Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА В ДЕТСКОМ САДУ И СВЯЗЬ ЕЕ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ



 

Декоративная лепка в дошкольном учреждении — это созда­ние детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выпол­нять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта.

Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоратив­ной лепкой, используются ими при создании других видов леп­ных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Занятия декоративной лепкой связаны с рисованием. Рель­ефный узор прежде всего наносится на бумагу в виде предвари­тельного эскиза, затем эскиз переносится на пластину. Так вы­полняются декоративные пластины. Вылепленные фигурки раскрашиваются. Здесь опять используются знания, полученные на занятиях рисованием.

Для успешного овладения навыками декоративной лепки воспитатель использует предметы декоративно-прикладного искусства, и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей с народным твор­чеством, тем свободнее они смогут применять элементы деко­ративного оформления в своих работах.

Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхно­сти, а иногда и динамичность, которая имеет место в богород­ской игрушке (мишки-кузнецы, поочередно ударяющие моло­том о наковальню, клюющие куры, веселый дятел и др.).

Все предметы декоративно-прикладного искусства хранятся в шкафах педагогического кабинета. Они распределяются по промыслам и время от времени пополняются новыми предме­тами. В зависимости от воспитательных и образовательных задач педагог отбирает игрушки для своей группы и использует их для бесед, занятий по лепке и украшения групп.

Для детей младших групп нужно иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой.

Для средней группы нужно иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка, богородские точеные деревянные игрушки.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп до­ступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на за­мысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности де­тей в сюжетной лепке.

Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским на­родным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васне­цов, творчество которых основано на национальных традициях.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предме­тами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшен­ные орнаментом по типу изразцов.

В младшей группе детей знакомят с предметами народного творчества, но непосредственной связи с занятиями по лепке еще мало. Дети украшают свои изделия углубленным рельефом (палочкой наносят узор), затем задача усложняется и детям предлагают высокий рельеф (небольшие налепы на фигурку). Как правило, подобной техникой дети украшают угощение для ку­кол: печенье, пирожное, торт.

Уже эта первоначальная деятельность подводит детей к пони­манию того, что выполненную работу можно украсить, она ста­нет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает потребность в создании красивых изде­лий, формирует художественный вкус.

Побуждать детей к созданию красивых вещей — дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в стро­ительстве, технике и других областях производства. Поэтому буду­щие специалисты должны обладать художественным вкусом и чув­ством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий на ос­нове народного прикладного искусства.

Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбирать­ся в сочетании декоративных элементов в узоре и расположе­нии их на поверхности предметов.

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнамен­ты. И все они для каждого промысла специфичны. Так, в орна­менте дымковских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели — растительных. Если знакомить де­тей с различными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то они рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Ребенок 3—4 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятен на бумагу. Ему несложно стекой ритмично украсить вы­лепленные из глины фигурки: наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушка приобретает более эффектный и привлекательный вид.

Изделия народных мастеров оказывают положительное вли­яние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций к сказкам, рассказам. Таким обра­зом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам ком­позиционного решения скульптуры. Однако если детские сю­жетные работы сравнивать с тем, что делают народные масте­ра, то можно отметить общие черты.

Прежде всего народный мастер в своих работах отражает ок­ружающую жизнь, но делает это, логично соразмеряя объемы. И если композиционные закономерности монументальной или станковой скульптуры дошкольнику не всегда понятны, то мелкая народная пластика ему доступна. Она дает пример элементарно­го ритмичного расположения предметов. Работы дошкольников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных иг­рушек, приобретают стройность и ритм.

Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности. Орнамент, украшающий предмет, может быть ре­льефным или контррельефным, т.е. углубленным, нарисован­ным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногда просто нанесенным кистью, гуашью или ангобом без создания рельефа. Эти способы можно показать и детям.

Роспись ангобом — интересное для ребят занятие. Благодаря росписи изделие из глины оживает, становится выразительным. Роспись са­модельным ангобом хороша и тем, что получаются вещи, крашен­ные в два цвета (один цвет — фон, другой — узор), благодаря чему изделие выглядит сдержанно и строго, нет лишней пестроты.

Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условно­сти в передаче формы, цвета, в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности де­тей. В результате систематической работы ребенок приобретает на­выки не только условного решения формы, но и ее орнаменталь­ного оформления, например лепит солонку в виде цветка, украша­ет крылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками в виде рельефа или контррельефа. Причем каждый подходит к это­му по-разному. Один делает завиток из маленьких валиков глины, а другой ритмично располагает на форме маленькие диски.

Мыслительная деятельность ребенка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок дела­ет вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к не­обходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удаляя лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная им фигурка, он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы ис­править ошибку. Такие дети нуждаются в помощи воспитателя, он должен научить ребенка думать над способом изображения.

Большую сложность для дошкольника представляет и обра­ботка поверхности предмета, а именно украшение формы деко­ративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и рас­положения их в определенном ритме на поверхности предмета.

Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Понимание пластики в скульптуре детьми дошкольного возраста осуществляется очень медленно. Однако уже в старших группах дети начинают понимать красоту и плавность лепной формы.

Как уже отмечалось, народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2—3 фигур весьма сложно и доступно только детям старших групп. Ребенка нужно научить понимать связь между предметами и располагать их на подставке. Создавая компози­цию из нескольких фигурок, он мысленно рассуждает о ее со­держании, о тех средствах, которые должны помочь вырази­тельно расположить предметы по отношению друг к другу.

Не менее сложным является умение рационально планиро­вать свою работу. Для этого ребенку необходимо представить весь объем работы в целом, твердо знать, что именно он хочет изо­бразить, выделить отдельные этапы создания игрушки — рас­пределить глину для лепки основных форм в зависимости от "количества частей, обдумать способ лепки.

 Планирование работы может осуществляться лишь в том случае, если детей этому обучали уже в младшей группе, где они вы­полняли этапы работы под руководством воспитателя. В стар­шей группе дети уже могут работать самостоятельно, начиная создание образа с основной части лепки, т.е. от общего к част­ному. Кроме того, старший дошкольник сам организует свое рабочее место, раскладывает необходимые предметы: стеку, кусок глины, доску для раскатывания кома глины размашистыми дви­жениями, тряпочку.

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Мы ос­танавливались на этом при характеристике изделий различных народных промыслов. Умение лепить игрушки в разных стилях воз­можно лишь при полном понимании ребенком различия в изо­бражении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенно­стями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Обогащение детских представлений происходит разными пу­тями, в частности через творческие и дидактические игры. Кро­ме того, возможно рассматривание иллюстраций в книгах и спе­циально подобранных слайдов. Желательно также водить детей на выставки декоративно-прикладного искусства.

Целенаправленное знакомство с изделиями народных масте­ров должно начаться значительно раньше, чем это делается в практике. А чем раньше дети будут воспринимать народную игрушку, тем осознаннее они станут использовать ее элементы в своей изобра­зительной деятельности.

Под влиянием народной игрушки деятельность ребенка в об­ласти лепки приобретает активный творческий характер.

Творческие способности ребенка во время декоративной лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге для лепки с них декоративных пла­стин, блюд и подносов; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декора­тивного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов неде­коративного характера и сюжетную лепку.

В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интерес­ную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия.

Показывая детям игрушку, воспитатель может направить их внимание на раскрытие образа с точки зрения его выразитель­ности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», воспитатель рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыс­лах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые за­бавно раскачиваются на коромыслах.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изо­бражения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изо­бражаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Допустим, если способ изображения был показан во время лепки козла, то при изображении коня и других животных его показывать не следу­ет. Однако следует поговорить с детьми о том, каким способом они будут пользоваться во время работы.

Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изобра­жения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать та­ким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в раз­ных вариантах. Это даст возможность показать детям многообра­зие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработ­ке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тря­почки, а в некоторых случаях узор наносится и специальными печатками с сечениями в виде круга, треугольника, квадрата. Следовательно, работа над лепным орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

На занятиях по лепке дети получают определенную физиче­скую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки ма­териалов к занятию и в процессе работы с глиной. Перед лепкой глину нужно подготовить: размять, иногда очистить от при­месей — камней и палок, создать из нее определенную форму, потрудиться над обработкой поверхности. Кроме того, нужно привести в порядок место после лепки: очистить от глины дос­ку, станок, протереть стол мокрой тряпкой.

Во время рисования, аппликации, конструирования моменты трудовой деятельности тоже имеют место, однако на занятиях лепкой они приобретают иной характер по своему объему, что связано в первую очередь со спецификой материалов (глина, красители), которые влияют как на процесс работы, так и на результат деятельности ребенка.

Особый интерес для детей представляет обжиг изделий в му­фельной печи, который осуществляется воспитателем в присут­ствии детей. Они видят, как после обжига изделия превращаются в керамику. Детей удивляет изменение цвета изделия после об­жига, а также то, что предметы делаются звонкими, прочными и с ними можно играть, использовать при оформлении комнаты. Таким образом, результаты труда, затраченного ребенком во время лепки, могут быть применены и ребенком и взрослым.

Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к их работе. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все дей­ствия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, краси­вее, дать понять ему, что от него ждут именно этого.

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь