс кризиса в социальной и духовной жизни общества. Как всегда, в кризисные, переломные исторические моменты происходит переосмысление ценностей, рушатся прежние идеалы.

Как результат, во всех областях общественной жизни формируется декаданс. Помимо термина декаданс, к искусству этого периода исследователи также применяли термины модернизм, авангардизм, то объединяя их, то считая названиями разных нереалистических направлений. На сегодня наиболее приемлема точка зрения, согласно которой термин «декаданс» применим к нереалистическим явлениям в искусстве последней трети XIX в. - нач. XX в., а понятие «модернизм» и «авангардизм» применимы к этим же явлениям, начиная с 10-20-х г. XX в. Однако, если модернизм сложился в законченную художественную систему, литературно-художественный метод, то декаданс стоит воспринимать как культурологическую категорию, характеризующую состояние разнородных явлений в искусстве рубежа веков, как духовную почву эпохи, разрабатывающей миф о конце века.

Модернизм рубежа веков выразился в новом понимании истории, реальности и самого человека. В XX вехе не оправдавшиеся надежды на разумную волю человека, его гармоничное существование сменяются иронией и скепсисом. Затем, после катастрофы (первая мировая война) в умах воцаряется трагическое чувство реальности, которое становится сущностью эпохи модернизма. Точки зрения на хронологические рамки модернизма расходятся. По мнению одной группы исследователей, модернизм как система сложился уже в последнюю треть XIX в.; другие считают, что это был только стиль, предвестник нового направления, которое проявилось по-настоящему только накануне первой мировой войны. После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время социальных потрясений, с которыми человечество еще не сталкивалось: массовый геноцид, расправы ради утверждения политических идей (СССР, Германия, Италия). Временем окончания эпохи модернизма считается эпоха после 1945г. Отчасти потому, что после Хиросимы и Нюрнбергского процесса человечество окончательно избавилось от иллюзий на свой счет, отчасти потому, что после Второй мировой войны литература действительно становится иной.

Философские концепции эпохи: Прежде всего, следует отметить труды А.Шопенгауэра (Германия), который полагал, что мир – это стихийная мятежная воля. Приблизиться к познанию этого мира может лишь тот, в ком «эстетическая интуиция преобладает над рассудочным началом», т.е. художник. Ф.Ницше (учение которого стало духовной доминантой начала XX в..) сказал об этом времени: «Бог умер, а вместе с ним умерло представление о человеке самоценном, несущем в себе божью искру».

Основные идеи Ницше:

· Переосмысление ценностей, объединение мира под властью сверхчеловека (работы «Так говорил Заратустра» (1883), «К генеалогии морали»):

· Борьба с рабской моралью (христианство) и стадным инстинктом (гуманизм, демократия и т.д.).

· Стремление к новой культуре, которая может возникнуть там, где есть каста насильственного труда и каста труда свободного.

· Ключ к новому будущему — воля к власти.

О.Шпенглер В попытке найти идею, которая могла бы объединить мир, О.Шпенглер обращается к античности. «Закат Европы» (1918-1922), переосмысливает ее, противопоставляет «фаустовской эпохе».

А.Бергсон (Франция) создал учение об интуиции, как основном способе познания жизни.

З.Фрейд (Австрия) — теоретик психоанализа. Его теория открыла новый подход к религии, мифологии, эстетике, литературе. Философской основой модернизма стали идеи интуитивиста Бергсона, теория бессознательного Юнга, экзистенциализм Хайдеггера, игровая мифологема Хейзинги.

Карл Юнг — (Швейцария) - психолог, реформатор психоанализа Фрейда. Взгляды характеризуются десексуализацией представлений о художественном творчестве.

Хайдеггер Мартин (Германия) — философ-экзистенциалист. Экзистенциалисты ставят вопрос о смысле бытия, которое рассматривает сквозь призму бытия человека, открывающиеся ему в силу его смертности.

Шпенглер Освальд (Германия) рассматривает личность как исторически конкретное выражение культуры.

Хейзинга Йохан (Нидерланды). Особое значение в возникновении и развитии

культуры придавал игре, особенно для тех эпох, где поэзия включена в контекст жизни

общества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь